Политическое и социально-экономическое развитие Российской Федерации на современном этапе

Государственно-политическое развитие Российской Федерации

Процесс формирования новой российской государственности начался еще до распада СССР. Важнейшими вехами этого процесса, как отмечалось в предыдущей главе, стали принятие Декларации о государственном суверенитете России на I Съезде народных депутатов РСФСР (12 июня 1990 г.) и избрание всенародным голосованием Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР (12 июня 1991 г.).

После распада СССР возникла угроза территориальной целостности Российской Федерации. Сохранение Российского государства как единой многонациональной державы зависело теперь от быстрого и успешного проведения социально-экономических и политических реформ, от единства и взаимодействия федеральных и местных органов власти, от решимости исполнительных структур России в отстаивании целостности государства.

В марте 1992 г. после длительных переговоров большинство субъектов Российской Федерации подписали Федеративный договор. Он разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральным органами власти и органами власти субъектов Федерации. К числу субъектов Федерации были отнесены республики, края, области, автономные образования, а также города Москва и Санкт-Петербург. Однако, как показали последующие события, договор не дал ожидаемого результата. Во-первых, от его подписания воздержались лидеры Татарстана и Чеченской республики. Во-вторых, в ряде регионов стали приниматься многие нормативные акты, противоречащие Конституции РСФСР и указанному Федеративному договору. В-третьих, в действовавшей Конституции РСФСР, с множеством внесенных поправок и дополнений, не было четко определены функции и пределы компетенции разных ветвей власти.

В 1992-1993 гг. на федеральном уровне российская государственность была представлена тремя ветвями власти: законодательной — Съездом народных депутатов РСФСР и избираемым из числа депутатов двухпалатным Верховным Советом; исполнительной — президентом страны и назначаемым им правительством; судебной — систему судебных органов венчал Конституционный суд, состав которого избирался Съездом народных депутатов.

С начала 1993 г. обострилось противостояние двух высших институтов государственной власти: исполнительной — в лице президента и его аппарата и законодательной — в лице руководства Верховного Совета РФ. В основе соперничества находились важные вопросы: быть ли России президентской республикой или парламентской, а также как проводить рыночные отношения в стране. Сложилось положение опасного состояния двоевластия, как в центре, так и на местах. Существенную роль в обострении конфликта двух властей сыграли личные качества амбициозных лидеров — Президента России Б.Н. Ельцина и председателя Верховного Совета Р.И. Хазбулатова.

20 марта 1993 г. Б.Н. Ельцин обратился по телевидению к гражданам страны, заявив, что он подписывает указ «Об особом порядке управления» страной вплоть до преодоления конституционного кризиса. По постановлению Съезда народных депутатов, созванного в конце марта, 25 апреля состоялся референдум о доверии президенту и председателю Верховного Совета РФ. 62% граждан приняли участие в голосовании, большинство из них высказалось за доверие Президенту. Но противостояние продолжалось.

Вечером 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин в своем обращении к народу по телевидению объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно им был подписан указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». В соответствии с ним в стране распускались органы советской власти и назначались выборы нового органа законодательной власти — Государственной Думы. Было также объявлено о проведении очередного референдума — на этот раз по проекту новой Конституции Российской Федерации.

Председатель Верховного Совета Р.И. Хазбулатов охарактеризовал появление указа как государственный переворот. Такую же оценку указу дал и Конституционный суд. Вице-президент страны А.В. Руцкой объявил о возложении на себя президентских обязанностей. Собравшийся 23 сентября X внеочередной Съезд народных депутатов решил не покидать здание Верховного Совета и организовать его оборону. К этому времени по распоряжению Президента здание было уже блокировано силами правопорядка. На требование правительства сдать оружие и освободить здание депутаты и другие защитники власти Советов ответили отказом.

3-4 октября противостояние властей вылилось в форму открытого вооруженного конфликта. Сторонники Верховного Совета захватили здание мэрии г. Москвы на Новом Арбате. Затем они пытались захватить телецентр в Останкино. По указу Президента в столице было введено чрезвычайное положение. Утром 4 октября из танков начался обстрел здания Верховного Совета, а спустя несколько часов оно было взято штурмом отрядами спецподразделений. Руководители восстания были арестованы. В ходе трагических событий погибли сотни человек. Таким образом конституционный кризис в России был разрешен силовыми методами. Местные органы советской власти упразднялись, их полномочия переходили к представителям Президента Российской Федерации.

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведен Всероссийский референдум по проекту новой Конституции России. Конституция получила одобрение большинства принявших участие в голосовании граждан. Состав Государственной Думы в результате выборов сложился следующим образом: из 450 мест 96 получил проправительственный блок «Выбор России» (лидер Е.Т. Гайдар), 70 мест -Либерально-демократическая партия России (ЛДПР, лидер В.В. Жириновский). Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ, лидер Г.А. Зюганов) получила 65 мандатов, Аграрная партия (лидер М.К. Лапшин) — 47 мест. Остальные избирательные блоки и партии получили от 14 до 21 места.

Новая Конституция подвела черту под советским периодом развития государственности России. Вся полнота государственной власти в Российской Федерации стала осуществляться Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ) властей.

Президент как глава государства является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Он назначает с согласия нижней палаты парламента председателя Правительства РФ. В полномочия президента входит также формирование Совета безопасности, Совета обороны и Администрации президента, назначение представителей президента, высшего командования Вооруженных сил, дипломатических представителей России за рубежом. Президент Российской Федерации избирался на 4-летний срок, а с декабря 2008 года – на 6 лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

Совет Федерации верхняя палата российского парламента — формируется из представителей субъектов Федерации. Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении чрезвычайного положения в стране или в отдельных регионах, решает вопросы об использовании Вооруженных сил России за пределами страны, назначает выборы президента и отрешает его от должности, по представлению президента назначает судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, назначает Генерального прокурора. В ведение Совета Федерации относится вопрос об изменении границ между субъектами Российской Федерации.

Государственная Дума — нижняя палата Федерального Собрания — избиралась на четыре года, а с декабря 2008 – на пять лет. Она принимает федеральные законы. Назначает председателя Центрального банка Российской Федерации и председателя Счетной палаты.

В феврале 1994 г. Государственная Дума приняла постановление о политической амнистии и прекращении уголовных дел в отношении участников событий 19-21 августа 1991 г., 24 сентября — 4 октября 1993 г. Это постановление без промедления было реализовано Генеральным прокурором. Важным шагом в установлении диалога между исполнительной и законодательной властями стало подписание в апреле 1994 г. договора об общественном согласии. Его участниками были представители федеральных политических партий, общественных движений и организаций.

Созданная правовая основа российской государственности способствовало постепенному разрешению всех проблем, стоящих на пути ее развития. В начале 1995 г. возобновился диалог между федеральным центром и субъектами Федерации. Удалось приостановить процесс развития противоречий между ними. Единственное исключение составила «самопровозглашенная» Чеченская республика Ичкерия. Конфликт, возникший здесь по вине исполнительной власти страны еще в 1991 г., вызвал необходимость ввода в республику федеральных войск в декабре 1994 г. Началась военная операция с целью восстановления конституционного порядка в Чечне. Она завершилась Хасавьюртовскими соглашениями в августе 1996 г. Но летом 1999 г. военные действия на территории республики возобновились. В 2003 г. на территории Чечни путем референдума была принята республиканская Конституция, а затем избран президент Чеченской Республики.

В 1995 г. состоялись выборы в новую Государственную Думу. В последующем такие выборы состоялись в 1999, 2003, 2007 и 2011 годах. В 1996 г. прошли выборы Президента Российской Федерации. Им повторно стал Б.Н. Ельцин. 31 декабря 1999 г. он заявил о своей добровольной отставке и возложил исполнения президентских обязанностей в соответствии с Конституцией на председателя Правительства В.В. Путина. А в марте 2000 г. на состоявшихся президентских выборах он одержал победу. Через четыре года В.В. Путин повторно был избран Президентом Российской Федерации. В марте 2008 г. Президентом Российской Федерации был избран Медведев Д.А., а в марте 2012 снова В.В. Путин.

 

Социально-экономическое развитие страны

Экономическая политика в период горбачевской «перестройки» потерпела крах. Новое российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным взяло курс на проведение радикальных экономических преобразований, в основе которых лежали методы «шоковой терапии». Этот курс сочетал либерализацию цен, конкуренцию между промышленными предприятиями, широкую приватизацию и акционирование государственной собственности, освобождение из-под контроля государства внутренней и внешней торговли. В своем выступлении на V Съезде народных депутатов в октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин заявил, что лишения ждут всех россиян в течение примерно полугода, затем -снижение цен, наполнение потребительского рынка, а к осени 1992 г. — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей.

Время быстро показало полную некомпетентность исполнительной власти в экономике переходного периода. Цены сразу же, после их отпуска с 1 сентября 1992 г. подскочили в 10-12 раз, а к декабрю 1992 г. — в 100-150 раз. Результатом стало резкое падение уровня жизни населения страны. Кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий привел многих из них на грань краха. Хроническими стали задержки с выплатой заработной платы и пенсий. Рост денежной массы привел к резкому падению курса рубля. Разгосударствление собственности путем ваучерной приватизации не дало ожидаемого экономического эффекта, а массовые злоупотребления привели к разграблению значительной доли государственной собственности. «Шокотерапия» вызвала значительный рост социального напряжения в обществе, развал целых отраслей промышленности, упадок бюджетных сфер — науки, культуры, медицины, образования.

Относительно однородное общество подверглось сильной поляризации, изменилась его структура: с одной стороны, произошло резкое обнищание основной массы населения, а с другой — появилась небольшая группа богатых и сверхбогатых (миллионеров и миллиардеров) людей. Ценой радикальных преобразований стал значительный рост смертности и снижения рождаемости. Новым явлением российской действительности стала массовая безработица.

К концу 1997 г. российская экономика, казалось бы, миновала стадию затяжного структурного кризиса. Впервые за годы реформ по сравнению с 1996 г. объем произведенного валового продукта не сократился, и даже вырос на 0,4%. 1997 г. был отмечен снижением инфляции. Признанием стабильности российской валюты стало проведение с начала 1998 г. деноминации рубля в соотношении 1000:1. Результатом этого, в частности, должно было стать возвращение в оборот российской копейки, а затем окончательное оздоровление экономики страны.

Однако структурный экономический кризис 17 августа 1998 г. в одночасье разрушил все оптимистические ожидания общества. За 1998 г. выпуск промышленной продукции снизился на 5,2%. Реальные доходы граждан к лету 1999 г. сократились в среднем примерно на четверть.

В последующие годы новому руководству страны удалось добиться стабильности в экономике, снижения инфляции, некоторого роста промышленной продукции. Снизилась задолженность по заработной плате. Пенсии стали выплачиваться регулярно. Постепенно стал повышаться жизненный уровень населения. Хотя и сегодня примерно треть населения страны живет за чертой бедности.

 

Основные направления российской внешней политики

После распада СССР Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР в международном сообществе, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН. За Россией сохранился статус крупной ядерной державы.

В формировании внешнеполитического курса нашей страны в постсоветский период условно можно выделить три этапа. На первом этапе — 1992-1999 гг. — шел интенсивный поиск приоритетных направлений во внешней политике России, предпринимались большие усилия для упрочения СНГ.

Этот период характеризовался постепенной гармонизацией внешнеполитического курса России с политикой ведущих государств мира, интеграцией нашей страны в мировую экономическую систему, избирательным подходом в развитии отношений с государствами «ближнего зарубежья». Вместе с тем на этом этапе постепенно усиливались дискуссии российского руководства с лидерами Запада по проблемам расширения НАТО на Восток. После проведения крупномасштабных американских военно-силовых акций по «умиротворению» Ирака в 1998 г., кровопролитной военной операции вооруженных сил НАТО под эгидой США в Югославии в 1999 г. стало очевидно, что прежний механизм принятия важнейших решений на международной арене с помощью ООН не является определяющим.

Второй этап начался с середины 2000 г. после избрания Президентом страны В.В. Путина. Внешняя политика нашего государства становится более взвешенной и последовательной. Несмотря на ввод англо-американских войск в Афганистан и Ирак, Россия не пошла на обострение отношений с США и Англией. Укрепились позиции России в Европе, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, улучшились отношения с Израилем. Более последовательной стала политика России на так называемом постсоветском пространстве. Успешно развиваются отношения России с Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Таджикистаном, Азербайджаном, Киргизией. Улучшились отношения с Узбекистаном, Молдовой, Туркменистаном.

Трудно развиваются отношения России с балтийскими странами — Латвией, Литвой и Эстонией. Снизился торговый оборот с ними. Главное препятствие на пути улучшения этих отношений — проявление националистических тенденций во внутренней политике балтийских государств, ущемление политических и социально-экономических прав русско-язычного населения, проживающего в них.

Россия является богатой державой, обладающей богатыми природными ресурсами, мощным экономическим и оборонным потенциалом. Россия постоянный член Совета Безопасности ООН. Она входит в «восьмерку» наиболее влиятельных государств. Россия является неофициальным лидером СНГ и ОДКБ. Наша страна является членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую также входят Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В качестве наблюдателей ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Россия наряду с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном входит в   Европейское экономическое сообщество.

Следует подчеркнуть, что эффективность внешней политики в определяющей степени зависит от внутреннего состояния нашей страны: развития экономики, социальной сферы, стабильности в обществе, авторитета федеральной власти. По мере укрепления экономического и оборонного потенциала России ее международные позиции будут усиливаться.

Понятия:

— Государственная Дума Российской Федерации —  нижняя  палата  Федерального Собрания Российской Федерации, избирается на 5 лет.

— Совет Федерации Российской Федерации — верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации, формируемая из представителей субъектов Российской Федерации.

— «Шоковая терапия» — система мер государственной власти в начале 1990-х гг., направленная на отказ от регулирования цен, на введение свободного хождения в стране иностранных валют, снижение ввозных таможенных тарифов, приватизацию государственной собственности и др.

Предложения интернет-магазинов