Внутренняя политика Николая 1

Факторы, предопределившие политическую программу Николая I

В декабре 1825 г. царский трон России занял Николай I (1825-1855). Период его правления некоторые историки называют «апогеем самодержавия». Подавив восстание декабристов, император Николай I оказался перед выбором путей дальнейшего развития страны. С одной стороны, вырабатывая свой внутриполитический курс после восстания декабристов, едва не лишившего Николая I престола, вполне объяснимо было его стремление не допустить подобного впредь. Это вело к усилению реакции и государственного контроля над общественной жизнью. С другой — он не мог игнорировать причин общественного недовольства. При формировании своей политической программы он вынужден был учитывать недовольство крестьян, выливавшееся в восстания й бунты, подъем общественно-политического движения, проявившегося в формировании либеральной оппозиции и развитии революционных традиций. Он не мог не видеть углубляющегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западноевропейских стран. Буржуазные революции, окончательная ломка абсолютистских режимов, выход на политическую арену новых социальных слоев, общая либерализация государственного строя во многих странах — все это также оказывало большое влияние на мировоззрение и деятельность российского императора.

В этой ситуации Николай I готов был пойти на преобразования, которые защитили бы страну от социальных взрывов и обеспечили бы укрепление устоев власти. Он даже создал специальный комитет по изучению наследия Александра I, но все же отказался впоследствии от его идей и встал на путь консервации российской самобытности и российского самодержавия. Идеалу либеральной политики был противопоставлен попечительный и охранительный идеал надзора власти за общественными силами. Николай I целью своей политики видел не реформы, а упорядочение государственного устройства.

 

Изменения в государственном управлении

Преследуя эту цель, он принимал меры, направленные на укрепление государственного аппарата. Идеалом государственного устройства Николаю I представлялась армия, строго регламентированная уставами, с железной дисциплиной и подчинением командованию. По ее подобию и стремился создать систему государственного управления российский император. Встав во главе армии чиновников, Николай полностью сосредоточил бразды «правления-командования» в своих руках, пытаясь решать не только важные, но даже незначительные вопросы. Режим личной власти императора был реализован в расширении функций Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Она стала играть ключевую роль в делах государственного управления и во многом подменять Кабинет министров. В рамках ее было образовано шесть отделений. Наибольшую известность и влиятельность в годы правления Николая I получили II и III отделения.

Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех граждан букве закона обеспечит порядок в стране. А для этого необходимо, как он считал, упорядочить законодательную базу в стране. Для решения задачи кодификации законодательства в 1826 г. было образовано II отделение, в работе которого, после возвращения из ссылки, принимал участие М.М. Сперанский. Впервые все обилие законов, начиная с Соборного уложения 1649 г., было собрано по архивам, разбито по разделам и отраслям права. Результатом этой работы явилось издание в 1830-1832 гг. «Полного собрания законов Российской империи» (в 45-ти томах), а в 1833 г. — 15 томов «Свода законов Российской империи».

Усиление полицейского аппарата нашло отражение в создании 3 июля 1826 г. III отделения канцелярии. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами «о расколе», занималось перлюстрацией частных писем и т.д. В 1827 г. III отделению был придан корпус жандармов. Вся страна, за исключением Польши, Финляндии, области войска Донского и Закавказья, была разделена сначала на 5, а затем на 8 жандармских округов. Во главе округа стоял жандармский генерал. Округ охватывал от одной до трех губерний. В каждой губернии был жандармский штаб-офицер. Шефом обоих этих подразделений стал облеченный особым доверием царя генерал А.Х. Бенкендорф.

В 1828 г. учреждено IV отделение, управлявшее учебными, воспитательными и «благотворительными» учреждениями, входившими в ведомство Марии Федоровны (матери Николая I). В 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни было создано V отделение, преобразованное в 1837 г. в Министерство государственных имуществ. В 1843 г. учреждается VI («временное») отделение для управления Закавказьем. Так, канцелярия стала главнейшим органом государства.

Следуя принципу — не реформировать, но поправлять, Николай оставил практически без изменения правительственные учреждения. И все же компетенция прежних высших органов — Сената и Государственного совета — сильно ограничивалась. К существовавшим десяти министерствам было добавлено одиннадцатое — для управления государственным имуществом, казенными землями и крестьянами.

Большую роль в усилении централизации власти играли секретные комитеты для разработки различных законопроектов. Например, 6 декабря 1826 г. был учрежден особый секретный комитет с председателем Государственного совета графом В.П. Кочубеем для упорядочения системы государственного управления. Всего за время царствования Николая I работало одиннадцать различных комитетов. Все они подчинялись лично царю.

Не доверяя просвещенной аристократии, Николай I стремился создать касту по-военному организованных и лично ему преданных людей. Этим объясняется рост количества чиновников и засилье в управлении военных. К 1851 г. число чиновников возросло более чем в 4,5 раза по сравнению с началом века и составило 74 тыс. человек. В это время происходит явное расслоение дворянства: помещики отступают под напором служилого чиновничества, никогда никакой земельной собственностью не владевшего. В связи с этим русский историк В.О. Ключевский считал, что в середине XIX в. «Россия управлялась не аристократией и не демократией, а бюрократией…». Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она на какое-то время обеспечивала порядок в стране. С другой стороны — она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству, реорганизованное центральное управление просуществовало, с небольшими изменениями, вплоть до 1917 г.

 

Изменения в экономике

Вторая четверть XIX в., по оценке многих историков, оказалась благоприятным периодом для развития российской промышленности. По подсчетам М.Ф. Злотникова, если в 1825-1828 гг. насчитывалось 1800 мануфактур, фабрик и горных заводов, то в 1855-1860 гг. число их возросло до 2 818; количество занятых рабочих за первую половину столетия возросло примерно в 6 раз.

Предприниматели быстро поняли выгодность применения вольнонаемного труда, поэтому началось освобождение посессионных работников. В 1825 г. в подразделениях обрабатывающей промышленности их удельный вес составлял 14 %. В 1825-1839 гг. прекратили действие 17 посессионных мануфактур. Сохранившиеся до 1840-х гг. посессионные предприятия приспосабливались к новым условиям, расширяли свободный наем, вводили коммерческие начала производства. Правительственный указ 1824 г. стал серьезным шагом на пути к ликвидации посессий, предоставив предпринимателям право увольнять посессионных работников. Указ 1835 г. разрешил владельцам отпускать ра­ботников по паспортам. Наконец, закон 18 июня 1840 г. объявлял о ликвидации посессионной мануфактуры.

В 1830-1840 гг. в России начинается промышленный переворот — мануфактуру сменяет крупная машинная индустрия на вольнонаемном труде. Начинается новый этап в развитии промышленности: происходит переход от мануфактуры, основанной на разделении ручного труда, к фабрике, оснащенной машинами. Появляются новые промышленные предприятия и целые отрасли, где производство нередко сразу же приобретало черты фабричной организации с соответственно высоким уровнем концентрации капитала и рабочей силы.

Центром металлургии оставался крепостной Урал, однако капитализм развивался там медленно. Росла хлопчатобумажная промышленность, где прежде других отраслей начался переход к фабрике — уже в 1825 г. 95 % рабочих были там вольнонаемными. В Восточной Сибири быстрыми темпами развивалась золотопромышленность.

Быстрый рост промышленности стал обгонять рост внутреннего рынка. Городское население составляло в России лишь 6% от всего количества и росло очень медленно, а втягивание в рыночные отношения населения деревни тормозилось крепостным правом. Государство начало прокладывать для российских товаров новые пути на внешние рынки. Товарооборот внутренней торговли к концу первой четверти XIX в. достиг 900 млн. рублей. В мае 1851 г. русские промышленные изделия впервые побывали на всемирной промышленной выставке.

Важную роль в развитии экономики в данный период сыграл генерал и экономист граф Е.Ф. Канкрин. В 1827 г. по его предложению дворянам и фабрикантам разрешали записываться в купеческие гильдии, была восстановлена система винных откупов, введена уплата подушной подати инородцами и др. В 1839-1843 гг. на посту министра финансов он провел денежную реформу. До этого было выпущено слишком много ассигнаций, курс рубля ассигнациями едва достигал 1/4 стоимости серебряного рубля. Обесцененные ассигнации выкупили, вместо них ввели новый серебряный рубль и новые денежные знаки — кредитные билеты, которые стали единственным видом бумажных денег. В результате реформы в России впервые был установлен серебряный монометаллизм.

Для нужд торговли и промышленности правительство развивало транспорт. Первую железную дорогу построили в 1833-1834 гг. в Нижнем Тагиле на заводе Демидовых, по ней ходил паровоз, построенный отцом и сыном Черепановыми. В 1837 г. вступила в строй первая казенная железная дорога Петербург — Павловск — Царское Село. В 1851 г. была открыта первая дорога, имевшая экономическое значение — Москва- Петербург. В 1840-е годы начало развиваться морское паровое судоходство, а затем и речное.

 

Крестьянский вопрос

Активно в период царствования Николая I обсуждался крестьянский вопрос. Общее направление политики на консервацию старых порядков мешало освобождению крестьян. Как и в первой четверти XIX в. правительство предпринимало лишь меры, направленные на смягчение крепостного права. С этой целью было создано в общей сложности 9 секретных комитетов, издано более 100 указов и законов о крестьянах. Было запрещено отдавать крепостных крестьян на заводы, ограничено право помещиков ссылать крестьян по своему усмотрению. В 1833 г. был издан указ, запрещающий продавать крестьян с публичного торга с раздроблением их семей, дарить или платить ими частные долги. Указ 1842 г. об «Обязанных крестьянах» разрешал помещикам отпускать крестьян на волю с предоставлением им земли в аренду за выполнение повинностей. Он носил рекомендательный характер. Практическое значение этого указа оказалось невелико. До реформы 1861 г. освобожденных по нему насчитывалось около 27 тыс. душ мужского пола.

С 1845 г. помещикам было разрешено по обоюдному договору отпускать дворовых без земли. В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги. В 1848 г. им была предоставлена возможность с согласия помещика приобретать недвижимую собственность и незаселенные земли. Наконец, в 1845-1846 гг. юридическим путем были определены нормы наказания крестьян помещиками. Все эти меры лишь регламентировали в какой-то степени крепостное право и нередко носили рекомендательный характер. Крепостной строй оставался почти неограниченным, а разложение крепостного хозяйства в то же время усилилось. Одним из показателей этого явился рост производства хлеба на продажу; другим — распространившаяся в западных, черноземных и степных губерниях «месячина».

В 1837-1841 гг. под руководством графа П.Д. Кисилева была проведена реформа-управления государственными крестьянами. Цель — поднять благосостояние данной категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов и показать помещикам пример обращения с крестьянами. По этой реформе государственные крестьяне были превращены в юридически свободных землевладельцев. Их земельные наделы увеличены. Для управления государственной деревней создавались казенные палаты, в уездах — казенные округа. На местах вводилось крестьянское самоуправление. Созданное Министерство государственных имуществ заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Оно открывало школы, больницы, ветеринарные пункты и т.д. В западных губерниях ликвидировалась практика сдачи казенных имений в аренду частным лицам.

И хотя крепостное право оставалось незыблемым, все-таки на протяжении царствования Николая I был накоплен определенный опыт, который помог разрешить данный вопрос в последующем.

 

Социальная политика

Социальная политика правительства на протяжении второй четверти XIX в. была направлена на поддержку дворянства. Стремясь приостановить процесс дробления дворянских имений, разорения дворянских родов, правительство предпринимало меры для укрепления позиций дворянского сословия. С целью ограничить доступ в потомственное дворянство детей личных дворян и священников, манифестом 10 апреля 1832 г. было введено новое сословие — потомственные и личные почетные граждане. Их освобождали от рекрутских наборов, подушной подати и телесных наказаний. В новое сословие записывали чиновников ХIV-IХ классов, купцов 1-й гильдии, лиц с высшим образованием, ученых, художников и т.п. Для сохранения крупного дворянского землевладения в 1845 г. были подтверждены прежние указы о единонаследии. В том же году указ «О порядке приобретения дворянства» поднял планку для получения личного и потомственного дворянства, ранее установленную «Табелью о рангах». Внутри дворянского сословия правительство отдавало предпочтение богатому дворянству как своей опоре и хранителю феодальных традиций. В связи с этим в 1831 г. установили высокий имущественный ценз для участия в выборах в дворянские собрания. Принятые меры способствовали повышению авторитета и роли дворянства в жизни страны.

 

Мероприятия в области образования

Реакционно-охранительный курс наиболее ярко проявился в области просвещения, цензуры, религии. Система образования была поставлена под строгий контроль государства, а доступ к образованию был резко ограничен. В 1827 г. был издан указ, запрещавший принимать крепостных в гимназии. Школьный устав 1828 г. разделил начальное и среднее образование на три категории. Для низших сословий — одноклассные приходские училища, для средних сословий — трехклассные училища, а для дворян и чиновников — семиклассные гимназии. Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и ограничения в получении образования представителями низших сословий определяли сущность созданной системы просвещения.

Университетский устав 1835 г. существенно ограничил автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Однако экономическое развитие страны требовало образованных кадров в различных областях хозяйственной деятельности. В связи с чем был учрежден ряд новых учебных заведений профессионального образования — Технологический институт, Архитектурный, училище гражданских инженеров и др. Правда, из программ изымались дисциплины, не имевшие прикладного значения, подавлялись инициатива и творчество, насаждалась казарменная дисциплина. Такая политика тормозила развитие образования.

 

Итоги внутренней политики Николая I

Стремление властей контролировать общественное настроение привело к изданию в 1826 г. нового цензурного устава, который даже современники прозвали «чугунным». Цензорский надзор был распространен на всю печать, закрывались журналы. Например, в 1832 г. — «Европеец», в 1834 г. — «Московский телеграф», в 1836 г. — «Телескоп». Следовали и аресты авторов. Реакционно-репрессивная линия во внутренней политике последних лет правления Николая I усилилась. Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства. Но при всем кажущемся могуществе и сильной воле императора большинство важнейших проблем внутренней политики не были решены. Действия царя ярчайшим образом показали «историческую обреченность авторитарной системы правления, не способной обеспечить прогресс общества, не отрекшись от самой себя».

Понятия:

— Жандармерия — особые полицейские войска, предназначенные для охраны общественного порядка, сыска и борьбы с революционным движением. В 1817 году в Петербурге, Москве и 56 губернских и портовых городах были образованы жандармские команды, сведенные в 1827 г. в корпус. Шефом того корпуса был начальник Третьего отделения. Численность: в 1827 г. – 4 278 человек, в 1880 г. – 6 808 человек.

— «Инвентари» — описание помещичьих имений с точной фиксацией размеров крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые впредь нельзя было менять. Составлялись в ходе «инвентарной реформы» в 1847-1848 гг. на Правобережной Украине и Белоруссии.

— Кодификация законов — систематизация, упорядочение законодательства. В России проводилась в 1826-1833 гг.

— Полиция — вооруженная государственная организация для «благочиния, добронравия и порядка» внутри страны. Начала выделяться в самостоятельную отрасль власти при Петре I.

— Почетные граждане — категория привилегированного сословия «городских обывателей» в Российской империи. Введена в 1832 г. Включала потомственных почетных граждан (дети личных дворян и духовных лиц, окончивших академию или семинарию, лица свободных профессий, имевшие ученую степень) и личных почетных граждан (дети рядового духовенства, лица, окончившие университеты и вузы, чиновники ХIV-IХ классов).

— «Чугунный» цензурный устав 1826 г. — строжайшие правила цензуры, составленные А.С. Шишковым.

Предложения интернет-магазинов