Буржуазные реформы 60-70-х годов 19 века

Задачи преобразований и методы их проведения

Крепостное право в России определяло устройство и местной администрации, и суда, и армии. Поэтому после освобождения крестьян необходимо было перестраивать все сферы жизни русского государства. А для этого нужны были реформы. Они должны были привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями. Реформы должны были обеспечить благоприятные условия для ускоренного развития отечественной промышленности, капиталистических отношений. Они проводились ради укрепления государства и военной мощи России, возвращения ей утраченного положения великой державы и былого международного влияния.

Преобразования в 60-70-х гг. XIX в. проводились постепенно, мирным путем, сверху, т.е. с опорой не столько на общество, сколько на бюрократию и с расчетом избежать социальных и политических потрясений.

 

Реформа местного самоуправления

Курс буржуазных преобразований, взятый правительством Александра II, требовал определенных изменений в политической надстройке. В обществе сложилось устойчивое мнение о необходимости создания представительных бессословных органов. В правительстве существовал ряд проектов по формированию таких органов как на местном, так и на всероссийском уровнях. Однако пойти на введение общероссийского представительства самодержавие не решилось. В результате 1 января 1864 г. в России вводится «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Реформу местного самоуправления можно назвать второй по важности после крестьянской реформы 1861 г. Каждые три года представители разных сословий избирали уездное земское собрание (от 10 до 96 членов — гласных), а оно посылало депутатов в губернское земское собрание. Уездные и земские собрания формировали исполнительные органы — земские управы. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т.д. За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Введение выборности, самоуправления, независимости от администрации и всесословности было большим прогрессом. Но правительство искусственно создавало в земствах перевес дворян: в 60-е гг. они составляли 42% уездных и 74% губернских гласных. Председателями земских собраний были главы сословных дворянских органов — предводители дворянства. У самоуправления не было своих органов принудительной власти. В случае необходимости приходилось обращаться к губернатору. В результате, по оценкам современников, земство вышло «зданием без фундамента и крыши»: у него не было органов на уровне ниже уезда в волости и на общероссийском уровне. Вводились земства лишь в европейской России (34 губернии). Несмотря на это, они сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской оппозиции.

В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Каждые четыре года в городах избиралась городская дума, которая формировала городскую управу. Руководил думой и управой городской голова. Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет. К выборам допускались все сословия, но высокий имущественный ценз сильно ограничивал круг избирателей. Так, в Москве в него входило лишь 34% населения. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение городской думы.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. — Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. — в неохваченных реформой городах Прибалтики.

Таким образом, в ходе буржуазных реформ 60-70 гг. были созданы лишь представительные местные органы, ведавшие культурно-хозяйственными вопросами и полностью лишенные политических функций. Тем не менее эти органы сыграли значительную роль в общественном развитии пореформенной России и приобщении широких слоев населения к решению вопросов управления, формировании традиций российского парламентаризма.

 

Судебная реформа

Наиболее последовательным преобразованием Александра II явилась судебная реформа. Она началась с введения в 1864 г. новых судебных уставов. Прежде суды были сословными, следствие вела полиция, которая нередко запугивала, истязала обвиняемых. Суд вершился безгласно, при отсутствии лишенного защиты обвиняемого, на основании канцелярских сведений о деле, нередко — по указке начальства и под влиянием взятки.

Судебная реформа ввела новые принципы судопроизводства и судоустройства. Суд стал бессословным. Следствие проводил судебный следователь. Подсудимого в присутствии публики защищал адвокат — присяжный поверенный, обвинение поддерживал прокурор, т.е. вводился устный, гласный и состязательный процесс. Решение о виновности подсудимого — «вердикт» — выносили присяжные заседатели (представители общества, привлекаемые по жребию). В целом по стране, кроме столиц, около 60% присяжных составляли крестьяне, около 20% — мещане, поэтому реакционеры говорили, что в России введен «суд улицы». Судьям было назначено высокое жалование, они, как и следователи, были несменяемы и независимы от администрации.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов — мировые и общие. Менее важные дела передавались выборным мировым судьям. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Выбирались они земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей. Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Она же рассматривала дела о должностных преступлениях чиновников. Обжаловать решения всех инстанций можно было в Сенате — высшей судебной инстанции.

Но в судебной сфере остались и пережитки: волостной суд для крестьянства, особые суды для духовенства, военных и высших чиновников. Невозможно было обжаловать в суде действия чиновников. В некоторых национальных районах претворение в жизнь судебной реформы затянулось на десятилетия. В так называемом Западном крае, она началась только в 1872 г., в Прибалтике — в 1877 г. Лишь в конце XIX в. она была проведена в Архангельской губернии и Сибири и т.д. И тем не менее судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Судебная система в России приблизилась к стандартам западной юстиции.

 

Военная реформа

Свыше десяти лет проводил реформы в армии Д.А. Милютин — военный министр, брат автора крестьянской реформы. Было централизовано и упорядочено управление войсками. Страну разделили на пятнадцать военных округов, непосредственно подчиненных военному министру. Для подготовки офицерских кадров были созданы военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии.

В 1874 г. рекрутчина, лежавшая на податных сословиях, была заменена всеобщей воинской повинностью. Ежегодно из всех мужчин, достигших 20 лет, правительство по жребию отбирало необходимое число новобранцев (обычно 20-30% призывников). В армии служили шесть лет и девять лет состояли в запасе, на флоте — семь лет и три года в запасе. От службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формировавшееся лишь во время войны. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Значительные льготы давались с учетом образования: выпускник начальной школы служил четыре года, средней — полтора года, высшей — полгода. Неграмотных призывников обучали во время службы. Это стимулировало рост образованности в стране. Солдатская служба из сословной повинности превращалась в исполнение общегражданского долга, вместо николаевской муштры в войсках стремились воспитывать сознательное отношение к военному делу.

Важной составляющей военной реформы являлось перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные и т.д. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд уставов и наставлений, в задачу которых входило обучение солдат тому, что являлось необходимым в ходе войны. Реформа в армии позволила сократить ее численность в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность. Переход к всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества.

 

Реформа просвещения

Перемены в экономике, новые суды, армия, земства предъявляли спрос на образованных людей, требовали развития науки. Поэтому реформы не могли не затронуть систему образования. Устав 1863 г. вернул университетам отобранную у них при Николае I автономию. Вводилась выборность ректора, деканов, профессоров. Университетский совет стал сам решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы, а представитель правительственной администрации — попечитель учебного округа — лишь наблюдал за его работой. Вместе с тем студенты (в отличие от профессуры) корпоративных прав не получили. Это вело к напряженности в университетах, периодическим студенческим волнениям.

Гимназический устав 1864 г. ввел равенство в среднем образовании всех сословий и вероисповеданий. Учреждалось два типа гимназий. В классических гимназиях глубже изучались гуманитарные, в реальных — естественные и точные науки. Срок обучения в них сначала был семилетним, а с 1871 г. — восьмилетним. Выпускники классических гимназий имели возможность поступать в университеты. Возникла средняя и высшая школа для женщин. Положение о начальных училищах (1864) вверяло народные школы совместному ведению государства, общества (земств и городов), церкви. Срок обучения в них не превышал, как правило, трех лет.

Более свободной стала печать. В 1865 г. была отменена предварительная цензура для книг и столичной прессы. Теперь наказывали за уже опубликованные материалы (карательная цензура). Для этого у министра внутренних дел был «кнут»: либо судебное преследование, либо административные взыскания — предостережение (после трех предостережений журнал или газета закрывались), штраф, приостановка издания. Для провинциальной печати и массовых народных изданий цензура сохранялась. Осталась и особая духовная цензура.

Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали делами прихода, но и должны были содействовать улучшению материального положения духовных лиц. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, в 1866 г. — в военные училища. Синод принял решение о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры способствовали демократическому обновлению духовенства.

 

Итоги и особенности реформ 60-70-х гг. XIX в.

Таким образом, в период правления Александра II были проведены реформы, которые разительно изменили облик России. Современники называли реформы тех лет «Великими», историки сейчас говорят о «революции сверху». Они открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России. Вместе с тем они значительно изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Миллионы бывших крепостных, получив гражданские права, включались в общественную жизнь. Был сделан важный шаг к равенству всех сословий, к становлению гражданского общества и правового государства. В целом эти изменения носили либеральный характер.

Проводя реформы, самодержавие шло в ногу с веком. Ведь 1860-1870 гг. для многих стран были временем модернизации (отмена рабства и гражданская война в Соединенных Штатах Америки 1861-1865 гг., начало европеизации Японии — «революция Мэйдзи» 1867-1868 гг., завершение объединения Италии в 1870 г. и Германии в 1871 г.). Административный и общественный строй России, сохранив немало пережитков, все же стал гораздо гибче, динамичнее, ближе к европейскому укладу, к требованиям времени.

В целом реформы Александра II, положившие начало комплексной модернизации страны, из-за непоследовательности внутриполитического курса, периодических отступлений власти от реформ осложняли крайне болезненный для народных масс процесс перестройки социально-экономических, политических и духовных структур.

Понятия:

— Воинская повинность — установленная законом обязанность населения нести военную службу в вооруженных силах своей страны. Введена была в 1874 г. в ходе проведения военной реформы.

— Гласные — выборные члены органов управления.

— Земство — система местного всесословного самоуправления, включавшая в себя выборные органы местного самоуправления — земские собрания, земские управы. Введено в ходе земской реформы 1864 г.

— Мировой судья — после судебной реформы 1864 г. и до 1889 г., а также в 1912-1917 гг. судья, выбираемый или назначаемый для разбора мелких дел и выносящий решение единолично.

— Правовое государство — строй, при котором обеспечено господство закона во всех сферах жизни общества, защита прав личности и взаимная ответственность граждан и государства.

— Присяжные заседатели — двенадцать выборных, заседающих в суде для определения в уголовных делах вины или невиновности подсудимого и дающих присягу «подать решительный голос по сущей правде и убеждению совести».

— Присяжный поверенный — адвокат, согласно судебной реформе защищал подсудимого в присутствии публики.

Предложения интернет-магазинов