Культура России в конце 19 — начале 20 веков

С ростом российской экономики заметно возрасли поступления в госбюджет, что позволило увеличить затраты на культуру и просвещение.

Развертывалось повсеместное строительство школ и детских учебных заведений, для чего использовались не только централизованные вложения, но и средства местых властей, общественные и частные пожертвования. Задача достижения всеобщей грамотности российского населения становилась вполне реальной.

Совершенствование образовательной системы шло параллельно с развитием российской науки. Начало XX века было временем важных научных и технических открытий, крупных достижений в области математики, физики, химии, биологии, геологии. Россия дала миру обширную плеяду выдающихся ученых, поднявших практические и теоретические знания на качественно новый уровень. Среди таких ученых можно выделить математиков П.Л. Чебышева и С.А. Чаплыгина, химиков Д.И. Менделеева, И.А. Каблукова и Н.Д. Зелинского, физиков и механиков П.Н. Лебедева, П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, А.С. Попова, К.Э. Циолковского, Н.Е. Жуковского, биологов И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина, А.О. Ковалевского, И.П. Павлова, геолога А.П. Карпинского.

Продолжались географические открытия. П.К. Козлов исследовал Центральную Азию и Тибет. П.П. и В.П. Семеновы провели экспедиции на Алтай, Тянь-Шань, в Закаспий, на Урал и Приуралье. Г.Я. Седов исследовал Арктику и совершил поход к Северному Полюсу.

Изменения, происходившие в социально-политической сфере, давали сильный импульс развитию общественной мысли. Резко увеличилось количество трудов по экономической, философской, исторической проблематике. Они отражали весь спектр мировоззренческих взглядов, партийно-политических направлений и пристрастий, представленных либералами, марксистами, народниками, консерваторами. В период 1900–1914 гг плодотворно работали экономисты М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве, историки В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский, В.И. Семевский, философы В.В. Розанов, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.П. Кропоткин и др. В 1909 году заметный резонанс в российском обществе вызвало издание публицистического сборника «Вехи», в котором группой мыслителей были представлены статьи о российской интеллигенции и ее ответственности за революционные события 1905–1907 годов. Основными мотивами сборника была самокритика, признание ошибок, связанных с оторванностъю радикальной и либеральной интеллигенции от народной почвы, поиск морально-этических ценностей, способных сблизить «мыслящий слой» с историческими традициями русского народа.

Широкий разброс идеологических установок сказывался на состоянии российской литературы. Разнонаправленность творческих поисков писателей и поэтов проявилась в многообразных литературных течениях. Поэтические течения — символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм и др — были представлены литературными группировками, основной упор делавшими на особую новизну в области форм и стиля. Модернистские по сути, эти группировки азартно соперничали за первенство на поэтическом «Олимпе». В их соперничестве было много сиюминутного и преходящего, но все же они дали немало крупных имен, обогативших и украсивших русский язык — С. Есенин, А. Блок, В. Маяковский, А. Ахматова, Н. Гумилев, Н. Клюев и др.

Из прозаиков, работавших в начале века, традиции реализма поддерживали Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, В. Короленко, Д. Мамин-Сибиряк, А. Куприн, И. Бунин и др. Отпечаток мистицизма и декадентской утонченности принимало творчество Д. Мережковского, Ф. Сологуба, А. Белого и др. Появлялось также немало аморалистских, порнографических писаний. Это был период «литературного бума», когда свобода творчества способствовала появлению и подлинных шедевров и массовых литературных поделок, рассчитанных на низкие литературные вкусы.

Начало века было временем дальнейшего расцвета российского сценического искусства. Развил свою деятельность Московский Художественный театр, основанный К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В драматических постановках московских и петербургских театров проявился талант русских актеров В. Качалова, И. Москвина, М. Ермоловой, В. Комиссаржевской др. Огромную одаренность вокалиста сочетал с выразительным актерским мастерством Ф. Шаляпин. Получили известность певцы Большого театра Л. Собинов, А. Нежданова, мастера балета В. Нижинский, А. Павлова, Т. Карсавина. Продолжалось обогащение русской музыкальной культуры, особый вклад в которое внесли композиторы М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, А.С. Аренский, С.И. Танеев, А.Н. Скрябин.

Развивались традиции русской живописи и скульптуры. Силой одухотворенности были отмечены полотна И. Репина, В. Сурикова, И. Шишкина, А. Куинджи, И. Грабаря, В. Серова, В. Васнецова, В. Кустодиева, И. Билибина. Творческих успехов добились скульпторы М. Антокольский, П. Трубецкой, С. Коненков.

На рубеже XIX–XX веков в России появился кинематограф, открывались «электротеатры», «иллюзионы», снимались документальные и игровые фильмы. Кино в то время называли «великим немым»: киноленты не озвучивались, сопровождаясь музыкальным аккомпанементом непосредственно при демонстрации.

Значительно разнообразились интересы и увлечения российских граждан — прежде всего в крупных городах. Развивалось библиотечное дело, возникали общества любителей старины, кружки краеведов. Получила распространение фотография. С первыми шагами автостроения в столичных центрах появлялись общества вело-мото-автолюбителей. Настоящий бум среди жителей Москвы, Петербурга, Одессы вызвали первые показательные авиаполеты.

Массовым увлечением становится спорт. Если в XIX веке физкультура была уделом избранных (фехтование и верховая езда как часть военного и аристократического образования, силовые номера в цирках), то в начале XX века она превратилась в повсеместную моду. Особой популярностью пользовались коньки, теннис и французская борьба, развивались легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, футбол, бокс. Поклонники тех или иных видов спорта объединялись в любительские клубы для совместных тренировок и организации показательных выступлений перед публикой.

В быту соприкосновение между миром дворянским и миром купеческим или крестьянским было незначительным. Почти не было случаев общения между семьями из разных сословий — настолько и для дворян и для купцов был привычен круг сложившихся внутрисословных связей. Редкими были межсословные браки. В начале XX века только стали проявляться признаки стирания различий между жизненными укладами дворянства и купечества: богатые семьи из обоих сословий не обходились без гувернеров (часто из иностранцев), нянек, слуг, кормилиц, возниц (в основном, из простонародья).

Дворяне при устройстве своего быта заимствовали многие западноевропейские стандарты. Обязательным считалось знание нескольких иностранных языков. Многие дворяне имели и городские апартаменты, и усадьбу в сельской местности. Привилегии дворянства при устройстве на государственную и военную службу, его связь с царским двором определяли подготовку и воспитание дворянской молодежи. Она обучалась в элитных учебных заведениях, определявших заранее характер будущей карьеры. При обучении мальчиков — будь то кадеты, пажи, лицеисты или правоведы — много внимания уделялось светским манерам и знанию придворного этикета. В неменьшей степени это касалось юных дворянок-воспитанниц Смольного института, которых учили еще и рукоделию, музицированию, кулинарии, уходу за детьми — из них готовили не просто фрейлин, а жен будущих гвардейских офицеров и министерских чиновников. В уставах элитных учебных заведений действовал пункт, лишавший родителей права требовать своих детей назад до полного окончания учебного курса. Это придавало обучению дворян особый общественный статус, формировало у них осознание сословной значимости. Многие дворяне оказались оторванными от народной культуры, народного менталитета — особенно крестьянского.

Так же, как и дворянам, устойчивость внутрисословных правил и норм была присуща купцам. Купеческий быт сохранил черты патриархальности. В семьях наблюдались иерархичность и непререкаемый авторитет старших: хлебосольство, широта, известное добродушие — но до определенного предела, после которого проступали жесткость и нетерпимость к расхлябанности. Внутри сословия остро ставились вопросы, касавшиеся личной репутации. В неписаной купеческой иерархии особым уважением пользовались промышленники, после них стояли купцы-торговцы. Мало почтения заслуживали отдававшие деньги в рост — их называли «процентщиками». «Старое», гильдейское купечество не скрывало низкого мнения о «новых» буржуа, для которых прибыль нередко являлась единственным приоритетом. В рамках старокупеческой традиции с детства внушалось: главное — «дело», «служение делу», а не нажива. Многие купеческие семьи были глубоко религиозны, считали благотворительность своей важной обязанностью. Некоторые из них вели настоящее соревнование в строительстве церквей, богаделен, больниц, недорогих столовых. В 1900–1914 годах своей благотворительностью особенно выделялись род Морозовых, род Бахрушиных, Солодовниковы, Боевы и др. Среди купцов бытовала назидательная формула: «Богатство обязывает».

Важнейшей чертой крестьянской жизни была общинность. Столыпинские реформы, внося изменения в землепользование, не посягали на общинную психологию крестьянства. Совместные жатва или сенокос, взаимопомощь при постройке жилья были типичными явлениями для деревенского быта. Среди крестьян в то время говорилось: «На Руси никто с голоду не помирал» — имелось в виду, что община всегда помогала человеку, попавшему в беду. Отражением общинного быта была артельность, распространенная среди сельских промысловиков и ремесленников, среди крестьян, уходивших в города на заработки. Артели использовались и при организации промышленного производства — на заводах, в строительстве, на транспорте, в сырьевых отраслях.

Частная жизнь крестьян была тесно связана с сельским миром. Каждый член общины зависел от коллективного мнения, проводившего резкую границу между грехом и праведностью. Традицию крестьяне ставили выше закона, именно она регулировала сельскую жизнь (отсюда — довольно распространенная практика крестьянских самосудов над пойманными преступниками). Общинный дух выражался и в совместно отмечаемых праздниках, именинах и свадьбах. Все участвовали в похоронах односельчан. Общей была церковно-приходская жизнь крестьян.

Крестьянство было несклонным к переменам в вековом укладе своего быта. Традиции связывались в сознании с сохранением духовных и этических норм, сформированных православием, а частично уходящих корнями в дохристианский период. Сельский мир хранил старину. И если для крестьянства она была освящена многовековым опытом, то для либеральной интеллигенции служила лишь доказательством «отсталости, реакционности и косности» российского крестьянина. Среди радикальной части интеллигентов, в свою очередь, широкое хождение получали идеи о «реорганизации человеческого материала» — подразумевалось, что главным объектом этих «реорганизаций» и «переделок» должна стать, прежде всего, крестьянская масса.

Понятия:

Богадельня — богоугодное заведение для содержания лиц, по какой-либо причине неспособных к труду — престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих.

Патриархат — общество, в котором мужчины являются «доминантным элементом» в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

Процентщик — человек, ссужающий деньги под большие проценты, ростовщик.

Смольный институт благородных девиц (открыт в 1764 г.) — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране.

Предложения интернет-магазинов