Реформы Петра 1 в области культуры и быта

Особенности развития культуры России в первой четверти XVIII века

XVIII век — время перемен не только в экономике, социальных отношениях, но и в общественной мысли, культуре России. Реформы Петра I определили особенности историко-культурного процесса страны в начале XVIII в. В частности, происходило дальнейшее обмирщение культуры, утверждение нового взгляда на человеческую личность, преодоление замкнутости культурного развития. Эти процессы развивались очень быстро, но, несмотря на глобальную европеизацию, русская культура этого периода наследовала и лучшие национальные традиции.

 

Образование и наука

Создание регулярной армии и флота, бурный рост промышленности, оформление абсолютизма с его огромным чиновничье-бюрократическим аппаратом потребовали появления специалистов, которых могла подготовить только новая светская школа. В России, как известно, отсутствовали специальные учебные заведения (все вопросы образования решались церковью). Поэтому Петр I уже в конце XVII века отправлял дворянскую молодежь учиться за границу. Но это не удовлетворяло потребности страны в подготовленных кадрах.

Великой заслугой Петра I было создание в России светского образования. В 1699 г. он основал Пушкарскую (артиллерийскую) школу в Москве, а в 1701 г. в Сухаревой башне — «Школу математцких и навигацких наук». В 1715 г. школу перевели в Петербург и преобразовали в Морскую академию. За короткий срок появились и другие профессиональные школы: инженерная, медицинская, горная. Развитие начальной общеобразовательной школы происходит с 1714 г., когда более чем в 40 городах были открыты «цифирные» школы. В них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян). Цифирную школу обязан был окончить каждый дворянин, без этого не разрешалось даже жениться. В 46 епархиальных школах готовили священнослужителей, в гарнизонных школах обучали солдатских детей. Помимо этого, в 1703-1715  гг.  в Москве работала особая общеобразовательная школа — «гимназия» пастора Глюка, в которой обучали в основном иностранным  языкам. Образование требовало специальных учебников. В 1703 г. вышла   «Арифметика,   сиречь наука численная» Леонтия Магницкого, служившая основным учебником математики в течение полувека. Ф.П. Поликарпов был автором «Букваря», «Грамматики Славянской» и славяно-греко-латинского «Лексикона». Менялись приоритеты в преподавании   предметов. Богословские и гуманитарные дисциплины уступали место точным и прикладным наукам. Внимание к естественным наукам вызывалось практическими  потребностями Российского государства. При Петре были организованы первые научные экспедиции В. Атласова, Ф. Саймонова и К. Вердена, Ф. Лужина и др. для картографирования и изучения России. Экспедиция В. Беринга установила, что Азия и Америка разделены проливом. Началась разведка месторождений угля в Донбассе, Подмосковье и Кузбассе. Прославились и русские изобретатели: Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; И. Беляев создавал оптические приборы; А. Мартов — токарные и винторезные станки; М. Сердюков отличился как гидротехник и т.д. Сам Петр I имел коллекцию из 57 станков.

В это время в русской истории летописание уступает место историческим сочинениям. Первыми из них, отразившими события современности, были: «История Свейской войны», написанная при участии самого Петра I, «Ядро российской истории» А.И. Манкиева, «История о царе Петре Алексеевиче» князя Б.И. Куракина. Дипломатическая история Северной войны содержалась в опубликованной в 1717 г. книге вице-канцлера П.Н. Шафирова «Рассуждение, какие законные причины Петр Великий к начатию войны против Карла XII имел». Появилась специальная работа И.Т. Посошкова по экономике — «Книга о скудости и богатстве». Итогом петровских преобразовании в области просвещения можно считать открытие Академии наук в Петербурге (1725). Ее особенностью являлось объединение научно-исследовательских и педагогических функций. В составе Академии учреждались академический университет и гимназия. Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, физическую и химическую лаборатории.

В 1714 г в Петербурге была основана кунсткамера — «кабинет редкостей» — первый музей в России. В его основу была положена коллекция диковинок, привезенных Петром I из-за границы. В 1719 г. кунсткамера была открыта для всеобщего обозрения.

Бурному развитию образования и науки способствовало развернувшееся в стране издательское дело. В 1705 г. открылась первая частная типография посадского человека Василия Киприянова. Резко увеличилось количество государственных типографии. За четверть века ими было выпущено более 600 книг, ведомостей, манифестов. С 1702 г. систематически выходила первая печатная газета «Ведомости», в которой публиковалась внутренняя и иностранная хроника. Распространению просвещения способствовало введение в 1708 г. нового гражданского шрифта, что привело к разделению сферы светской и церковной книжности, к распространению грамотности.

 

Литература и публицистика

В литературе первой четверти XVIII в. сохранялись старые формы литературных произведений Но они были наполнены совершенно новым содержанием. В центре «гисторий» (одного из самых популярных жанров того периода) были молодые люди нового времени с новой системой ценностей. Они верили в могущество разума, науки и в собственные силы. Идеи светского индивидуализма отразились в «Истории о российском матросе Василии Кариотском», «Истории о храбром российском кавалере Александре». Появление этих повестей означало освобождение литературы от тесных рамок религиозного сознания.

Подлинного расцвета при Петре достигла публицистика. Центральной проблемой публицистики и общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма. Наиболее полно основные принципы абсолютизма были разработаны соратником Петра I Феофаном Прокоповичем в политических трактатах «Правда воли монаршей», «Духовный регламент». В своих трудах он теоретически обобщил законодательную и практическую деятельность Петра I. Выразителями идеологии абсолютизма являлись также В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, А.М. Черкасский. Не менее важной проблемой, затрагиваемой в публицистике, являлся вопрос о просвещении. Именно в распространении просветительских идей виделась возможность превращения России в могущественную державу. Это отражено в работах Ф.С. Салтыкова «Пропозиции», «Изъявления, прибыточные государству».

 

Архитектура и живопись

В архитектуре появляются новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры становится ордер — определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественное оформление. С этим временем связано формирование барокко как ведущего направления в русской архитектуре, для которого свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности и величию. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы. В градостроительстве намечается переход к регулярной застройке по специальному плану, к созданию крупных ансамблей. Важнейшие архитектурные памятники того времени: Летний дворец Петра I (1711) и Петропавловский собор (1712-1713), построенные итальянцем Доминико Трезини. В 1724 г. совместно с М. Земцовым он начал строить здание Двенадцати коллегий. В 1704 г. по чертежу Петра было заложено здание Адмиралтейства. В Москве И. Зарудный по заказу А. Меншикова построил в 1704-1707 гг. церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Тогда же в Москве возведены были Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие постройки.

В живописи ведущее место занимают картины на светские сюжеты, выполненные маслом. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых становится стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление этого жанра связано с именами Ивана и Романа Никитиных, Андрея Матвеева. И. Никитин писал портреты Петра I, канцлера Г.И. Головкина. А. Матвеев расписал в Петербурге Петропавловский собор, писал портреты Петра I. Искусство миниатюрного портрета на эмали впервые было представлено творчеством И. Адольского и Г. Мусиковского. Они изображали Петра I, его сестру Наталью и жену Екатерину.

Скульптура много веков в России была фактически под запретом, поэтому традиций и мастеров в этой области искусства не было. Первые скульптуры, появившиеся в Летнем саду, были привезены из Италии.

 

Изменения в быту

Петровские указы не ограничивались сферой политики и экономики, многие из них регламентировали общественную и частную жизнь: вводились новые правила хозяйствования, новый покрой одежды, новые формы общения (ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками), правила хорошего тона. Так, с января 1700 г. вводится новое летоисчисление. В этом же году последовал указ, запретивший носить длиннополое русское платье. С 1702 г. традиционные русские смотрины были заменены европейским обрядом обручения. В это же время в Москве появляется первый общедоступный театр «комедиальная храмина». Стремясь преодолеть нежелание русских людей расставаться с бородами, Петр в 1705 г. своим указом ввел специальный налог на бороды. Для обучения хорошим манерам он велел перевести книгу «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», где содержались правила поведения в обществе и т.д.

Особенность политики Петра I в области культуры проявилась в том, что поощрялись сферы, необходимые для государства: создание новой системы просвещения, развитие науки, формирование светского искусства, внедрение бытовых новшеств. Все это позволило России в первой четверти XVIII в. вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран, не теряя при этом своей самобытности. При этом необходимо иметь в виду то, что культурные преобразования вводились насильно и коснулись только верхушки русского общества, почти совершенно не затронув низшие слои населения.

Понятия:

— Ассамблея — общественное собрание, собрание-бал в домах российской знати, введенное и в 1718 г. и регламентированное Петром I.

— Барокко — один из главенствующих стилей в искусстве конца XVII — середины XVIII вв. Ему свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности и величию.

— Гражданский шрифт — начертание букв русского алфавита, введенное вместо церковнославянского печатного кирилловского полуустава Петром I в 1708 г. Лег в основу современного русского шрифта.

— Кунсткамера — «кабинет редкостей», первый музей в России, созданный Петром в 1714 г. В его основу была положена коллекция диковинок, привезенных царем из-за границы. В 1719 г. открыта для всеобщего обозрения.

— «Цифирные школы» — начальные государственные общеобразовательные школы для мальчиков, основанные при Петре I.

Предложения интернет-магазинов