Культура России во второй половине 19 века

Образование и наука

Во второй половине ХIX в. в начальном образовании России сложилось несколько типов школ. В деревнях, как правило, создавались вольные крестьянские школы, существовавшие на добровольные сборы. Земские школы открывались на средства земств. Широкое распространение получило церковно-приходское образование. В конце 1850-х гг. стали появляться воскресные школы, которые сыграли важную роль в частичной ликвидации неграмотности среди взрослых. Развитие начального образования способствовало тому, что в пореформенный период уровень грамотности населения повысился с 6% в середине XIX в. до 21% к концу столетия.

Основой среднего образования стала классическая гимназия. В конце XIX в. в великорусских губерниях действовала 81 мужская и 64 женских гимназий. Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища. Здесь в большем объеме, чем в гимназиях, преподавались естественные науки и иностранные языки.

Развивалась и высшая школа. Были открыты два новых университета: в Одессе и Томске. Росло число специальных высших учебных заведений: сельскохозяйственных, горных, инженерных, лесных и т.д.

Музыкальное образование финансировалось за счет общественных средств. В 1862 г. Русское музыкальное общество открыло консерваторию в Петербурге, а в 1866 г. — в Москве. В отличие от государственных учебных заведений, юноши и девушки в консерваториях обучались совместно.

В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию. В 1878 г. в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы. По имени первого их директора К.Н. Бестужева-Рюмина, их стали называть Бестужевскими. Позднее высшие женские курсы были открыты в Москве и некоторых других городах.

Во второй половине XIX в. обрели свою письменность некоторые народы Поволжья: марийцы, мордва, чуваши и др. Стали выходить книги на языках этих народов, открывались национальные школы.

Общественный подъем, вызванный преобразованиями в стране, создал благоприятные условия для развития отечественной науки. Научная деятельность становилась более привлекательной для молодежи. Выпускники российских университетов стали чаще ездить на стажировку в зарубежные научные центры.

Высшим научным учреждением страны оставалась Академия наук. Активизировалась исследовательская работа в университетах и крупных институтах, которые становились важными научными центрами. Большую роль в развитии науки играли научные общества: Географическое, Русское техническое и др. Чаще стали проводиться съезды специалистов: естествоиспытателей, врачей, археологов и др.

Первостепенное значение во второй половине XIX в. пробрели естественные науки. Подавляющая часть открытий в области химии, биологии, физики, математики и других наук имела практическое значение для производства, строительства, земледелия. А.М. Бутлеров создал теорию химического строения органических тел. Он открыл закон связей атомов, соединяющихся в молекулу. В 1871 г. Д.И. Менделеев окончательно сформулировал Периодический закон химических элементов. Подтверждение научных предсказаний Д.И. Менделеева о неизвестных еще элементах принесло ему мировую славу. В.О. и А.О. Ковалевские сделали важные открытия в палеонтологии и зоологии. К.А. Тимирязев исследовал фотосинтез, явление, с которым связано на Земле существование органического мира. И.М. Сеченов заложил основы физиологии и психологии в России. И.И. Мечников создал учение о защитных свойствах организма и открыл первую в стране бактериологическую станцию. Мировое признание получили исследования русских математиков П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова и С.В. Ковалевской. Их открытия в области теории чисел, теории вероятностей, теории машин и механизмов имели огромное практическое значение.

Особенно больших успехов русские ученые добились в области физики. Работы А.Г. Столетова подготовили условия для создания электронной техники. А.С. Попов 25 апреля 1895 г. продемонстрировал первый в мире радиоприемник. П.Н Яблочков создал дуговую лампу. А.Н. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания. Важнейшие открытия были осуществлены в астрономии, металловедении, баллистике, теории сопротивления металлов и т.д.

Русские путешественники исследовали Тянь-Шань, Туркестан, Тибет, Монголию, Филиппины, Индонезию, Эфиопию и другие страны. Географические и этнографические открытия П.П. Семенова-Тянь-Шанского, Н.М. Пржевальского и Н.Н. Миклухо-Маклая получили мировое признание.

Значительные результаты были достигнуты в философии, политэкономии, социологии, эстетике, истории, литературоведении и других общественных и гуманитарных науках. В 1851-1880 гг. было издано 29 томов «Истории России с древнейших времен» профессора Московского университета С.М. Соловьева. «Курс русской истории» издал В. О. Ключевский. В этом капитальном труде большое внимание уделялось социально-экономической проблематике, процессу зарождения и развития крепостных отношений на Руси. Широкую известность получили работы М.М. Ковалевского, Н.Я. Данилевского по всеобщей истории.

 

Литература и печать

Рассматриваемый период стал временем расцвета критического реализма. С ним связано творчество выдающихся русских писателей И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. Вершиной развития литературы второй половины XIX в. стали произведения Л.Н. Толстого — «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот» и др.

Главным рупором общественного мнения в стране была периодическая печать. До последней четверти ХIX в. газеты в России не имели широкого распространения. Тон задавали «толстые» журналы: радикальные «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», либеральный «Вестник Европы». С 1870-х тт. популярностью стали пользоваться и газеты — либеральный «Голос», консервативные «Московские ведомости» и др. Издавались исторические журналы: «Русская старина», «Русский архив». Существовали также «тонкие» журналы — самым популярным из них была «Нива».

Число общественно-политических изданий выросло за пореформенные годы более чем в сто раз — с 15 до 160. Всего же к началу XIX в. в России существовало около 800 изданий. Тиражи отдельных журналов доходили до 10 тыс., газет — до 25 тыс. экземпляров.

Все более заметной отраслью предпринимательства становилось книгоиздательское дело. Ф.Ф. Павленков создал серию «Жизнь замечательных людей», в которой вышло 130 книг. И.Д. Сытин особое внимание уделял изданию художественной и научно-популярной литературы по недорогой цене, а также журналов для детей и юношества: «Заря», «Мирок», «Вокруг света», «Вестник спорта и туризма» и др.

 

Искусство

В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А.Н. Островский. Его пьесы составляли основу репертуара Малого театра в Москве. Нередко они ставились в Александрийском театре в Петербурге, в театрах других российских городов.

В 1863 г. к повсеместной постановке разрешили пьесу А.С Грибоедова «Горе от ума». Из трилогии А.К. Толстого — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» — только первая пьеса была поставлена при жизни автора. Другие долгое время оставались под запретом. Лишь в конце века запрет был снят. В 1880-1890 годах в репертуар театров стали входить пьесы Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова. Популярностью пользовались драмы зарубежных классиков — Шиллера, Гюго, Дюма-отца и других иностранных авторов. Из пьес Шекспира чаще всего ставили «Гамлета».

Во второй половине XIX в. на сценах русских театров раскрылся талант многих актеров. В Малом театре играли великие мастера: П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. В 1898 г. возник Московский художественный театр. Во главе его встали выдающиеся режиссеры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. МХАТ открыл новый этап в развитии сценического искусства в России.

В 1860-1880 гг. отечественная музыка переживала взлет в своем развитии. Появилась плеяда талантливых композиторов. В начале 1860-х гг. сложилась творческая группа молодых композиторов, в которую вошли М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Эту группу известный музыкальный критик и культурный деятель В.В. Стасов назвал «Могучей кучкой». Оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Садко» Н.А. Римского-Корсакова стали классикой оперного искусства.

Мировое признание получило творчество П.И. Чайковского. Музыкальное наследие композитора составляют семь симфоний, три балета, несколько опер, более 100 романсов, множество пьес. П.И. Чайковский создал жанр русской лирико-драматической симфонии. Его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» вошли в мировую балетную классику.

В русской живописи во второй половине XIX в. прочно утвердились критический реализм и патриотизм. Внимание многих художников сосредоточилось на истории страны и жизни народа. В 1870 г. образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок» (просуществовало до 1923 г.). В него вошли И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и др. Их творчество — это особое направление в истории русского изобразительного искусства, идейно связанное с демократическим общественным движением в России. Развертывая просветительскую деятельность, «передвижники» организовали около 50 выставок в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Риге, Орле и других городах. Для «передвижников» характерны разнообразные жанры: социально-бытовой, портретный, исторический, пейзажный, батальный.

Наиболее яркой фигурой среди передвижников был И.Е. Репин. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и др. Во многих картинах художника затрагивалась революционная тематика: «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста». Ряд полотен посвящен исторической тематике: «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. И.Е. Репин создал галерею портретов Л.Н. Толстого, М.П. Мусоргского, И.М. Сеченова, И.С. Тургенева, М.И. Глинки, И.Н. Крамского, В.И. Сурикова и др.

Крупнейшим художником последней трети XIX в. — начала XX вв. был В.А. Серов. Он создал ряд шедевров живописи: «Девочка с персиком», портреты Ф.Ф. Юсупова, М.Н. Ермоловой и др.

Бурный расцвет живописи способствовал собиранию коллекций картин. В 1856 г. П.М. Третьяков основал частное собрание коллекций картин в Москве. В 1892 г. он передал ее вместе с коллекцией своего брата С.М. Третьякова в дар городу. Третьяковская галерея стала крупным культурным центром России.

Критический реализм оказал определяющее воздействие и на развитие скульптурного искусства. Одним из крупнейших скульпторов того времени был А.М. Опекушин. Его памятник А.С. Пушкину, открытый в Москве в 1880 г., является гордостью русской монументальной скульптуры. Образы героев русской истории в скульптурном жанре создал М.М. Антокольский: «Нестор», «Ермак», «Петр I» и др.

Индустриально-технический прогресс вел к изменениям в градостроительстве. Усилился поиск национального стиля. Примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту А.А. Парланда на месте гибели Александра II. В «неорусском стиле» были построены здания Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды — ныне здание ГУМа (архитектор А.Н. Чичагов) и др.

В целом пореформенная эпоха стала временем высоких достижений отечественной культуры. Была подготовлена почва для духовного расцвета начала XX в. — «серебряного века» русской культуры.

Понятия:

— Меценат — человек, оказывающий материальную поддержку развитию культуры.

— «Могучая кучка» — творческое содружество выдающихся русских композиторов, сложившееся к 1862 г.

— «Передвижники» — художники-реалисты, входившие в «товарищество передвижных художественных выставок», созданное в 1870 г. в России.

Предложения интернет-магазинов