Культура России в 17 веке

Обмирщение русской культуры

 Для русской культуры XVII в. характерен переход от средневековья к новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе ее обмирщения, т.е. освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни: литературу, живопись, архитектуру и т.д. Обмирщению русской культуры большое сопротивление оказывала церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские «политики» XVII в., пытаясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли селиться их подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе. Однако новые идеи, обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси и давали о себе знать. Стране нужны были образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в военном деле, технике, мануфактурном производстве. В этой связи заметным становится личностное начало в культуре. Также на развитие русской культуры оказали влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

 

Образование и просвещение

В XVII веке масса населения страны оставалась неграмотной, но количество грамотных людей, особенно среди горожан, значительно выросло. В 80-х гг. в Москве около 24% посадских людей было грамотным. Печатавшиеся в Москве буквари (по копейке штука) пользовались большим спросом. В 1651 г. за один день было продано 2400 экземпляров «Букваря» В.Ф. Бурцова. В конце столетия появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, а также рукописные руководства по арифметике. Бумага окончательно вытеснила дорогой пергамен, употреблявшийся теперь только для царских грамот. Две московские бумажные «мельницы» уже не обеспечивали потребности страны в бумаге, ее стали привозить из Франции и Голландии.

В роли распространителя просвещения выступали как государство, так и церковь. В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Ее учащиеся овладевали грамматикой и латинским языком. В школе, открытой в 1680 г. при Печатном дворе, обучалось свыше двухсот человек, главным предметом был греческий язык. Скромную сеть учебных заведений венчало открытое в 1687 г. Славяно-греко-латинское училище, переименованное затем в академию, где преподавались как светские, так и духовные дисциплины: грамматика, пиитика, риторика, богословие и др. Все предметы вели приглашенные греки братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия готовила кадры для правительственных и церковных учреждений.

С 1621 г. в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись «Куранты» нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах.

Все более распространялись печатные книги. Половину продукции Московского печатного двора составляли светские издания — «Соборное уложение», «Учение и хитрость ратного строя», буквари, грамматики и другие учебники. Гораздо больше, чем прежде, стали переводить книги. В XVII в. на русский язык был переведен труд основоположника научной анатомии крупного ученого эпохи Возрождения А. Везалия «О строении человеческого тела». Атлас Блеу и книга польского астронома Я. Гевелия «Селенография, или описание Луны» познакомили русских с гелиоцентрической системой Коперника. Переводная книга Г. Меркатора «Космография» содержала сведения о разных странах, их хозяйстве, государственном и военном устройстве, быте и обычаях населения. Но широкого распространения переводная книга не имела. В монастырях, у отдельных лиц появились большие по тому времени собрания книг. Около 400 книг на русском, латинском, польском языках было у патриарха Никона, также собрания имелись у князя В.В. Голицына, у А.Л. Ордин-Нащекина, А.С. Матвеева. Много книг хранилось в царском дворе.

Светские знания распространялись как с помощью книг, доступных весьма узкому кругу людей, так и путем накопления практического, конкретного опыта в разных сферах деятельности. При невысоком общем теоретическом уровне математических знаний в XVII в. умели решать задачи, связанные с повседневной практикой, — измерять площади, извлекать квадратные и кубические корни, решать уравнения с несколькими неизвестными. Медицинские знания основывались также на практическом опыте лечения болезней, накопленном веками. Распространялись переводные лечебники и «травники» с описанием лекарственных свойств растений. В Аптекарском приказе обучали изготовлению медикаментов и врачеванию. В 1654 г. в приказе обучалось 30 стрельцов, отправленных потом в полки для «лечьбы» ратных людей — первые военные врачи России.

В XVII в., в связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами, активизировалось накопление географических знаний. В 1627 г. в Разрядном приказе была создана «Книга большому чертежу», приложенная к «Большому чертежу» (карте), в которой были отмечены пути вторжения крымских татар в центр страны, а также отражались описания Сибири. Обильный материал о зарубежных странах содержался в «статейных списках» и других материалах русских посольств. Например, особое место занимает описание Китая, осуществленное в ходе путешествия молдавским ученым Н.Г. Спафарием. Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева открыла пролив между Азией и Северной Америкой (за 80 лет до Беринга). В 1649 г. Ерофей Хабаров изучил земли по Амуру и составил карту. В самом конце XVII в. сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

 

Литература

Самые выразительные новшества прослеживаются в литературе. Если действия литературных героев предшествующего времени сковывала божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных начинаниях.

В литературе XVII в. утвердилось два течения: панегирическое, или феодально-охранительное, и народно-обличительное. Самым крупным представителем первого течения был Симеон Полоцкий. С его именем связано появление в русской литературе новых жанров — поэзии и драматургии. Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим помпезные, со многими аллегориями, стихи, идеализировавшие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке, например «Комедия-притча о блудном сыне». Полоцкий известен и как публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи и «утоляти» мятежи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их происхождением, а рационалистическим принципом: знанием, моральным авторитетом, заслугами.

Оценка самодержавия как самой лучшей политической системы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Юрия Крижанича. Его перу принадлежит ряд трактатов, среди которых наиболее выделяется «Политика». В нем автор раскрыл идею «самовладства», с которой он связывал справедливое правление мудрого царя, обеспечивавшее стране покой и согласие народа.

 Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум явился основоположником биографического жанра. На примере собственной жизни, полной драматических событий, он повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия.

В XVII в. сюжетная историческая повесть все более вытесняла летописи, хотя последние продолжали существовать и создаваться. Официальный «Новый летописец», составленный в 30-е гг. XVII в., обосновывал исторические права Романовых на престол, подчеркивал их родственную связь с Иваном Грозным и резко отрицательно оценивал «незаконное» правление Годунова и народные движения начала века. Но в целом летопись как основная форма исторических произведений уходила в прошлое.

Более широкое распространение получили хронографы. Созданный при Алексее Михайловиче Записной приказ был первым специальным правительственным учреждением, предназначенным для сбора исторических материалов и написания исторических произведений. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд «Синопсис» (историческое обозрение), написанный под руководством киевского монаха Иннокентия Гизеля, в котором излагалась история Руси с древнейших времен до XVII в.

Одним из ярких явлений в истории русской литературы стала демократическая сатира, вышедшая из народной, преимущественно городской среды, объектом которой были господа и властители, церковь и церковники. В первой половине XVII в. распространилось «Сказание о куре и лисице», в котором высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства. Популярной была «Служба кабаку», пародирующая ритуал церковного богослужения и обличающая устроенное казной повсеместное «кабацкое разорение». В повестях «О шемякинском суде» и «О Ерше Ершовиче — сыне Щетинникове» обличается несправедливость феодального суда с его продажными судьями, стоящими на стороне богатых. «Повесть о Фоме и Ереме» разоблачает дворянских детей, не способных ни к какому труду. «Азбука о голом и небогатом человеке» содержит горький и гневный рассказ о том, как богачи довели человека до крайней нищеты и теперь он готов «ожечь дубиною по спине» своих разорителей.

В России появлялись и переводные литературные произведения, например «Повесть о Бове королевиче», превратившаяся в популярную сказку. Влияние русского фольклора испытала и «Повесть о Еруслане Лазаревиче», рассказывающая о подвигах героя-богатыря в поисках любви и славы.

 

Архитектура

Новые вкусы и понятия ярко проявились в зодчестве. Увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича. Если раньше монументальные сооружения имели только культовое и военное назначение, то теперь возводимые здания использовались для жилья, правительственных учреждений и торгово-промышленных предприятий. Широко применялись новые виды строительного материала: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, которые придавали зданиям живописность и праздничную торжественность.

К выдающимся памятникам деревянного зодчества XVII в. относится затейливый и роскошный царский дворец в Коломенском, называвшийся современниками восьмым чудом света. Комплекс представлял сочетание больших и малых срубов-клетей и включал соединенные между собой переходами хоромы царя, царицы, царевичей и царевен, а также разнообразные служебные постройки. Дворец венчали разной формы покрытия, окрашенные в яркие цвета: шатровые, бочечные и кубовые. Снаружи его украшала позолоченная резьба.

В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но наряду с ними получили распространение ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков (Вознесенская церковь в Торжке, 1653 г.). В XVII в. завершается оформление множества монастырских ансамблей, начало которым было положено в предшествующих столетиях: Иосифо-Волоколамский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и др. Организующим центром каждого из них были соборы, возвышавшиеся над всем комплексом, а также многоярусные колокольни.

В конце XVII в. в храмовом зодчестве возникает новый стиль, получивший название нарышкинского (московское барокко). Его использовали при сооружении небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Особенностью храмов нарышкинского стиля являлась элегантность и строгая симметричность всего сооружения. Выразительным памятником этого направления является церковь Покрова в Филях, отличающаяся необыкновенным изяществом и безукоризненными пропорциями. Вместо многоцветных изразцов в церкви Покрова в Филях использованы только два контрастных цвета — красный и белый. Внутреннее убранство церкви отличается пышностью и богатством: многоярусный иконостас, ложа для владельца церкви, резные обрамления арок и т. д.

Гражданское строительство в XVII в. не отличалось многообразием типов сооружений. Торгово-промышленные здания представлены гостиными дворами в Китай-городе в Москве (1661-1665) и в Архангельске (1668-1684), Хамовным двором и Монетным двором в Москве (1658-1661), зданием Земского приказа в Кремле (1683). Немало строилось жилых зданий, причем не только в Москве, но и других городах: Калуге, Устюге Великом, Ярославле, Пскове и т.д. Прообразом для них служили деревянные пятистенные дома, состоявшие из двух комнат с сенями посредине. Снаружи здания украшались наличниками, карнизами, порталами. Первый этаж предназначался для хозяйственных надобностей, второй был жилым.

 

Живопись

Живопись XVII-в. относилась к тому виду искусства, где в наибольшей степени сохранилось влияние традиций. Это объясняется тем, что изобразительное искусство в это время было представлено преимущественно иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви.

На протяжении 30 лет признанным мастером живописи в России был Симон Ушаков. Он выступал в роли художника, организатора живописцев страны, работавших в Оружейной палате, а также теоретика нового направления в живописи. Характерная черта его творчества — пристальный интерес к изображению человеческого лица как способу передачи психологии человека. Примером тому может служить знаменитая икона «Спас нерукотворный».

Широко известна другая его икона — «Насаждение древа государства Российского». У истоков древа находятся изображения Ивана Калиты и митрополита Петра, а на ветвях древа укреплены медальоны с изображением наследников Калиты. Это был живописный панегирик Романовым, якобы составлявшим единое древо с Рюриковичами.

В живописи XVII в. было положено начало двум светским жанрам: портрету и пейзажу. Оба жанра, однако, еще не преодолели манеры письма, присущей иконографии. Портретная живопись была представлена немногочисленными парсунами. В них пока отсутствовала объемность изображения; стремление достичь сходства с оригиналом сочеталось с плоскостной трактовкой. Таковы, например, парсуны царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Пейзаж также еще не стал объектом самостоятельного изображения. В основном в иконах он выполнял вспомогательную функцию: лики святых изображались на фоне цветов, деревьев, леса с птицами, зверями и т.д.

 

Музыка и театр

Для русской народной музыки было характерно многоголосие. Оно все более проникало в церковную музыку. Появились «канты» — произведения духовного содержания, но исполнявшиеся вне церкви. Возникла единая линейная запись нотного текста. Церковь по-прежнему занимала, однако, непримиримую позицию в отношении оркестровой музыки.

Враждебно относилась церковь и к народному театру. По всей Руси бродили скоморохи, медвежьи вожатые, кукольники с любимым в народе Петрушкой. Их смелые, проникнутые народным юмором обличения светских и духовных господ, привлекали внимание простых людей и тревожили феодальные верхи общества. Патриарх Иосиф называл народный театр «сатанинскими играми», царь Алексей Михайлович в 1648 г. разослал по городам указ — не пускать скоморохов, разгонять зрелища, непослушных -бить. Тем не менее развитие связей с западными странами побудило царя с его приближенными организовать придворный театр в Москве, который начал действовать в 1672 г. под руководством пастора Грегори. Сначала пьесы — исключительно библейского содержания — шли на немецком языке, а затем их перевели на русский язык и наняли из мещан и подьячих русских актеров. Женские роли исполнялись мужчинами. Потом появились светские пьесы — «Комедия о Тамерлане и Баязете», «Комедия о Бахусе с Венусом». В 1675 г. на подмостках русского театра впервые появился балет. После смерти царя Алексея Михайловича театр был закрыт под влиянием негативно относившегося ко всему иноземному патриарха Иоакима.

 

Характеристика быта

Характерной чертой быта XVII в. оставалась его консервативность: человек с трудом расставался с передаваемыми из поколения в поколение привычками, веками складывавшимися нравственными устоями и обрядами, а также представлениями о моральных ценностях. В XVII веке в основном продолжали жить по Домострою.

Залогом консервативности быта была сословность общества; одежда человека, архитектура жилища и его внутреннее убранство, домашняя утварь, пища и многое другое находилось в прямой зависимости от сословной принадлежности человека. Горлатную шапку и соболью шубу мог носить только боярин, в то время как крестьянин должен был довольствоваться зипуном из грубого сукна домашнего изготовления или кожушком из овчины и столь же недорогим головным убором — войлочной шляпой летом и суконкой, подбитой овчиной, — зимой.

Другой особенностью быта XVII в. являлась замкнутость жизни людей. В первую очередь она определялась замкнутостью их хозяйственной деятельности. Главным местом общения в сельской местности была церковь: на паперти велись деловые разговоры, обсуждались вопросы частной и общественной жизни, такие, например, как раскладка повинностей, разбирались и примирялись споры жителей и т. д. Церковь являлась также местом, где молодые люди могли увидеть друг друга, чтобы потом связать свои судьбы брачными узами. Мест общения в городе было значительно больше, чем на селе: торговые бани, рынки, а также приказная изба, у которой население извещалось о таких событиях, как объявление войны, заключение мира, о моровом поветрии и т. д.

Сельские и городские жители пользовались еще одним средством общения — выездом в гости к родственникам и знакомым. В XVII в. продолжали придерживаться традиционной церемонии приема гостей и раздельного застолья мужчин и женщин.

Жизнь крестьянской или посадской семьи была пронизана патриархальными отношениями. Непременным их признаком являлось беспрекословное подчинение воле старшего и приниженное положение женщины, разделение труда между мужской и женской половиной семьи.

 Новшества в быт проникали, прежде всего, в верхи дворянства. В боярских домах появлялись предметы роскоши, комфорта, причем, чем ближе к концу столетия, тем в большей мере ощущалось влияние Западной Европы. Дом богатого вельможи боярина В.В. Голицына, охотно воспринимавшего европейский комфорт, был наполнен предметами западноевропейской роскоши: комнаты были обставлены европейской мебелью, а стены увешаны зеркалами. С потолка столовой палаты свисала огромная люстра, на полках была выставлена для обозрения дорогая посуда. В спальне стояла иноземного производства кровать с пологом. Наблюдалось и ослабление затворнической жизни женщин в боярском и царском теремах. Показательной в этом отношении является судьба царевны Софьи, окунувшейся в водоворот политической борьбы в конце XVII в.

Таким образом, развитие культуры XVII в. отражало важнейший процесс формирования русской нации и связанное с ним разрушение средневековой религиозно-феодальной идеологии и утверждения светских начал в духовной жизни.

Понятия:

— Горлатная шапка — мужской головной убор в виде высокой шапки, сшитой из горлышек куницы или черно-бурой лисы.

— Зипун — мужская легкая домашняя распашная одежда, которая застегивалась встык, т.е. не запахивалась. Зипуны доходили до колен, имели длинные узкие рукава.

— Нарышкинское (московское) барокко — архитектурный стиль XVII в., названный по фамилии главных заказчиков — бояр Нарышкиных. Стиль имел общие черты западного барокко, но отличался сочетанием белого и красного цветов в убранстве зданий, этажностью построек, применением в качестве декоративных украшений колонн, капителий, карнизных раковин.

— Обмирщение культуры — процесс освобождения культуры от влияния церкви.

— Скоморох — средневековый странствующий актер, музыкант, потешник, шут, комедиант, плясун, дудочник, волынщик, гусляр, акробат, певец и автор драматических и сатирических обличительных сценок. В ХVI-ХVII вв. считался проповедником язычества.

Парсуна — портретная живопись XVII в.

Предложения интернет-магазинов