Социально-экономические реформы первой четверти 18 века

Предпосылки преобразований

Необходимость преобразований в начале XVIII в. была вызвана различными факторами. Россия все больше экономически отставала от европейских стран. Это проявлялось в слаборазвитой промышленности и международной торговле, неразвитости науки и отставании в области образования. Армии, по существу, не было: только несколько солдатских полков, стрельцы и дворянская конница с плохим вооружением. Флот отсутствовал. Существовала одна аптека на всю страну. Газеты не издавались. В целом Россия второй половины XVII в. по уровню технико-экономического развития отставала от передовых стран Запада, как принято считать, примерно на 200 лет. Для Европы Россия того времени была варварской державой. В 1690 г. в Голландии известный географ Николас Витсон составил карту России, которая называлась «Новая ланд карта Северной и Восточной Татарии 1687 года».

Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной «смутой» и интервенцией начала XVII в. Но разорительные войны не единственная и не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитие страны оказывали ее природно-географические и социальные условия. При незначительной численности населения и огромной территории в хозяйственный оборот постоянно вовлекались новые целинные земли, что не создавало заинтересованности в повышении производительности труда и способствовало экстенсивному пути развития сельского хозяйства. Негативные последствия были связаны со своеобразным развитием феодальных отношений в стране и, в частности, с наличием крепостного права. Огромные ресурсы государство направляло на нужды обороны (содержание искусственных укреплений, засечных черт, содержание воинских контингентов).

Кроме внутренних, имелись и внешние факторы, на которые историки традиционно обращали особое внимание: отсутствие у русского государства выхода к морям и возможности использования дешевых путей сообщения. Балтийское и Черное моря были закрыты для внешних связей. Единственными морскими воротами России оставался Архангельск — порт на Белом море, но он был большую часть года скован льдами, да и путь сюда из Западной Европы был в два раза длиннее, чем на Балтику.

Важное значение для начала преобразований в XVIII в. имели процессы, которые произошли в стране во второй половине XVII в. Историк В.О. Ключевский писал, что царь Алексей Михайлович «одной ногой еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес, было, за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении». Преобразования были вызваны неудачами России во внешней политике: Азовскими походами (1695-1696) и поражением в начальный период Северной войны.

Одним из импульсов начала реформ стала личность царя Петра I (1682-1725), сложившаяся в исторических условиях конца XVII в. Он был умен, любознателен, трудолюбив, энергичен. Но отдельные личные качества Петра были обусловлены характером той эпохи, в которой он жил, и в значительной мере определяли его жестокость, подозрительность, властолюбие и т.п. Петр I осознал необходимость изменений и вложил весь свой ум и железную волю в обновление страны.

 

Изменения в промышленности и торговле

Первоочередное внимание в своей государственной деятельности Петр I уделял вопросам развития промышленности и торговли. Это диктовалось как интересами экономической отсталости России, так и военной необходимостью — добиться победы в многолетней Северной войне (1700-1721). В промышленности страны произошли существенные изменения. На базе ремесла, путем превращения в мелкотоварное производство и последующего укрупнения, выросла мануфактурная промышленность. Произошла реорганизация существовавших предприятий и создание новых. Главными центрами металлургии в стране являлись Тула и Липецк. Вскоре появились заводы в Карелии и на Урале. К концу правления Петра выплавка металла составила 809 тыс. пудов. Это позволило с 1722 г. вывозить железо за границу. Производство металла позволило создать, кроме Тульского, оружейные заводы на Урале, в Олонецком крае (Карелия), Сестрорецке (недалеко от Петербурга). В Нерчинске (Забайкалье) был построен первый сереброплавильный завод.

Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд. Центрами суконного и парусного производства являлась Москва; кожевенного — Казань; текстильной промышленности — Ярославль, Калуга, Путивль. К 1725 г. в стране числилось около 200 мануфактур, в том числе более 100 крупных.

В первой четверти XVIII в. возникали новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело. Впервые были построены бумажные, цементные, сахарные заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев

Реформы охватили и сферу мелкотоварного производства. В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. А в 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах, что свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел и их регламентации. Всего в городах России в 20-х годах XVIII века было около 16 тыс. ремесленников, причем только в Москве — 6,8 тыс. в составе 146 цехов.

Дальнейшая специализация отдельных районов страны и выход России к берегам Балтийского моря послужили мощным толчком для развития внутренней и внешней торговли. Здесь большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, пенька, меха, хлеб и т.д.). Государство всячески поощряло создание купеческих «кумпанств» и расширение торговых связей с заграницей. Для развития внутренней торговли оно предприняло строительство каналов: Вышневолоцкого и Ладожского, между Волгой и Доном, между Волгой и Москвой.

Россия поддерживала торговые связи с Голландией, Англией, Италией, Францией, Испанией, ввозила краски, шелк, вина, кофе, фарфор и другие товары. Предметами экспорта были лес, смола, сало, парусина, кожа, холст, полотно. В интересах казны и купечества в 1724 г. был введен первый торговый протекционистский тариф. Он был призван оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и установить активный торговый баланс. В результате такой политики в 1726 г. Россия вывозила товаров вдвое больше, чем ввозила. Такая экономическая политика, осуществлявшаяся правительством Петра I, известна под названием меркантилизма. Согласно идеям меркантилизма, основой богатства государства является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товара на чужие рынки и препятствия ввоза иностранных товаров на свой рынок. Это предполагало вмешательство государства в сферу экономики: поощрение одних видов производства и ограничение других. В условиях России петровского времени роль государства в регулировании экономики становилась гипертрофированной.

 

Особенности развития петровской экономики

Первой особенностью развития российской промышленности в петровский период была ее зависимость от государства. Первоначально мануфактуры создавались преимущественно за счет казны и долгое время находились под непосредственным контролем государства. К концу Северной войны, когда победа была очевидна, в торгово-промышленной политике правительства произошли определенные изменения. Были приняты меры по поощрению частного предпринимательства. «Бергпривилегия» (1719) разрешила разрабатывать месторождения полезных ископаемых и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам. Во второй половине 1710-х годов получила распространение практика передачи государственных предприятий частным лицам или кампаниям. Новые владельцы получали от казны различные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров, освобождение от государевой службы. Государство отказалось от своей монополии и на продажу ряда товаров на внешнем рынке.

Однако реальной экономической свободы предприниматели не получили. В 1715 г. был принят указ о создании промышленных и торговых кампаний, члены которых, отдав свои капиталы в общий котел, были связаны круговой порукой и несли общую ответственность перед государством. Кампания фактически не обладала правом частной собственности. Это была своего рода аренда, условия которой определялись государством, имевшим право в случае их нарушения конфисковать предприятие. Выполнение казенных заказов стало главной обязанностью владельца завода. И только излишки он мог реализовать на рынке. С одной стороны, такое положение обеспечивало стабильность производства, служило для предпринимателей защитой от многих случайностей свободного рынка. С другой — снижало значение конкуренции как главного стимула развития экономики. Отсутствие конкуренции, кроме того, тормозило совершенствование производства.

Контроль над отечественной промышленностью осуществляла Берг-Мануфактур-коллегия. Она давала разрешение на открытие заводов, устанавливала цены на продукцию, имела монопольное право на покупку товаров и мануфактур, осуществляла административную и судебную власть над владельцами и работниками.

 Второй особенностью развития экономики в эпоху Петра I являлась крайняя ограниченность легального рынка свободной рабочей силы. В качестве вольнонаемных на заводах работали крестьяне-отходники. Отсутствие рынка рабочей силы заставило приписывать к казенным мануфактурам государственных крестьян (приписные). Они, как правило, жили в районе расположения предприятия и отрабатывали свои государственные подати. В 1721 г. купцам разрешили покупать и приписывать к своим заводам деревни (посессионные, навечно закрепленные за предприятием), но крестьяне становились собственностью не купцов, а этих предприятий. Известно, что существовали и помещичьи мануфактуры, которые обслуживались крепостными, принадлежавшими помещику.

 Торговля так же развивалась под жестким контролем государства. С 1711 г. началось насильственное переселение в Петербург купцов из разных городов страны. В 1713 г. было запрещено вывозить основные продукты русского экспорта через Архангельск и предписывалось везти их для продажи в столицу.

 Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь были изменения. Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы и грабли. Вводились новые культуры: табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота. Но все это были частные меры. Русская деревня продолжала оставаться средневековой, забитой и отсталой.

 

Изменения в социальной сфере

В области социальной политики продолжались тенденции, сложившиеся в XVII веке. Происходило дальнейшее прикрепление крестьян к земле. Об этом свидетельствует введение новой системы учета населения и налогообложения. В 1718-1724 гг. была проведена перепись всего податного населения и введен новый принцип обложения — подушная подать. Налоги стали брать теперь не со двора, а с ревизской души. Каждая мужская душа, занесенная в списки, обязана была ежегодно платить подать в сумме 74 коп. Все податные люди, за исключением помещичьих крестьян, платили ежегодно государству 40 коп. Это уравнивало их повинности с помещичьими крестьянами, которые выполняли натуральные и денежные повинности в пользу своего хозяина. В 1722 г. была создана новая категория государственных крестьян, в которую, помимо однодворцев, были включены потомки всех прочих многочисленных чинов служилых по прибору, а также черносошные крестьяне русского Севера, нерусские народы Поволжья, Сибири, Дальнего Востока.

Такие изменения привели к закреплению существующих социальных структур, усилению власти помещиков над крестьянами и, кроме того, распространению налогового бремени на новые группы населения. Наконец, был завершен процесс ликвидации холопства как социальной категории. В 1724 г. была учреждена паспортная система. Без паспорта крестьянам запрещалось удаляться от места жительства далее 30 верст. При этом в паспорте указывался срок отлучки (но не более 3 лет), и выдавался он только на самого крестьянина без членов его семьи. От уплаты налогом были освобождены дворянство и духовенство.

Жители города, составлявшие 3% населения страны, также были прикреплены к месту уплаты подушной подати. Их разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. Суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам. Для их руководства в 1721 г. был создан Главный магистрат.

Реформа не оставила без внимания и дворянство. Оно — правящий слой государства — получило новое наименование, заимствованное в польском языке, — шляхетство. Новое слово не изменило прежнее положение: дворянство не обрело прав польской шляхты, оно строжайшим образом «регулировалось». Петр сохранил прежний срок начала службы для дворян — с 15 лет — и оставил ее бессрочной до 55 лет, но приказал, чтобы дети дворян обучались (до начала службы) арифметике и основам геометрии. До овладения необходимыми знаниями им не разрешалось жениться. 15-летние шляхтичи начинали службу солдатами. Тех, кто «с фундамента солдатского дела не знает», не производили в офицеры. Молодежь знатных и богатых фамилий записывалась для службы в столичные гвардейские полки, победнее и похудороднее служили в армейских.

В 1714 году Петр подписывает Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ, о единонаследии, запрещающий раздел недвижимости (вотчин, поместий, дворов). Завещатель передавал свои владения одному из сыновей по своему выбору. Это, подчеркивает В.О. Ключевский, не был закон о «майорате», какие действовали в Западной Европе. Земля и другое имущество не переходили автоматически к старшему сыну: владелец сам выбирал себе наследника. Таким образом, указ стремился воспрепятствовать дроблению крупных земельных владений и обязать дворян нести государственную службу. Кроме того, он юридически уравнял поместья и вотчины, объявив все числившиеся за дворянами имения их наследственной собственностью. Окончательно ликвидировалось различие между вотчиной и поместьем, что создавало новый вид землевладения: «наследственного, неделимого и вечнообязанного».

Особую роль в организации и консолидации дворянского сословия сыграло принятие в 1722 году «Табели о рангах». Этот документ был призван упорядочить всю систему государственной службы и одновременно обеспечить постоянный приток кадров. В. результате служба делилась на военную, гражданскую и придворную. Все должности подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя предыдущие. Чиновник, военный или гражданский, достигший VIII ранга, соответствовавшего коллежскому асессору или майору, получал титул потомственного дворянина. Принцип родовитости при назначении на государственную службу был окончательно заменен принципом выслуги. За отказ служить государству дворянин мог лишиться своего владения. Появились новые дворянские титулы — графы и бароны. В итоге неизбежным следствием принятия «Табели о рангах» стало укрепление дворянства как единой сословной корпорации. Закрепление за дворянами высших чинов означало для них гарантию принадлежности к политической элите. Принцип личной выслуги обеспечивал выходцам из иных социальных групп достижения высокого социального положения. В результате, как отмечал С.М. Троицкий, «вплоть до своей гибели в октябре 1917 г. российское дворянство не было замкнутым сословием». Причем, если «в большинстве европейских государств служба монарху была привилегией членов феодального сословия», то «в России она стала для них и обязанностью» (т. е. формой повинности).

Так, при Петре сложилась новая структура общества, в которой прослеживается сословный принцип, регулируемый государственным законодательством.

 

Итоги преобразований

В результате преобразований модернизация промышленности привела к высокому подъему экономики, было создано мощное по тем временам промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России стать морской державой, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы. Вместе с тем частные предприятия не имели большого стимула для развития. Государство оставалось главным собственником средств производства. Реформы не привели к промышленному капитализму. Россия оставалась феодальной страной с вотчинным типом хозяйства. Сдвиги в экономике привели к изменению в социальной структуре российского общества.

Понятия:

— Майорат — порядок неразделенного наследования недвижимого имущества старшим в семье или роде.

— Меркантилизм — экономическая политика эпохи так называемого первоначального накопления капитала. Ее сторонники считали, что основу могущества государства составляет накопленный капитал, получаемый главным образом за счет активного баланса внешней торговли. Для обеспечения такой системы было необходимо поддерживать одни и ограничивать другие отрасли производства.

— Однодворцы — сословная прослойка земледельцев — промежуточная между государственными крестьянами и дворянами, образовавшаяся из служилых людей, поселившихся на старой южной границе Руси (Тамбовская, Воронежская губернии).

— Откупа — передаваемые частным лицам права на торговлю товарами государственной монополии, например, питейные откупа.

— Подряды — поставки, осуществляемые купечеством по казенному заказу.

— Подушная подать — основной прямой налог в Российской империи в XVIII-XIX вв. Заменила в 1718-1724 гг. подворное обложение. Подушной податью облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80-90-х гг. XIX в.

— Посессионные крестьяне — данная категория крестьян введена Петром I указом 1721 г. о покупке людей к заводам в связи с необходимостью обеспечить рабочими растущую крупную мануфактуру. Положение посессионных крестьян отличалось от положения крепостных: их не разрешалось переводить на сельскохозяйственные работы, отдавать в рекруты вместо помещичьих крестьян и т.д.

— Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на ограждение, защиту экономики от иностранной конкуренции.

— Ревизская душа — лицо мужского пола независимо от возраста.

— Черносошные крестьяне — в ХIV-ХVII вв. свободные сельские общинники, имевшие земли и несшие государственные повинности. С XVIII в. стали именоваться государственными крестьянами.

— Шляхта — в ряде стран Центральной Европы (прежде всего в Речи Посполитой) наименование светской знати.

Предложения интернет-магазинов