АНАЛИЗ МИНИ-ТЕКСТОВ. ЕГЭ Русский язык.

1. Трудно назвать время, когда книга играла бы такую роль, как в конце XVIII — начале XIX века. Ворвавшись в жизнь ребёнка в 1780-х годах, книга стала к началу следующего столетия обязательным спутником детства. У ребёнка были очень интересные книги, — конечно, прежде всего романы: ведь дети читали то, что читали женщины. Женская библиотека, женский книжный шкаф формировали круг чтения и вкусы ребёнка. Романы кружили голову: в них — героические рыцари, которые спасают красавиц, служат добродетели и никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко соединялись со сказкой, которую ребёнок слышал от няни. Роман и сказка не противоречили друг другу.

В эту же пору входит в детское чтение и другая книга — «Плутарх для детей». Плутарх — известный античный прозаик, автор «Сравнительных жизнеописаний» великих людей Древней Греции и Рима. Самым обаятельным в глазах детей и подростков становится образ римского республиканца.

В этом отношении показателен эпизод из биографии известного декабриста Никиты Муравьёва. Время действия — начало XIX века. Герою рассказа — шесть лет.

Маленький Никитушка, будущий декабрист, на детском вечере стоит и не танцует, и, когда мать спрашивает у него о причине, мальчик осведомляется (по-французски): «Матушка, разве Аристид и Катон танцевали?» Мать на это ему отвечает, также по-французски: «Надо полагать, что танцевали, будучи в твоём возрасте». И только после этого Никитушка идёт танцевать. Он ещё не научился многому, но он уже знает, что будет героем, как древний римлянин.

(По книге Ю. Лотмана* «Беседы о русской культуре»)

*Лотман Юрий Михайлович (1922-1993) — советский литературовед, культуролог.

1. Перескажите текст устно1.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?)2.

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи, который используется в последнем абзаце (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

1 Перед пересказом определите, если это возможно, художественный это текст или публицистический.

2 Тема может быть сформулирована или в виде слова/словосочетания, или в виде предложения «В тексте говорится о…». Нам кажется, что удобнее использовать второй вариант.

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Книга Плутарха «Сравнительные жизнеописания» стала очень популярной в начале XIX века.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста1.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста2.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора)3.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

1 Проблема может быть сформулирована двояко: в виде вопросительного предложения или в виде формулы «проблема + имя существительное в форме р.п.». Мы рекомендуем начинать с вопросительного предложения.

2 Так как тексты в пособии небольшие, в некоторых случаях можно ограничиться в комментарии одним примером-иллюстрацией.

3 Позиция автора — это ответ на вопрос, выбранный в качестве проблемы.

2. Убить хорошую книгу значит почти то же самое, что убить человека: кто убивает человека, убивает разумное существо; тот же, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум… Хорошая книга — драгоценный жизненный сок творческого духа, набальзамированный и сохранённый как сокровище для грядущих поколений.

(По книге Д. Мильтона* «Ареопагитика», перевод с английского)

* Мильтон Джон (1608—1674) — английский поэт, политический деятель и мыслитель, автор политических памфлетов и религиозных трактатов.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Убить книгу страшнее, чем убить человека.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «Даже в самом малышовом возрасте, я это видела, люди ценят силу: сначала физическую, взрослея — силу ума, таланта, понимания, старея — силу внимания, добра… Они любят тех, кто весел, они тянутся к тем, кто излучает бодрость, с кем надёжнее, интереснее, кто их поймёт.

И чтобы вырваться из плена одиночества, мне надо стать такой. И люди придут ко мне…

(Из дневника Л. Киселёвой*)

*Киселёва Людмила Георгиевна (род. в 1942) — художник-график, приговорённый болезнью к неподвижности с раннего детства.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Люди всегда ценят физическую силу.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать… Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

(Д. Шостакович*)

* Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) — русский советский композитор, один из крупнейших композиторов XX века.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Чтобы полюбить музыку, надо много читать о ней.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Человек атавистически боится за свою спину, нет ничего страшнее нападения сзади. Недаром же и путники на дорогах, и прохожие на городских улицах часто без нужды оборачиваются. Когда мои школьные друзья рядом, мне не надо озираться, бояться за свою спину. Чувство безопасности, защищённости, которое мы дарим друг другу, возвращает нас к детству, когда | мы и впрямь были так чудесно защищены всемогуществом взрослых…

(По книге Ю. Нагибина* «Школьный альбом»)

*Нагибин Юрий Маркович (1920-1994) — русский прозаик, журналист и сценарист, участник Великой Отечественной войны.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Когда рассказчик идёт со своими школьными друзьями, он всё время оборачивается.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Мечта — всегда реальный факт, действительность для того, кто мечтает. Вымысел художника становится действительностью, входя в сознание читателей, зрителей, слушателей. «Дон Кихот» оказал реальное влияние на жизнь, одних увлекая благородством своего образа, других остерегая от карикатурности своих подвигов. Пройдя через сознание миллионов, Дон Кихот реален не менее, чем Наполеон. Поэтому правы усердные гиды, показывая туристам на острове Иф темницу, где был заключён граф Монте-Кристо…

(По книге статей В. Брюсова* «Сила русского глагола»)

*Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о __________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Многие читатели воспринимают литературных персонажей как реальных людей.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Родная природа для нас не только то, что невольно видит и невольно воспринимает взгляд. Дело в том, что мы постепенно прошли хорошую школу понимания и восприятия родной природы. Воспринимая и любя её, мы приводим в движение эмоциональные резервы, накопленные нами при чтении русских прозаиков и поэтов, при слушании русской музыки и при созерцании картин живописцев.

Другими словами, чувство родной природы в нас организованно и культурно.

(По книге В. Солоухина* «Камешки на ладони»)

*Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) — русский советский писатель, видный представитель «деревенской прозы».

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Чтобы научиться воспринимать природу, надо чаще бывать в лесу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

8. В энциклопедии про корсака сказано так: «Похож на обыкновенную лисицу, но меньше по размерам (длина тела — 50-60 сантиметров, хвоста — 25-35 сантиметров)… Распространён в пустынях и полупустынях Азии и Юго-Восточной Европы. В нашей стране от Северного Кавказа на восток до Забайкалья, на север — до 50° северной широты. Приносит большую пользу истреблением грызунов…»

В благодарность за эту «большую пользу» человечество нещадно уничтожает корсаков: к несчастью, они, как поясняет энциклопедия, «имеют промысловое значение: используется их шкурка».

(По рассказу Ю. Друниной* «Алиска»)

* Друнина Юлия Владимировна (1924—1991) — советская поэтесса, участница Великой Отечественной войны.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в первом предложении используется описание.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Корсак приносит большую пользу тем, что уничтожает грызунов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

9. Перечитывать то, что с первого раза нас оттолкнуло, перечитывать, ничего не пропускал, перечитывать под другим углом зрения, перечитывать, проверяя свои впечатления… Да, всё это мы считаем своим правом.

Но по большей части мы перечитываем просто так, чтобы повторить удовольствие, порадоваться встрече со знакомым, проверить, сохранилась ли прежняя близость.

«Ещё про Мальчика с пальчик!» — говорил ребёнок, которым когда-то были мы…

И взрослыми мы перечитываем из этого же самого желания: наслаждаться постоянством и | находить в нём каждый раз новое очарование.

(По книге Д. Пеннака* «Как роман»)

*Пеннак Даниэль (род. в 1944 г.) — современный французский писатель, публицист.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Дети любят сказку про Мальчика с пальчик.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Предупреждающий огонь «Красной книги» видят ещё далеко не все. И список животных— «кандидатов в ископаемые», кандидатов на полное истребление, к сожалению, продолжает увеличиваться.

Причин тому много. И одна из них — ещё не преодолённое равнодушие к животным, непонимание их значения для жизни нашей планеты.

Сейчас многие люди всё яснее начинают понимать, что надо принимать срочные меры для спасения животных. А это нелегко. Надо преодолеть равнодушие и косность, биологическую неграмотность и потребительское отношение к природе, надо воспитать любовь и уважение к окружающему нас миру..

(По книге Ю. Дмитриева* «Необыкновенный охотник») *Дмитриев Юрий Дмитриевич (1926-1989) — советский писатель-натуралист.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Благодаря «Красной книге» список животных, которым грозит полное исчезновение, сокращается.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

11. Высокие произведения искусства должны трогать и оригинальностью, и музыкальностью, ритмичностью, но что в них особенно кажется удивительным, что восхищает и поражает — это «точность». Точность в передаче правды природы, точность рисунка и цветовых отношений, и особенно поражает точность музыкальная, точность ритмическая.

Можно много привести этому примеров. Например, «Троица» Рублёва. Как переданы отношения этих трёх фигур друг к другу и к пространству, какие точнейшие линии передают всё это и каким ритмом, какой музыкой всё это проникнуто, как всё собрано, причём очень простыми средствами, в совершенную цельность!

(По книге статей В. Фаворского* «Об искусстве, о книге, о гравюре»)

*Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) — российский и советский график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, педагог и теоретик изобразительного искусства.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о __________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

«Троица» Рублёва — пример совершенного произведения искусства.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

12. Художественная литература — живой процесс, отражающий живую жизнь и живую речь, и, если писателю запретить выход за пределы языковой нормы, всё тут же засохнет и остановится. Борис Слуцкий сказал как-то, что новые события рождают новые слова. Понадобилось проникновение человека в воздушное пространство, чтобы Блок изобрёл слово летун, а Хлебников — лётчик. Первое впоследствии приобрело ироническую окраску (человек, слишком часто меняющий место работы), но второе-то! Разумеется, опыт использования писателем новых слов не обязательно связан с глобальными переменами в жизни общества. Русские классики немало в этом преуспели, хотя и подвергались частым нападкам тогдашней критики.

(По книге К. Ваншенкина* «Поиски себя»)

*Ваншенкин Константин Яковлевич (1925-2012) — советский и российский поэт.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Вследствие освоения человеком воздушного пространства в языке появилось слово лётчик, придуманное В. Хлебниковым.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Моё отношение к современности носило в известной мере полемический характер. Я остро не люблю людей, которые хотели бы жить в иные эпохи, минувшие или будущие, — подобный выбор кажется мне немужественным и неблагородным. Смущённые сложностью и остротой современной жизни, эти люди охотно рассуждают о том, что «ушло», и о том, что «ещё не вошло». Создаётся впечатление, что человек тянется к иным временам, потому что в чём-то он выше, чище, лучше современности. На самом же деле наоборот: современность выше его — хотя бы потому, что для деятельного участия в ней нужны волевые качества, которыми он, увы, не располагает.

(По повести Е. Богата* * «Ахилл и черепаха»)

*Богат Евгений Михайлович (1923-1985) — советский журналист, писатель.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Люди, которые хотят жить в иные времена, вызывают уважение у автора.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

14. Павел Г., Павел, Павлик — самый серьёзный из нас, молчаливый, задумчивый, он был полон доброты и доброжелательности. Он обладал редким даром сопереживания, всегдашней готовности разделить и принять на себя тяжесть чужих огорчений. Он был другом в трудный час. Его серьёзность, взрослое чувство ответственности делали его нечастую весёлость и органическое умение радоваться чужой радости ещё более пленительными.

Он был нашей совестью. Он не знал компромиссов, столкнувшись с тем, что считал недостойным. Его порядочность в таких случаях проявлялась не доказательствами и спорами — он, смешно надувшись, что-то бормоча под нос, не желая разговаривать, уходил, и это было сильнее всяких объяснений.

(По книге Ю. Нагибина* «Школьный альбом»)

*Нагибин Юрий Маркович (1920-1994) — русский прозаик, журналист и сценарист, участник Великой Отечественной войны.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Столкнувшись с тем, что он считал недостойным, Павлик старался убедить окружающих в своей правоте.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Если я как писатель скажу: «Я шёл и увидел разрушенную церковь», — этим я ещё ничего не скажу. Может быть, её надо было разрушить, может быть, хорошо, что она разрушена. Или, напротив, может быть, разрушение её есть проявление варварства, уничтожение истоков культуры целого народа… Ничего нельзя понять из фразы: «Я шёл и увидел разрушенную церковь».

Непозволительно и кричать: «Ах, как хорошо, что церковь разрушена!» или «Ах, как плохо, что её не стало!»

Задача художника написать такую фразу или ряд фраз, чтобы читатель сам воскликнул: «Вот хорошо!» или «Вот безобразие!» или просто побежал бы на площадь бить в рельс.

(По книге В. Солоухина* «Осенние листья»)

*Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) — русский советский писатель, видный представитель «деревенской прозы».

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ____________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Писателю не следует формулировать идеи впрямую.

______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста..

______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

______________________________________________________________________________________________________________________________

16. Знаменитая смоленская стена… В последнее время о ней много говорят. Теперь можно надеяться, что сооружение царя Бориса не будет уничтожено, хотя, конечно, о восстановлении стен и башен в первоначальном виде нельзя и мечтать. Если сейчас нельзя трогать самих стен, то не запрещено, к сожалению, вывозить песок из древних рвов и валов. Когда постепенно вынут из-под стен почву, они, естественно, начнут разрушаться. Остальное само время доделает. И тогда может получиться так, что вместо чудесного исторического пейзажа — разоренье, а рядом — масса песчаных косогоров. Пора уже подумать о том, чтобы не только не губить сам памятник, но и относиться бережно к территории вокруг него.

(По записям в «Путевой книжке» Н. Рериха*)

*Рерих (Рёрих) Николай Константинович (1874-1947) — русский художник, философ- мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Знаменитая смоленская стена разрушается, потому что никто ничего не делает, чтобы её сохранить.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

17. Пуще всего не запугивайте себя сами, не говорите: «Один в поле не воин» и прочее. Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силён. Не подражайте тоже некоторым фразёрам, которые говорят поминутно, чтобы их слышали: «Не дают ничего делать, связывают руки, вселяют в душу отчаяние и разочарование!» и прочее и прочее. Всё это фразёры и герои поэм дурного тона, рисующиеся лентяи. Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра. Истинный делатель, вступив на путь, сразу увидит перед собою столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет хоть что-нибудь сделать. Все настоящие делатели про это знают.

(По книге Ф. М. Достоевского «Дневник писателя»)

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Человек, желающий приносить пользу людям, может многое сделать.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Как успокаивает бульвар в тихие, послеполуденные часы! На нём играют дети, а на солнечной стороне сидят старики: бульвар — страна стариков и детей. Лет пятнадцать назад стариков было меньше, чем детей, потом стало одинаково много и детей, и стариков, теперь детей чуть меньше.

Бульвары постарели… Это особенно ощутимо ранней осенью, когда уже слегка прохладно и тихо опадают липы и тополя. Я люблю бульвары, они успокаивают, в них есть что-то от вечности.

В мире могут создавать нового Адама из полуфабрикатов, заказывать гороскопы кибернетическим машинам, испытывать под землёй фантастической мощности водородные бомбы — на бульварах будут играть дети и сидеть на солнечной стороне старики. И, наверное, естественно и хорошо, что бульвары чуть постарели: четверть века нет большой войны…

(По повести Е. Богата* «Вечный человек»)

*Богат Евгений Михайлович (1923-1985) — советский журналист, писатель.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Особенно хороши бульвары ранней весной.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей нашей необъятной стране. Как не исключает любовь к своей школе, скажем, любви прежде всего к своему учителю.

Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.

(По книге Д. Лихачёва* «Земля родная»)

*Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Любовь к Родине постепенно «растёт» в человеке.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

20. В первый же год приезда в Мелихово весной Левитан увлёк Чехова на ружейную охоту. Они вдвоём пошли вечером на тягу. Левитан подстрелил вальдшнепа1 в крыло, и тот упал в лужу.

1 Вальдшнеп — небольшая птица семейства бекасовых.

«Я поднял его, — пишет Антон Павлович в одном из писем в 1892 г. — Длинный нос, большие чёрные глаза и прекрасная одежда. Смотрит с удивлением. Что с ним делать? Левитан морщится, закрывает глаза и просит с дрожью в голосе: «Голубчик, ударь его головкой о ложу». Я говорю: «Не могу». Он продолжает нервно пожимать плечами, вздрагивать головой и просить. А вальдшнеп продолжает смотреть с удивлением. Пришлось послушаться Левитана и убить его. Одним красивым, влюблённым созданием стало меньше, а два дурака вернулись домой и сели ужинать».

Этот случай сильно охладил Чехова к охоте.

(По книге Н. Телешова* «Записки писателя»)

*Телешов Николай Дмитриевич (1867—1957) — русский советский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда».

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется повествование.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. А П. Чехов на охоте подстрелил вальдшнепа.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

21. Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана огромная исповедь бурной жизни человечества. Но в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она — программа будущего. Итак, будем уважать книгу! Это — мысль человека, получившая относительную самобытность, это — след, который он оставил при переходе в другую жизнь.

(А. И. Герцен*. «Речь, сказанная при открытии публичной библиотеки

для чтения в Вятке 6 декабря 1837 года»)

* Герцен Александр Иванович (1812—1870) — русский публицист, писатель, философ.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется повествование.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Книги содержат самую главную информацию, которую человечество передаёт от одного поколения к другому.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Последние годы жизни великого режиссёра Станиславского были наполнены, несмотря на тяжёлую болезнь, напряжённой работой. Его день был расписан буквально по минутам. Деятельность Станиславского, хотя он почти не выходил из квартиры, была многосторонней. Он занимался с артистами Художественного театра, с артистами оперного театра его имени, с учениками созданной им оперно-драматической студии, встречался с самыми разнообразными театральными деятелями, продолжал писать книги и совершенствовать свою изумительную актёрскую технику. Вся его многообразная работа была пронизана одним стремлением, направлена к одной цели: передать современникам те знания и те принципы театрального творчества, которые были разработаны им в течение более чем полувековой деятельности в театре. Он хотел оставить будущим поколениям артистов основы учения о театре. Эти основы, по убеждению великого режиссёра и театрального педагога, могли бы помочь актёрам в работе над ролью.

(По книге Ю. Калашникова* «Этические основы системы К. С. Станиславского»)

*Калашников Юрий Сергеевич (1909-1988) — театральный деятель, доктор искусствоведения.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется рассуждение.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

В последние годы жизни К. С. Станиславский много и напряжённо работал.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Понять новое бывает трудно и в науке, и в искусстве. Как издевались современники над «Тристрамом Шенди» Стерна, как пожимали плечами над «Шумом и яростью» Фолкнера! Новое рождается в борьбе со старым, старое сопротивляется новому, а поскольку талантливое в литературе — это всегда нечто новое, то естественно, если оно поначалу встречает противодействие, отрицание, замалчивание, насмешки. Писатель всегда должен быть готов к непониманию и хуле. Должен исполниться стойкости, веры в себя, терпения.

Оценка же окончательно выносится обычно лишь историей. И «Повести Белкина» Пушкина, и «Герой нашего времени» Лермонтова, и «Красное и чёрное» Стендаля, и «Гамлет» Шекспира, весьма низко расцененные при появлении, обрели признание гораздо позднее. Такова судьба всего, что опережает своё время, определяя пути развития культуры.

Хотя заслуженная и скорая прижизненная слава тоже нередка.

Что же остаётся писателю? Только писать — так, как он считает верным.

(По книге М. Веллера* «Долина идолов»)

*Веллер Михаил Иосифович (род. в 1948 г.) — современный российский писатель, публицист.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

«Гамлет» Шекспира при появлении был сразу же высоко оценён современниками.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

24. Вот она, Ладога. Единственная дорога, связывающая Ленинград со страной. По воде, а зимой по льду, под огнём, в темноте, с распахнутой дверцей кабинки, чтобы попытаться выскочить, если попадут или машина пойдёт под лед. А весной — воды по ось, лёд прогибается, вот-вот уйдёшь с головой. Но впереди — Ленинград, и этим всё сказано!

Ладога… Дорога жизни… Ленинград и вся страна низко кланяются тебе, твоим постам, твоим шофёрам!

Сейчас на 103-м километре дороги Ленинград — Петрозаводск стоит памятник. На гранитном валуне высечено: «Неизвестному шофёру, отдавшему жизнь за Родину в Великой Отечественной войне».

И самый памятник — каменная полуторка над краем прервавшейся дороги. Остановится она или упадёт? Светлые бетонные плиты дороги смонтированы на разных уровнях, под разным наклоном — не понять, шоссе ли это или ломающийся лёд Ладоги.

| Памятник сооружён на средства трудящихся Волховского района Ленинградской области.

(По книге К. Ваншенкина* «Графин с петухом»)

*Ваншёнкин Константин Яковлевич (1925-2012) — советский и российский поэт.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в предпоследнем абзаце используются элементы описания памятника.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

На 110-м километре дороги Ленинград — Петрозаводск стоит памятник неизвестному шофёру.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

25. Конечно, восприятие искусства всегда есть дело в известной мере субъективное. Но в какой именно мере? Ведь главное-то в искусстве всё-таки нечто объективное.

Разные музыканты по-разному слышат и исполняют Бетховена, но, если бы они исполняли его не «по нотам», разве знали бы мы его?

Есть свои «ноты» и в произведениях художественной литературы. Есть и немалое сходство между её читателями и слушателями музыки. Но читателю ещё труднее, чем слушателю. Его «консерватория» — в нём самом. Он сам себе «исполнитель», сам себе всё: и «оркестр», и «дирижёр», и «зал». И это неизбежно, разумеется. Беда только в том, что нередко он сам себе ещё и «композитор», не замечая уже, когда исполняет и слушает не чью-то музыку, а сочиняет свою собственную, будучи искренне убеждён, что раз он «так слышит», значит, так оно и есть.

И это уже не сотворчество, а произвол, не «интерпретация», а просто непонимание.

(По книге Ю. Карякина* «Достоевский и Апокалипсис»)

*Карякин Юрий Фёдорович (1930-2011) — российский литературовед, писатель, публицист, общественный деятель.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется повествование.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Разные музыканты по-разному слышат и исполняют Моцарта.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

26. В 1829 году Пушкин начал «Роман в письмах»: сочинение осталось незаконченным. Герой пишет приятелю: «…я без прискорбия никогда не мог видеть уничижения наших исторических родов; никто у нас ими не дорожит, начиная с тех, которые им принадлежат… Прошедшее для нас не существует. Жалкий народ!»

Для самого Пушкина родовые предания — дело нешуточное. «Любовь к отеческим гробам» — не просто семейное чувство, это ещё и черта исторического сознания и важнейший признак культуры. Пушкин хорошо знал свою родословную, гордился ею и тесно сопрягал своё собственное существование с долгой, уходящей к истокам национальной жизни цепью родственников и предтечей.

Толстой, Лермонтов, Тургенев, в меньшей степени — Гоголь прекрасно помнили своих ближайших и отдалённейших предков. И хотя в отличие от Пушкина им редко доводилось прибегать к генеалогическим аргументам, они тем не менее не только ощущали за собой авторитет глубоко укоренённой культурной традиции, но и -— над собой — надёжную сень старого родового древа.

(По книге И. Волгина* «Родиться в России»)

*Волгин Игорь Леонидович (род. в 1942 г.) — писатель и историк, профессор МГУ, автор нескольких книг, посвящённых жизни и творчеству Ф. М. Достоевского.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Пушкин хорошо знал свою родословную, а Гоголь и Тургенев — плохо.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

27. Когда умер мой муж (театральный режиссёр Н. П. Акимов1), мне долгое время не хотелось никого видеть. Однажды позвонил известный кинорежиссёр Г. М. Козинцев2. Попросил разрешения зайти. Сказал, что ему очень нужно посмотреть последние эскизы Акимова к шекспировскому спектаклю. Пришёл. Посмотрел. И совсем они были ему не нужны. Посидел около часа. Мы почти ни о чём не разговаривали. Но я почувствовала в его визите такое искреннее участие, такое горячее желание поддержать, что не могла остаться равнодушной. Его удивительная тактичность обезоружила меня.

1 Акимов Николай Павлович (1901—1968) — советский театральный режиссёр, сценограф, педагог, художник, публицист.

2 Козинцев Григорий Михайлович (1905—1973) — советский режиссёр кино и театра, сценарист, педагог.

Когда я узнала, что Григорий Михайлович заболел, я много думала о нём. Вспоминала всё, что он сделал для меня. Сокрушалась, что недостаточно выразила ему свою благодарность. Из-за дурацкой застенчивости не высказала всего: как я дорожила его вниманием, какое значение имело для меня общение с ним, несмотря на наши редкие встречи. Меня мучило это. Человек должен знать, что принесённое им добро не пропало.

Я написала ему письмо. Он уже не мог его прочитать.

(По книге воспоминаний Е. Юнгер* «Всё это было…»)

*Юнгер Елена Владимировна (1910-1999) — советская актриса, автор мемуаров.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в первом абзаце содержится повествование.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Перед смертью Г. М. Козинцев успел прочитать письмо, которое послала ему рассказчица.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

28. За все свои пятьдесят лет службы театру великий актёр Щепкин не только не пропустил ни одной репетиции, но даже ни разу не опоздал. Никогда никакой роли, даже если это было в сотый раз, он не играл, не прочитав её накануне вечером, перед сном и не отрепетировав её утром в день представления. Это не мелочная точность, не педантство, а весьма важное условие в деле искусства.

Вся жизнь Щепкина и вне театра была постоянно для него школой искусства: везде он находил что-то такое, что можно перенести на сцену. Нередко посреди шумных речей и споров мы, его друзья, замечали, что актер о чём-то задумывался, словно что-то вспоминал. Впоследствии его заставляли признаться, что он думал в то время о каком-нибудь трудном месте своей роли, которая вследствие сказанного кем-то из присутствующих меткого слова вдруг освещалась новым светом.

В эпоху блистательного торжества, когда театр, переполненный восхищёнными зрителями, дрожал от восторженных рукоплесканий, был в театре один человек, постоянно недовольный Щепкиным. Этот человек был сам Щепкин. Никогда не был доволен собою этот взыскательный художник!

(По статье С. Аксакова* «Несколько слов о М. С. Щепкине»)

* Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) — русский писатель и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

За всю свою пятидесятилетнюю службу в театре М. С. Щепкин опоздал на спектакль только один раз.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

29. Ощущение кровной причастности к общему делу, всеобщая пристальная любовь к армии, дерущейся с врагом, — это было характерно для людей тыла. А как же могло быть иначе?

Растили и убирали урожай, возводили стены корпусов, пускали поточные линии в тяжелейших условиях эвакуации — с колёс, в дожди, в лютую стужу. В рекордные сроки осваивали выпуск техники и вооружения новых типов и марок. Наша армия получила боевые машины, по основным параметрам превосходящие соответственные системы врага.

Многие тысячи посылок направлялись на фронт из восточных районов страны. Чего только не было в них — и сибирские пельмени, и кедровые орешки, и тёплое бельё, и расшитые кисеты и платочки. А сверху, под крышкой, обязательно тёплое душевное письмецо. Всё более входила в обычай, распространялась оживлённая переписка между фронтом и тылом, между прежде незнакомыми людьми, между девушками и солдатами, достигшая особенно большого размаха к концу войны. Жаль, что нередко вдруг приходили с фронта письма, начертанные незнакомой рукой и сообщавшие, что адресат выбыл бессрочно. А другие продолжали переписываться вполне благополучно, до конца войны, и некоторые встречались потом и даже всерьёз связали свои судьбы.

(По книге К. Ваншенкина* «Графин с петухом») *Ваншенкин Константин Яковлевич (1925-2012) — советский и российский поэт.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о __________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Нередко в ответ на письма из тыла на фронт приходили сообщения о том, что адресат погиб.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

30. Александр Иванович часто дежурит на вечерах в техникуме. И не было ещё такого вечера с танцами, на который не пробралась бы Оля с причёской из последнего фильма и в сногсшибательном наряде. Студенты знают, что она «с приветом», однако Оле никогда не приходится подпирать стенку. Среди парней Оля слывёт хорошей партнёршей, она «клёво» пляшет и с ней можно здорово «побалдеть». Александр Иванович от вечера к вечеру с беспокойством следит за Олиными успехами, ему известно, какие ухари есть среди студентов…

Вернувшись домой, он делится своими тревогами с Еленой Петровной. Начинается их обычный печальный разговор. Очень жалко Олю, но что сталось бы с ними самими, если бы она жила в их доме как близкий человек, как приёмная дочь? Нет, нет, они правильно сделали, что отказались тогда взять Олю из детского дома.

Но как бы Козловы ни убеждали друг друга, обоих неотступно преследует мысль, что, если бы они тогда, когда Оля была совсем маленькая, взяли её к себе, окружили лаской, она бы выросла другой.

Где-то живёт себе беспечно родная мать, не знающая даже, что её дочь нарекли Олей, а Козловы, без вины виноватые, не находят покоя.

(По рассказу И. Стрелковой* «Рок семьи Козловых»)

*Стрелкова Ирина Ивановна (1924-2006) — российская писательница.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в двух последних абзацах используется описание.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Оля — приёмная дочь Ивановых.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

31. Сидя у сестры и читая исторический роман, Лаптев вспоминал всё, и ему было обидно, что на его великолепное, чистое, широкое чувство ответили так мелко; его не любили, но предложение его приняли, вероятно, только потому, что он богат, то есть предпочли в нём то, что сам он ценил в себе меньше всего. Можно допустить, что Юлия, чистая и верующая в Бога, ни разу не подумала о деньгах, но ведь она не любила его, не любила, и, очевидно, у неё был расчёт, хотя, быть может, и не вполне осмысленный, смутный, но всё же расчёт. Дом доктора был ему противен своею мещанскою обстановкой, сам доктор представлялся жалким, жирным скрягой, самое имя Юлия звучало уже вульгарно. Он воображал, как он и его Юлия пойдут под венец, в сущности, совершенно незнакомые друг другу, без капли чувства с её стороны, точно их сваха сосватала, и для него теперь оставалось только одно утешение, такое же банальное, как и самый этот брак, утешение, что он не первый и не последний, что так женятся и выходят замуж тысячи людей и что Юлия со временем, когда покороче узнает его, то, быть может, полюбит.

(По повести А. П. Чехова* «Три года»)

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в тексте используется описание.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

На светлое чувство героини герой ответил равнодушием.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

32. Прочитал статью, в которой моральный облик нескольких молодых людей поставлен в зависимость от материальной обеспеченности (богатые папа с мамой, папина машина, лишние карманные деньги).

Но мне кажется, что материальная обеспеченность не связана с уровнем морали никоим образом.

Моральный облик человека зависит от его воспитания. Тургенев был очень богат. Толстой был граф, Бальзак и Диккенс не бедствовали. С другой стороны, Бетховен и Рембрандт умерли в бедности. Купца Третьякова и богача Савву Мамонтова я не упрекнул бы в аморальном поведении так же, как нищих писателей А. Грина или Велимира Хлебникова. Бывают бедные жулики и обеспеченные люди образцового поведения так же, как богатые подлецы и бедняки, исполненные благородства.

Итак, моральный облик человека зависит от его воспитания, качество воспитания зависит от культуры, умения и моральных принципов воспитателей. К воспитателям относятся как отдельные люди (родители, учителя, друзья), так и общество в целом, с его орудиями воспитания, искусство всех видов, печать, радио, церковь.

Моральный уровень общества или времени (века) зависит от господствующих в данное время моральных принципов. Например, одним из моральных (а если быть точным — аморальных) принципов XX века во многих странах стал подмеченный, предсказанный и разоблачённый ещё Достоевским принцип: «Всё дозволено». Его воздействию подвергаются люди самого | различного материального положения.

(По книге В. Солоухина* «Камешки на ладони»)

*Солоухин Владимир Алексеевич (1924—1997) — русский советский писатель, видный представитель «деревенской прозы».

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Моральный облик человека зависит от воспитания.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

________________________________________________________________________________________________________________________________

33. У меня такой жёсткий график, откуда взять час на чтение? У кого отнять? У друзей? Телека? Разъездов? Вечеров в кругу семьи? Уроков?

Где найти время читать?

Серьёзная проблема.

Которая и не проблема вовсе.

Коль скоро встаёт вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания. Потому что, если разобраться, времени читать ни у кого никогда нет. Нет у мелких, нет у подростков, нет у взрослых. Жизнь — постоянная помеха чтению.

— Читать? Я бы с радостью, но работа, но дети, но хозяйство, времени нет…

— Как я вам завидую, что у вас есть время читать!

А почему же вон та, которая работает, бегает по магазинам, растит детей, водит автомобиль, посещает дантиста, через неделю переезжает — почему она находит время читать, а вот этот благонравный холостяк-рантье не находит?

Время читать — это всегда украденное время.

У кого украденное?

Скажем, у обязанности жить.

В этом, несомненно, причина того, что метро — устойчивый символ упомянутой обязанности — являет собой величайший в мире читальный зал.

У меня никогда не было времени читать, но ничто никогда не могло помешать мне дочитать полюбившийся роман.

Чтение никак не связано с регламентом жизни общества, оно просто образ жизни.

Вопрос не в том, есть ли у меня время читать (время, которого, кстати, никто мне не даст), но в том, подарю я себе или нет счастье быть читателем.

(По книге Д. Пеннака* «Какроман»)

*Пеннак Даниэль (род. в 1944 г.) — современный французский писатель, публицист.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Люди читают книги в метро, потому что хотят использовать время поездки разумно.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите комментарий к проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите главную мысль текста (позицию автора).

_____________________________________________________________

Предложения интернет-магазинов