Виды и формы валютного контроля

В зависимости от времени проведения валютный контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль со стороны банка за экспортно-импортными операциями осуществляется на этапе составления паспорта сделки (экспортного и импортного) на основании представленного в банк контракта.

Текущий контроль проводится банком за экспортно-импортными операциями в период исполнения контракта. Если в процессе предварительного контроля преобладают юридические вопросы (корректность оформления контракта, обязательные условия, которые контракт должен содержать), то текущий контроль осуществляется в период проведения реальных операций по контракту (перевод и получение денежных средств, оформление и представление грузовой таможенной декларации в банк).

Некоторые принципы текущего контроля являются общими для экспортных и импортных контрактов. Главным является контроль за своевременным представлением экспортерами и импортерами грузовых таможенных деклараций. В случае невыполнения экспортерами или импортерами сроков представления копий грузовых таможенных деклараций в банк на них накладывается штраф, который взимается по представлению банков, где эти организации оформили паспорта сделок.

Другим элементом текущего контроля за экспортно-импортными операциями со стороны банка является контроль за общей суммой представленных грузовых таможенных деклараций. Эта сумма не должна превышать суммы, указанной в паспорте сделки, а, следовательно, и в контракте. Превышение суммы ввезенного товара над контрактной может произойти, если при большой сумме контракта товар оформляется мелкими партиями и на различных таможенных постах. Ситуация, когда товара ввозится больше, чем указано в контракте, является нарушением законодательства.

Последующий контроль за экспортно-импортными операциями заключается главным образом в контроле за предоставлением импортерами и экспортерами документов валютного контроля, а также за правильностью их заполнения.

Формами валютного контроля с точки зрения способа обеспече­ния исполнения установленного порядка и правовых последствий могут быть:

— предупредительные меры;

— меры пресечения;

— меры ответственности.

Предупредительные меры носят профилактический, предупреди­тельный характер, применяются ко всем хозяйствующим субъектам и не связаны с конкретными правонарушениями. К предупредительным мерам относятся:

— оформление резидентами паспорта сделки в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и валютного контроля;

— обязанность резидентов иметь подтверждающие документы по валютным операциям;

— обязанность хозяйствующих субъектов представлять подтвер­ждающие документы в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ и ЦБ РФ;

— обязанность агентов валютного контроля осуществлять кон­троль за соблюдением валютного законодательства;

— предварительная регистрация счетов и сделок вывоза, пересы­лки валюты и ценных бумаг, предусматривающая обязанность хо­зяйствующего субъекта представить необходимые документы, а агента валютного контроля проверить соответствие документов за­конодательству и принять решение по делу — выдать регистрацион­ный документ или мотивированно отказать в выдаче;

— уведомление об открытии счетов резидентов в иностранных банках и предоставление отчетности о движении средств.

Пресекательные меры направлены на принудительное прекраще­ние противоправных действий и создание условий для привлечения ви­новных к ответственности. Законом о предусмотрены следующие пресекательные меры:

— выдача органами валютного контроля предписаний, обязывающих хозяйствующие субъекты устранить выявленные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

— отказ уполномоченными банками своим клиентам в осущест­влении валютных операций, а также в открытии счета в случае не­представления установленных документов или представления недо­стоверных документов.

Значительная часть пресекательных мер реализуется органами и агентами валютного контроля в процессе проверок соблюдения валютного законодательства.

Меры ответственности за нарушения валютного регулирования применяются по результатам проведенных проверок, в порядке, уста­новленном КоАП РФ.

Административный штраф как вид администра­тивного наказания применяется за валютные правонарушения органами валютного контроля. Если лицо, привлеченное к ответственности, в течение тридцати дней не уплатило штраф, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие мате­риалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы адми­нистративного штрафа.

Основными направлениями (видами) валютного контроля являются:

1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль реализуется как органами, так и агентами валютного контроля.

Главные (основные) формы валютного контроля:

1) документальные проверки деятельности и операций резидентов и нерезидентов;

2) проверка и анализ отчетности, поступающей от резидентов (в том числе уполномоченных банков).

Предложения интернет-магазинов