Противоречия социально-экономического и политического развития СССР во второй половине 1960 — первой половине 1980 годов

Социально-экономическая политика Советского государства и нарастание кризисных явлений

Два Пленума ЦК КПСС 1965 г. (в марте — по сельскому хозяйству и в сентябре — по промышленности) положили начало новому курсу, который вошел в историю как «экономическая реформа 1965 г.». Нередко в исторической литературе эта реформа называется «косыгинской» по фамилии ее инициатора — председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина.

По замыслу реформы в области сельского хозяйства предполагалось: повысить государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; установить твердый план государственных закупок на 6 лет (1965-1970); ввести 50%-ную надбавку к основной цене за сверхплановую продажу сельскохозяйственной техники государству; увеличить капиталовложения в аграрный сектор и прежде всего в производство сельскохозяйственной артели; предоставить всем, кто имеет подсобные хозяйства, больше возможностей и свободы для его ведения. Все эти меры способствовали временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственной проблемы.

В сфере промышленности внедрялись некоторые принципы рыночной экономики: прибыль, хозрасчет. Одним из главных показателей работы предприятий устанавливался объем не произведенной, а реализованной продукции. Сокращался перечень плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались социальные фонды за счет отчислений от прибыли — для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в системе управления промышленностью. В частности, упразднялись Советы народного хозяйства и восстанавливались отраслевые министерства. Реформа, в целом, повышала роль экономических методов управления, но она не затрагивала основ административно-командной системы.

В 1966 г. к работе на новых принципах хозяйствования приступили свыше 700 предприятий. Полностью процесс перехода на систему экономического стимулирования был завершен к концу восьмой пятилетки (1966-1970). За этот период развернулось слияние мелких предприятий с крупными, создавались производственные объединения. Восьмая пятилетка стала периодом наиболее стабильного развития экономики. Валовой общественный продукт вырос на 13%, выпуск промышленной продукции — на 50% (в среднем на 10% в год!). В больших масштабах велась реконструкция действующих производств и строительство новых предприятий. За пятилетку было построено около 1 900 промышленных предприятий. Начали действовать Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове. Особенностью нового строительства являлось его смещение в районы добычи нефти и природного газа. Завершилась прокладка газопровода Средняя Азия — Центр, протяженностью 2 750 км. Общая длина построенных нефтепроводов и газопроводов превысила 35 тыс. км.

Характерной чертой индустриального развития 1970-х гг. стало увеличение масштабов промышленного строительства. Достиг проектной мощности Волжский автомобильный завод (ВАЗ). В Набережных Челнах (Татарстан) возводился завод по производству автомобилей большой грузоподъемности (КАМАЗов). Высокими темпами развивались энергетика, химическая, газо-, нефтедобывающая и атомная промышленность. По-прежнему особое внимание уделялось развитию оборонной отрасли.

Но уже в 1970-е гг. начал надвигаться экономический кризис. Он был отодвинут неожиданным вливанием в экономику «нефтедолларов». Конфликт между арабскими государствами и Израилем, вспыхнувший в 1973 г., привел к резкому взлету мировых цен на нефть. Экспорт советской нефти стал приносить стране огромный доход. Прибыль тратилась, в основном, на покупку товаров широкого потребления, что создавало иллюзию относительного благополучия.

В период десятой пятилетки (1976-1980) правительство предприняло попытку перевести промышленность на путь интенсивного развития. Но по инерции она продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, опираясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Темпы внедрения средств механизации и автоматизации не отвечали требованиям времени. Ручным трудом к середине 1980-х гг. было занято около 80 млн. человек: примерно треть рабочих в промышленности, более половины — в строительстве, три четверти — в сельском хозяйстве. Намечаемые планы по росту производительности труда не выполнялись. Приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов усугубляло деформации в структуре промышленности. Наметилось замедление темпов производства во многих индустриальных отраслях.

Увеличение капиталовложений и поставок техники селу не приносило экономического эффекта сельскохозяйственному производству. Нарушались решения в политике планирования заготовок, устанавливались дополнительные задания по закупке сельскохозяйственной продукции. Закупочные цены нередко были необоснованно низкими, символическими. Это стало одной из причин роста числа убыточных колхозов.

Низкие темпы развития аграрного сектора вызывали перебои в снабжении населения продовольственными товарами. В 1982 г. с пропагандистским размахом была объявлена Продовольственная программа. Она предусматривала комплексное развитие сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей промышленности. Агропромышленный комплекс (АПК) был выделен в самостоятельный объект планирования и управления.

На рубеже 1970-1980-х гг. осложнилась демографическая ситуация. До сих пор сказывались последствия Великой Отечественной войны — огромные людские потери. Уменьшение рождаемости населения в 1960-х гг. привело к сокращению притока трудовых ресурсов. В то же время в СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, огромные расходы государства на науку, культуру, спорт требовали значительных бюджетных средств, которые все с большим трудом поставляла экстенсивная экономика. Кроме того, крупных затрат стоило содержание раздутого государственного аппарата и вооруженных сил. Немалые средства тратились на поддержание международного авторитета СССР, на оказание материальной помощи многим странам, а также партиям социалистической ориентации.

Уже в период девятой пятилетки (1970-1975) началось снижение темпов экономического развития. Нарастали предкризисные явления. Неблагополучная конъюнктура складывалась на мировом рынке: резко упали цены на нефть. Задания 11-й пятилетки (1980-1985) не были выполнены ни по одному показателю. Это был первый случай общего срыва плана в истории государственного планирования в СССР.

Главная причина низких темпов экономического развития страны связана с сохранением механизма хозяйствования и системы управления, сложившегося в период экстенсивного развития народного хозяйства. Реформа 1965 г. по существу была свернута, да она и не затрагивала в необходимой степени фундаментальных основ административно-командной экономики. Реформа была противоречивой: одна мера исключала другую. Внедрение экономических рычагов сопровождалось процессом усиления централизованного руководства. Руководство страны, в основном, оказалось неспособным пойти на комплексное реформирование экономики. На пути реформы встала политическая система.

 

Общественно-политическая жизнь страны

Противоречивые процессы происходили и в общественно-политической жизни страны. С одной стороны, устранялись искривления в системе управления. С другой стороны, с приходом к власти Л.И. Брежнева стали ощущаться усиление политического диктата и нетерпимость к проявлению свободомыслия. Начался отход от курса десталинизации. В жизни советского общества все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись как в сфере управления государством и экономикой, так и в общественной жизни.

На рубеже 1960-1970-х гг. расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятельность учреждений, предприятий в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти и должностных лиц, подконтрольных Советам. Росла численность общественных объединений. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания. Широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Активизировалась деятельность профсоюзов и комсомола.

В октябре 1977 года была принята новая Конституция СССР. Предварительно проект  Основного  Закона  был  опубликован  в  центральной  и   местной  печати  для массового обсуждения. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями (1924 г. и 1936 г.) политическая основа государства — Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов. Во главе советской системы находился Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Ядром политической системы общества «развитого социализма» была Коммунистическая партия. Статья шестая Конституции 1977 г. закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, внутреннюю и внешнюю политику государства. В начале 1980-х гг. в ее рядах насчитывалось более 18 млн. человек.

В одной из глав Конституции раскрывались права советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами. В жизни эти права нередко нарушались.

Сохранялись основные положения Конституции СССР 1936 г. о национально-государственном устройстве страны. Между тем в 1970-е гг. в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие изучения и разрешения. Республики требовали расширения сети школ с преподаванием на национальных языках. Усилились движения в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не придавало серьезного значения нарастающим негативным настроениям в сфере межнациональных отношений. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов в структурах ЦК КПСС рассматривались как проявление национализма.

Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» привело к тому, что в среде научной и творческой интеллигенции участилось создание групп, открыто выступавших против попрания гражданских свобод. Диссиденты в разных формах выступали против преследования инакомыслия, за соблюдение прав человека. Немало протестующих было против ввода советских войск в Чехословакию и в Афганистан. К 1966-1967 гг. относятся первые выступления академика А.Д. Сахарова в защиту репрессированных, с призывами проведения политических реформ, с осуждением внешней политики СССР.

 

Противоречивость внешней политики СССР

Брежневское руководство в области внешней политики решало три приоритетные задачи: укрепление мировой системы социализма и ее оплота — Организации Варшавского договора; поддержка «прогрессивных» режимов и движений во всем мире; нормализация отношений с США и другими западными странами. Решать эти задачи приходилось в сложных условиях. Предыдущее десятилетие в области внешней политики завершилось для СССР нарушением единства социалистического лагеря из-за раскола с Китаем и прений с Румынией и Албанией; натянутыми отношениями с Западом вследствие Карибского кризиса в  1962 г.; отсутствием ощутимых результатов в отношениях со странами «третьего мира».

В 1970-е гг. в отношениях с социалистическими странами руководство делало упор на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Крупными совместными проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос» и др.

В Восточной Европе удалось стабилизировать ситуацию и ликвидировать последствия венгерских событий 1956 г. В Венгрии в сфере экономической политики была допущена значительная либерализация, что улучшило жизненные условия в стране. Другие социалистические страны также стали более самостоятельными во внутренней и внешней политике. В то же время советское руководство четко ставило рамки, за которые эта политика не должна была выходить. Когда руководство Чехословакии во главе с А. Дубчеком широко открыло ворота частному предпринимательству и попыталось ослабить зависимость от СССР путем сближения с западными странами, в Прагу летом 1968 г. были введены советские, немецкие, болгарские и польские войска. «Контрреволюция» была подавлена, новым руководителем страны стал Л. Свобода.

В начале 1980-х гг. усилились антиправительственные выступления в Польше. В стране было введено военное положение. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, а также предотвратило подготовленный уже ввод в страну советских войск для «наведения порядка». Большая заслуга в этом принадлежала новому президенту Польши генералу В. Ярузельскому.

Ухудшились отношения СССР с Китаем. В середине 1960-х гг., с началом «культурной революции», китайские руководители намеренно пошли на обострение отношений с Советским Союзом. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения в районах острова Даманский и Семипалатинска. В 1970-е гг. КНР фактически в СССР рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти китайского руководителя Мао Цзедуна (1976) и советского руководителя Л.И. Брежнева (1982) контакты между двумя странами стали налаживаться.

Отношения СССР с западными странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Со второй половины 1960-х гг. начала осуществляться политика «разрядки». Улучшились отношения с Францией. Президент Франции Шарль де Голь посетил Москву летом 1966 г. В дальнейшем взаимные визиты французских и советских руководителей были продолжены. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев, как Председатель Президиума Верховного Совета СССР, подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества СССР с Францией».

Улучшались отношения СССР с ФРГ. Осенью 1969 г. на выборах, в бундестаг победу одержали социал-демократы. Новое руководство ФРГ заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе. В 1972 г. был подписан мирный договор между СССР и ФРГ. Во второй половине 1970-х гг. ФРГ стала одним из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза. Развивались конструктивные отношения СССР с большинством других капиталистических стран. Наиболее «прохладными» они были с Англией.

До конца 1970-х гг. в позитивном направлении развивались советско-американские отношения. В 1972 г. состоялся визит в Москву президента США Р. Никсона. Были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1).

Пиком «разрядки» стало состоявшееся в 1975 г. в Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Был принят Заключительный акт Совещания, который подписали руководители 33 европейских государств, в том числе и СССР, а также США и Канады. Подписанный документ зафиксировал и узаконил сложившиеся границы и общее положение в послевоенной Европе и в мире.

Но к концу 1970-х гг. отношения Запада и Востока стали ухудшаться. Американский Сенат отказался ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений (ОСВ-2). По решению руководства НАТО в Западной Европе были размещены американские ракеты средней дальности, нацеленные в первую очередь на СССР.

Большой удар «разрядке» был нанесен вводом, советских войск в Афганистан в декабре 1979 года. Интервенция СССР воспринималась во многих странах и, прежде всего в США, как начало нового периода «холодной войны». США ввели в 1980 г. эмбарго на поставки зерна в СССР. Дело дошло до того, что США отказались участвовать в Олимпийских играх в 1980 г. в Москве, а СССР — в Олимпийских играх в 1984 г. в Лос-Анджелесе.

В начале 1980-х гг. конструктивные контакты СССР с западными странами практически прекратились. Нагнетание международной обстановки происходило вплоть до прихода к власти М.С. Горбачева.

Внешняя политика брежневского руководства была противоречивой и непоследовательной. В этой политике было два достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика «разрядки». Однако паритет достигался ценой сверхконцентрации ресурсов экономики в военно-промышленном комплексе и за счет постепенного упадка остальных отраслей народного хозяйства, а «разрядка» оказалась непродолжительной.

В целом рассматриваемый период стал для СССР временем упущенных возможностей. Неуклонная дискредитация власти, недоверие широких масс к пропаганде вели к разграничению официальной и частной жизни, что явилось необходимой предпосылкой для радикальных преобразований во всех сферах общественной жизни.

Понятия:

— Военно-стратегический паритет — военно-стратегическое равновесие — понятие, характеризующее соотношение сил в военной области, включая ядерные вооружения, между СССР и США, Организацией Варшавского договора и НАТО.

— Диссидентское движение — в 1960-1980-е гг. выступления небольших групп советской интеллигенции, направленные на критику сталинизма, защиту прав человека и демократии, проведение коренных экономических преобразований, создание открытого, правового государства.

— Период «застоя» — образное название периода с середины 1960-х до середины 1980-х гг. в развитии СССР, символизирующее время упущенных возможностей.

— «Разрядка» — разрядка международной напряженности — качественно новый этап развития международных отношений, сформировавшийся в начале 1970-х гг., когда СССР и США, Организация Варшавского договора и НАТО придерживались принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Решающее значение для разрядки имело достижение военно-стратегического паритета.

Предложения интернет-магазинов