Анализ стихотворения Пророк Лермонтова

План

1.История создания
2.Жанр
3.Основная идея
4.Композиция
5.Размер
6.Выразительные средства
7.Главная мысль

1. История создания. Стихотворение «Пророк» было написано Лермонтовым в 1841 г., т. е. в последний год его жизни. В зрелом периоде творчества поэт все чаще обращался к серьезным философским проблемам. Одной из них была противостояние творца, гения обществу, его одиночество и непонимание. Замысел произведения основан на библейской истории пророка Иеремии. Одновременно стихотворение продолжает тему пушкинского «Пророка».

2. Жанр. «Пророк» — лирическая исповедь, рассуждение о судьбе безусловно правдивого человека, которого в силу своего несовершенства не понимает общество.

3. Основная идея стихотворения – трагическая и печальная история гения, который стоит значительно выше своих современников и из-за этого подвергается преследованиям и насмешкам. «Пророк» Лермонтова является дальнейшим развитием стихотворения Пушкина. Пророк, получивший от Бога дар четко различать добро и зло, пришел к людям, чтобы поведать им истину. Однако, общество, погрязшее в пороке, не признает и отвергает его. Разочаровавшись в людях, пророк вынужден вести одинокую жизнь в пустыне.

4. Композиция. Стихотворение можно разделить на три составляющих. В первой пророк, получая свой дар, стремится использовать его на благо людей. Но проповеди о любви и правде встречают резкий отпор со стороны толпы. Пророку не верят и осыпают камнями. Он решает покинуть неблагодарное общество. Во второй части описывается счастливая жизнь пророка в одиночестве, где ему «покорна» вся природа, внимающая его речам. Третья часть – продолжающийся конфликт с людьми. Пророк, изредка появляющийся в городе, стремится быстрее его покинуть. Его осыпают насмешками и ставят детям в пример его якобы гордость и печальную судьбу в изгнании.

5. Размер произведения – четырехстопный ямб, перекрестная рифма.

6. Выразительные средства. Прежде всего, Лермонтов употребляет устаревшие церковнославянские слова и выражения («судия», «каменья», «тварь земная», «град»). Это приближает стихотворение к библейским текстам и усиливает нравственное впечатление. Произведение настраивает читателя на торжественный лад. В остальном стихотворение написано простым доступным языком. Главная метафора – «страницы злоба и порока». Эпитеты лишены особой эмоциональности, они лишь дополняют описание («шумный град», «самолюбивая улыбка», «угрюм», «бледен»). Основное сравнение пророка с птицами также имеет библейское происхождение.

7. Главная мысль стихотворения заключается в разрабатываемой Лермонтовым теме противостояния поэта и толпы. Если пушкинский пророк собирался идти к людям с надеждой, то Лермонтов уже разочарован и не ждет от общества ничего хорошего. Он знает, что люди неисправимы. Никакие проповеди и увещевания не смогут пробудить в них тягу к добру. Попытка возможна, но она заранее обречена на провал. Не случайно пророка забрасывают камнями «все ближние». Ярко показан мотив одиночества человека, который значительно выделяется среди общества. Таким помнил Лермонтов Пушкина и таким же представлял себя среди современников.

Предложения интернет-магазинов