Восточные славяне в VI-VIII веках

Первые сведения о славянах

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I-IV вв. нашей эры и принадлежат античным, византийским, германским авторам, повествующим о территории расселения, особенностях хозяйства и быта славян. В IV веке появляются сведения о политической истории славян. Источники VI века говорят уже об обособлении из единой славянской общности ветви восточного славянства. К VI-VIII вв. относится легендарное летописание об основании Киева, содержащее в себе два предания. По одному – его строили три брата – Кий, Щек и Хорив, жившие со своей сестрой Лыбедью на соседних к Киеву горах. Другое предание гласило, что когда-то, в отдалённое время, здесь был перевоз через реку Днепр, и перевозчиком был некто Кий, поэтому и говорили – едем к Киеву перевозу; отсюда и пошло название Киева.

Расселение восточных славян

Восточные славяне жили от Эльбы и Одера до среднего течения Днепра, от Балтийского моря до среднего течения Дуная и Чёрного моря. Южную, самую древнюю часть славянских земель, занимали поляне (около Киева). Именно их землю летописец XII века Нестор считал ядром будущего древнерусского государства и отмечал, что в его время полян называли Русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по рекам Десне, Сейму, Суле, Северскому Донцу, сохранившему в своем названии память о северянах. Вниз по Днепру, южнее полян, жили уличи. На западе соседями полян были древляне, еще далее, на запад, были расположены земли волынян, бужан и дулебов. Крайними восточнославянскими областями были земли тиверцев на Днестре, и на Дунае и белых хорватов в Закарпатье. Севернее полян и древлян находились земли дреговичей (на болотистом левобережье Припяти), а на восток от них, по р. Сож, — радимичей. На Оке и Москве-реке жили вятичи. Северные области, соприкасавшиеся с литовско-латышскими и чудскими племенами, летописец называет земли кривичей (верховья Волги, Днепра, Двины), полочан и словен (вокруг оз. Ильмень).

Соседями восточных славян были западные славяне и часть южных славян. На северо-западе жили балтийские, летто-литовские (жмудь, литва, пруссы, курши и т.д.) и финно-угорские (чудь, эсты, ливы) племена. Северо-восточные леса и тайга также были заняты многочисленными племенами финно-угорцев (ижора, саами, мордва, весь, корелы, пермь). На Средней Волге сложилось государство Волжская Болгария, население которой составляли тюрки. Южные и юго-восточные степи населяли кочевники – мадьяры (венгры) – финно-угорские скотоводы, которых в IX веке сменили печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировала Дунайская Болгария и Византийская империя.

Основные занятия

Прежде всего, славяне – народ не кочевой, а оседлый. Главное их богатство состояло в земле, и хозяйство было основано на эксплуатации земли. Славяне отождествляли свою жизнь с пашней и хлебом. Но их оседлость не была прочна, так как, истощив пашню на одном месте, славяне легко покидали свое жилище и искали другое. В VI-IX веках славянам были известны две системы земледелия: подсечно-огневая (в первый год вырубались леса, выкорчевывались пни; во второй год деревья сжигались, зола перемешивалась с почвой, сеяли зерно; участок использовался в течение двух-трех лет, пака давал урожай), распространенная в северных районах, и переложная (плодородные участки земли засевались в течение двух-трех лет, а с истощением почвы оставлялись, и славяне переходили на новые участки), применяемая в южных районах. Таким образом, поселки славян первоначально имели подвижный характер.

Славяне возделывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, огородную репу, капусту, свеклу, морковь. Основными орудиями труда были: топор, мотыга, борона, серп, цепи для молотьбы зерна, каменные зернотерки, жернова, рало (древней плуг), усовершенствованный позднее в плуг с железным лемехом.

Восточные славяне занимались скотоводством. Из домашнего скота разводили коров, свиней, овец, коз, лошадей. В качестве рабочего скота применяли волов (на юге) и лошадей (на севере).

Области, в которых приходилось жить и пахать славянам, были лесными, поэтому рядом с земледелием возникла и эксплуатация лесов. Развивались лесные промыслы, бортничество – сбор меда диких пчел, рыболовство, охота с промысловой целью. Воск, мед, шкуры, изделия из дерева (лодки и т.д.) были предметами торговли, которыми славилась Русь.

Примерно в IX веке повсеместно у славян развивалось ремесло. Выделялись такие специалисты как кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, гончары. Создавались ремесленные поселки. Далее сосредоточение ремесленников происходило на городищах-погостах и в племенных «градах», центрах будущих феодальных городов.

В оборот хозяйственной жизни славян издавна входила и торговля. Одним из важнейших торговых путей был путь «из Варяг в Греки»: через Западную Двину и Волхов с его притоками, через систему волоков на Днепровских притоках и порогах, доходивший до Черного моря, и далее вдоль морского побережья до Византии. Полностью этот путь сложился в IX веке. Связь со странами Востока Русь осуществляла по Волжскому торговому пути, торговля с Западной Европой поддерживалась также сухопутными дорогами.

С развитием по русским реках торгового движения к черноморским и каспийским рынкам на земле славян стали возникать большие города. Такими были Киев – у полян, Черников – у северян, Любеч – у радимичей, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Новгород – у Ильменских славян и др. По подсчетам историков, уже к IX веку на Руси было не менее 24 крупных городов. Не случайно скандинавские саги, знакомые с Русью, называют ее «Гардарик», то есть страна городов.

Города на Руси складываются как опорные пункты власти феодалов и обороны земель и одновременно как центры ремесла, торговли и обмена. Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек – естественной водной преграды, обеспечивающей надежную защиту от нападения врагов. Для ее усиления, с третьей стороны городского «треугольника» вырывали глубокий ров, также заполняемы водой. Центральная часть города защищалась валом, на котором возводилась крепостная стена, и носила название кремля. Там находились дворы князей и знати, позднее – храмы и монастыри, административные здания, торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы – слободами. Города служили сборными пунктами для купцов и складочными местами для товаров. В них встречались торговые иноземцы с русскими купцами, происходил торг, составлялись торговые караваны. Для охраны товаров на складах и в пути образовывались военные дружины, в состав которых входили свободные и сильные люди (витязи) разных народностей. Во главе таких дружин стояли обыкновенно варяжские предводители (конунги-князья).

 

Общественный строй

 

В VI-VIII веках восточное славянство переживало последнюю стадию родоплеменного строя (Родовая община – объединение родственников, основанное на кровных связях и коллективном владении средствами производства). Оно состояло, по-видимому, из 100-200 небольших племен. Племя, представлявшее собой совокупность родственных родов, занимало территорию примерно в 40-60 километров. В каждом племени собиралось вече, решавшее важнейшие вопросы общественной жизни; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина из молодежи и общеплеменное ополчение (имевшее деление на полк, тысячу, сотню). В пределах племени был свой град. Там собиралось общеплеменное вече, находился торг, производился суд. Там же имелось святилище, куда собирались представители всего племени.

 

К VIII веку кровнородственные отношения, игравшие главную роль в жизни племени на раннем этапе, начинали ослабевать. Им на смену пришли территориально-соседские отношения (Территориально-соседская общинаобъединение семей, основанное на коллективном владении землей, лесными и промысловыми угодьями, водоемами при наличии частной собственности на дом, скот, инвентарь), при которых наблюдалось заметное усовершенствование орудий труда; возросла и хозяйственная самостоятельность отдельной семьи; появилась личная собственность: дом, инвентарь, домашний скот.

 

Взаимоотношения с соседями: славянам постоянно угрожала опасность вторжения, прежде всего, кочевых племен с востока, но и сами славяне неоднократно совершали военные походы, особенно в VI веке против крупнейшего государства того времени – Византии. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян.

 

Обычаи и верования

 

Культура славянских племен накануне образования древнерусского государства известна очень неполно. Но, анализируя черты русского фольклора, сопоставляя его с подобным материалом западных и южных славян, можно считать, что у восточных славян был целый ряд трудовых и обрядовых песен, погребальных плачей, загадок, сказок, сельскохозяйственных примет, которые отражали мир взаимоотношений человека с силами природы. К далекой древности восходят многие детские и юношеские игры, развивающие силу, ловкость, смелость.

 

Русский историк Карамзин Н.М. в своем труде «История государства Российского» описывает славян как очень сильный и мужественный народ, который презирал непогоду, легко сносил голод, нужду, отличался легкостью, быстротой. Славяне высоки ростом, загорелы, русоволосы. Они мало пеклись о своей внешности, были грязны, неопрятны в одежде. Красоту понимали, как красоту силы рук, тела. Храбрость была их народным свойством. Они были воинственны, но не агрессивны. Военных крепостей обычно не строили. Сражались пешие под руководством вождей. Часто наравне с мужчинами ходили на войну и славянки. Оружием являлись мечи, дротики, стрелы.

 

Жилищем восточным славянам служили бедные, скромные хижины, которые строились в отдаленных местах – труднопроходимых лесах, на болотах. Обычно в своих хижинах они устраивали погреба и делали по два выхода, один из которых, потайной, предназначался для спасения детей, женщин и стариков во время нападения врагов.

 

Славяне были гостеприимным народом. Уходя на работу, они оставляли двери своих домов открытыми для заезжих путников, а на столе ставили кувшин с молоком и хлеб. Но, будучи сами трудолюбивыми, нищих не любили. Семьи славян были крепкими. У них даже существовал обычай самосожжения жены после смерти мужа.

 

У славян развивались различные виды искусства: резьба по дереву, изготовление оружия (копий, мечей, кинжалов, ножей), глиняных урн для могил. В бассейне реки Рось найден клад русских вещей VI-VII вв., среди которых особенно выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и серебряные изображения мужчин и женщин в типично славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Кроме того, славяне составляли сложные композиции из человеческих фигурок, зверей, птиц, змей. В жизни славян большое место занимала музыка — игра на гуслях, дудках, волынках. Были праздники, связанные с земледелием, солнцем и различными временам года, во время которых устраивали пляски, бега, кулачные бои.

 

Существенной чертой древнеславянской культуры была ее религиозно-магическая окраска. Славяне были язычниками (Язычествопоклонение нескольким богам, олицетворяющим силы природы и память предков), верили в злых и добрых духов. Постепенно у них сложился пантеон славянских богов, каждых из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал общественные отношения, характерные для того времени. Главными божествами у славян был Род – бог вселенной, Перун – бог грозы и войны, Даждьбог – бог солнца, Велес – богиня земли и скота, Сварог – бог огня. В деревнях стояли идолы, изображавшие божества, которым молились и приносили жертвы. Священными у восточных славян считались домашний очаг или печь как символы семьи. Почитались священные рощи, реки, озера. У каждого племени было свое святилище, куда сходились на особо торжественные праздники и для решения наиболее важных дел. Рождение, свадьба, смерть – все эти события в жизни человека сопровождались заклинательными обрядами. Повсеместно распространен был обычай сожжения покойников и возведения больших земляных насыпей – курганов. Вера в загробный мир сказывалась и в том, что вместе с прахом покойника клали и его вещи, оружие, пищу, а на могиле ежегодно устраивали поминальные трапезы. Для защиты от злых духов использовались различные амулеты из волчьих и медвежьих зубов, словесные заговоры, магические знаки.

 

Славяне строили богатые языческие храмы, поражавшие иноземцев роскошной отделкой. Появились каменные изваяния с изображением славянских божеств. Особенное интересен идол, найденный в 1848 году в районе г. Збруча в земле древних бужан. Четырехгранный каменный столб разделен на три яруса. Внизу изображен бог подземного мира, держащий в руках землю. В середине – фигурки людей. Верхний ярус отведен главным божествам – богине земли с турьим рогом в руках и богу Перуну, изображенному в виде вооруженного всадника. Возможно, этот идол изображал Рода.

Предложения интернет-магазинов