Валютное регулирование и валютный контроль

Ва­лютное регулирование в РФ можно пред­ставить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами, в целях:

— создания и обеспечения функционирования органов валют­ного регулирования, органов и агентов валютного контроля;

— установления и реализации определенного порядка проведе­ния операций с валютными ценностями на внутреннем валют­ном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пре­делы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

— обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;

— регламентации международных расчетов;

— поддержания стабильного курса национальной валюты и на­ционального платежного баланса;

— обеспечения желаемого режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

В гл. 2 ФЗ № 173 раскрываются ос­новные аспекты валютного регулирования, а именно:

— система органов валютного регулирования (ст. 5), порядок осуществления валютных операций между резидентами и нере­зидентами, а также между резидентами и между нерезидентами (ст. 6, 9, 10);

— регламентация внутреннего валютного рынка РФ (ст. 11);

— режим счетов резидентов в банках, расположенных за преде­лами территории РФ (ст. 12), а также счетов (вкладов) нерези­дентов, открываемых на территории РФ (ст. 13);

— определение прав и обязанностей резидентов при осуществ­лении валютных операций (ст. 14);

— порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг (ст. 15).

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Консти­туции РФ валютное регулирование находится в ведении РФ. Валютное регулирование является важней­шим средством реализации валютной политики государства, ее выражением.

Инструменты, используемые для обеспечения требуемых пропорций спроса и предложения валют, являются методами валютного регулирования, которые можно подразделить на два вида:

— прямые (императивные) — когда валютное регулирование осуществляется путем издания органами государственной вла­сти нормативных правовых актов и совершения ими иных ад­министративных действий;

— косвенные (диспозитивные) — когда используются экономи­ческие рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, которым предоставляется право самостоятельно прини­мать решение об участии в проведении валютных операций.

В литературе выделены три режима валютного регулиро­вания:

1. Валютная монополия го­сударства — валютные операции сосредоточиваются в центральных или специально уполномо­ченных банках, и в силу значительных ва­лютных ограничений национальная валю­та не подлежит конвертации и является замкнутой;

2. Наличие системы валют­ных ограничений — национальная валюта имеет тенденцию к выходу за пределы внутреннего денежно­го рынка и становится ограниченно кон­вертируемой. Например, в РФ валютные ограничения уста­новлены в целях предотвращения сущест­венного сокращения золотовалютных ре­зервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для под­держания устойчивости платежного ба­ланса РФ;

3. Отсутствие валютных ограничений — национальная валюта выходит на мировой валютный рынок и становится свободно конвертируемой.

Валютный контроль можно охарактери­зовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.

Принципы валютного контроля в ФЗ № 173 также прямо не закреплены. Однако путем толко­вания его норм можно выделить следующие принципы:

— законность;

— обязательность — заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валют­ного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резиден­тов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установ­ленных Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);

— обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны (ч. 8 ст. 23);

— институциональность — заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нару­шении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным орга­ном валютного контроля, передают органу валютного контро­ля, имеющему право применять санкции к данному лицу, ин­формацию, указанную в ч. 9 ст. 23;

— разграничение компетенции — проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разгра­ничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22).

Предложения интернет-магазинов