Просвещённый абсолютизм Екатерины 2

Задачи политики просвещенного абсолютизма в России

Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

Огромное влияние на внутреннюю политику России во второй половине XVIII в. оказывала личность «великой императрицы». Екатерина II (1762-1796) обладала расчетливым природным умом и волевым характером, она увлеклась трудами французских просветителей и искренне воспринимала некоторые их идеи. В результате политика, которую она проводила в течение 34-х лет, получила название в истории России просвещенного абсолютизма.

 Задачи политики просвещенного абсолютизма в России сводились к следующему:

— укреплению самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранению наиболее архаичных ее элементов;

— расширению прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества;

— проведению мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность;

— созданию условий для экономического развития страны, принятию законов способствующих предпринимательству;

— распространению знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране;

— повышению авторитета России за границей, укреплению ее международного положения.

 

Меры по совершенствованию системы государственного управления

В целях усиления абсолютизма первые шаги Екатерины II были направлены на реформирование центральных органов власти. В 1763 г. были проведены преобразования в Сенате. Он был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение. Вопросы политики согласовывались с генерал-прокурором А.А. Вяземским, получившим секретную инструкцию ограничивать законотворческую деятельность Сената. Тем самым Екатерина II ослабила его законодательные функции, сделав Сенат «хранилищем законов». И в то же время возросла роль Собственной канцелярии, через которую императрица осуществляла законодательную и распорядительную власть.

В 70-80 гг. XVIII в. произошло дальнейшее ослабление органов центрального управления. После губернской реформы перестали функционировать большинство коллегий. Были оставлены лишь те, дела которых нельзя было передать органам местного управления: Иностранная, Военная и Адмиралтейская. Функции коллегий перешли к губернским органам. Таким образом, в царствование Екатерины II роль центральных органов постепенно была сведена к общему руководству и наблюдению, а основные вопросы управления стали решаться на местах.

Огромное значение в совершенствовании государственного управления Екатерина II придавала законодательству. Используя идею французского просветителя Монтескье, Екатерина II доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании «наилучших законов», а правительства и других органов управления — в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.

Самым важным шагом этого периода явился созыв в 1767 г. Уложенной комиссии, призванной разработать новый свод законов. Всего было избрано 564 депутата. Во время работы Уложенной комиссии депутатам выплачивалось из казны жалованье. Депутаты навсегда освобождались от смертной казни, телесных наказаний, конфискации имущества. Каждый депутат получал от своих избирателей наказ, отражавший их пожелания. Всего было представлено 1465 наказов. Екатерина II подготовила свой «Наказ» Уложенной комиссии, в котором содержались предложения по введению в стране законности, правопорядка, послабления крепостного права; провозглашалась ответственность власти перед подданными и ответственности подданных перед властью и законом и т.д. Деятельность Комиссии привела Екатерину II к выводу о невозможности согласования интересов различных сословий, а также смягчения крепостничества без риска потерять престол. В то же время, созыв Комиссии произвел благоприятное впечатление на Европу, укрепил авторитет власти, позволил Екатерине II ознакомиться с «состоянием умов» в обществе. Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает, а также осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идеи Просвещения, императрица распустила Комиссию под предлогом начавшейся в 1768 г. войны с Турцией.

В целях усиления административного контроля над населением империи Екатерина провела реформу местного управления. 7 ноября 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний». Реформа отменяла деление страны на губернии, провинции, уезды и вводила двухуровневую систему: губернии и уезды. Вместо прежних 23 губерний Россия делилась на 50. Каждая из них должна была насчитывать от 300 до 400 тыс. душ мужского пола, а уезд около 20-30 тыс. В 1775 г. было упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Во главе губернии стоял губернатор, а в случае объединения двух-трех губерний — генерал-губернатор или наместник. Они назначались правительством. Функции губернского правления и возглавлявшего его губернатора значительно расширялись за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра. Во главе уезда стоял капитан-исправник. Его выбирало дворянство уезда.

Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Екатерина отделила судебные органы от исполнительных. Каждое сословие получало свой суд. Для дворян — Верхний земский суд, для горожан — Губернский магистрат, для государственных крестьян — Верхняя расправа. Частновладельческих крестьян судил помещик. Судебные уездные учреждения повторяли губернские: для дворян — Уездный суд, для горожан — Городской магистрат, для крестьян — Нижняя расправа. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством.

 

Политика в социально-экономической сфере

Идеи просвещенного абсолютизма нашли свое отражение и в социальной политике. 21 апреля 1785 г. императрица подписала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Это был свод дворянских привилегий, получивший неофициальное название Жалованной грамоты дворянству, согласно которому дворянин мог лишиться дворянского звания только по сословному суду. Дворяне освобождались от телесных наказаний, получали исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, покупать деревни и т.п. Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии имело право периодически собираться, избирать сословных представителей, иметь собственную казну. Кроме того, собрания имели право представлять свои пожелания губернатору или генерал-губернатору, специально избранная депутация во главе с предводителем дворянства могла обратиться к императрице.

Действуя исключительно в интересах дворянского сословия, императрица за время своего правления значительно ухудшила и без того безрадостное положение крепостных. Так, 17 сентября 1765 г. сенатский указ давал право помещикам ссылать крестьян на каторгу. В августе 1767 г. был принят указ о запрещении крестьянам подавать на помещиков жалобы.

21 апреля 1785 года Екатерина подписала еще один важный документ «Грамоту на права и выгоды городам российской империи». Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. В частности, все городское население делилось на шесть разрядов. Первый включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили купцы трех гильдий; в третий — цеховые ремесленники. Четвертый разряд составляли постоянно живущие в городе иностранцы; пятый -именитые граждане; шестой — посадские, которые жили промыслами и работой. Горожане в соответствии с имущественным цензом выбирали городского голову и общую городскую думу, избиравшую шестигласную думу. Этот исполнительный орган занимался вопросами городского хозяйства.

С середины XVIII в. в России при господстве феодально-крепостнических отношений начал формироваться капиталистический уклад. Капиталистические отношения развивались в промышленности. Это находило проявление в росте количества мануфактур. К концу столетия их стало 1200. Толчок развитию ремесла и промышленности дал указ 1775 г., разрешавший крестьянскую промышленность. Это привело к тому, что среди возникших предприятий возрос удельный вес купеческих и крестьянских мануфактур. Начал складываться рынок вольнонаемного труда. В течение второй половины XVIII в. приблизительно в два раза возросло применение вольнонаемного труда в промышленности.

В 1762 г. гражданам — не дворянам было запрещено покупать крепостных крестьян для работы на заводах. В том же году была прекращена практика приписки крестьян к предприятиям. Эти указы преследовали цель укрепления в новых складывающихся капиталистических отношениях монопольного положения дворянства. До тех пор пока дворяне не занимались предпринимательством, промышленники широко пользовались правом приобретения крестьян для работы на заводах. Стоило помещикам построить в своих вотчинах мануфактуры, как правительство лишило купцов этой привилегии.

Развитие крупной промышленности и крестьянских промыслов разрушало натуральный характер феодальной экономики, стимулировало развитие внутренней и внешней торговли. В 1770 г. в России было зарегистрировано уже 1100 ярмарок. В экспорте возрос удельный вес промышленной продукции. Железо, например, составляло в экспорте России в 1749 г. 6%, в 1758-1766 гг. — 7%, а в 1796 г. — 13%. Из всего перечня экспортируемых товаров первые места занимали лен, пенька и пакля (от 20 до 40%). Потребителями русских товаров были Англия, Франция, Пруссия, Дания и Голландия. Торговый баланс России был активным, вывоз товаров превышал ввоз.

Развитие товарно-денежных отношений обусловило увеличение барщины. Наибольшее распространение она получила в 7 губерниях черноземного Центра, где находилось 74% помещичьих крестьян. Отдельные помещики к концу XVIII в. переводили барщинных крестьян на месячину — наиболее тяжелую форму крепостничества. В нечерноземной зоне, в связи с развитием крестьянских промыслов и торговли, широкое распространение приобрел денежный оброк. Он обеспечивал крестьянам относительно большую экономическую самостоятельность и ускорял их социальное расслоение. В 1765 г. под покровительством Екатерины в Петербурге было учреждено Вольное экономическое общество, стремившееся рационализировать сельское хозяйство и повысить производительность крепостного труда. В 1765 г. манифестом правительства было начато генеральное межевание с целью упорядочить земельные владения, расширить дворянское землевладение путем ликвидации вольных крестьянских заимок и легализации помещичьих захватов казенной земли. Генеральное межевание должно было служить основанием для закрепления права на будущее.

В 1764 г. прошла секуляризация церковных земель, значительно пополнившая государственный земельный фонд. Для управления бывшими монастырскими крестьянами была учреждена Коллегия экономии. Епархии с находившимися в них монастырями были разделены на три класса, в зависимости от принадлежности к которым определялось количество в них монахов и монастырских слуг. Число штатных монастырей, которых до реформы было около тысячи, сократилось до 226. Экономические крестьяне облагались полуторарублевым налогом, что, с учетом расходов на содержание монастырей, должно было дать государству доход свыше 617 тыс. рублей. Секуляризация монастырских вотчин поставила православную церковь уже не только в административную, но и финансовую зависимость от государства, которое теперь определяло, сколько монастырей и монахов нужно иметь в государстве, и таким образом довольно жестко регламентировало духовную жизнь своих подданных.

Таким образом, политика Екатерины II в социально-экономической сфере отличалась крайней противоречивостью. С одной стороны, произошло усиление крепостничества, которое проявлялось в широкой практике раздачи государственных крестьян и земель в руки крепостников-помещиков; в ликвидации остатков прав крепостных крестьян, например, на сбор хвороста и шишек в лесу. С другой стороны, правительство принимало меры и либерального характера. Так, расширение привилегий дворянства, предоставление им права не служить означало раскрепощение дворянства от государства. Благодаря этому, оно превращалось в подлинно привилегированное сословие, располагавшее определенными правами и свободами. Создание же дворянских уездных и губернских собраний было шагом на пути становления гражданского общества.

 

Итоги политики просвещенного абсолютизма

В результате политики просвещенного абсолютизма самодержавие укрепилось и приобрело современный вид, оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества. В русской общественной мысли зародились понятия свободы и прав личности. Политика «экономического либерализма» правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.

В то же время неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привела часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей. Создавая новые формы влияния на общество, политика просвещенного абсолютизма в низах практически оставляла все без изменений. Это не могло не вызвать протест низов, конечным результатом которого были открытые вооруженные выступления.

Понятия:

— Вотчинные мануфактуры — мануфактуры, создаваемые помещиками с использованием труда крепостных крестьян.

— Генеральное межевание — точное определение границ владений, отдельных лиц, общин, городов и т.п.

— Капиталистые крестьяне — крепостные крестьяне, которые открывали свои предприятия и использовали на них труд своих же односельчан.

— Месячина — шестидневная барщина крепостных крестьян, дворовых людей, лишенных земельных наделов, за плату, выдававшуюся ежемесячно в виде продовольственного пайка и одежды.

— Однодворцы — государственные крестьяне, возникшие из бывших служивых людей. За службу они получали землю от казны, как правило, без крестьян или с малым числом крестьян. Они жили с ними на одном дворе. Платили подушную подать наравне с крестьянами.

— Просвещенный абсолютизм — политика абсолютизма в ряде европейских стран и в России во второй половине XVIII в. Для нее характерно применение на практике некоторых идей французского Просвещения: уничтожение «сверху» и преобразование отживших и наиболее устаревших институтов феодального общества, осуществление реформ в области образования, судопроизводства и др.

— Секуляризация — передача земли и церковного имущества в государственную собственность.

Предложения интернет-магазинов