Образование СССР и национальная политика советского государства

Предпосылки объединения республик

В 1922 г. было образовано новое государство — Союз Советских Социалистических республик. Это было продиктовано, прежде всего, необходимостью укрепления экономического потенциала отдельных республик, а также организации единого фронта борьбы с интервентами. Возможности объединения были заложены в общности исторического прошлого. Народы длительное время проживали в составе единого государства, вследствие чего имели общие черты в экономике, политике, культуре.

 

Проекты объединения

При выработке проекта объединения выдвигалось несколько точек зрения. Самым элементарным проектом считалась конфедерация. Представитель Украины Н.А. Скрыпник, например, предполагал, что государства подпишут между собой целый ряд соглашений (в частности, о строительстве различных объектов, совместном использовании железных дорог, взаимной помощи), не теряя при этом своей государственной самостоятельности, не создавая общего органа управления, которому бы они подчинялись.

Сторонником автономизации был И.В. Сталин, занимавший пост генерального секретаря ЦК РКП(б). По его плану республики Закавказья, Средней Азии и другие должны были войти в состав России, оставаясь при этом полностью равноправными, обладая правом выхода из нее. На первый взгляд, план был очень привлекательным. Но вместе с тем было очевидно, что вхождение республик в состав России означало бы главенство российского правительства над ними.

Идея создания федеративного государства принадлежала В.И. Ленину. Она означала не просто заключение договоров между отдельными республиками, а создание такого союза, который предусматривал бы формирование общих органов власти. Их решениям и должны были подчиняться все субъекты федерации, входившие в новое государственное образование.

 

Первый Всесоюзный съезд Советов

Первый Всесоюзный съезд Советов, на котором присутствовали делегаты от Белоруссии, Украины, трех закавказских государств и России, в конце 1922 г. принял за основу ленинский проект и утвердил два важнейших документа: Декларацию и Договор од образовании СССР. В 1924 г. была принята Конституция этого нового государства. Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов. В перерывах между съездами работал Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Члены его собирались на сессии и обладали полномочиями принятия законов. Органом исполнительной власти выступал Совет Народных Комиссаров (СНК). Избирательная система носила переходный характер. Избирательное право было не всеобщим: нэпманы, представители духовенства, кулаки лишались права голоса; не равным: от рабочего населения городов избирался один делегат от 25 000, а от крестьян — один от 125 000 человек, что должно было обеспечивать подавляющее преимущество рабочих — опоры большевиков — во властных органах. Выборы были не прямыми: делегаты проходили целую вереницу инстанций от уездного до республиканского съезда; не тайным: голосование было открыто-принудительным. Официальная пропаганда объясняла эти ограничения сохранением капиталистических элементов.

 

Два пути национально-государственного строительства

После создания Союза ССР расширение границ нового государства шло двумя путями. Первый путь предполагал национально-государственное размежевание отдельных республик, вошедших в Союз и образование на их основе нескольких республик. Например, из ЗСФСР выделились Грузинская, Армянская, Азербайджанская ССР. В Средней Азии появились Киргизская, Казахская, Таджикская социалистические республики и т.д. В рамках этого направления шло и «вырастание» республик из бывших автономий (например, Молдавия). Второй путь не исключал насильственного присоединения новых государств. Так, в 1940 году стали называться социалистическими республиками Литва, Латвия, Эстония.

 

Конституция СССР 1936 года

В 1936 г. официальная пропаганда объявила, что в СССР уже построен социализм, что общество стало социально однородным. Это был шаг к принятию новой Конституции в 1936 г. По своему содержанию она имела некоторые отличия от Конституции 1924 г.

Во-первых, претерпела изменения система выборов. Они стали всеобщими, равными при тайном голосовании. Бывшие категории так называемых «лишенцев» получили избирательные права. Во-вторых, изменились названия органов власти. Высшей законодательной структурой в государстве стал Верховный Совет СССР. Его депутаты съезжались в столицу на регулярные сессии два раза в год. Для того чтобы подчеркнуть равноправие республик, вошедших в состав Союза, Верховный Совет был разделен на две палаты: Совет Союза (избирался по избирательным округам с равной численностью населения)  и  Совет Национальностей (каждая  республика  была  представлена  здесь одинаковым количеством депутатов. Здесь же заседали представители автономий).

Все это создавало видимость демократизации советского общества. Однако записанные в Конституции права и свободы гарантиями на деле не подтверждались. Декларативное утверждение о социальном равенстве, например, сопровождалось указанием Сталина о том, что по мере социалистического строительства классовая борьба обостряется. Сам собой напрашивается вопрос: если в обществе нет враждебных классов и слоев, то между кем идет эта борьба?

 

Противоречивость последствий создания СССР

Создание Советского Союза имело противоречивые последствия. Безусловно, объединение экономических ресурсов, диалог культур было явлением положительным: постепенно преодолевалась социально-экономическая отсталость многих регионов бывшей царской России (здесь шло массовое строительство заводов, фабрик, сюда направлялись квалифицированные специалисты, огромные материальные средства и т.д.). В культурной сфере также происходили существенные изменения: создание национальных школ, ликвидация неграмотности, издание литературы и периодики не только на русском, но и на языках народов СССР; впервые в национальных республиках появились органы здравоохранения. В то же время создание союзного государства осуществлялось по указаниям «сверху» в традициях командной системы. В связи с этим развитие отдельных республик протекало однобоко, культивировались лишь важнейшие для экономики Союза отрасли. Хозяйственные связи между республиками строились не на рыночных отношениях, а по предписаниям правительства. Такое искусственное разделение труда было чревато серьезными последствиями. В случае выделения республики из состава СССР она оказывалась неспособной к экономической самостоятельности, поскольку целой системой директив была привязана к экономике Союза. Насильственная русификация компрометировала в глазах «малых» народов русский народ. Они воспринимали это как насильственное внедрение русского языка и традиций при игнорировании национальных. В то же время русский народ в СССР был поставлен в положение неполноценного участника этого союза. Например, в каждой республике были свои органы Коммунистической партии, а в России таковые отсутствовали. Это создавало впечатление, что органом КПСС в России является ЦК ВКП(б). Государственность русского народа в составе Российской федерации была пустой формальностью.

Таким образом, объединение республик в многонациональное государство было в целом положительным явлением. В то же время оно проходило под диктатом партийного аппарата, не считавшегося с самобытностью отдельных групп населения. Поэтому СССР воспринимался не как дружественная семья народов, а как обыкновенная империя.

Понятия:

— Федерация — форма добровольного и равноправного государственного объединения самостоятельных государств (республик), при которой предусматривается формирование общих органов власти, решениям которых должны подчиняться все субъекты федерации, входившие в государственное образование.

— Автономизация — форма государственного устройства, при которой независимые республики входят в состав государства (РСФСР) на правах автономных объединений, т.е. полностью и безусловно подчиняясь решениям центра, сохраняя при этом лишь формальные права.

— Конфедерация — форма государственного устройства, в рамках которой без создания единых органов власти и управления государства заключают между собой соглашения по различным направлениям деятельности, оставаясь полностью самостоятельными.

Предложения интернет-магазинов