Реформы органов власти, управления и армии в первой четверти 18 века

Реформа системы органов власти и государственного управления, предпринятая Петром I, была вызвана необходимостью создания нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для этого необходима была совершенная государственная машина. Недееспособность старого войска и новые внешнеполитические задачи требовали реформы вооруженных сил.

Реформы в области государственного управления

Придя к власти в 1689 году, Петр унаследовал традиционную систему управления XVII в. с Боярской думой и приказами как центральными учреждениями. По мере усиления самодержавия Боярская дума, как узкий сословный орган, утрачивала свое значение и в начале XVIII в. исчезла. В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближайшая канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцелярии возросла. С 1704 г. здесь стали собираться начальники приказов. С 1708 г. эти постоянные заседания стали именоваться «консилией министров». В отсутствие царя консилия министров управляла государством. В деятельности данного органа уже видны элементы бюрократизации управления: режим работы, строгое распределение обязанностей, введение регламентированного делопроизводства.

Образование Сената в 1711 году стало следующим шагом в организации нового аппарата управления. В него вошли 9 человек. Сенат создавался как высший орган управления, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, судебные и законосовещательные функции. Ему предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. В Сенате вводился принцип коллегиальности: без общего согласия решение в силу не вступало. Впервые в государственном учреждении вводилась личная присяга.

От имени царя Сенат контролировал вначале (с 1715 г.) обер-секретарь, с 1721 г. — офицеры гвардии, а с 1722 г. — генерал-прокурор (П.И. Ягужинскй), которому подчинялись другие прокуроры. Генерал-прокурор присутствовал на всех заседаниях Сената. Практически одновременно с Сенатом был основан новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов (1711) для выявления всех неправедных действий, наносивших ущерб государству. Явный государственный надзор был дополнен тайным надзором путем введения системы фискалов, которые осуществляли негласное наблюдение за деятельностью администрации на всех уровнях. Петр освободил фискалов от ответственности за ложный донос. Феномен доносительства прочно утвердился в государственной системе и в обществе.

Реформа административной системы была продолжена на рубеже 10-20-х гг. XVIII века. В ее основе лежали принципы камерализма — учения о бюрократическом управлении. Оно предполагало: функциональный принцип управления, коллегиальность, четкую регламентацию обязанностей чиновников, специализацию канцелярского труда, единообразные штаты и жалованье.

В 1718 г. был принят «Реестр коллегиям». Вместо 44 приказов на протяжении 1718-1721 гг. учреждались коллегии. Их число составляло 10-11. В 1720 г. был утвержден Генеральный регламент коллегий, согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными и судебными делами (Иностранная, Военная, Адмиралтейская, Юстиц-коллегия), группа коллегий занималась финансами (доходами — Камер-коллегия, расходами — Штатс-контор-коллегия, контроль за сбором и расходованием средств — Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургией и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, позже разделенная на две). Вместо Поместного приказа была создана Вотчинная коллегия, занимавшаяся земельными вопросами. Политическим сыском ведал Преображенский приказ. Президентами всех коллегий (за исключением горной, которую возглавил шотландец Яков Брюс, прославленный генерал артиллерии) были русские, вице-президентами — почти исключительно иностранцы. Учреждение коллегий позволило разграничить сферы управления и усилить степень централизации.

Особое место в административной системе занимал Синод. В 1721 г. в соответствии с «Духовным регламентом», в котором доказывалась нежелательность патриаршества, была создана Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, организованный по образцу светских коллегий. После смерти в 1700 г. патриарха Андриана должность патриарха была упразднена. Церковью руководил патриарший местоблюститель Стефан Яворский. На желание духовенства иметь патриарха Петр ответил в 1721 г. Духовным регламентом, составленным Феофаном Прокоповичем. Руководство церковью переходило в руки Синода, члены которого приравнивались к чиновникам всех светских учреждений. Они давали присягу царю и обязывались беспрекословно выполнять его предписания. Синодский указ 1722 г. предписывал священникам доносить властям об изменнических или бунтовских намерениях, высказанных во время исповеди. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник — обер-прокурор. В результате этой реформы церковь полностью подчинялась государству, превратившись в часть его бюрократического аппарата.

Для усиления центральной власти на местах в 1708-1710 гг. страну разделили на 8 губерний. Во главе каждой губернии стоял назначенный царем губернатор, в руках которого сосредотачивалась вся исполнительная и судебная власть. В 1719 г. губернии были разделены сначала на 45, а затем на 50 провинций. Провинции были разделены на уезды, а те, в свою очередь, делились на дистрикты. Провинцией управлял воевода (с провинциальной канцелярией), а во главе уезда стоял земский комиссар, частично избираемый уездными дворянами, частично назначаемый сверху. Местному дворянству было предоставлено право выбирать по 8-12 ландратов в помощь губернатору. Следствием этих преобразований было значительное увеличение числа учреждений разного уровня. Проведение в областном устройстве принципов камерализма привело к унификации системы управления в разных регионах страны, независимо от особенностей их хозяйственного и национального развития.

Обобщив опыт шведской государственности, Петр I создал своеобразный регламент регламентов — Генеральный регламент (1719-1724), содержавший самые общие принципы работы бюрократического аппарата. Они детализировали регламент работы отдельных учреждений и чиновников.

Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма являлось принятие в 1721 г. Петром I титула императора и именования «Великий». Завершающим штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнего ограничения власти самодержца. В 1722 г. появился Указ о наследии престола, дающий право императору назначать себе преемника по своему усмотрению. Его появление во многом было вызвано делом царевича Алексея, который в 1718 г. был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни.

 

Военная реформа

Одно из центральных мест в реформах Петра занимало создание мощных вооруженных сил. Сущность военной реформы заключалась в создании регулярной армии и военно-морского флота на основе новой системы комплектования, подготовки кадров, единообразной организационной структуры, вооружения, обмундирования, введения уставов.

В конце XVII в. русское войско состояло из дворянского ополчения, стрелецких войск, полков «нового строя», казаков. Солдатские полки были лишь зачатком регулярной армии, так как казна не могла их взять полностью на свое содержание, и в свободное от службы время солдаты занимались ремеслом и торговлей. Стрельцы все больше превращались в полицейскую силу и орудие дворцовых интриг. Дворянская конница уже к середине XVII в. в значительной степени утратила свою боеспособность. Наиболее боеспособной частью войска были так называемые «потешные» полки — Преображенский и Семеновский — основа будущей гвардии. Не имея выходов к незамерзающим морям, Россия не имела и флота.

Центральным вопросом создания регулярной армии был вопрос о новой системе ее комплектования. В 1705 г. была введена рекрутская повинность: с определенного числа дворов (1 рекрут с 20-25 дворов) податных сословий в армию должен был поставляться рекрут (рекрутские наборы). Солдат и матросов набирали из крестьян и посадских. Рекруты пожизненно зачислялись в сословие солдат. Наборы производились жесточайшими методами, что приводило к массовым побегам, дезертирству. В 1708 г. была введена ответственность семьи за беглого рекрута, в 1712 и 1715 гг. специальные указы требовали клеймить рекрутов крестом на левой руке. Офицерский корпус формировался из дворян. Они начинали служить с чина рядового в гвардейских полках, лишь постепенно приобретая офицерские чины.

Основанные в начале XVIII века оружейные и пороховые заводы позволили вооружить русскую армию новым, по тем временам технически самым совершенным оружием. Пехота получила гладкоствольное семилинейное ружье с ударно-кремневым замком. В артиллерии были созданы новые образцы орудий. К 1725 г. в русской армии было около 15 тыс. орудий.

Офицерский и высший командный состав первоначально комплектовался из иностранных наемников. Однако скоро Петр I вынужден был отказаться от услуг многих иностранных офицеров и взять курс на подготовку русского офицерского корпуса. С этой целью была создана система военно-учебных заведений, практиковалась посылка на учебу за границу. В 1716 г. был введен Воинский устав, а в 1720 г. Морской. В армии вводились воинская присяга, единая форма одежды, единая система снабжения. Для офицеров и генералов были учреждены первые российские ордена — Андрея Первозванного и Александра Невского, для солдат — памятные медали. Была создана российская гвардия.

Важное значение для России имело создание военно-морского флота. К исходу Северной войны он состоял из 155 крупных морских кораблей, 800 галер и других мелких судов с общей численностью экипажей в 28 тыс. человек. Флот и регулярная армия, насчитывающая 250 тыс. человек, превратили Россию в сильнейшую военно-морскую державу.

Однако оборотной стороной преобразований в армии стала набиравшая темпы милитаризации имперской государственной машины. Заняв в государстве весьма почетное место, армия стала выполнять не только военные, но и полицейские функции. Полковник следил за сбором подушных денег и средств на нужды своего полка, а также должен был искоренять «разбой», в том числе пресекать крестьянские волнения. Распространилась практика участия профессиональных военных в государственном управлении. Военные, особенно гвардейцы, часто использовались в качестве эмиссаров царя, причем наделялись чрезвычайными полномочиями.

Таким образом, в России в первой четверти XVIII в. сформировалась мощная военно-бюрократическая система. Наверху громоздкой пирамиды власти находился царь. Монарх был единственным источником права, имел необъятную власть. Апофеозом самодержавия стало, как уже было сказано, присвоение Петру I титула императора. Реформы способствовали окончательному превращению царя в абсолютного монарха, укреплению самодержавного государства и власти дворянства. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников.

 

Результаты преобразований

Петровские реформы грандиозны по своим масштабам. В России появилась современная армия, она стала морской державой, улучшилось государственное управление, развились промышленность, торговля, ремесла. Эти преобразования способствовали решению остро стоявших перед государством задач. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились в рамках существующего строя и, более того, консервировали российскую феодально-крепостническую систему. Россия превратилась в абсолютную чиновничье-дворянскую монархию.

Понятия:

— Генеральный регламент — устав государственной службы. Определял организацию и порядок работы государственных учреждений, обязанности чиновников.

— Камерализм — учение о бюрократическом управлении, которое предполагало функциональный принцип управления, коллегиальность, четкую регламентацию обязанностей чиновников, специализацию канцелярского труда, единообразные штаты и жалованье

— Коллегии — отраслевые органы управления.

— Ландрат -в 1713-1719 гг. советник от дворян уезда при губернаторе.

— Рекрутская повинность — в XVIII-XIX вв. способ комплектования российской регулярной армии. В 1874 г. заменена воинской повинностью.

Предложения интернет-магазинов