Государство Киевская Русь в IX-X веках

Предпосылки образования древнерусского государства Киевская Русь

В IX веке у восточных славян складывается государство – особая организация политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения и придающая своим указаниям обязательную силу для населения всей страны. Государство возникло в результате очень длительного и постепенного процесса эволюции трудовых, общественных и политических отношений.

Предпосылками образования государства послужил ряд факторов:

Экономический фактор. Государство Киевская Русь сложилось из пятнадцати крупных областей, населенных восточными славянами. По своим размерам эти славянские области были так велики, что могли быть сопоставимы с целыми государствами. На протяжении VI-VIII веков эти племена переживали процесс распада родовых отношений и первобытной замкнутости. К IX веку ясно определился процесс постепенного вызревания феодальных отношений, в частности, усовершенствование орудий труда, что создавало возможности интенсификации труда (обработка надела земли меньшим числом людей) и появления излишков и, как следствие, зарождения частной собственности, имущественного и социального неравенства славян.

В результате разделения труда, ведения торговли, военных походов славяне получали доступ к дополнительным источникам обогащения и усиления имущественного неравенства.

Политический фактор. В каждом племени собиралось вече, решавшее вопросы общественной жизни, выбирался военный вождь (князь), действовала постоянная дружина из молодежи и общеплеменное ополчение. В пределах племени был свой град, где собиралось вече, находился торг и производился суд. Там же имелось святилище, куда собирались представители всего племени.

К IX веку родовые старейшины и предводители дружин, захватывавшие общинные земли, превращались в феодалов. Князья племен становились феодальными государями, сосредотачивая в своих руках не только военное дело, но и законодательную, судебную и финансовую системы. Вече превращалось в собрание привилегированных граждан. Таким образом, у славян возникла необходимости в политическом оформлении власти экономически господствующего класса.

Геополитический фактор. Неблагоприятные природные условия жизни (суровый, тяжелый климат и место проживания), разбросанность по большой территории славянских племен, враждебное окружение и частые набеги кочевников создавали им постоянную угрозу для существования.

Причины образования государства:

— появление классов (общность, выделяемая по отношению к собственности и общественному разделению труда) у восточных славян; земля является главным объектом собственности и источником богатства;

— наличие атрибутов государственной власти, зачатки налоговой, судебной и законодательной властей;

— появление знати (бояре, князья, дружинники, жрецы), складывание иерархии знати;

— необходимость государства как условия безопасности (личной и безопасности своих владений), территориальной целостности;

 

Появившееся государство должно было выполнять свои функции:

— охрана и приумножение богатства господствующего класса;

— расширение территориальных владений;

— оборона Руси от внешних врагов.

 

Процесс образование государства

Русь в первой половине IX века – обширное государство, объединившее уже половину восточнославянских племен, собиравших дань с народов Прибалтики и Поволжья. В это время на Руси выделяются два крупных политических центра – Киев и Новгород, — между которыми шла борьба за политическое лидерство на Руси.

В Киеве княжила династия Кия, последними представителями которой в 60-80-е гг. IX века были Дир и Аскольд –варяжские дружинники, захватившие Киев, но, по всей вероятности, имевшие связь с местной династией князя Кия. О князе Дире арабский автор X века Масуди писал: «Первый из славянских царей есть царь Дира; он имеет обширные города и многие обитаемые страны. Мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами».

Под Новгородом в 862 году появился варяжский конунг (князь) Рюрик (годы правления 864-879) с небольшой дружиной, призванный на правление славянскими и финскими племенами по причине существовавших крупных политических раздоров. Как пишет летописец Нестор в «Повести временных лет», новгородцы обратились к варягам со следующей просьбой: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да подите княжить и владеть нами». Рюрик жил в укрепленном лагере в Рюриковском городище близ Новгорода. Два его брата – Синеус и Трувор – обосновались на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской области) и в Изборске (неподалеку от Пскова). Спустя некоторое время браться умерли, и славянами в северных землях стал править Рюрик.

Сведений о правлении Рюрика практически не сохранилось. По одному из преданий, спустя два года после его прибытия, в Новгороде произошло восстание некого Вадима Храброго, который «сеял смуту против власти чужеземца Рюрика». Но Рюрик одержал победу и казнил Вадима. Одновременно Рюрик раздал знатным дружинникам города для управления и сбора дани. После смерти Рюрика в 879 году власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 году Олег пробрался из Новгорода на юг, взял Любеч – северные ворота Киева, хитростью и обманом убил князя Аскольда и захватил власть.

Легендарный летописный рассказ XII века о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Э. Байером, Г. Миллером, А. Шлецером, приглашенными для работы в Россию в XVIII веке. Из теория придерживалась мнения о несамостоятельном развитии русской государственности. Именно норманны представали создателями Русского государства сверху, а славяне IX-X веков были дикими людьми, которые будто бы не знали ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела, ни правовых норм.

Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов. Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князе, их участия в жизни Руси он не отрицал, как и постоянные связи между скандинавами и Русью. Однако он указывал на отсутствие следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян, а также на язык и культуру. В скандинавских сагах Русь – страна несметных богатств, а служба русским князьям – верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX – начало XII веков, условно может быть разделена на три больших периода. Первый из них – это IX – середина X веков. Его можно назвать временем первых киевских князей. Второй – вторая половина  X – первая половина XI веков — эпоха расцвета Киевской державы. Третий период – вторая половина XI – начало XII веков – переход к феодальной раздробленности.

Внутренняя и внешняя политика первых русских князей в IX — середине X веков

Период правления Олега (879-912) – варяжского военачальника, сподвижника Рюрика, князя новгородского (879-912) и киевского (с 882) – отмечен значительными для Руси событиями. Он создал из разобщенных городов и племен большое государство: присоединил к Киеву древлян, северян, радимичей. Таким образом, под его руководством собрались все сильнейшие племена восточных славян, кроме окраинных. Ему удалось объединить все главные города по великому водному пути «из Варяг в Греки», а Киев был провозглашен «матерью русских городов».

Олег освободил русские племена от хазарской зависимости (912), укрепил страну строительством крепостей со стороны восточных кочевников. В 907 году Олег совершил удачный поход на Византию. С большим войском «на конях и кораблях» подошел он к Константинополю, опустошил его окрестности и осадил город. Греки завели переговоры, дали Олегу дань, то есть откупились от разорения и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 году. Согласно договору, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, беспошлинно торговать на его рынках, но обязаны были ходить по городу без оружия. Византийские источники рассказывают, что русские основали в Константинополе свой квартал, обустроенный торговыми помещениями, а черноморский город Олешье был русским портом, составлявшим конкуренцию Константинополю в торговле.

Удача Олега произвела глубокое впечатление на Русь: Олега воспевали в песнях, а его подвиги изукрасили сказочными чертами. Ему дали прозвище «вещего» (мудрого, знающего то, что другим не дано знать). Сам Олег первым стал титуловаться «Великим князем русским».

После успешного похода в Константинополь в 911 году Олег оказался в Ладоге, откуда был близок путь в Швецию. Там он и умер. По другой версии, он уплыл за море, где был смертельно укушен змеей, и киевляне похоронили его в Киеве на «Змеиной горе».

После смерти Олега во власть вступил Игорь (912-945). Современники звали его «Старым». Игорь совершил ряд походов, но такой удачи, как у Олега, уже не было. В 913 году под предводительством Игоря был совершен поход на побережье Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар. Поэтому в качестве платы за пропуск им была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной. Половину русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.

В правление Игоря территория Руси впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и пять лет они не тревожили русские земли. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, но он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали «трубами огонь на ладьи русские». Желая смыть позор после поражения, Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей, варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами «о Руси без числа», византийцы предложили мир. В 945 году Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор. Этот договор пересматривал торговые отношения с Византией времен Олега и считался менее выгодным для Руси.

По преданию, Игорь был смел и жаден. Он был убит древлянами в ходе их восстания в 945 году. Сам князь и его посадники (управители захваченных городов) объезжали волости, творя суд и расправу и собирая дань деньгами или «натурой». Такой объезд назывался «полюдье». Совершался он по зимнему пути (в ноябре). К весне собранная дань свозилась на речные пристани, грузилась на суда и сплавлялась в Киев. В то же время «везли повоз», то есть доставляли дань в Киев из тех мест, где не успевали побывать сам князь и его дружинники. В 945 году Игорь пришел в землю древлян за повторной данью. В ответ на что вече древлян решило: «Повадился волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-964) взяла на себя правление княжеством после гибели мужа. Летописец Нестор проявляет к ней самое сочувственное отношение, называя ее «мудрейшей» и присваивая ей большие заботы об устроении земли, предание нарекло ее  «хитрой», церковь – «святой».

Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее ей взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было сброшено вместе с ладьей в яму и засыпано землей, второе сожжено в бане. На поминальном пиру по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Далее, как сообщает летописец, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей были привязаны зажженные пакли с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице – городе Искоростепи – вспыхнул пожар. В результате город выгорел, в огне пожара погибло около 5 тысяч человек.

Ольга сама объездила некоторые земли, ввела «уставы» и «уроки» — нормы повинностей, наметив «становища» и «погосты» — административно-финансовые центры сбора податей, установила единицу обложения – дым (дом, очаг), рало, плуг (крестьянское земледельческое хозяйство), назначила даньщиков для сбора дани.

Годы княжения Ольги характеризовались расширением международных связей Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором Оттоном I. В 957 году Ольга предприняла путешествие в Царьград и приняла христианскую веру. Император Византии Константин Багрянородный стал ее крестным отцом.  С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги стала почитаться и православной церковью: княгиня Ольга была причислена к лику святых.

Сын Ольги и Игоря Святослав (964-972), несмотря на то, что носил славянское имя, нравом был типичный варяг-воин, дружинник. Едва он успел возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину, вел суровую походную жизнь. По словам летописца, «… легко ходил в походах, как лев, и легко воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезал конину или говядину и зажарив на углях, так ел, не имел он шатра, но спал, постелив потник с седлом в головах… . И посылал в иные земли со словами: “Хочу на вас идти”». Летописец передал внешний облик Святослава: «среднего роста, необычайно широкий в плечах, силач с могучей шеей. Голубоглаз, длинные усы, борода сбрита, волосы на голове – тоже, только свешивается одна длинная прядь. В ухе серьга: золотая с двумя жемчужинами, между которыми вставлен рубин».

Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей (966); разгромил камских болгар, взял их город Булгар (966-967); затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв его главные города Итиль и Саркел (968-969); одновременно овладел местностью в устье р. Кубани и на Азовском побережье – Тмутаракань. Возвратившись в Киев после завоеваний на Востоке, он получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с Дунайским болгарами. Собрав большую рать, Святослав завоевал Болгарию (970-971) и остался там жить в Переяславце на Дунае. Этот город Святослав назвал «серединой, центром моей земли… Там собираются всякие блага: от греков – золото, ткани, вина, плоды, от чехов – серебро, кони, из Руси – меха, воск, мед и рабы». Но ему пришлось вернуться на время в Киев, потому что на Русь напали печенеги. Киевляне вместе с княгиней Ольгой и детьми Святослава отсиделись от грозного врага и послали за Святославом. Святослав пришел, прогнал печенегов и снова ушел в Болгарию. Но Византия не желала русского господства на Дунае и потребовала удаления Святослава. Святослав отказался. Началась война, которую Святослав проиграл. На пути домой войско Святослава на Днепровских порогах было захвачено печенегами и рассеяно. Святослав был убит.

Таким образом, завершился первый этап власти варяжской династии на Руси и сформировалось раннефеодальное государство.

Понятия:

Варяги – в русских источниках так называют скандинавов – полулегендарных князей (Рюрик, Синеус, Труво и др), наемных дружинников русских князей IX-XI веков и купцов, торговавших на «пути из варяг в греки».

Вече – народное собрание горожан Древней Руси; изначальный орган догосударственного самоуправления, а затем государственного управления в Древней Руси.

Государство – политическая организация экономически господствующего класса.

Дружина – в Древней Руси отряд княжеских воинов, живших первоначально со своим князем или вокруг его двора.

Ополчение – вооруженные отряды гражданского населения, формировавшиеся в случае особой опасности.

Печенеги – тюркский кочевой народ, впервые упомянутый в русской летописи в 915 году, первоначально населявший степи между Волгой и Аральским морем, а затем обитавший в Северном Причерноморье. Совершали набеги на территорию Киевской Руси в X-XI вв.

Погост – место сбора дани в Древней Руси.

Половцы – тюркский народ, прикочевавший в XI в. с территории Север-Западного Казахстана в степи Причерноморья, откуда вытеснил печенегов. Названные затем Половецкой степью территории простирались от Дуная до Тянь-Шаня. Впервые в русской летописи о них упоминается в 1054 г. Длительное сосуществование Древней Руси и Половецкой степи в XI-XIII вв. связано не только с междоусобными столкновениями, но и с союзническими отношениями, а также русско-половецкими браками.

Полюдье – поход князя за сбором дани.

Рюриковичи – династия русских князей, в том числе великих князей киевских, владимирских, московских, и русских царей, считавшихся потомками Рюрика.

Урок – размер дани в Древней Руси.

Хазары – тюркское племя, в VIII-IX веках образовавшее «каганат» (империю), простиравшийся от Кавказских гор до Киева и средней Волги, со столицей в г. Итиль. Славяне платили каганату дань. Разгромлены киевским князем Святославом в 966 году.

Предложения интернет-магазинов