Русское народничество во второй половине 19 века

Причины подъема общественного движения во второй половине XIX в.

Причиной подъема общественного движения во второй половине XIX в. являлось сохранение самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Часть радикально настроенной интеллигенции была недовольна сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния. Поводом недовольства служила медлительность правительства при проведении реформ в жизнь, а также непоследовательность самого Александра II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевского времени. Все это приводило радикалов к мысли, что изменить существующее положение можно лишь насильственным путем.

Идеи общинного социализма А. Герцена и взгляды Г. Чернышевского явились основой для создания нового политического течения радикально настроенной интеллигенции — народничества. Его представители считали, что капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней. Они рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и хотели сделать эту силу сознательной. Народники рассчитывали поднять крестьян на революцию, которая дала бы России возможность миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Возможность избежать капитализма они связывали также с преувеличенной ролью интеллигенции, в которой видели надклассовую силу и верили, что она может изменить историческое развитие России.

В народничестве второй половины XIX в. выделяют два направления: революционное и либеральное. Первое выступало за революционную ликвидацию остатков крепостничества и самодержавия. Либеральные народники считали, что ликвидировать крепостнические пережитки может и самодержавие путем реформ, и в этом вопросе они сближались с либералами.

История народничества делится на два этапа. На первом — с рубежа 60-70-х гг. до начала 80-х гг. XIX в. преобладает революционное народничество, на втором — в 80-90-е гг. XIX в. — главным становится либеральное народничество.

 

Революционное народничество

Наиболее крупными теоретиками революционного народничества стали М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

Идеологом бунтарского крыла народничества являлся М.А. Бакунин. Русский народ он изначально считал народом-бунтарем, внутренние силы которого должна была разбудить интеллигенция — «умственный пролетариат». Бакунин был творцом теории анархизма — отрицания государства. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлся любой государственный строй. Вместо него он предлагал организовать общество на основе свободных, самоуправляющихся организаций.

Идеолог пропагандистского крыла в народничестве П.Л. Лавров, доказывал, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, так как ее крестьянин подготовлен к социализму «политической традицией общины и артели». Но, в отличие от Бакунина, считал, что революция нуждается в длительной подготовке, так как малограмотное и забитое крестьянство не в состоянии сразу понять идей социализма. Осуществить подготовку народа к революции могли, по его мнению, «критически мыслящие личности». Он призывал идти в народ и помочь ему уяснить свои права.

Идеолог заговорщического направления П.Н. Ткачев не верил в революционные возможности народа. Он считал, что захват власти должна осуществить хорошо законспирированная организация революционеров, члены которой прошли тщательный отбор и подчинялись железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна «расшатать» существующую власть путем террора. Уверенность в успехе своей тактики Ткачев основывал на том, что самодержавие не имеет социальной опоры, а русский народ «коммунист по инстинкту».

Революционные народники прошли путь от революционных кружков до централизованных законспирированных организаций. В 60-е гг. существовало множество народнических кружков. Наиболее известным был кружок во главе с М.А. Натансоном, созданный в 1869 г. Он распространял в среде интеллигенции сочинения Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Лаврова, Дарвина, чтобы подготовить ее к революционной деятельности. Члены кружка сумели создать группы своих сторонников во многих городах России. В них начали революционную деятельность многие видные представители народничества — С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, А.И. Желябов и др. В конце 1873 — начале 1874 гг. полиция разгромила кружок.

Существовали кружки, ориентированные и на узкий заговор. В 1869 г. С.Г. Нечаев основал в Москве кружок «Народная расправа». Для членов кружка он составил свод правил — «Катехизис революционера». В нем Нечаев предлагал революционерам отказаться от всего личного и человеческого, презреть во имя революции законы и нравственность, все, что служит делу разрушения старого общества. И когда один из участников организации, студент И.И. Иванов, усомнился в правдивости заявлений Нечаева, он был убит, чтобы «сцементировать кровью организацию». Полиции удалось арестовать всех членов «Народной расправы». Их судили как уголовных преступников.

К средине 70-х гг. народники пришли к выводу, что, если в ближайшее время не произойдет революция, набирающий силы капитализм приспособит крестьянскую общину к своему развитию. Поэтому, по их мнению, необходимо было идти в народ, чтобы поднять его на борьбу. Весной 1874 г. начинается массовое «хождение в народ». Свыше 1 тыс. молодых людей отправились в деревню пропагандировать идеи социализма. Единого руководства и плана действий у них не было. Крестьяне не приняли идей социализма и революции. И хотя на протяжении 1875 г. «хождение в народ» продолжалось, цели своей оно не достигло и потерпело неудачу.

С учетом опыта народники создали в конце 1876 г. законспирированную организацию, которая с 1878 г. стала называться «Земля и воля». Ее создателями были М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов. Позже в организацию вступили В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский. Своей целью землевольцы провозгласили переход земли в руки крестьянства, организацию жизни на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели возможно «только путем насильственного переворота». Для подготовки восстания предполагалось использовать «организаторскую» (пропаганда среди крестьянства и рабочих) и «дезорганизаторскую» (индивидуальный террор) работу. Но при этом характерная для эпохи «хождения в народ» «летучая» пропаганда сменилась «оседлой». Землевольцы переезжали в сельскую местность, совмещая революционную деятельность с работой учителями, фельдшерами, агрономами. Землевольцы занимались также агитацией среди рабочих, помогли организовать несколько стачек. Так, в 1876 г. при их участии в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Однако пропаганда, даже оседлая, не давала желаемого результата.

«Дезорганизаторской» группе «Земли и воли» удалось провести ряд террористических актов, взбудораживших всю страну. С августа 1878 г. до конца 1880 г. от рук террористов погибло 27 человек и несколько десятков было ранено. Власть боролась с революционерами чрезвычайными методами — 22 террориста были казнены.

Репрессии правительства и стремление к активной деятельности вызвали споры по тактическим и программным вопросам. В 1879 г. состоялись съезды «Земли и воли» в Липецке и Воронеже. И хотя террористическое направление не было признано за основное, на съездах наметилась дифференциация внутри организации на «деревенщиков» (сторонников пропаганды в деревне) и «политиков» (сторонников террора в городах), что и послужило причиной ее последующего раскола.

В августе 1879 г. часть землевольцев образовали организацию «Черный передел» во главе с Г.В. Плехановым. Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности. В 1880-х гг. чернопередельцы эмигрировали в Швейцарию и перешли на позиции марксизма.

В том же году второе крыло землевольцев создало организацию «Народную волю». Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н Фигнер и др. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного съезда и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрики — рабочим. В тактике преобладала заговорщицкая доктрина Ткачева. Сильная централизация и конспирация делала «Народную волю» боеспособной организацией. Народовольцы провели ряд террористических акций, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и поднимет все оппозиционные силы в обществе на революцию. 01 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен. Убийство царя вызвало не революцию, а реакцию и полицейский произвол. Идейный разброд в рядах народовольцев, не дождавшихся восстания народа, преследование властей привели к тому, что в 1884 г. «Народная воля» прекратила свое существование.

 

Либеральное народничество 

Разочарование в террористических методах борьбы привело к формированию в 80-90 гг. XIX в. либерального направления в народничестве. Идеологами были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов. Разделяя основные теоретические взгляды революционных народников, либеральные народники отличались от них неприятием насильственных методов борьбы. Они выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным методом своей деятельности избрали культурно-просветительскую работу среди населения. С этой целью использовали печатные органы, земства и различные общественные организации.

Таким образом, вторая половина XIX в. показала, что в России родилось необычайное по содержанию и методам действия общественное движение, во многом определившее дальнейшую судьбу страны. Используя различные методы, народники стремились воздействовать на власть, чтобы заставить ее проводить такую политику, которая соответствовала бы их представлениям о путях развития. Народничество отразило сложность и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России.

Понятия:

— Анархизм — политическое учение, возникшее в 40-е гг. XIX в., считающее государство насилием над людьми и призывающее к замене его свободным объединением людей снизу вверх. Русскими теоретиками анархизма были М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.

— Конспирация — методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своего существования и деятельности.

— Народничество — направление общественной мысли и общественное движение, которое называло капитализм упадком, регрессом, а переход к справедливому обществу -социализму, считало возможным через общину, минуя капитализм.

— Народовольцы — члены организации революционных народников, использовавшей тактику индивидуального террора.

— Пропаганда — распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учения, знаний.

— «Процесс 193-х» — крупнейший в тот период времени политический процесс. Велся с октября 1877 по январь 1878 гг. над революционными народниками — участниками «хождения в народ».

— Террор — применение крайне жестоких методов политического запугивания, устрашения, вплоть до физического уничтожения противника.

— «Хождение в народ» — массовое движение молодежи, придерживающейся народнических взглядов, в провинцию. Движение началось в 1873 г. и получило широкое распространение весной 1874 г. В 1876 г. оно переживало свой второй этап деятельности в народных массах.

Предложения интернет-магазинов