Политическое развитие России в 17 веке

Государственный строй России в XVII веке

В XVII веке в России начинается переход от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной. Русский царь в XVII в. по-прежнему управлял государством совместно с Боярской Думой и Земским Собором, однако эти органы высшей государственной власти претерпевали изменения.

 Боярская дума — высший законосовещательный и контрольный орган — рассматривала и принимала законы, следила за деятельностью приказов, их финансовыми расходами, играла большую роль во внешнеполитических отношениях. Боярская дума имела аристократический характер.    В   нее   входили   бояре,   высшее   духовенство,   все   назначаемые   царем   на неопределенный срок. По-прежнему наиболее важные вопросы обсуждались на совместных заседаниях царя и думы, и указы по их поводу начинались словами: «Царь указал, а бояре приговорили». В XVII в. частой становилась практика, когда царь не считал необходимым обсуждать вопрос с Боярской думой, появлявшийся в этом случае указ начинался словами: «Царь указал». В целях противопоставления политическим притязаниям родовой знати царь стал вводить в Боярскую думу дворянство, давая им места думных дворян и думных дьяков. Они играли заметную роль в Боярской думе, так как выступали докладчиками по основным обсуждаемым вопросам и готовили ее решения.  Своим огромным численным составом Боярская дума отягощала государственную систему. Поэтому первые Романовы все больше начинают опираться на так называемую  «Ближайшую думу» (тайную),  состоявшую из немногочисленных представителей господствующего класса, лично доверенных царю. Кроме того, в условиях усилившихся народных волнений второй половины XVII в. именно в царской власти русское дворянство видело наиболее надежную опору и защиту своих интересов, соглашаясь на предоставление ей больших полномочий. В 1682 г. царь Федор Алексеевич (1676-1682) отменил местничество, чем упрочил политические позиции дворянства.

 Земский собор — представительство основных сословий русского государства -собирался по преимуществу в тех случаях, когда назревала война и у правительства возникал вопрос о необходимости сбора людей и средств. В него входили высшее духовенство во главе с патриархом, члены Боярской думы, выборные от дворян и посадского населения. Пестрый состав Земского собора приводил к разногласиям, политическим перепалкам против боярства и даже царя. В течение XVII в. царь все реже созывает Земский собор. Последний из них состоялся в 1653 г., когда рассматривался вопрос о вхождении Украины в состав России, после чего царское правительство созывало лишь совещания тех или иных сословий, рассматривая их насущные проблемы.

Таким образом, в XVII в. роль царя возросла. Прекращение созыва Земских соборов и изменение характера Боярской думы свидетельствовало о начале перехода к абсолютной монархии.

Секретарь гольштинского посольства Адам Олеарий, посетивший Россию в 30-40-е гг XVII века, следующим образом описал русский государственный строй: «… Это монархия, неограниченная. Государь, каковым является царь или великий князь, получавший по наследству корону, один управляет своей страной, и все его подданные, как дворяне и князья, так и простонародье: горожане и крестьяне, являются его холопами и рабами, с которыми он обращается как хозяин со своими слугами… Уже с молодых лет внушают они своим детям, чтобы они говорили о его царском величестве, как о боге, и почитали его столь же высоко, поэтому они часто говорят: «Про то знает бог да великий князь… все, чем они владеют, принадлежит не столько им, сколько богу и великому князю» <…> «Царь заботится, как это понятно, о своем величии… Он не подчинен законам и может по мысли своей и по желанию давать и устанавливать законы и приказы».

В XVII в. отрасли государственного управления были сосредоточены в ведении приказов, число которых равнялось 80, из них постоянных — 40. Приказы делились на территориальные и общегосударственные. К первым относились, в частности, Казанский приказ, управлявший территорией Казанского, Астраханского ханств и Башкирией; Сибирский приказ, в управлении которого находилась территория Сибирского ханства. Приказы руководили служилыми людьми, сбором налогов на местах. К приказам общегосударственной компетенции относились Военный и Посольский, ведавшие защитой границ и внешними сношениями; Стрелецкий, Рейтарский, Пушкарский, отвечавшие за организацию военной службы; Поместный приказ, осуществлявший наделение служилых людей землей, оформлявший сделки на поместное землевладение, разбиравший спорные дела по землевладению; Приказ большой казны, ведавший государственным хозяйством — промышленностью, торговлей, денежными выплатами дворянам.

Во главе приказов стояли судьи, делопроизводством занимались подьячие, полицейские функции выполняли исправники. Во второй половине XVII в. в деятельности приказов стали заметны существенные недостатки: мелочное подчинение органов местного управления приказам, необходимость согласования при решении любого вопроса с высшей администрацией в Москве, взяточничество среди приказной бюрократии.

В XVII в. наблюдаются изменения в системе местного управления. Основной административной единицей был уезд. Их насчитывалось 250. В каждом уезде был город. Размеры уездов были различны по территории и численности населения. Уезды делились на другие единицы, имевшие свое обозначение в разных землях (в Новгороде пятины — погосты; в Среднем Поволжье станы — волости).

Управление на местах находилось в руках воевод. Воевода был главным администратором: следил за сбором налогов, отбыванием повинностей, был главным судьей. Но широта компетенции воевод ограничивалась слабостью его администрации: в помощь ему назначались лишь дьяки и подьячие, в своем подчинении он имел небольшое воинское подразделение, находился в полном подчинении у приказной бюрократии.

В XVII в. в России весомую роль обретают регулярные и хорошо организованные вооруженные силы: стрелецкие полки, вооруженные пищалями и бердышами, и полки «нового строя»: солдатские (пешие) и рейтарские (конные), драгунские (учившиеся пешему и конному строю). Пехотинцев вооружали мушкетами и пиками, кавалеристы имели лошадей, тяжелые латы, пистолеты и шпагу.

Церковный раскол

Изменения в социально-экономическом и политическом устройстве России во второй половине XVII в. повлияли и на русскую православную церковь. Накопление практических знаний вело к ослаблению религиозного мировоззрения. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности. Распространение книгопечатания открывало возможности унификации церковных книг.

Реформа началась в 1654 году по инициативе главы русской церкви патриарха Никона (1652-1667). Она сразу вызвала протест со стороны части бояр (боярыня Морозова, князья Пожарский, Мышецкий и др.) и иерархов церкви, которые боялись, что эти преобразования в церкви подорвут ее авторитет в народе. Возглавил движение старообрядцев протопоп Аввакум. Внешне разногласия сводились к тому, по каким образцам — греческим или русским — унифицировать церковные книги и обряды, в частности, как следует креститься — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по солнцу или против солнца, каким образом следует писать богослужебные книги и т.п. В старообрядчество были вовлечены многие горожане, стрельцы, крестьяне, связывавшие ухудшение своего положения с церковной реформой. Тысячи крестьян и жителей посадов бежали на Поморский Север, Урал, в Заволжье, Сибирь, где основывали свои поселения.

В результате начался церковный раскол. Официально он был обозначен в 1656 г. на Церковном соборе, где все защитники старой русской религии были отлучены от церкви. Протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск, в низовья Печоры, и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» — самосожжению.

Трагически сложилась судьба и патриарха Никона. Он открыто говорил о превосходстве духовной власти над светской, выказывал недовольство политикой в отношении церковного землевладения, решениями Соборного уложения по этому вопросу, организацией Монастырского приказа, поставившего монастырские земли под контроль правительства. Переоценив свои силы, Никон демонстративно отказался от патриаршества в 1658 году, покинул Москву, уехал в Воскресенский монастырь, надеясь, что его призовут обратно. Но по инициативе царя в 1666-1667 гг. в Москве был созван Собор вселенских патриархов, который осудил Никона и снял с него патриаршеский сан. Никона отправили в заточение в далекий Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича он был возвращен из ссылки. Умер в 1681 г.

Несмотря на раскол, церковь сохранила свои земельные владения и осталась значительной политической силой.

Понятия:

— Абсолютная монархия — форма государственного устройства, при которой власть находится в руках единоличного и наследственного монарха.

— Воевода — глава местной администрации, совмещавший власть военную и гражданскую.

Бердыш — старинный продолговатый топор в виде полумесяца на длинном древке; на вооружении в русском войске с XV в.

— Дьяк — чиновничья должность в бюрократическом аппарате Московского государства с XV по XVII в.

— Дьяк думный — в XVI—XVII в. член Боярской думы, который делал доклады и составлял материалы, относящиеся к рассматривавшимся в Думе вопросам.

Мушкет — огнестрельное оружие.

— Пищаль — гладкоствольное оружие, пушка.

— Подьячий — должностное лицо, писец или делопроизводитель приказной канцелярии и суда в Московском государстве в XVI-XVII вв.

— Старообрядцы — сторонники трактовки и исполнения ритуалов православного вероучения до церковной реформы Никона.

— Церковный раскол — отступление от учения и правил церкви.

Предложения интернет-магазинов