Контрреформы Александра 3

Изменение политического курса

Александр III (1881-1894) родился 26 февраля 1845 года. Получил образование по программам Академии Генерального штаба и юридического факультета Петербургского университета. Главным воспитателем Александра III был генерал-адъютант В.А. Перовский, а образованием руководил профессор Московского университета А.И. Чивилев. Особенно большое влияние на Александра III оказал К.П. Победоносцев, правовед и религиозный философ, обер-прокурор Святейшего Синода. К.П. Победоносцев был противником реформ 60-70-х гг. XIX в., он считал, что нельзя менять веками создававшийся государственный уклад и давать большую свободу человеку, поскольку он ущербен, несовершенен.

По своим политическим взглядам и философским воззрениям Александр III был консерватором. Однако он не был реакционером и ретроградом, как иногда его преподносят в исторической литературе. Он уважительно относился к русской истории, национальным традициям.

Убийство отца явилось сильнейшим потрясением для Александра III. Опасаясь покушений со стороны террористов, первые годы своего царствования он провел в Гатчине под усиленной охраной. 3 апреля 1881 г. были казнены организаторы убийства Александра II: А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Т.М. Михайлов, Н.И. Кибальчич и Н.И. Рысаков. Жестоко расправился Александр III и с организаторами покушения на его жизнь 1 марта 1887 г.: в апреле того же года были повешены П.И. Андреюшкин, В.Д. Генералов, В.С. Осипанов, А.И. Ульянов (старший брат В.И. Ульянова-Ленина) и П.Я. Шевырёв.

Подавление оппозиционного движения стало стержневой линией всей внутренней политики Александра III. Во многом этот фактор определил содержание и его контрреформ.

 

Административные и судебные контрреформы

08 марта 1881 года в Комитете министров под председательством Александра III состоялось обсуждение «конституционного проекта» министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова. Автор проекта и его сторонники — военный министр Д.А. Милютин и министр финансов А.А. Абаза — считали, что верховной власти нужно пойти навстречу либеральной оппозиции и привлечь ее на свою сторону. Однако с резкой критикой «меликовской» конституции выступили сам Александр III, а также К.П. Победоносцев и член Государственного совета граф С.Г. Строганов, посчитавшие проект несвоевременным и даже опасным. Документ был передан на рассмотрение в Особую комиссию, которая так ни разу и не собралась. По существу началось противодействие реформам, проводимым при Александре II.

Вскоре, 29 апреля 1881 г., был обнародован царский Манифест «О незыблемости самодержавия», подготовленный К.П. Победоносцевым и публицистом М.Н. Катковым. Манифест перечеркивал все надежды либералов на появление конституции. В нем подчеркивалось, что император будет зорко «утверждать и охранять самодержавную власть от всяких на нее поползновений». Уже на следующий день либеральные политики М.Т. Лорис-Меликов, П.А. Валуев и А.А. Абаза были отправлены в отставку. Новым военным министром стал П.С. Ванновский, министерство финансов возглавил академик Н.Х. Бунге, а новым министром внутренних дел и председателем Комитета министров стал граф Н.П. Игнатьев. Председателя Государственного Совета Великого князя Константина Павловича сменил другой представитель романовской династии — великий князь Михаил Николаевич.

До лета 1882 г. противоборствовали две «партии» — «мягких» (во главе с Н.П. Игнатьевым) и «твердых» консерваторов (во главе с К.П. Победоносцевым). Под давлением последних 14 августа 1881 г. было издано правительственное распоряжение «О мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведению определенных местностей империи в состояние усиленной охраны». Согласно распоряжению, министр внутренних дел и губернаторы получали право объявлять на вверенных им территориях чрезвычайное положение. Местная администрация могла приостанавливать деятельность земств и городских дум; закрывать торговые и промышленные предприятия, органы печати; арестовывать и предавать суду военного трибунала всех неблагонадежных лиц, заподозренных в антигосударственной деятельности и т.д. С другой стороны, правительство Н.П. Игнатьева пыталось осуществить ряд важных начинаний либерального толка в политической сфере. В ноябре 1881 г. была учреждена Особая комиссия для составления проекта преобразований местного самоуправления. 27 мая 1882 г. Н.П. Игнатьев представил императору проект созыва совещательного Земского собора к коронационным торжествам, намеченным в Москве на лето 1883 г. Однако под мощным давлением К.П. Победоносцева и М.Н. Каткова эти проекты были отвергнуты, а сам Н.П. Игнатьев 30 мая 1882 г. был отправлен в отставку. Новым министром внутренних дел был назначен граф Д. А. Толстой. Таким образом, летом 1882 г. во власти закрепилась партия «твердых» консерваторов.

Политический курс нового правительства был подчеркнуто продворянский. Стали раздаваться требования об отмене всех либеральных реформ предыдущего царствования, в том числе и о восстановлении крепостного права. 21 апреля 1885 г., в день векового юбилея екатерининской «Жалованной грамоты дворянству», Александр III обнародовал высочайший рескрипт, адресованный «благородному российскому дворянству». В документе была изложена программа контрреформ в области управления. 12 июля 1889 года вступило в законную силу «Положение о земских участковых начальниках». Оно распространялось на 40 губерний, где в общей сложности было создано 2 200 земских участков. Согласно этому «Положению», все крестьянское самоуправление, созданное по реформе 1861 г., подчинялось отныне земскому участковому начальнику, назначаемому из числа потомственных дворян министром внутренних дел по представлению губернатора и предводителя губернского дворянства. Земский участковый начальник получал неограниченную административно-политическую власть на территории вверенного ему участка. Он мог отменять любое решение крестьянских сельских и волостных учреждений, смещать избранных должностных лиц сельского самоуправления, подвергать их телесным наказаниям. Он мог также назначать и отстранять от должности членов волостных мировых судов.

12 июня 1890 г. Александр III подписал новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». По этому «Положению» выборность крестьянских представителей в земства упразднялась. В земских учреждениях поднимался удельный вес дворян: в уездных собраниях с 42% до 55%, а в губернских — с 74% до 90%. Еще выше доля помещиков была в составе уездных и губернских управ — соответственно 72% и 94%. Ущемлялись права земств и, напротив, возрастали функции губернской администрации: Губернатор, в частности, мог отменить любое постановление земств.

11 июня 1892 г. Александр III подписал новое «Городовое положение». Урезались избирательные права городского населения путем повышения избирательного ценза. Отныне право избирать гласных городских дум было предоставлено только владельцам недвижимого имущества. В результате этого в городском управлении вместо торгово-промышленной буржуазии стала главенствовать дворянско-чиновничье сословие.

Пострадали от новой политики печать и университеты, в целом область просвещения. В 1882 г. были изданы новые «Временные правила о печати». По этим «правилам» совещание трех министров — внутренних дел, юстиции, народного просвещения — и обер-прокурора Синода могло закрыть любое издание, запретить «неугодным лицам» заниматься журналистикой. В 1883-1884 гг. прекратили свое существование все радикальные и либеральные журналы и газеты.

Университетский устав 1884 г. покончил с автономией высшей школы: выборы профессоров, деканов и ректоров отменили, а университетскому Совету оставили лишь право присуждать медали и ученые степени. Поступить в университет можно было только при представлении полицейской справки о благонадежности. Все студенческие организации запрещались. Были закрыты Высшие курсы для женщин. Духовные семинарии и кадетские корпуса вновь превращались в закрытые специальные заведения. В 1887 г. министр народного просвещения И.Д. Делянов издал, циркуляр о «кухаркиных детях», запретив принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из той среды, к коей они принадлежат».

Был издан ряд законодательных актов, направленных на свертывание судебной реформы 1864 г. Уже в августе 1881 г. была существенно ограничена гласность в судопроизводстве по политическим делам, прекратились публикации отчетов судебных заседаний по ним. 20 мая 1885 г. был издан закон, в соответствии с которым при Сенате создавалось Высшее дисциплинарное присутствие, которое по представлению генерал-прокурора и министра юстиции могло перемещать и даже смещать судей Окружных судов и Судебных палат. 12 февраля 1887 г. Александр III подписал указ, который давал право министру юстиции запрещать гласное разбирательство любого дела в суде. В ходе обсуждения проекта этого закона в Государственном совете большинство (31 из 51) выступило против проекта. Тем не менее Александр III его подписал. Ограничивалась юрисдикция присяжных заседателей. «Положением о земских участковых начальниках», как уже отмечалось, ликвидировались мировые суды. Таким образом, в 80-е гг. XIX в. были нарушены три краеугольных камня демократической системы судоустройства: его гласность, несменяемость судей и независимость суда от администрации. В 1894 г. новый министр юстиции, генерал-прокурор Сената Н.В. Муравьев по указанию императора начал работу по пересмотру всех «судебных уставов», введенных в 1864 г. Однако смерть Александра III 20 октября 1894 г. прервала эту работу, и судебная контрреформа не была доведена до конца.

 

Финансовые и социально-экономические преобразования

В период правления Александра III был заметен экономический прогресс: в стране была достигнута финансовая стабилизация. Это стало возможным потому, что во главе финансово-экономического    блока    правительства    поочередно    стояли    крупные    и прогрессивные экономисты Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский и С.Ю. Витте. В целом же политика правительства в сфере экономики и финансов была противоречивой и непоследовательной. Она сочетала в себе как прогрессивные, так и консервативные черты.

28 декабря 1881 г. Александр III подписал указ о 16-процентном понижении выкупных платежей за землю и о прекращении с 1 января 1883 г. временнообязанного состояния тех крестьян, которые до того времени не выкупили землю. А таких крестьян оставалось около 15%. В мае 1882 г. была отменена архаичная подушная подать, введенная еще Петром I в 1724 г., и установлен более прогрессивный налог с имущества. Впрочем, налоги — и прямые, и косвенные — от этой меры возросли. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк, который стал выдавать крестьянам и сельским общинам льготные кредиты на приобретение земли. В результате деятельности банка резко возросло количество крестьянских хозяйств капиталистического типа.

Наряду с этими прогрессивными мерами правительства, был издан ряд законодательных актов, направленных на сохранение и консервацию патриархальных устоев крестьянской семьи и общины. Так, 8 марта 1886 г. правительство издало закон, по которому семейный раздел земли мог быть осуществлен только с согласия «большака», т.е. главы семейства, и с разрешения большинства, не менее 2/3 членов сельского схода. 13 июня 1889 г. специальным законодательным актом ограничивалось свободное переселение крестьян. Местная администрация обязывалась насильно высылать переселенцев на прежние места проживания. Законом от 8 июня 1893 г. ограничивались земельные переделы в рамках общины. Такие переделы разрешалось проводить не чаще, чем через 12 лет. 14 декабря 1893 г. вышел законодательный акт «О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель», в соответствии с которым запрещалось закладывать в банки крестьянские надельные земли, а арендная сдача наделов земли ограничивалась пределами сельской общины. По этому же закону отменялись некоторые пункты «Положения о выкупе земли» от 1861 г., т.е. ограничивалась возможность крестьян досрочно выкупать свои наделы и выделяться из общины.

Правительство Александра III уделяло большое внимание укреплению финансовой системы. В начале царствования Александра III финансы страны находились в плачевном состоянии: бюджет страдал хроническим дефицитом. Назначенный в 1881 г. министром финансов Н.Х. Бунге предложил оздоровить финансы посредством увеличения налогов с имущества и введением новых налогов с наследства и паспортов, увеличения (на 30%) таможенных сборов.

Решение проблемы бюджетного дефицита продолжил назначенный министром финансов в 1887 г. И.А. Вышнеградский (Н.Х. Бунге стал председателем Комитета министров). Он сделал ставку на административные меры: контроль за сбором налогов стал более жестким. Новому министру финансов удалось добиться от зарубежных кредиторов существенных уступок. В результате принятых мер был ликвидирован бюджетный дефицит и произошло превышение доходов над расходами. Был создан большой золотой запас (в размере 530 млн. рублей), что позволило новому министру финансов С.Ю. Витте (с 1892 г.) уже во время царствования Николая II в 1897 г. провести денежную реформу и сделать рубль одной из самых устойчивых денежных единиц в мире.

 

Итоги внутренней политики Александра III

Современники по-разному оценивали период 80-х — начала 90-х гг. XIX в. Одни прославляли Александра III — царя-«миротворца», в правление которого Россия не вела войн и отличалась относительной внутренней стабильностью. Другие в политике Александра III видели только негативные меры и последствия. А оценка этой политики должна быть объективной и разносторонней.

Во-первых, правительство Александра III не все и не всегда отрицало, что было сделано в эпоху Великих реформ. Во-вторых, в отдельных сферах (местное самоуправление, судебная реформа) произошел явный откат назад. Ломка недавно введенных установлений вносила разлад в русскую жизнь. Всеохватная полицейская опека била не только по радикалам, но и по либералам. Не укрепляли Россию национальные и религиозные гонения. Напротив, они порождали неприязнь к правительству значительной части общества. В-третьих, в области финансов и экономики наблюдалось движение вперед. Казна государства окрепла. В начале 90-х гг. XIX в. в стране начался промышленный подъем.

Понятия:

— Контрреформы — внутренняя политика Александра III, направленная на ограничение действия реформ 1860-1870-х гг.

— «Мелиховская конституция» — проект продолжения реформ 60-70-х гг. XIX в., разработанный в 1880-1881 гг. министром внутренних дел М.Т. Лорис-Меликовым.

— «Первомартовцы» — 1) члены «Народной воли», организаторы и участники убийства Александра II 01 марта 1881 г.; 2) члены «Народной воли», организаторы покушения на Александра III 01 марта 1887 г.

— Циркуляр о «кухаркиных детях» — циркуляр министра народного просвещения России И.Д. Делянова от 18 июня 1887 г., запрещавший принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Предложения интернет-магазинов