Расцвет древнерусского государства Киевская Русь в X-XII веках

Развитие феодальных отношений в первой половине X – первой половине XI веков

Социально-экономический строй. Основу хозяйства в Древней Руси составляло пашенное земледелие. Оно играло настолько важную роль в жизни славян, что засеянные нивы назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности – «житом» (от глагола «жить»). В IX-X веках было известно несколько систем землепользования: подсечно-огневое, переложное, двуполье, трехполье.

В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Подспорьем было рыболовство, охота и бортничество. С развитием внешней торговли появился спрос на пушнину, что усилило хозяйственную роль охоты.

Техника сельского хозяйства отличалась рутинностью. Обработка земли осуществлялась при помощи сохи, мотыги, бороны, плуга с железным лемехом и т.д. Частые неурожаи угрожали крестьянам-смердам голодной смертью.

Крестьянская соседская община называлась «миром», или «вервью», и могла состоять как из одного большого села, так и из ряда разбросанных поселений (сел и деревень), больших семей и мелких крестьянских хозяйств, которые индивидуально обрабатывали землю. Члены верви были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступления). Кроме смердов-земледельцев в верви жили и смерды-ремесленники: кузнецы, гончары, серебряных дел мастера. Они работали, главным образом, на заказ. Жители соседних миров экономически были слабо связаны друг с другом, хотя культурные связи между ними существовали. Для заключения браков устраивались «игрища между селами». Центрами притяжения нескольких миров был погост – место религиозных празднеств и общего кладбища, периодического торга, сбора дани и оброка.

Сельское население – смерды – делились на свободных и зависимых. Свободные жили на землях, не захваченных феодалами, принадлежали государству и ему платили дань. Зависимые принадлежали отдельному вотчиннику и платили двойную дань – своему владельцу (в виде оброка и барщины) и государству.

Среди зависимых смердов различают несколько категорий (термины отражают пути (причины) перехода в зависимое состояние): как закупы попадали в зависимость, взяв «купу» (долг) и не вернувшие ее по истечении оговоренного срока; рядовичи попадали в зависимость в результате заключения «ряда» (договора) с феодалом на определенный срок и вследствие невыполнения его условий. К зависимым смердам также принадлежали изгои – изгнанные из общины; пущенники – вольноотпущенные рабы; холопы – категория на положении раба.

На протяжении X-XII вв. заметна тенденция захвата вотчинниками свободных земель. Вотчина – земельное владение, передаваемое по наследству. Она состояла из боярской усадьбы и зависимых от нее крестьянских миров.  Усадьба была укреплена, на ее территории находились двор и хоромы господина, дома его огнищанина (управляющего усадьбой феодала, ближайшего слуги), тиунов (управляющих различными отраслями хозяйства), дворовой челяди, мастерские ремесленников, амбары с запасами.

Вотчинники пользовались правом иммунитета, то есть представители государственной власти не могли приезжать в их владения для производства суда и сбора налогов. Это делали сами вотчинники.

Стремление вотчинников захватить земли свободного населения и обложить его данью вызывали массовые недовольства. Их формы были разнообразны: побеги челяди от своих господ, распахивание «межи», хищения имущества, вооруженные нападения, убийства вотчинной администрации («разбои»), восстания.

Важным элементом феодального общества был город. Он представлял собой укрепленный центр ремесленного производства, торговли, административный центр и средоточие богатств и запасов наиболее крупных феодалов. К XIII веку на Руси насчитывалось 224 города. В городах феодальной Руси достигло высокого уровня мастерство кузнецов, оружейников, кольчужников, стекловаров, золотых и серебряных дел мастеров и т.д. Известно более 60 ремесленных специальностей.

Политический строй. Древнерусское государство – это раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь. Он управлял при помощи Совета из других князей и дружинниковвече. Его дружина делилась на старшую (бояре) и младшую (воины и слуги). Суд, сбор дани, судебных пошлин осуществляли дружинники. Постепенно дружинники стали получать доход с населения территории древнерусского государства (кормление). В руках князя было войско, состоявшее из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. Князь сам осуществлял сбор дани – полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной отправлялся из Киева в «полюдье», то есть в объезд славянских земель. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда вскрывался лед на Днепре, возвращались в Киев с данью. Княжеский двор был и местом суда.  После принятия «Русской Правды» суд запретил кровнородственную месть и убийство как наказание, заменив его денежным штрафом. Доказательством на суде служили показания свидетелей, присяга, испытание водой и железом.

Идеологическое оформление государства – принятие христианства

Важным фактором для объединения Руси послужило христианство. Князь Владимир Святославич (980-1015) провел две религиозные реформы. В 983 году он предпринял попытку унификации языческих культов, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Рядом со своими теремами на холме князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой золотыми усами, Хороса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира.

Потребности формирования государственной идеологии и приобщения к цивилизованному миру заставили Владимира I обратиться к мировой религии. Посетив разные государства, Владимир остановил свой выбор на христианстве. В 988 году, после успешной осады г. Херсонеса, Владимир принял водное крещение, затем крестил своих бояр и весь народ.

На Руси первыми обращены были в новую веру киевляне. Старые идолы были ниспровергнуты. Бога Перуна привязали к хвосту коня и поволокли к реке; причем к нему были приставлены двенадцать человек, чтобы бить его железными кнутами. Всему населению Киева было отдано распоряжение собраться в определенный день и час на берегу Днепра для крещения. По приказу всех заставили входить в воду.

Вторым центром крещения был Новгород. С поручением крещения Владимир послал туда своего брата Добрыню. Новгородское вече решило не пускать их в свой город и организовало сопротивление. Уличные бои продолжались до тех пор, пока киевляне не подожгли кварталы, в которых жила основная масса повстанцев. Это позволило Добрыне одержать верх. Деревянные боги были сожжены, а каменные брошены в Волхов. Всем новгородцам приказали креститься, а противящихся волокли в реку силой. О крещении новгородцев сохранилась пословица: «Путята крестил их мечом, а Добрыня огнем».

Новая вера долго приживалась и распространялась постепенно. Археологические раскопки дали большое количество икон, на одной стороне которых имели место образцы того или иного христианского святого, а на другой – явно языческие изображения.

С принятием христианства на Руси возникла церковь. Во главе ее стоял киевский митрополит, в крупных городах находились епископы, ведавшие церковными делами большой округи – епархии. Им подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – церковную десятину. Вскоре церковь при поддержке государства превратилась в крупнейшего феодального собственника. В ее руках был суд, ведавший делами антирелигиозных преступлений, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства способствовало укреплению государственной власти и территориального единства Киевской Руси, росту ее международного авторитета среди соседних христианских стран, придавало новые черты развитию русской культуры: письменности, архитектуре, живописи. По инициативе Владимира I в Киеве были построены церковь Св. Василия и церковь Богородицы, так называемая «Десятинная» церковь, названная так оттого, что князь назначил на ее содержание десятую часть княжеских доходов. Для прочного укрепления принятой веры Владимир I начал распространять книжное просвещение. С этой целью в Киеве и других городах было приказано набирать у знатных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Летописец рассказывает, что матери, отпуская детей в школы, оплакивали их, как мертвых.

Владимир дожил до старости и скончался 15 июля 1015 года в селе Берестове под Киевом. Канонизирован русской православной церковью. Церковная традиция именует его «Святым», «Крестителем», «Равноапостольным». В народном эпосе он известен как Владимир «Красное Солнышко».

 

Юридическое оформление государства

 

Свидетельством юридического оформления государства явилось составление первого письменного сборника древних законов «Русская Правда» (начало XI века) Ярославом Мудрым (1019-1054). Сыновья Ярослава Мудрого дополнили документ новыми статьями, и позже он стал называться «Правда Ярославичей».

Главный предмет «Русской правды» — случаи обид и вреда, наносимые одними лицами другим. При этом кровнородственная месть исключалась, в качестве наказания вводился денежный штраф, имевший разные размеры в зависимости от нанесенной обиды и звания обиженного. Так, за убийство смерда или холопа платилось 5 гривен, за свободного человека – 40 гривен, за княжеского мужа – 80. Вероятно, ко времени Ярослава относится постановление о «дикой» вире, которая платилась князю всей общиной в том случае, если на земле общины было совершено убийство, но на убийцу не было представлено иска. Если потерпевший находил украденную у него вещь, он мог взять ее тотчас, при условии предварительного объявления о краже на торге, а если не объявил, то должен был вести вора на свод, то есть доискиваться, каким путем пришла к тому данная вещь. Такой же порядок соблюдался по отношению к беглому или украденному холопу. В случае запирательства ответчика, дело решалось судом из двенадцати выбранных человек. Местом суда в древности были княжеские двор и торг. Доказательствами на суде служили показание свидетелей, присяга, испытание водой и железом.

Таким образом, «Русская Правда» являлась нормативным документом, в котором закреплялась собственность феодала на землю и их привилегии, а также неравное положение классов и людей.

Юридическое оформление древнерусского государства Киевская Русь продолжалось при Владимире Мономахе (1113-1125) в изданном им дополнении к «Русской Правде» «Уставе Владимира Всеволодовича» (1113). В нем было упорядочено взимание процентов в пользу ростовщиков, улучшено правовое положение купечества, регламентирована запись в холопство. Большое место в этом законодательстве Владимир Мономах уделил правовому положению закупов, и это говорило о том, что закупничество стало очень распространенной формой закабаления смердов.

Ярослав Мудрый оставил о себе память делами внутреннего устроения. Его называли «хоромцем»: он построил в Киеве Софийский собор и Золотые ворота. Проявил себя просветителем, «книжным почитателем», распространял христианство, основал училище в Новгороде, учредил Киевскую митрополию (высшую церковную власть). Ярослав собственной великокняжеской властью поставил на пост киевского митрополита Иллариона (1051-1053). При нем Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам в городе было 400 церквей и 8 рынков.

Ярослав скончался 20 февраля 1054 года и погребен в церкви святой Софии в мраморной гробнице, уцелевшей до сих пор.

 

Успехи Руси в международных отношениях

Свидетельство расцвета Киевской Руси являлись ее успех в международных отношениях. Еще Владимир I проявил себя как удачливый политик: он предпринял успешный поход на Польшу (981), вместе со своей киевской дружиной захватил Перемышль, Червень и ряд других городов, расширив территорию Руси на Западе. В 988 году взял осадой Херсонес, Крымскую колонию Византии. Отбросил печенегов далеко на юг и основал против них крепости-города Переславль и Белгород. Построил оборонительные рубежи по рекам Осетр, Десна, Трубеж («богатырские заставы»).

Во второй половине XI — начале XII веков угрозу для Руси составляли половцы. Особую славу в борьбе с ними приобрел Владимир Мономах. За свою жизнь он совершил более 80 походов и, по подсчетам историков, выиграл двенадцать сражений с половцами. Именем Мономаха половцы пугали своих детей. В 1111 году он совершил удачный поход, в результате которого русскими войсками была взята столица одного из половецких ханов – г. Шарукань. Владимира Мономаха побаивались правители соседних государств, и, согласно летописи, даже сам император византийский, «страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград его не взяли».

Западная Европа в своих торговых связях IX-X вв. оказалась в зависимости от Руси, от успехов русского оружия. Драгоценные товары Востока шли в основном через Киев. Русские купцы-воины ездили в Багдад, Александрию, Хорезм, Константинополь. Германские источники называют Киев «украшением Востока, соперником Константинополя». Русских купцов охотно встречали в западноевропейских городах, предоставляя им льготы. Роль Руси в транзитной торговле даже была несколько преувеличена: французский поэт, воспевая красавицу, говорит, что она была одета в одежды из «русского шелка».

Киевская Русь при Владимире I установила дипломатические отношения с Польшей, Византией, Венгрией, Германией, Швецией и другими странами. С Ярославом Мудрым считали за честь породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии. Дочь Ярослава Мудрого Анна была королевой Франции. Женой Владимира Мономаха была английская принцесса.

Понятия:

Вотчина – совокупность различных видов собственности, прав на землю, которые передаются по наследству.

Кормление – в XIII-XVI вв. система вознаграждения бояр, осуществлявших судебно-административные функции путем предоставления им прав облагать в свою пользу население управляемой ими местности.

Община крестьянская – общественно-административная организация сельского населения средневековой Руси.

Огнищанин – в Древней Руси ближайший слуга князя, управляющий его усадьбой; представитель знати.

— «Русская правда» — древнейший свод законов Руси.

Смерд – в Древней Руси земледелец, термин предшествовал слову «крестьянин».

Тиун – в IX-XVII вв. должностное лицо, выполняющее определенный вид работ в усадьбе феодала.

Христианство – одна из трех мировых религий, в основе которой находится представление о спасении через мессию или «божественного спасителя» и обретения счастья в царстве небесном.

Предложения интернет-магазинов