Русская культура в 14-15 веках

Условия развития русской культуры в XIV-XV веках

Культура XIV-XV веков – культура зрелого феодального общества. Именно на это время приходится формирование местных культурных центров, литературных и художественных школ.  Развитие культуры шло как бы вглубь, выявляя и развивая далее местные древние традиции, одновременно аккумулируя их в общенародные культурные традиции.

Монголо-татарское нашествие и установление тяжелого золотоордынского ига нанесли тяжелый удар по культуре Руси, задержав ее поступательное развитие и положив начало ее отставанию от развитых западноевропейских стран. Разорение страны, уничтожение культурных достижений, истребление и пленение лучших ремесленников-мастеров создали тяжелые условия для культуры: прекратилось каменное строительство; утратилась фресковая живопись; станковая же живопись отличалась бедностью рисунка и цветового решения; сожжены книги и летописи. Практически в первые десятилетия после установления ига усилия русских людей были направлены на сохранение культурных ценностей. Церковный собор во Владимире (1247) вынес постановление о сборе уцелевших от гибели рукописных книг.

Борьба с неприятелем, в особенности Куликовская битва, оказали влияние на культурное развитие страны. Весь XV век прошел под знаком этого события, пробудив осознание права на независимость.

С второй половины XIV века в русских землях наблюдался культурный подъем, опиравшийся на восстанавливавшееся хозяйство, начало объединительного процесса в русских землях, возрождение национальных традиций письменности, архитектуры, живописи. Восстанавливались прерванные связи с Византией и южнославянскими странами, что дало приток творческих, образованных людей на Русь (Феофан Грек, Пахомий Логофет, Аристотель Фиорованти).

 

Летописание

Среди жанров русской литературы ведущую роль продолжало сохранять летописание. После временного упадка, вызванного монгольским нашествием, летописание возобновилось во всех крупных политических центрах. С XIV века началось использование бумаги вместо дорогого пергамена. Это ускорило развитие письма. На смену «уставу» приходит скоропись, близкая к современному письму.

Со второй половины XIV века наибольшее значение приобрело московское летописание, последовательно проводившее идеи общерусского единства, исторической мисси Москвы в государственно-политическом объединении Руси как наследницы Киева и Владимира. В составленных в 1408 году Общерусском летописном своде (Троицкая летопись) и Московском летописном своде обосновывались непрерывность великого княжения московских князей и их исторические права на главенство в объединительном процессе. В середине XV века в Москве был создан первые хронограф – краткая всемирная история с включением в нее сведений из русской истории.

 

Устное народное творчество

Ведущей темой в устном народном творчестве стала тема борьбы с монголо-татарскими завоевателями, борьбы за государственно-политическое единство страны. Одним из приемов выражения этой патриотической темы было обращение к героическому прошлому Киевской Руси. Древний цикл былин о киевских богатырях перерабатывался и дополнялся новыми героями, которые уже боролись с монголо-татарами и ханами Золотой Орды. Таковы «Сказание о невидимом граде Китяже» — городе, ушедшем на дно озера вместе со своими защитниками, но не сдавшимся врагу, «Песня о Щелкане», повествующая о восстании в Твери в 1327 году, воинские повести о Меркурии Смоленском и Евпатии Коловрате.

 

Литература

Борьба за независимость вызвала высокий подъем народного самосознания, отразившийся, прежде всего, в литературе. В конце XIV – начале XV вв. создается цикл исторических повестей и сказаний о Куликовской битве: «Сказание о Мамаевом побоище», художественная поэма «Задонщина» Сафония Рязанца. Автор с гордостью прославлял Москву как новый государственно-политический центр Руси и московского князя Дмитрия Донского. В память о трагических событиях XIII века были созданы исторические произведения «О битве на Калке», «Повести о разорении Рязани Батыем».

Литературная жизнь на Руси в XIV-XV вв. была многообразна, что проявлялось в количественном росте литературных произведений, в возникновении новых стилистических форм, в дальнейшем развитии литературных жанров. В традиции русских плачей было написано «Слово о погибели русской земли», прославлявшее величие Руси и силу ее князей накануне монгольского нашествия. В жанре житий писателями Пахомием Логофетом и Епифанием Премудрым были составлены повести о жизни митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, и Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего Дмитрия Донского в борьбе с монголо-татарами. Развитие культурных связей с другими странами значительно расширило географический ореал литературного жанра хождений – описания дальних путешествий. Выдающимся литературным памятником XV века является «Хождения за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание путешествия в Индию, проделанное за 30 лет до открытия пути в Индию Васко де Гама.

 

Живопись

В конце XIV – первой половине XV веков наивысшего расцвета достигла церковная живопись. Возрождались и развивались лучшие традиции русских живописных школ, обогащенные достижениями византийского искусства. Выдающимися мастерами были признаны Феофан Грек (роспись Новгородской церкви Спаса на Ильине улице; часть икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля; икона «Отшельник Макарий Египетский») и Андрей Рублев (росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом посаде; иконы «Троица», «Спас»). Центральной темой их творчества становится человек и его внутренний духовный мир, раскрываемый иконописными средствами через сюжеты церковной мифологии. Преобладают творческие приемы – лаконичность, выразительность композиции, умение передать душевные переживания – от драматизма и напряжения до чистоты и просветления.

 

Архитектура

Характерными признаками развития русской архитектуры в XIV-XV вв. были возрождение каменного строительства (прежде всего в Новгороде, Пскове, Москве), становление местных архитектурных школ и, как следствие, взаимопроникновение архитектурных приемов и стилей северо-западной и северо-восточной Руси.

Новые веяния в архитектуре северо-западной Руси наиболее ярко проявились в выстроенных в XIV веке церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде и церкви Василия на Горке в Пскове. В отличие от тяжелых по форме, лишенных декора храмов XII-XIII веков, эти архитектурные памятники были легкими, нарядными и торжественными.

С постепенным утверждением за Москвой значения столицы формировавшегося единого Русского государства каменное строительство в ней приобретает национально-государственное значение. В конце XV- начале XVI веков в Москве строится новый Кремль. Сердце Кремля – Соборная площадь, центральной высотной осью которой является Колокольня Ивана Великого. В 70-е годы XV века был сооружен главный собор Московского Кремля – Успенский (архитектор Аристотель Фиорованти). В соборе соединены традиции русского, прежде всего, владимиро-суздальского зодчества и достижения европейской культуры. Величественный пятиглавый Успенский собор был крупным общественным зданием того времени. Здесь венчали на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важные государственные решения. В 80-е годы XV века псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор – домовая церковь московских государей. В первое десятилетие XVI века архитектор Алевиз Новый возводит Архангельский собор – усыпальницу московских князей. В 80-е годы XV века была построена Грановитая палата – тронный зал дворца, в которой принимали иностранных послов.

 

Итоги развития русской культуры в XIV-XV веках

Русская культура XIV-XV вв. была тесно связана с важными государственными событиями: образованием Российского централизованного государства, победой на Куликовом поле, восстановлением прерванных монголо-татарами связей с Византией и южнославянскими странами, приездом на Русь известных иностранных художников, зодчих, притоком образованных людей из Болгарии, Сербии, Византии. Местные центры и школы определяли разносторонность и разнообразие русской культуры во всех ее областях. Общенациональным культурным центром становится Москва.

Понятия:

Скоропись – беглое, ускоренное письмо, вошедшее в употребление с конца XV века, отличающееся раскованность написания букв: слитным их написанием в словах, изменением формы букв и т.п.

Устав – древнейший тип написания кириллических букв, характеризующийся строгой геометричностью букв, отсутствием их наклона и промежутками между словами в строке.

Хронограф – памятник древнерусской переводной литературы, повествующий о событиях всемирной истории, дополненный древнерусскими книжниками сведениями об истории Руси IX-XVII веков.

Предложения интернет-магазинов