«Бунташный век»: народные движения в России во второй половине 17 века

Причины народных выступлений во второй половине XVII века

XVII столетие современники не случайно назвали «бунташным веком»: именно на этот период приходятся две Крестьянские войны, стрелецкие восстания, городские бунты, Соловецкое сидение. Несмотря на разнородный состав участников движений — крестьяне, посадские люди, казаки, старообрядцы — причины их выступлений имели общие корни:

— политика закрепощения властей. На протяжении второй половины XVI — первой половины XVII вв. происходило формирование системы крепостного права. Серия указов поступательно ограничивала права свободы крестьянского и посадского населения и завершилась принятием в 1649 г. Соборного уложения Алексея Михайловича.

— злоупотребления властей. В 40-е гг. XVII в. правительство в 3-4 раза увеличило цены на соль. Соль была тем продуктом, без которого не представлялось возможным заготовить еду впрок. Дорогой соли было продано меньше прежнего, и казна понесла значительные убытки. Народ начал голодать, в то время как тысячи пудов рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из-за дороговизны соли не смогли ее засолить. В конце 1647 г. соляной налог отменили, но предотвратить Соляной бунт правительство не смогло. В том же 1647 г. оно объявило о взыскании недоимок с населения за 3 предыдущих года.

В 50-е гг. XVII века царское правительство вело махинации с хлебом: передавало хлебные запасы Швеции в счет погашения русских долгов.

В 60-е гг. XVII века в условиях затянувшихся военных действий с Польшей правительство провело неумелую денежную реформу. Не имея запасов серебра, власти выпустили медную монету с принудительным курсом к серебряным деньгам. Сначала медные деньги пользовались полным доверием, но затем реформа превратилась в настоящую аферу: денежные мастера с Монетного двора не вынесли соблазна, покупали медь и производили для себя монеты. «Воровские» деньги наполнили страну, началось падение их цены. В начале 1662 г. за рубль серебра платили 4 медных рубля, в середине 1663 г. — 15 медных рублей. От резко обесценившихся денег страдали, прежде всего, люди, получавшие денежное жалование, солдаты и стрельцы, а также ремесленники и торговцы.

— войны во второй половине XVII в., которые неизбежно сопровождались ухудшением экономической ситуации в стране, ростом налогов, увеличением набора в армию «даточных» людей.

— церковный раскол, вызвавший движение старообрядничества и раскольничества как своеобразную форму социального протеста против властей.

 

Городские восстания

Центром движения посадских людей была Москва. 3 июня 1648 г. в Москве грянул Соляной бунт. Народ штурмовал ворота Кремля, разграбил двор главы царского правительства и инициатора денежной реформы боярина Б.И. Морозова, потребовав над ним  расправу.   В   Кремле   решили   пожертвовать   начальником   Земского   приказа  Л. Плещеевым, который 4 июня был выведен палачом на Красную площадь и растерзан толпой. Царю удалось спасти лишь Б.И. Морозова, срочно отправив его в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Восстание в Москве приобрело большой резонанс — волна движения летом 1648 г. охватила многие города: Козлов, Соль Вычегодскую, Курск, Устюг Великий и др.

Самые непримиримые и продолжительные восстания вспыхнули летом 1650 г. в Пскове и Новгороде, известные как «хлебные бунты». В обоих городах власть перешла в руки земских старост. Однако выборные власти в Новгороде не проявили ни стойкости, ни решительности и открыли ворота карательному отряду князя И.Н. Хованского. Псковичи же оказали правительственным войскам сопротивление. Осада Пскова длилась три месяца. В городе действовала Земская изба, распределявшая среди горожан хлеб, изъятый из боярских житниц. В связи с восстаниями был созван специальный Земский собор, утвердивший состав делегации для уговора псковичей. Они прекратили сопротивление только после того, как добились прощения всем участникам восстания.

Восстание в Москве в 1662 г., известное как Медный бунт, также сопровождалось погромами домов бояр и богатых купцов. Возбужденная толпа посадских людей, солдат и стрельцов осадила село Коломенское, где находился царь. Три стрелецких полка, защищавших царя и осуществлявших расправу с восставшими, стали своего рода гвардией и в последующие годы пользовались разнообразными царскими пожалованиями.

 

Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина (1670-1671)

Городские восстания свидетельствовали о кризисном состоянии страны. Вершиной его стала Крестьянская война под предводительством Степана Тимофеевича Разина (1670-1671). Зачинателями крестьянских войн и их предводителями с этого времени были представители донского казачества.

Уклад жизни на Дону имел свои особенности. Здесь отсутствовало землевладение, а следовательно, и помещики. Отсутствовали также воеводы: войском управляли выборные. Донская вольница привлекала внимание беглых из южных и центральных уездов Российского государства. Правительство, нуждаясь в услугах донских казаков, избегало конфликтов с ними и мирилось с неписаным законом: «С Дона выдачи нет», то есть беглых крестьян не возвращали их владельцам.

Жизненные ресурсы казаки черпали из рыбных промыслов и охоты. Кроме того, они получали от правительства хлебное жалование и порох. Это была своеобразная плата за оборону границ — казаки принимали на себя удары от набегов крымских татар и ногайцев. Казаки широко пользовались еще одним источником пополнения своих ресурсов: организовывали «походы за зипунами». Объектами их нападений являлись Крымский полуостров и южное побережье Черного моря. Во второй половине XVII в. возможностей для «походов за зипунами» стало значительно меньше. После ухода казаков из Азова, которым они владели пять лет (1637-1642), турки сделали крепость неприступной и закрыли выход в Азовское и Черное моря. В 50-60-е гг. XVII века казаки пытались перенести свои набеги на Волгу, Каспийское море, где грабили казенные и купеческие караваны, а также иранские владения. Так, в июне 1669 г. казаки под предводительством С.Т. Разина разбили иранский флот. Их добычей стали Дербент, Баку, Решт, Фарабат, Астрабат. Захваченные ценности разинцы обменивали на русских пленных, пополнивших их ряды.

Действия Разина на Волге и Каспии в 1667-1669 гг. представляли собой стихийные выступления казачества с целью материального обогащения. Однако с конца 1669 г. они приобретают организованный характер. Поход донского казачества в 1670 г. превратился в Крестьянскую войну против бояр и «начальных людей», но не против царя: царистские иллюзии среди восставших были еще сильны. Сам Разин распространял слухи о том, что с ним якобы находится царевич Алексей Алексеевич и патриарх Никон, бывший тогда в опале.

13 апреля 1670 года 7-тысячный отряд С. Разина овладел Царицыным. 22 июня в результате штурма занял Астрахань. «Начальные люди», воеводы, дворяне были убиты; документы астраханского воеводства сожжены. Управление городом было организовано по казацкому образцу: во главе управления встали Василий Ус, Федор Шелудяка и другие атаманы.

Из Астрахани через Царицын казаки двинулись вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. По всему Поволжью расходились «прелестные письма» Разина с призывом истреблять бояр, воевод, приказных людей, «мирских кровопийцев». 04 сентября 1670 года Разин подступил к Симбирску. Осада длилась месяц. Город во главе с воеводой князем Иваном Милославским выдержал четыре штурма повстанцев. 03 октября к Симбирску подошли из Казани правительственные войска под началом Юрия Барятинского и нанесли удар разинцам. Предводитель Крестьянской войны ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен казаками и выдан правительству. 04 июня 1671 года его доставили в Москву и через два дня казнили на Красной площади. Имя Разина превратилось в легенду — народная память о нем сохранила множество песен и былин.

Восстание продолжалось и после казни Разина, но под натиском превосходящих сил правительства шло на убыль. Весной и летом 1671 г. отряд Федора Шелудяки пытался овладеть Симбирском. Попытка оказалась неудачной. Не удалось ему удержать и Астрахань, которая перешла в руки правительства в ноябре 1671 года. Крестьянская война потерпела поражение — участники движения подверглись жестоким репрессиям.

 

Соловецкое восстание (1668-1676 гг.)

После подавления Крестьянской войны сопротивление народных масс продолжалось в разных концах страны. Много людей уходило в далекие раскольничьи скиты. Именно в эти годы начались страшные самосожжения, когда раскольники предпочитали мученическую смерть заточению в царских острогах. В Соловецком монастыре, отказавшемся признать реформу Никона, раскольническое движение приобрело массовый характер.

Настоятель обители раскольник Никанор принимал всех беглых. Толстые каменные стены, пушки и пищали охраняли монастырь — все приступы царских войск оказались неудачными. Против них выступили и монастырские крестьяне; немало среди участников соловецкого сидения было бывших разинцев. Осада продолжалась 8 лет. Пали Соловки из-за предательства: чернец Феоктист перебежал ночью на сторону врага и указал тайный вход в обитель. Стрельцы проникли в монастырь и после ожесточенного боя заняли его.

 

Характерные черты и причины поражения народных движений

Народные выступления второй половины XVII века обладали общими чертами, которые в конечном итоге и определили их пораженческий исход. Наиболее характерными из них были:

— локальный характер движений;

— превосходство правительственных сил;

— стихийность;

— недостаточная организация народных масс;

— слабое вооружение;

— неоднородный состав восставших и разногласия в интересах и требованиях;

— отсутствие программы действий;

— предательство;

— наивное сознание восставших: вера в доброго царя.

Предложения интернет-магазинов