Культура России в середине – второй половине 18 века

Особенности развития русской культуры

В развитии культуры середины — второй половины XVIII в. продолжали доминировать тенденции, заложенные еще при Петре I. Заимствования из Европы затрагивали только высшие слои общества. Но развитие просвещения со второй половины века расширило доступ к новым культурным ценностям, вовлекая в сферу культурных преобразований купечество, частично крестьянство. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создается светское просвещение; развивается отечественная наука; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык; появляется национальная русская литература. В это время увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых четко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура. Важным является то, что во второй половине XVIII в. идеи просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса.

 

Образование и наука

В развитии образования в середине и второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции: первая — утверждение принципа сословности и вторая — расширение сети учебных заведений.

Система сословных школ в последней четверти XVIII в. выглядела так: для дворян — шляхетские корпуса и благородные пансионы. Например, Екатерина II в 1764 г. учредила Смольный институт благородных девиц, существовал Благородный пансион при Академии наук и Московском университете. Духовенство обучалось в духовных академиях, епархиальных училищах. Купцы и разночинцы получали образование в коммерческих школах, Академии художеств, горной, медицинской, штурманской и ремесленной школах. Детей рекрутов обучали в солдатских школах. Таким образом, к средине века в России сложилась система замкнутых сословных школ.

Но они не удовлетворяли потребностей в грамотных и образованных людях, и с 80-х гг. XVIII в. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г., согласно «Уставу народных училищ», в губернских городах учреждались главные народные училища — 4-классные, а в уездных городах малые народные училища —2-классные. Появление новых учебных заведений связано с деятельностью И.И. Бецкого, считавшего, что, поскольку «корень всему злу и добру» — воспитание, основной задачей государства становится воспитание новой породы людей. Кроме народных училищ им были созданы: училище при Академии художеств для мальчиков  «всякого звания», Коммерческое училище для детей купечества, мещанское отделение при Смольном институте благородных девиц. И все же в конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были лишены возможности получать образование.

В это время продолжается развитие высшего образования. 12 января 1755 года был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал в последующем центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, обучение в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). При университете были созданы лаборатории, библиотека, типография. Растущая потребность в квалифицированных педагогических кадрах привела к созданию Учительской семинарии при Московском университете (1779) и Петербургского главного народного училища (1782), впоследствии преобразованного в Педагогический институт в Петербурге. Всего к концу XVIII в. в России существовало 549 различных учебных заведений, в которых одновременно обучалось 62 тыс. учеников. Кроме этого, необходимо учитывать, что большинство дворян старались не посылать своих детей в училища и школы, а давать им домашнее образование с помощью приглашенных из-за границы учителей и гувернеров.

Создание и расширение сети школ потребовало появления новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Были созданы «Риторика», «Краткий российский летописец», «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, «Географическое и историческое описание Российской империи» Х.А. Чеботарева.

С распространением образования было связано и развитие науки. Основными центрами научной деятельности в этот период являлись Академия наук, Горное училище в Петербурге, Киевская академия. Уже во второй половине XVIII в. отечественная наука достигла общеевропейского уровня благодаря деятельности таких ученых, как Л. Эйлер, Д. Бернулли. Особая роль в становлении и развитии русской науки принадлежит М.В. Ломоносову, научная деятельность которого отличалась необычайной многогранностью. Известны его работы в области математики, физики, химии, астрономии, филологии, истории.

В 60-80-е гг. была проведены экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России. Они оставили после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири. Значительными успехами ознаменовалось развитие математики (Л. Эйлер, Д. Бернулли, М.В. Ломоносов), медицины (Д.С. Самойлович, К.И. Щепин), химии (М.В. Ломоносов, В.М. Севергин).

Во второй половине XVIII в. наблюдается взлет технической мысли, связанный, прежде всего, с деятельностью выдающихся русских изобретателей И.И. Ползунова и И.П. Кулибина. Ползунов на горном заводе в Екатеринбурге изобрел паровую машину на 20 лет раньше, чем англичанин Д. Уатт. Кулибин прославился как конструктор различных приборов. Он создал модель деревянного безопорного моста через Неву, сконструировал зеркальные прожекторы, часовые и оптические механизмы. Известны также изобретения мастера К.Д. Фролова (первая гидравлическая машина), А.К. Нартова (создал новые станки для сверления орудийного ствола, подъемный механизм, новые способы отливки пушек).

В более сложных условиях проходило становление гуманитарных наук. В Академии наук им уделялось меньше внимания, и развивались они в основном за пределами Академии. Значительный шаг вперед сделали правовая наука, языкознание, история. М.М. Щербатов создал «Историю Российскую от древнейших времен», описав в ней события до 1613 г. Он же опубликовал открытую В. Татищевым «Русскую Правду». И.Н. Болтин подверг резкой критике книгу иностранца Леклерка по русской истории. Тем самым выступил основоположником критического метода в истории.

 

Общественно-политическая жизнь 

Все сферы духовной жизни России середины и второй половины XVIII в. пронизывают идеи просвещения, решающую роль в которых отводилась просвещенному монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Именно поэтому вопрос о характере государственной власти оставался одним из самых главных. Именно в это время формируется идеология «просвещенного абсолютизма». Идеи просвещения были настолько популярны, что их одинаково восприняли представители консервативной мысли (А.П. Сумароков, М.М. Щербатов), либеральной (Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин), революционной (А.Н. Радищев).

Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение, прежде всего, в деятельности Н.И. Новикова — крупнейшего издателя и журналиста, и А.Н. Радищева, стоявшего на позиции радикального просветительства. Он высказывался против самодержавия и крепостничества.

XVIII в. — время появления нового духовно-общественного движения — масонства. Его проникновение в Россию связано с определенным разочарованием в просветительском рационализме и поиском путей выхода из нравственного тупика. Оно ставило своей задачей морально-нравственное совершенствование человека на основе христианства, но вне связи с внешним миром, с политикой и классовой борьбой. Самоизоляция масонов, стремление прийти к идеалам добра и отрицание политики всегда вызывали подозрение властей, а неверие в их аполитичность приводило к нелепым слухам и обвинениям.

 

Литература

В XVIII в. возросла роль художественной литературы с сильными просветительскими тенденциями. Классицизм представлен творчеством А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедии «Опекун», «Лихоимец»), М.В. Ломоносова (художественные и философские оды), А.Д. Кантемира. Крупнейшей фигурой в русской поэзии на данном этапе являлся Г.Р. Державин. Убежденный монархист, он имел мужество обличать фаворитизм, процветающий при дворе, указывать дворянству на его губительные пороки — леность, праздность, пьянство и т.д. Все его творчество проникнуто любовью к России, гордостью за ее успехи и верой в ее высокое будущее.

Становление реализма в литературе связано с творчеством Д.И. Фонвизина. Комедии «Бригадир» и «Недоросль» внешне схожи с сочинениями классицизма, но само содержание отличается более реальными героями, художественно обобщенными характерами. Н.М. Карамзин явился основоположником русского сентиментализма. В «Письмах русского путешественника», «Бедной Лизе» он большое внимание уделил чувствам и переживаниям главных героев.

Неотъемлемой частью российской культуры являлось народное творчество. В фольклоре второй половины XVIII в. отражались события и народные герои тех лет — Емельян Пугачев, Салават Юлаев, герои прошлых славных событий.

 

Развитие искусства

Во второй половине XVIII в. в архитектуре на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для этого стиля характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В основе классицизма лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Расширение каменного строительства вызывало повышенное внимание государства к архитектуре. В 1762 г. была создана «Комиссия строительства столичных городов». В ней утверждались стандарты и планы застройки не только столиц, но и более 20 провинциальных городов. Россия из деревянной становится каменной. Но наиболее пристальное внимание было приковано к Петербургу и Москве. Великими зодчими, работающими в стиле классицизма, были построены в Петербурге: Ассигнационный банк, Академия наук, Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе (Д. Кваренги); Главный почтамт (Н.А. Львов); Таврический дворец (И.Е. Старов). Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. В.И. Баженов возвел Дом Пашкова; М.Ф. Казаков построил Петровский дворец, здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета на Моховой.

В живописи главенствует портрет и новый жанр — исторический и бытовой пейзаж. Расцвет портретной живописи связан с многочисленными заказами двора. Развитие шло в двух направлениях: парадного и камерного портрета. Выдающимися художниками этого жанра являются: Ф.С. Рокотов (портреты В.Е. Новосельцевой, поэта В.И. Майкова), Д.Г. Левицкий (цикл портретов «Смолянки», портреты Дидро, мецената П. Демидова); В.Л. Боровиковский (портреты Н.А. Нарышкиной, М.А. Орловой, М.И. Лопухиной). В творчестве последнего происходит становление реалистической живописи. Начало жанровой живописи было положено творчеством М. Шибанова, создавшего картины из крестьянской жизни («Крестьянский обед», «Сговор»). Родоначальником пейзажной живописи является С.Ф. Щедрин (ландшафты Павловска и Петербурга), Ф.Я. Алексеев («Красная площадь»). Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»).

В области скульптуры в XVIII в. широкую известность получил Ф.И. Шубин. Являясь представителем реалистического направления, он создал портреты Орлова, Зубова, Потемкина, Павла I, Ломоносова и др. Родоначальником русского классицизма в скульптуре явился М.И. Козловский (памятник А.В. Суворову, скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва», символизирующая победу России в Северной войне). Из иностранных ваятелей крупнейшим являлся французский скульптор Э.М. Фальконе («Медный всадник» — памятник Петру I, который стал одним из символов Петербурга).

Во второй половине XVIII в. происходит становление русского театра. В 1756 г. последовал указ об учреждении в Петербурге «Русского театра». Это был первый профессиональный постоянный русский публичный театр. Руководил им сначала А.П. Сумароков, а затем Ф.Г. Волков — блестящий актер, поэт, драматург, музыкант. В 1779 г. появляется частный театр в Царицыном лугу под руководством известного актера Дмитриевского; в 1780 г. — Петровский театр, в репертуаре которого, наряду с драматическими, были оперные и балетные спектакли. Большое развитие получил и крепостной театр (например, наиболее известен театр Шереметева). В одной Москве насчитывалось 15 таких театров.

В последней трети столетия началось формирование русской оперы. Одними из первых были комическая опера М.М. Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват» и Е.И. Фомина «Ямщики на постое».

Одним из важнейших результатов развития русской культуры во второй половине XVIII в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в следующем столетии.

Понятия:

— Воспитательные дома — учреждения для «приема и призрения подкидышей и бездомных детей», появились при Петре I. При Екатерине II создана целая сеть таких домов, где жили и воспитывались дети, не имеющие родителей.

— «Всякая всячина» — 1769-1770 гг., ежемесячный журнал. Он выходил при содействии и участии Екатерины II. Печатал сатирические статьи, призывал «не целить на особ, но единственно на пороки».

— Классицизм — культурно-эстетический стиль и направление, преобладавшее в европейском искусстве XVII — начала XIX в. Классицизм ориентировался на образцы античного искусства, литературы и мифологии. Нашел проявление во всех жанрах и видах искусства.

— Масонство — тайные религиозные этнические организации. Заимствовали название организации (объединение в ложи) и традиции от средневековых братств ремесленников. В России распространилось с 1717 г. Ставило своей целью духовное совершенствование, просвещение людей и мирное объединение человечества в братском религиозном союзе.

— Реализм — правдивое, объективное отражение действительности средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества, а также направление в искусстве и литературе.

— Сентиментализм — течение в литературе второй половины XVIII — начала XIX вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма эпохи Просвещения, сентиментализм объявил главным в человеческой природе не разум, а чувство.

— Солдатские школы — училища для детей солдат, которые были продолжением петровских цифирных школ.

Предложения интернет-магазинов