Пейзажная лирика Тютчева

Введение.

Пейзажная лирика занимает очень большое место в творческом наследии Ф. И. Тютчева. Еще современники называли его «певцом природы».

Как известно, поэт прожил за границей более двадцати лет, но при этом не утратил духовной связи со своей родиной и постоянно воспевал красоту русской природы.

Тютчев называл себя «верным сыном» «матери-Земли» и во многих стихотворениях говорил о своей любви к ней. «Мать-Земля» в представлении поэта не была отвлеченным понятием. Она олицетворяла собой отечественную природу, по которой тосковал Тютчев.

Он подчеркивал, что немецкий пейзаж (большую часть времени за границей Тютчев жил в Мюнхене) может вызвать у него прилив вдохновения, только если напомнит родные места.

Весна в лирике Тютчева. Большое количество произведений Тютчев посвятил весне — времени пробуждения и торжества природы. К ним относятся самые радостные и веселые строки, вышедшие из-под пера поэта. Самые известные стихотворения — «Весенняя гроза» и «Весенние воды». Они наполнены жизнеутверждающими чувствами восторга и ликования.

Тютчев стремился показать весну в различных ракурсах: одновременное пробуждение природы и души человека («Еще земли печален вид…»); победа нового над старым, жизни над смертью («Зима недаром злится»). Бессмертным могущественным божеством весна предстает в торжественной оде «Как ни гнетет рука судьбины…».

Обожествление природы.

Природу Тютчев называл «Великой Матерью», по сравнению с которой человек — всего лишь «злак земной», «беспомощное дитя», «греза природы». По его глубокому убеждению, в основе мироздания лежит древний хаос, на который накинут «златотканный покров» внешнего мира. «Клокочащие страсти» этого хаоса лежат в основе человеческой души. Сравнение явлений природы с душевным состоянием человека — одна из центральных особенностей пейзажной лирики Тютчева.

Часто с помощью пейзажной лирики Тютчев прямо или иносказательно объяснял внутренний мир человека («Фонтан», «Обвеян вещею дремотой…»). Тютчев буквально боготворил природу и даже вступал в ожесточенную идейную полемику, отстаивая ее независимость от человеческой жизни («в ней есть душа, в ней есть свобода»).

Природа в его произведениях всегда выступает в качестве одушевленного целого. Поэт часто использовал мифологические образы и олицетворения, подчеркивающие таинственную жизнь природы (полдень «лениво дышит», небесная лазурь «смеется», вечер озарен «кроткой улыбкой»).

Внимание поэта к конкретным деталям. Тютчев умел подметить самые характерные детали в пейзаже, по которым читатель восстанавливал в своем воображении целостную картину: «первый желтый лист» наступающей осени, «медовый запах» августа, «тонкий волос» паутины на сжатой полосе и т. д.

Чуткость к конкретным деталям свидетельствовала о переходе поэта от романтизма к реализму. Помимо зрительных, поэт всегда старался подобрать максимально точные слуховые определения явлениям природы. Ярким примером служит одно из самых известных произведений Тютчева — «Весенний гром». Оно изобилует разнообразными звуками: «грохочет», «птичий гам», «смеясь».

Заключение.

Тютчев по праву заслуживает звания «певца природы». Его пейзажная лирика отличается тем, что способна не только дать верную картину, но и вызвать эмоциональные ощущения, которые возникают при непосредственном восприятии природных явлений. По поводу стихотворения «Весенние воды» Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну…». Прекрасные произведения Тютчева, посвященные природе, являются классикой отечественной пейзажной лирики.

 

2 вариант

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской. Изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино; пейзажи получают символический смысл. Природа, по Тютчеву, ведет более честную и осмысленную жизнь до человека и без человека, чем после того, как человек появился в ней. Поэт не однажды объявлял природу совершенной по той причине, что природа не дошла до сознания, а человек не возвысился над ней. Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена, олицетворяет ту самую «живую жизнь», по которой тоскует человек:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа в лирике Тютчева имеет два лика — хаотический и гармонический, и от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке…

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах…

Невозмутимый строи во всем,

Созвучье полное в природе…

И когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи со всем миром, с космосом — «Всё во мне и я во всем». Это состояние души звучит во многих стихах поэта:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества…

Скажи заветное он слово —

И миром новым естество

Всегда откликнуться готово

На голос родственный его.

В стихотворении «Весенняя гроза» не только человек сливается с природой, но и природа одушевляется, очеловечивается: «весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом», «повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит». Весеннее действо развернулось в высших сферах и встретилось с ликованием земли — гор, лесов, горных потоков — и восторгом самого поэта.

В стихотворении «Зима недаром злится…» поэт показывает последнюю схватку уходящей зимы с весной:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Эта схватка изображена в виде деревенской ссоры старой ведьмы — зимы и молодой, веселой, озорной девушки — весны. Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и «грустные места» средней России в разные времена года. Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге. Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями, обуреваемой высокими помыслами:

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души человеческой. Сравнение «как во сне» передает преклонение человека перед величием природы, жизни, вечности.

Природа и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека. В стихотворении «Осенний вечер» изображается не только «вечер года», но и «кроткое», а потому «светлое» увядание человеческой жизни:

…и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

Поэт в стихотворении «Осенний вечер» говорит:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

«Светлость» вечера постепенно, переходя в сумерки, в ночь, растворяет мир в темноте, который исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул…

Но жизнь не замирает, а лишь затаилась, задремала. Сумрак, тени, тишина — это условия, в которых пробуждаются душевные силы человека. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя, сам сливается с ним. Миг единения с жизнью природы, растворения в ней — высшее блаженство, доступное человеку на земле.

 

3 вариант

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым.
Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек — дисгармоническое, разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания — непостоянными и необъяснимыми.
Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна, существование ее безмятежно и спокойно. Это можно проследить на примере таких стихотворений, как “Летний вечер”, “Утро в горах”, “Снежные горы” и др. В этих лирических произведениях поэт подчеркивает тишину, гармонию, которую передают ключевые слова “нега”, “шепот”, “трепет”.
Благодаря своему поэтическому таланту и тонкому чувству жизни, он безошибочно находит яркие сравнения и эпитеты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени и др. Например, в стихотворении “Летний вечер” поэт, чтобы полнее показать прелесть уходящего дня, в каждой строфе соединяет такие слова, как “горячий”, “ключевые воды”, “зной”, “раскаленный шар”, “волна морская”.
Такое сопоставление сразу вызывает в памяти воспоминания о ночной свежести и умиротворенности природы. Другим подтверждением мысли о вечном покое могут служить строки из стихотворения “Снежные горы”:

… И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил.

Такое описание показывает нам самодостаточность и отстраненность природы от человека. Она равнодушна к страстям смертных, так как сама является вечной. Таинственно, как в первый день созданья:

В бездонном небе звездный сонм горит…

В лирике Тютчева есть несколько поэтических зарисовок, в которых выражена заветная мечта о возможном единении человека и природы. Таково стихотворение “Осенний вечер”. Поэт передает “умильную, таинственную прелесть” увядания природы, это же чувствует и лирический герой.
Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихотворении “Весенняя гроза”, которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова “первый”, “молодые”, “весело”, “смех” и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза — грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово “весенняя” уже говорит нам о зарождении и развитии новой жизни. Подобным мотивом проникнуто и стихотворение “Как весел грохот летних бурь…” гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся природы (“взметая”, “нахлынувшая”, “опрометчиво безумно”, “дрожит”, “широколиственно и шумно”).
Иная тональность, у стихотворения “Море и утес”, наполненного философскими раздумьями. Сила природы направлена уже не на ее самообновление, как это утверждалось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона. И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, — в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии великий поэт XIX века Ф. И. Тютчев.

Предложения интернет-магазинов