Культура Руси до монголо-татарского нашествия

Культура — творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, соединяющая в себе создание материальных и духовных ценностей и освоение культурного наследия, направленная на преобразование действительности.

Говоря о культуре, можно выделить две ее стороны: материальную и духовную. Под культурой материальной мы понимаем достижения людей в области техники, производства, обустройства своего быта. К духовной культуре относятся достижения в области идеологических представлений, образования, науки, литературы, искусства и т.д.

 

Факторы влияния на развитие культуры Руси в IX-начале XIII вв.

 

Культура народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов. Культура домонгольской Руси впитала в себя влияние следующих факторов:

— достижения языческой культуры восточного славянства;

— достижения христианской культуры Византии и богатейшего наследия античности;

— влияние западноевропейской культуры.

 

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру земель и княжеств периода феодальной раздробленности.

 

Картина мира славянина. Язычество

 

Картина мира славянина основывалась на геоцентрическом восприятии Вселенной: земля неподвижна, а планеты и звезды вращаются вокруг нее; ночью Солнце проплывает по предполагаемому подземному океану. Миром управляют добрые и злые духи, которых следует задабривать жертвоприношениями.

 

Славяне имели свой пантеон языческих богов, среди которых особо выделялись Род – бог Вселенной, Перун – бог войны и грозы, Велес – бог скота, богиня плодородия, Сварог – бог огня, Даждьбог – бог солнца и др.

 

Отражением языческого мировоззрения славян также была вера во всевозможных леших, русалок, водяных, домовых, в магические заклинания, просьбы к богам, подкрепленные жертвоприношениями. Одним богам приносили кашу, мед, хлеб, а в честь иных (Перун) закалывали быка. Принесение жертв было как бы совместной трапезой с божеством – часть выделялась ему, а остальное поедалось на праздничном пиру. Существовал устойчивый календарь годовых языческих аграрных праздников. Среди их множества особенно выделялись: «святки» (с конца декабря по начало января) с маскарадами (переодеваниями в звериные шкуры), гаданиями о судьбе и урожае; «праздник солнца» (весна), во время которого пекли блины, скатывали с гор горящие колеса, праздновали пробуждение медведя от зимней спячки; «день Ивана Купалы» (24 июня); праздники урожая (начало осени), сопровождаемые хороводами, песнями, общими пиршествами.

 

Устное народное творчество

 

Важным разделом славянской культуры были эпические и мифологические сказания, передававшиеся из поколения в поколение. В Х веке зародился особый эпический жанр – героический былинный эпос (гимны мужеству и отваге русских воинов). Одним из первых былинных героев стал пахарь Микула Селянинович, вошедший в дружину Олега, воевавшего с варягами. Целый цикл богатырских былин народ сложил о другом сыне Святослава – Владимире, активно оборонявшим Русь от печенегов. Его любовно называли Красным Солнышком. Одними из главных героев богатырских песен были крестьянский богатырь Илья Муромец и Добрыня Никитич.

 

Особый цикл богатырских былин воспевал Владимира Мономаха. Его врагами выступали не полумифические персонажи, а реальные половецкие ханы, нападавшие на Русь: Тугоркан («Тугарин Змеевич»), Шарукан («Шарк-Великан»).

 

Письменность и просвещение

 

Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Об этом свидетельствуют арабские авторы Х века, рассказывающие о надписях на камне и дереве, сделанных на русском языке. Текст договора князя Олега с греками (911 г.) был составлен как на греческом, так и на русском языках. Археологические раскопки 1940-50-х годов под Смоленском, Новгородом, Псковом дали многочисленные находки, доказывающие раннее распространение письменности (например, сосуд из клада, обнаруженного в 1949 году в местечке Гнездово, с надписью «гороухча», датированный первой четвертью Х века).

 

После принятия христианства у древних славян появились две азбуки: глаголица (применялась изредка, в основном для тайнописи) и кириллица, упрощенная Петром Великим в 1708 году и советским правительством в 1918 году, которой мы пользуемся до сих пор. Рождение славянской азбуки неотделимо от имен Кирилла и Мефодия, братьев-мессионеров из греческого города Салоники. Они же привнесли на Русь греческую цифровую систему, в которой цифры обозначались буквами  (например, ã — 1, ĩ – 10), при этом для придания цифрового смысла букве над ней ставился особый значок «титло».

 

Сохранилось несколько свидетельств о существовании школ для юношества. В XI веке в Киеве в одном из монастырей сестрой Владимира Мономаха была устроена школа для девочек. Высшим учебным заведением был Киево-Печерский монастырь, готовивший высших церковных иерархов. Ученики изучали богословие, греческий язык, церковную литературу, учились красноречию. С принятием христианства Русь получила доступ к значительному фонду тогдашней литературы, преимущественно из Болгарии. Русские люди того времени хорошо осознавали, что «книги есть суть реки, наполняющие вселенную мудростью». Образованные русские люди знали иностранные языки. Так, Всеволод Ярославич, отец Владимира Мономаха, «седя дома изумеяти (изучил) пять языков», среди которых, несомненно, были греческий и латынь.

 

Жители Древней Руси широко применяли знание письменности для обозначения своими именами личных вещей, ведения хозяйственных дел, составления завещаний, переписки.

 

Летописание и литература

 

От XI-XII веков до нас дошли 150 книг, древнейшая из которых – «Остромирово Евангелие», переписанная в середине XI века для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получила название.

 

Техника письма в то время отличалась особыми правилами. Писали на пергамене, который изготавливали из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы-заставки. Книги часто украшались рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги очень дорого стоили, передавались как часть наследства, бережно хранились.

 

Среди жанров древнерусской литературы наиболее распространенной была летопись. Первые летописные записи относятся еще к IX веку. Это краткие заметки в одну-две строки. Постепенно летописание становится более подробным. Летописцы фиксировали события, свидетелями и участниками которых являлись сами (дневники походов, записи речей феодалов на съездах, отчеты о дипломатических поездках и т.п.), выражая свои политические симпатии. Основной летописью Древней Руси является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века. Она рассказывает о судьбе славянского мира, нашествиях кочевников, правлении первых русских князей и охватывает период с V по XII века.

 

Своеобразным жанром были жития – жизнеописания выдающихся деятелей церкви и государства. Наиболее известными стали «жития» Бориса и Глеба, убитых Святополком в междоусобной борьбе в 1015 году. Большой интерес представляет жанр слово – повествование в духе публицистики. Здесь выдающимися произведениями являются «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (40-е года XI века), посвященное идее равноправия Руси с другими христианскими народами; «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (конец XII века) о необходимости установления сильной власти для прекращения феодальных усобиц; «Слово о полку Игореве» (конец XII века) – политический трактат-поэма о судьбе Руси в XI-XII веках; «Поучение детям Владимира Мономаха» (20-е годы XII века), наставляющие правила поведения в жизни, на войне, при ведении домашнего хозяйства и на государственной службе.

 

Оригинальным жанром древнерусской литературы были хождения – описания дальних путешествий. Среди произведений этого жанра наиболее выделяются «Хождение игумена Даниила» (начало XII века), описывающее его путешествие в Иерусалим.

 

В Древней Руси широкое распространение получила переводная литература (например, такие произведения, как «Александрия», «Повесть о разорении Иерусалима», византийские хроники).

 

Архитектура. Изобразительное искусство

 

Большинство жилых построек в городах, укреплений, дворцов и церквей до конца Х века строились из дерева. Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце Х века, — двадцатипятиглавая Десятичная церковь в Киеве. Во время монголо-татарского нашествия храм был сожжен захватчиками.

 

В середине XI века при Ярославе Мудром в Киеве были сооружены Софийский собор и Золотые ворота. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI – начала XII веков, близких по стилю.

 

Принципы строительства были заимствованы из Византии. Тип храма – крестово-купольный. Его конструктивная схема была такова: четыре массивных столба, расположенных как бы по углам квадрата, соединялись попарно арками. На арках возводился «барабан» — цилиндрическая «шея» здания. Вокруг этого центрального каркаса строились внешние стены здания, принимающие на себя тяжесть барабана и купола. Наверху они завершались сводами. В восточной стене делались выступы для алтаря (апсиды), в остальных стенах – порталы для входа. Для внешнего оформления здания архитекторы часто использовали декоративные украшения: аркатурные пояса, закомары по верху купола, пилястры и полуколонны, арки. Кровля была или свинцовой, или медной, с позолотой.

 

Внутреннее помещение церкви было предназначено для торжественного театрализованного действа: в восточной части находился алтарь, около которого происходило богослужение; все пространство церкви заполняли молящиеся, встававшие лицом к алтарю. Князья и их свита находились на хорах (балконе у западной стены).

 

Стены церквей щедро расписывались фресковой росписью на библейские и евангельские сюжеты. В куполе храма обязательно помещалось изображение Христа, как бы заглядывающего с неба в церковь на молящихся. На стенах храмов художники размещали бытовые сцены, образы великих князей и членов их семей. Для придания праздничного облика церквам широко применялась мозаика. Цветной мозаикой вымащивали пол или создавали целые художественные полотна (например, фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Киевской Софии). Необходимым украшением храмов была икона. Самой почитаемой на Руси иконой была «Владимирская Богоматерь» — изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI-XII веках. В XI веке на Руси появляются свои иконописцы – Алимпий, Олисей, Георгий и др. Монументальное искусство не получило развития, так как церковь видела в этом напоминание о низвергнутых языческих идолах и языческой вере.

 

В период феодальной раздробленности складываются различные архитектурно-художественные школы. Отличия в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле: плинфа применялась в Киеве, Чернигове, Рязани, известняк – в Новгороде, камень – во Владимире, Суздале, Галиче, Волыни. Кроме того, в северных городах церкви делали  белоснежными, а на юге им придавали красно-розовую окраску. Главными памятниками XII – начала XIII вв. были Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли неподалеку от Боголюбова.

 

Богато было прикладное искусство Руси: в IX-XII вв. известно более 300 ремесел и более 60 ремесленных специальностей. Наиболее значимые: кузнечное ремесло (изготовление замков, состоявших из 40 деталей, самозатачивающихся ножей), литейное (литье колоколов), стекольное, ювелирное, производство кирпича, керамики, оружия (кольчуги, мечи, сабли, арбалеты), обработка дерева и кожи. Искусство русских ремесленников высоко ценилось в странах Западной Европы.

Понятия:

Архитектура – искусство возводить здания.

Апсида – полукруглый выступ здания.

Гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанном на металле.

Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.

Зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла.

Икона – живописное изображение бога, святых, предмет поклонения верующих.

Летопись – погодная запись исторических событий, происходивших в стране, местности.

Мозаика – настенное изображение из цветных камешков, вдавленных в сырую штукатурку под различным углом друг к другу, чем достигалось переливающееся изображение.

Пилястра – четырехгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену.

Ремесло – художественное изготовление предметов быта – вещей домашнего обихода, одежды, утвари и т.п.

Скань – сложный узор из спаянных между собой завитков тонкой плоской или скрученной жгутом золотой (серебряной) проволоки, применяемый в ювелирном деле.

Смальта – кубики или пластинки из цветного непрозрачного стекла для мозаики.

Филигрань – нанесение узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки на ювелирное изделие.

Фреска – изображение, нанесенное водяными красками на сырую штукатурку.

Чернь – сплав из серебра, меди, олова, свинца и серы, применяемый в ювелирном деле.

Предложения интернет-магазинов