Внутренняя и внешняя политика Ивана 3

Завершающий этап объединения русских земель в единое государство

Завершающий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет — время великого княжения Ивана III Васильевича (1462-1505) и первые годы княжения его преемника Василия III Ивановича (1505-1533). Самым крупным препятствием на пути этого процесса присоединения было существование самостоятельной Новгородской феодальной республики.

В 70-х годах XV века часть новгородской знати во главе с Марфой Борецкой взяла курс на переход Новгорода под защиту великого князя Литовского на условиях сохранения за боярами политического господства в пределах Новгородской земли.

В ответ на действия новгородских бояр Иван III в 1471 г. предпринял поход против Новгорода. Поход имел характер общерусского ополчения против «изменников христианству», отступников к «латинству», как интерпретировали его московские летописцы. В решающем сражении на р. Шелони масса новгородцев сражалась неохотно, а полк новгородского архиепископа вообще простоял весь бой на месте. Новгородцы потерпели поражение.

После событий 1471 г. обстановка в Новгороде ещё более обострилась, чем вскоре воспользовался московский великий князь. В 1478 г. Новгородская республика была ликвидирована, вечевой колокол снят и увезен в Москву. Однако сила традиций новгородской вольности была настолько значительна, что московской великокняжеской власти, чтобы не утратить доверия среди разных слоев новгородского населения, пришлось пойти на некоторые уступки. Иван III обещал не вмешиваться в дела о земельных вотчинах, сохранить местные судебные обычаи, не привлекать новгородцев к несению военной службы в «низовской земле». Во внешних сношениях дипломатические отношения со Швецией велись через новгородских наместников. Новгородская земля входила, таким образом, в Российское государство с живыми следами прежней автономии.

В конце XV — начале XVI вв. присоединение русских земель к Москве завершается. В 1485 г. Тверь после двухдневного сопротивления сдалась московскому войску. Вятская земля, важная в промысловом отношении, была присоединена в 1489 г. С вхождением северных владений Новгорода и Вятской земли в состав Российского государства вошли и нерусские народы севера и северо-востока. Это явление не было новым в государственном развитии русских земель, потому что с давних времен русские княжества включали нерусские народы, жившие в междуречье Оки и Волги. В 1494 г. между Российским государством и Великим княжеством Литовским был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть России земли в верховьях Оки и город Вязьму. Мир был закреплен браком литовского князя Александра Казимировича с дочерью Ивана III Еленой, через которую Иван III в дальнейшем получал подробную информацию о внутреннем положении Великого княжества Литовского.

В 1483-1485 годах произошли крупные волнения смердов в Пскове. Московская великокняжеская власть использовала это, чтобы склонить на свою сторону массу псковского населения и ослабить позиции знати. В 1510 г. бывшая самостоятельной после отделения от Новгорода в 1348 г. Псковская республика прекратила свое существование. После присоединения Пскова часть его бояр и купцов была переселена оттуда в центральные земли.

В 1514 г. в результате третьей подряд войны с Литвой, в состав Московского великого княжества вошел старинный русский город Смоленск, население которого открыло ворота московским войскам. Василий III дал Смоленску жалованную грамоту, сохранившую элементы самостоятельности в суде и в администрации. Наконец, в 1521 г. перестало существовать давно уже находившееся в фактическом подчинении Москвы Рязанское княжество.

Образовалась огромная держава, самая крупная в Европе. В рамках этого государства была объединена русская (великорусская) народность. С конца XV в. стал употребляться термин «Россия».

 

Внешняя политика Российского государства

В 1480 году было свергнуто монголо-татарское иго. Золотая Орда распадалась. Ахмед-хан (1465-1481), властитель так называемой Большой Орды, заключил союз с польско-литовским королем Казимиром IV (1440-1492), вторгся в русские земли, чтобы снова заставить московского великого князя платить дань (выплата дани была прекращена Иваном III уже за несколько лет до этого). Положение усложнялось вспыхнувшим мятежом удельных князей — братьев Ивана III, недовольных усилением власти великого князя. Иван III проявил незаурядное политическое мастерство — «побил одних татар при помощи других». Он заключил союз с противником Ахмед-хана, крымским ханом Менгли Гиреем (1468-1515), который вторгся в украинские владения Казимира IV и тем самым не дал ему выступить на стороне Ахмед-хана. Одновременно Ивану III удалось ликвидировать и опасный мятеж удельных князей. Попытка Ахмед-хана форсировать р. Угру в октябре 1480 г. оказалась неудачной. Не дождавшись помощи от Казимира и опасаясь надвигавшейся зимы, Ахмед-хан увел свое войско обратно. «Стояние на Угре» кончилось освобождением Русской земли от иноземного ига. Оно было подготовлено многолетней борьбой народных масс против завоевателей и успехами объединительного процесса. Свергнувшая ордынское иго Москва еще более активно продолжала объединение русских земель. Однако остались еще выросшие из Золотой Орды опасные соседи — Крымское, Казанское, Астраханское ханства, борьба с которыми продолжалась длительное время.

Переход мелких владетелей русских земель на службу московскому великому князю от литовского привел к новой войне с Литвой (1500-1503), закончившейся поражением литовских войск. Москве отошли земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Сожа и верхнего течения Днепра, города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль — всего 25 городов и 70 волостей. Попытка великого князя литовского и польского короля Сигизмунда объединить силы Польши, Литвы, Ливонии, Казанского и Крымского ханства для борьбы против усилившегося Московского великого княжества успеха не имела, так как в западнорусских землях было сильно движение за переход под власть Москвы. Это движение, возглавил князь Михаил Глинский. После еще одной неудачной войны с Россией в 1507-1508 гг. литовское правительство заключило «вечный мир» с Россией (1508), признав ее права на земли, отошедшие от Литвы.

 

Формирование органов государственного управления

В период централизации глава государства носил титул «Великого князя всея Руси». Правительство Ивана III всячески старалось вознести великокняжескую власть над феодальной знатью. Особыми клятвенными грамотами бояр заставляли присягать на верность государю. Последний стал налагать «опалы» на бояр, удаляя их от своего двора и тем самым от высших ступеней государственной службы, конфисковывать их вотчины, ограничивать или расширять иммунитетные привилегии землевладельцев. Брак Ивана III с племянницей византийского императора Софией Палеолог, введение нового пышного церемониала при московском дворе, государственного герба — двуглавого орла, особых знаков княжеского достоинства — «барм» (оплечья), так называемой шапки Мономаха, скипетра, державы — все это должно было внешне подчеркнуть возросшую силу московских правителей.

Политическим строем Российского государства стало самодержавие с Боярской думой и боярской аристократией. При великом князе сложился постоянно действующий совет знати — Боярская дума. Ее члены назначались великим князем на основе местнических правил. Первоначальное количество бояр было небольшим (около 20 человек). Вторыми по старшинству думными членами были окольничии, далее — думные дворяне, позднее появились думные дьяки — представители растущей правительственной администрации. Боярская дума заседала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала местнические дела. Формулой решения были слова: «великий князь указал, и бояре приговорили».

Новая система иерархии облекалась в форму местничества — порядка назначения на должности в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Высшее место в иерархии заняли потомки Рюриковичей и выходцев из Литвы — Гедиминовичей.

На решение государственных вопросов оказывала влияние и высшая духовная власть. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению, на практике церковные деятели не всегда выступали лишь советчиками и помощниками великого князя; порой они, исходя из своих интересов, противодействовали его мероприятиям. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала нуждавшаяся в поддержке церкви великокняжеская власть.

С увеличением функций государственного управления возникла необходимость создания специальных учреждений, которые руководили бы военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными и прочими делами. В старинных органах дворцового управления начали образовываться особые ведомственные «столы», управляемые дьяками. Позже они развились в приказы, когда определенная группы вопросов стала поручаться («приказываться») какому-либо боярину, вокруг которого складывался постоянный штат дьяков и подьячих. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные. Границы деятельности приказов нередко бывали весьма противоречивы.

Для управления в уездах — бывших самостоятельных землях, княжествах -назначались на некоторый срок бояре-наместники. В помощь им посылались по волостям волостели, а для выполнения судебных функций — приставы и доводчики. Единого принципа административно-территориального устройства не было. Уезды делились на станы, станы — на волости, а иногда и наоборот. За выполнение судебно-административных функций наместники и волостели собирали с подвластного и подсудного населения в свою пользу «корм». Такая форма управления на практике легко приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков.

С целью унификации порядка судебно-административной деятельности на территории всего государства по инициативе Ивана III в 1497 г. был составлен Судебник. В нем устанавливались единые нормы уголовной ответственности и процедуры ведения следствия и суда. 57-я статья Судебника вводила в качестве общегосударственного закона правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году — за неделю до Юрьева дня (26 октября) и в течение недели после него с обязательной выплатой «пожилого» — оплаты за проживание на земле феодала, в действительности — компенсации землевладельцу за потерю рабочих рук. Вместе с тем для сохранения контингента налогоплательщиков Судебник ограничил источники холопства, в частности, человек, поступивший на службу к феодалу в городе, не должен был становиться холопом.

Правление Ивана III проходило в обстановке напряженной борьбы за укрепление великокняжеской власти. Во второй половине 70-х гг. XV в. осложнились отношения с церковью. Иван III хотел взять линию на ограничение церковного землевладения, чем основательно мог бы подчинить церковь своему влиянию, ограничить ее самостоятельность. Внутри церкви по этому вопросу не было единства: нестяжатели во главе с Нилом Сорским поддерживали данную идею, считая, что авторитет церкви можно поднять только путем строгого исполнения духовенством правил и обрядов, ведения аскетического образа жизни; иосифляне во главе с игуменом Иосифом выступали против, заявляя, что только богатая и сильная церковь может выполнять свои функции. Царская власть была склонна поддерживать нестяжателей. Однако ограничить церковное землевладение Ивану III не удалось.

Своеобразным компромиссом между церковью и государством явилась теория о «Москве — третьем Риме», преподнесенная монахом Псковского монастыря Филофеем Василию III. Согласно ей, существовало три мировых центра христианства. Сначала им был древний Рим, который пал ввиду отступления от истинной веры, потом таким центром стала Византия. Но византийские правители также изменили православию, заключив в 1439 году Флорентийскую унию с католической церковью. Следствием этого стало падение Византии. Москва же, не признавшая Флорентийской унии, являлась мировым центром православия, а Василий III — сын племянницы последнего византийского императора — его главой. Эта идея была направлена не только на всемерную поддержку православия, но и церкви в целом.

Понятия:

Боярская дума — высший совещательный орган при великом князе и царе (с 1547 г.), состоявший из представителей наиболее родовитых семейств.

— Великий князь — государь, верховный монархический правитель великого княжества, состоящего из более мелких княжеств на Руси в X-XV вв. и в российском государстве в XV — середине XVI веков.

—  Иосифляне — последователи идеологии русского общежитильного монашества, лидером которого был Иосиф Волоцкий, игумен Волоколамский, и его сторонники.

Кормление — в XIII—XVI вв. система вознаграждения бояр, осуществлявших судебно-административные функции путем предоставления им права облагать в свою пользу население управляемой ими местности.

Крепостное право — право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.

Местничество — в Московском государстве в ХV-ХVII вв. — порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, которые занимали предки.

Нестяжатели — последователи идеологии, отрицающей церковное землевладение и союз церкви с государственной властью, в противоположность иосифлянству полагая, что церковь имеет право на критику светских властей; выступали против излишней ритуализации обрядов, считая их формальностью.

Приказ — государственное учреждение, ведавшее отдельной отраслью управления в Московском государстве в ХVI-ХVII вв.

Самодержавие — абсолютизм, автократия. Не ограниченная государственными учреждениями власть монарха, царя, императора и система государственного управления, основанная на такой власти.

Судебник — кодекс феодального права российского централизованного государства ХV-ХVIвв.

Юрьев день — срок крестьянского выхода.

Предложения интернет-магазинов