Культурное развитие СССР в 1918-1940 годах

Культурная революция и ее основные задачи

«Культурная революция» как совокупность всех изменений в сфере культуры стала для сторонников В.И. Ленина ориентиром культурных преобразований в Советской России в 1918-1940-е гг. Термин «культурная революция» ввел в оборот Ленин в 1922 г. в своей статье «О кооперации», высказывая мнение, что коренная ломка старого в экономике, политике должна охватить и духовную сферу: идеологию, искусство.

Задачи культурной революции:

— обеспечение господства коммунистической идеологии и перестройка на этой основе всей духовной жизни общества;

— преодоление культурного отставания от развитых стран (распространение грамотности, просвещения);

— формирование новой интеллигенции;

— приобщение народных масс к достижениям литературы и искусства.

Этапы развития культурной революции в СССР, ее достижения и негативные черты

Первый этап культурной революции выпал на время Гражданской войны и новой экономической политики (1918-1929).

Романтика грандиозных перемен, вызванных к жизни Октябрьской революцией, плюрализм периода НЭПа создавали условия для многообразия стилей и направлений в искусстве, являясь тем самым своеобразным продолжением традиций русской культуры рубежа ХIХ-ХХ вв. В литературе, наряду с Российской Ассоциацией пролетарских писателей (РАПП), выделились общества: «Серапионовы братья» (К.А. Федин, М.М. Зощенко, В.А. Каверин), «Кузница» (Ф.В. Гладков), «Перевал» (М.М. Пришвин). В изобразительном искусстве прославились «Ассоциация Художников Революции» (И.И. Бродский, К.Ф. Юон, Г.Г. Ряжский), «Четыре искусства» (К.С. Петров-Водкин, М.С. Сарьян). В это же время складывались аналитическое искусство П.Н. Филонова, супрематизм К.С. Малевича.

С середины 1920-х гг. картина меняется: партия начинает диктовать свою волю и в этой области жизни Советской России. В 1922 г. по распоряжению В.И. Ленина из страны были высланы выдающиеся ученые-философы Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский (автор «Истории русской философии»), социолог Питирим Сорокин и многие другие. Продолжением наступления на культуру стало принятие постановления ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Резкой критике были подвергнуты первый том «Тихого Дона» М.А. Шолохова, «Конармия» И.Э. Бабеля. Е. Ярославский (член Президиума и секретарь Центральной Контрольной Комиссии ВКП(б)) возглавил поход против религии. Был расстрелян поэт и путешественник Н.С. Гумилев.

Культура превращалась в составную часть партийного курса и способствовала наступлению социализма по всему фронту.

 

Второй этап культурной революции охватывает период 1930-1940-х гг.

Культурное строительство в этот период подчинялось единственной цели -обеспечению ускоренных темпов индустриализации. Административно-командная система стремилась к унификации деятельности творческой интеллигенции. В начале 1930-х гг. была предпринята перестройка литературно-художественных организаций и созданы союзы творческих работников — Союз писателей СССР, Союз художников СССР, Союз композиторов СССР и т.д. В 1934 г. на I Всесоюзном съезде писателей было заявлено об обязанности каждого участника подобного Союза творить в рамках социалистического реализма.

Методологией мышления общества с 1938 г. стал «Краткий курс истории ВКП(б)», отредактированный И.В. Сталиным в духе насаждения идеи диктатуры пролетариата. В соответствии с ним и начались массовые репрессии против деятелей культуры, ставшие подлинной катастрофой. Были арестованы режиссер В.Э. Мейерхольд, художники А.А. Дейнека, К.С. Малевич, В.А. Фаворский и другие.

Наряду с этим к концу 1930-х годов советская наука демонстрировала большие успехи. С.В. Лебедевым был создан синтетический каучук, Н.И. Вавилов значительно продвинул вперед развитие генетики. Создателем ракетных двигателей стал С.П. Королев; изучением и развитием теории цепной реакции занимался Н.Н. Семенов; основоположником школы в ряде наук о Земле (теоретическая геология, геохимия, радиогеология, учения о биосфере и ноосфере) был В.И. Вернадский. Всемирную известность приобрела школа физика А.Ф. Иоффе. В области общественных наук, несмотря на яростное противодействие партийных чиновников и жесткий цензурный контроль, мировую известность приобрели работы академиков-историков Б.Д. Грекова, Е. В. Тарле.

В области художественной литературы прославились имена поэтессы М. Цветаевой, сатириков И. Ильфа и Е. Петрова. В изобразительном искусстве выделилось творчество художников М.В. Нестерова, П.П. Кончаловского, М.Б. Грекова, А.А. Дейнеки. В области кинематографии прославились такие кинорежиссеры, как С.М. Эйзенштейн (автор фильмов «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский»). Первым звуковым фильмом на советских экранах стала кинокартина «Путевка в жизнь» (режиссер Н.В. Экк). Советская власть могла бы гордиться таким искусством, которое превратилось в своеобразный агитплакат. Кинорежиссер И.А. Пырьев создает целую серию картин, воспевающих романтику колхозного труда, например: «Трактористы», «Свинарка и пастух», вызвавших восхищенную благодарность зрителей. Развлекательные картины создает Г.В. Александров: «Волга-Волга», «Цирк», «Веселые ребята» (украшением последнего стала музыка И.О. Дунаевского). В это же время расцветает творчество таких выдающихся композиторов, как Д.Д. Шостакович, Р.М. Глиэр, С.С. Прокофьев. Наряду с ними большое значение приобретают авторы так называемых «массовых песен». Первой советской песней была «Песня о встречном» (автор — выдающийся советский композитор Д.Д. Шостакович). Для хора имени М.Е. Пятницкого писал композитор В.Г. Захаров, обратило на себя внимание песенное творчество М.И. Блантера («Катюша»).

Итогами культурной революции явились:

— ликвидация неграмотности: свыше 80% населения научились читать и писать;

— подготовка кадров в науке;

— утверждение идеологии единомыслия, которая причудливо переплеталась с реальным энтузиазмом миллионов трудящихся.

Таким образом, культурная революция способствовала формированию тоталитарного государства.

Понятия:

— Идеология — система взглядов и идей, в которых осознаются и проявляются отношения людей к действительности.

— Культурная революция – совокупность культурно-идеологических  мероприятий большевистской партии, направленных на коренное изменение духовного облика страны.

— Плюрализм — многообразие.

— Социалистический реализм — направление в советской художественной культуре,

сущность   которого   определялась   подчинением  литературы  и   искусства  принципам большевистской идеологии и политики.

Предложения интернет-магазинов