Русская культура в 16 веке

Условия развития русской культуры в XVI веке                                                          

В XVI в. завершилось формирование великорусской народности, сложился русский язык, значительно отличавшийся от церковнославянского, который еще сохранялся в книжной письменности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, наблюдались общие черты быта, нравов, материальной культуры.

В XVI в. церковь продолжала играть регламентирующую роль в духовной жизни общества. Стоглавый собор 1551 г. провозгласил в качестве образцов в иконописи творчество Андрея Рублева, в зодчестве — Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария. Несмотря на задаваемые каноны, с XVI столетия ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре. Прежде всего, они были связаны с возросшей потребностью единого государства в грамотных людях, распространением «книжного учения» и появлением первых научных представлений об окружающем мире.

 

Летописание

В XVI в. значение летописи как политического документа заметно возросло. В частности, была предпринята громадная работа по составлению новых летописных сводов, в которые вошли соответствующим образом отобранные и интерпретированные известия из местного летописания. Так появились огромные Никоновская и Воскресенская летописи — своеобразные энциклопедии XVI в. Примечательной особенностью стало широкое использование в летописании разрядных записей, посольских книг, духовных и договорных грамот. Один из списков Никоновской летописи был сделан в виде роскошно иллюстрированного Лицевого свода («лицо» — изображение), содержавшего 16 тысяч миниатюр. Крупным сочинением XVI в. стал «Летописец начала царства», в котором описываются первые годы правления Ивана IV и подчеркивается необходимость установления царской власти.

Новым по форме изложения историческим произведением в XVI в. стала «Степенная книга» (автор митрополит Афанасий), где материал распределен не по годам, а по семнадцати родословным «степеням» — периодам правления великих князей и митрополитов: от Владимира I Святого до Ивана Грозного.

Литература                                                                                                                          

События XVI в. — завершение государственно-политического объединения русских земель, реформы Ивана IV, присоединение Казани, Астрахани, Сибири, Ливонская война, опричнина — вызвали активное развитие жанра русской публицистики, в рамках которого поднимались вопросы о характере и содержании государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.п.

В начале XVI в. появилось произведение «Сказание о князьях Владимирских», показывающее преемственность власти в России с династией римских императоров, исключительное место России в религиозном мире. Легендарное сочинение начиналось с описания Великого потопа. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особенно выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Рюрика, а следовательно и Пруса, и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван IV с гордостью относился к таким фактам, не раз подчеркивая, что Российское государство продолжало традиции Рима и Киевской державы.

В XVI в. распространение в России получила идеология о «Москве — третьем Риме», сформулированная монахом Псковского монастыря Филофеем. В его изложении история выступает как процесс смены мировых царств. «Первый Рим» — «вечный» город — погиб в результате нашествия варваров; «второй Рим» — Константинополь — из-за унии с католиками; «третий Рим» — истинный хранитель христианства — Москва будет существовать вечно.

Вопрос о положении церкви в едином государстве занимал главное место в публицистике XVI в. В 30-40-е гг. митрополит Макарий организовал большую литературную работу, направленную на усиление религиозного влияния на духовную жизнь страны, итогом которой явилось создание грандиозного свода «Житий святых» — «Великих Четьи-Миней» (в 12 томах) для ежедневного чтения.

Жанр исторической повести был представлен сочинениями «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др., рассказывающими об основных событиях того времени. Продолжалось составление хронографов.

Начинает развиваться светская литература. В частности, Сильвестром была написана книга «Домострой», содержащая полезные сведения для духовной и мирской жизни.

Знания

Зачатки научного знания существовали в XVI в. в виде чисто практических сведений. В 1556 г. были составлены специальные руководства для писцов Поместного приказа в которых объяснялось, как вести описание земельных владений, вычислить площадь квадрата, прямоугольника, трапеции, параллелограмма, и были приложены соответствующие чертежи. Рост торговли и денежного обращения способствовали развитию практических знаний в области арифметики. В XVI в. умели производить действия над числами с дробями, пользоваться знаками «+», «-». Однако математические и другие конкретные знания часто облекались в мистико-религиозную форму.

Довольно широко были распространены фантастические представления о мире: небо круглое, земля — четырехугольная, стоит на бесконечной воде, в центре океана стоит столб, к которому привязан дьявол и если он сердится, то на земле происходят всякие бедствия. Мистически истолковывались природные явления. Существовали специальные книги — «астрологии», «лунники», «молниянники», в которых содержались бесчисленные приметы и гадания.

Но наряду с этим накапливались и практические знания. В 1534 г. с немецкого на русский язык был переведен «Вертоград», содержащий много сведений по медицине. Книга включала в себя правила личной гигиены, ухода за больными, многочисленные сведения о лекарственных растениях. В 1581 году для обслуживания царской семьи была устроена первая в Москве аптека, в которой работал приглашенный Иваном Грозным англичанин Джеймс Френч.

Расширение территории Российского государства и рост его связей с зарубежными странами продвинули развитие географических знаний. Наряду с наивными представлениями о «четырехугольной Земле» стали появляться конкретные сведения о расположении различных частей Земли. В конце XV в. московский посол Григорий Истома открыл морской путь в Западную Европу вокруг Кольского и Скандинавского полуостровов. В 50-х гг. XVI в. был открыт Северный путь сообщения с Англией — через Северный Ледовитый океан. В XVI в. поморы совершали плавания на Новую Землю и Грумант (Шпицберген).

Книгопечатание

Образование единого государства увеличило потребность в грамотных людях, владевших письменностью. Стоглавый собор 1551 г. решил начать обучение грамоте детей по всем городам России. Сначала ученики полностью выучивали тексты церковных книг, потом разбирали их по слогам и буквам; затем они обучались письму, а также сложению и вычитанию. Во второй половине XVI в. появились пособия по грамматике и арифметике.

Распространялись рукописные книги, остававшиеся по-прежнему большой ценностью. В 1553 г. в России началось книгопечатание. В 1564 г. в казенной типографии Москвы печатником, бывшим дьяком Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем, была издана первая книга «Апостол». Позже Иван Федоров жил и работал во Львове. Здесь в 1574 г. он напечатал первый русский букварь — «Азбуку», в которой, наряду с азбукой содержались элементы грамматики и некоторые материалы для чтения.

За весь XVI в. типографским способом в России было издано 20 книг.

Архитектура

Укрепление российской государственности стимулировало восстановление древних и сооружение новых построек. В конце XV — начале XVI вв. наблюдается возвращение к пятикупольному храму (по типу Успенского собора Московского Кремля). Так были возведены в Москве Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Смоленский собор Новодевичьего монастыря. В городах России строились каменные кремли (Китай-город, Белый город архитектора Федора Коня, Земляной вал в Москве); каменные и деревянные посадские храмы, посвященные покровителям ремесел; возводились монастыри-крепости для защиты от возможного вражеского нападения (Донской, Данилов, Новодевичий, Симонов монастыри в Москве).

В XVI в. распространение в русской архитектуре получил шатровый стиль, названный так по форме завершения здания в виде уходящего вверх ровными гранями шатра. В 1532 г. в подмосковном дворцовом селе Коломенское в ознаменование рождения Ивана IV была возведена церковь Вознесения.

Венцом русской архитектуры XVI в. стал знаменитый Покровский собор (1555) — храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве (архитекторы Барма и Постник), воздвигнутый в 1555-1560 гг. в память о взятии Казани. Девятиглавый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся яркие, своеобразные по форме купола приделов, связанных галереей и расположенных на одном помосте. Пестрота и индивидуальность форм собора придали ему сказочный вид и сделали его настоящей жемчужиной московской архитектуры.

Живопись

Конец XV-XVI вв. ознаменовались расцветом искусства живописи, связанного, в первую очередь, с деятельностью знаменитого мастера Дионисия. Он изготавливал так называемые житийные иконы, содержавшие, помимо изображения «святого» в центральной части иконы, маленькие «клейма» по бокам с изображениями отдельных эпизодов строго по тексту «жития» святого. Значительная часть житийных икон посвящалась святым, сыгравшим значительную роль в возвышении Москвы.

В конце XVI в. в живописи начинают проявляться демократические тенденции. В частности, складывается так называемая строгановская школа художников (по имени богатых купцов и промышленников Строгановых, покровительствовавших этому направлению своими заказами), которые предпочитали светские сюжеты (изображение бытовых сцен, природы), уделяли большое внимание технике письма, красоте, тщательности исполнения.

Развитие книгопечатания обусловило развитие книжной миниатюры. Лицевые летописные своды, насчитывающие на своих страницах тысячи миниатюр, с большой подробностью передают реальные картины исторических событий.

Большого развития достигло художественное шитье, особенно в мастерской князей Старицких. Умело созданные композиции, подбор цвета, тонкая работа сделали произведения этих мастеров выдающимися памятниками художественного творчества. В конце столетия шитье начали украшать драгоценными камнями.

Литейное дело

Высокого уровня достигло русское ремесло. Особенно это проявилось в области литейного дела. Андрей Чохов создал «Царь-пушку» — крупнейшее по калибру артиллерийское орудие в мире. Оно предназначалось для обороны Москвы и должно было стрелять картечью. Вес Царь-пушки равен 40 тоннам, а ее калибр — 89 сантиметров.

Музыка

В музыке преобладало церковное одноголосное хоровое пение. Но вместе с тем церковь не могла игнорировать народную музыкальную культуру. Несмотря на препятствия, в народной среде играли на духовых инструментах — волынках, сопелках, рожках, свирелях, дудках; струнных — домрах, гуслях, балалайках; ударных — бубнах. В войске для передачи боевых сигналов употреблялись трубы, зурны.

Изменения быта

В XVI в. сложился тип жилого дома. В деревне он строился из дерева и состоял из трех помещений — избы, клети (или горницы) и соединявших их сеней. Дом покрывался двускатой крышей.

Города развивались по традиционной радикально-кольцевой системе. Городские усадьбы обычно выходили на улицу заборами, жилые дома и хозяйственные помещения скрывались внутри. В редких случаях улицы мостились деревом. Многие горожане держали свой скот, имели огороды, сады и даже участки пашенной земли.

В XVI в. сложился своеобразный костюм у крестьян и горожан: понева, сарафан, кокошник у женщин; косоворотка с разрезом на левой стороне у мужчин. Уже по внешнему виду можно было судить о материальном достатке и социальном положении разных людей — бояре и богатые купцы одевались в богатые шубы, меховые шапки зимой, в нарядные кафтаны летом.

Распространенной пищей были щи, каша, печеная и пареная репа, рыба, лук, чеснок, овсяный кисель; по праздникам ели пироги с начинкой, блины, яйца, икру, пили пиво и мед. В 50-е гг. XVI в. открылись царевы кабаки, продававшие водку.

Понятия:

— Кокошник — парадный головной убор замужних женщин на Руси в XIV—XVII вв., сделан из твердого материала, обтянут золотой тканью и украшен жемчугом.

— Косоворотка — мужская рубаха, доходившая до колен и имевшая у ворота разрез сбоку.

— Миниатюра — иллюстрация рукописи, книги.

— Понева — юбка, которую носили поверх рубахи.

Предложения интернет-магазинов