АНАЛИЗ МИНИ-ТЕКСТОВ. ЕГЭ Русский язык.

1. Чехов родился на берегу мелкого Азовского моря, в уездном городе, глухом в ту пору, и характер этой скучной страны немало, должно быть, способствовал развитию его прирождённой меланхолии. Мещанская уездная бедность семьи, молчаливая, со сжатым ртом, с прямой удлинённой губой мать, «истовый и строгий» отец, заставлявший старших сыновей по ночам петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами, как какой-нибудь зверь, требовавший с самого нежного возраста, чтобы они сидели по очереди в качестве «хозяйского ока» в лавке. И чаще всего страдал Антоша, — наблюдательный отец сразу отметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда нужно было куда-нибудь ему отлучиться.

Однако ещё гимназистом в письме от 29 июля 1877 года Антоша писал своему двоюродному брату М. М. Чехову:

«Отец и мать — единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею, и если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут ПОЯВИТЬСЯ от плохой жизни, готовит им мягкий и короткий путь, в который они веруют и надеются так, как немногие».

С самых первых лет студенчества Антон Павлович взял на свои плечи всю семью.

(По книге И. Бунина* «О Чехове»)

*Бунин Иван Алексеевич (1870—1953) — русский писатель, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России (1933 год).

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: во втором предложении используется описание.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Чехов родился в северном уездном городе.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный, текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Крыша над головой — самое главное в жизни. Ощущение бездомности подобно сиротству. Поэтому человек строил себе дом прежде всего прочего. Скитальчество и бродяжничество во многих странах запрещены законом. Но закон нравственный всегда сильнее юридического.

(По книге эссе В. Белова* «Лад»)

*Белов Василий Иванович (1932-2012) — русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ___________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется повествование.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Отсутствие жилища у человека подобно сиротству, поэтому люди заботятся о том, чтобы иметь крышу над головой.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сегодня мы достигли таких вершин цивилизации, когда человек должен быть не только «потребителем» природы, но и её покровителем, её сотворцом. Сегодня уже не только мы зависим от природы, а и она от нас. Нашей волей и нашим разумом — этим величайшим даром Времени и Пространства, той же Природы и Истории — мы должны противостоять нарушению экологического равновесия.

(По статье Ч. Айтматова* «Хрупкий жемчуг Иссык-Куля»)

*Айтматов Чингиз Торекулович (1928-2008) — один из крупнейших советских писателей, писавший на русском и киргизском языках.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Мы должны беречь природу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста1.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

1 О том, как определять и формулировать проблему, рассказано в 1-й части данного комплекса пособий.

Формулировка проблемы возможна в виде вопросительного предложения и в виде следующей конструкции: слово «проблема» + имя существительное в форме р.п.

4. Смайлик. Слово такое же пошлое, как и сам предмет. Ненавижу все эти приспособления для ленивых. Вместо того чтобы выразить своё чувство, ты его отсылаешь. Нажимаешь на кнопочку — и перед тобой все эмоции мира, совершенно одинаковые. Радость, сомнение, грусть, гнев — все на одно лицо. Всё многообразие порывов души сведено к пяти отвратительным кружочкам.

Чёрт побери, какой прогресс…

(По роману А. Гавальда* «Ян», перевод с французского) *Гавальда Анна (род. в 1970 г.) — современная французская писательница.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Пять смайликов способны выразить любые оттенки чувств, и это замечательно.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, — невозможно. Закон личности на земле связывает. Я препятствует. <…> Между тем <…> высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, — это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие. Таким образом, закон я сливается с законом гуманизма.

(Из записной книжки Ф.М. Достоевского)

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Невозможно полюбить ближнего, как самого себя, потому что любовь человека к самому себе оказывается сильнее.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. М. М. Пришвин говорил: «Приходят молодые читатели, потом ещё более молодые, потом ещё, и так идёт от поколения к поколению. Как эстафету передают друг другу… Хорошо быть эстафетной палочкой: никогда не теряется, всегда кто-нибудь да подхватит! Но вот дойти до положения палочки — это ох как трудно! Работаешь, работаешь, а смотришь — никто не подхватывает. Значит, заходи на новый круг и всё начинай сначала».

(По книге воспоминаний А. Пришвина* * «Хозяйка таёжной речки»)

*Пришвин Андрей Сергеевич (1907-1978) — советский писатель, племянник М. М. Пришвина.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется рассуждение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Писатель должен работать, учась у классиков.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Во Вьетнаме я был в гостях у одного художника. Он рассказывал мне о технике лаковой живописи, в частности о процессе шлифования картин. Сначала картину шлифуют крупной галькой, потом мелким зернистым камнем, потом угольной пылью, потом угольной золой, доходя, наконец, до самого нежного материала — золы соломы.

Очевидно, до «золы соломы» нужно бы доходить и в шлифовании литературных произведений. Однако кто же до этого доходит?

(По книге В. Солоухина* «Камешки на ладони»)

*Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) — русский советский писатель, видный представитель «деревенской прозы».

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Писатель должен тщательно работать над литературным произведением, доводя его до совершенства.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

______________________________________________________________________________________________________________________________

8. Вспоминаю окна в нашем доме. В цветочных горшках росли мамины любимые розовые примулы. Отцветая, они бледнели, синели по краям, сохли и опадали. Листья на красных пушистых черенках тоже сохли, сменялись новыми. Цветы спешили расцвести вновь. Вечная весна домашних тропиков! А где-нибудь в жарких странах такие примулы растут прямо из земли. Цветы на окне и большой фикус в кадке были словно послами из других стран. Мир един!

(По книге воспоминаний В. Берестова «Светлые силы»)

*Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) — русский поэт, писавший для взрослых и детей, переводчик, мемуарист, пушкинист.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в предпоследнем и последнем предложениях используется рассуждение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Розовые примулы и фикусы в жарких странах растут прямо из земли.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

9. Я научился складывать из букв слова, когда мне исполнилось три года. В детстве я буквально поглощал книги, читал чудовищно много и к годам двенадцати уже понимал, что лучшая профессия на земле — писатель. Ничего более прекрасного, нежели чтение книг, для меня тогда не существовало, и до сих пор считаю, что чтение — одно из высших удовольствий. А доставляли это счастье писатели. Из-за количества прочитанного за мной в школе закрепилась кличка «ходячая энциклопедия».

(Из книги об Э. Рязанове* «Необъятный Рязанов»)

*Рязанов Эльдар Александрович (1927-2015) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт, драматург. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в третьем и четвёртом предложениях используется повествование.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Автора прозвали в детстве «ходячей энциклопедией», потому что он увлекался чтением научно-популярной литературы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

10. Что было вчера — того нет сегодня. В этом мире всё приходит и всё уходит. В этом мире только звёзды извечны, что правят свой путь при извечной луне, только вечное солнце извечно с востока встаёт, только земля черногрудая на извечном месте своём. А на земле только память людская живёт дольше всех, а самому ж человеку путь отмерен короткий — как расстояние между бровями. Только мысль бессмертна, от человека к человеку идущая, только слово извечно, от потомков к потомкам идущее…

(По рассказу Ч. Айтматова* «Плач перелётной птицы»)

*Айтматов Чингиз Торекулович (1928-2008) — один из крупнейших советских писателей, писавший на русском и киргизском языках.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется повествование.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Всё в нашем мире преходяще, только мысль и слово бессмертны.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Я помнил, бабушка говорила когда-то, дескать, Нинка играет, но я подумать не мог, что она умеет так играть! Нет, не чижика-пыжика, не пресловутое упражнение номер 24 играла Нинка. Старенькое, обшарпанное пианино стонало всеми струнами, рождая удивительные звуки. Я не знал, что играет Нинка, но это походило на море. Волны то накатывались на меня, сверкая брызгами, то отступали, успокаиваясь, и всё это было в музыке.

Девчонки, окружившие Нинку, стояли открыв рот, замерли привередливые дежурные, и даже самые шебутные мальчишки не лезли и не орали.

(По повести А. Лиханова* «Музыка»)

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — советский, затем российский детский писатель, общественный деятель.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется описание.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Рассказчик восхищён тем, как Нинка играет на пианино.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Знаменитому учёному, путешественнику и писателю Владимиру Афанасьевичу (Обручевуудалось пройти в походах (на коне, в лодке и просто пешком) расстояние, превышающее окружность земного шара, подняться на тысячу малых и больших горных вершин, одолеть столько же перевалов, открыть и описать сотни месторождений полезных ископаемых, опровергнуть десятки устаревших теорий и сделать множество открытий.

1 Обручев Владимир Афанасьевич (1863-1956) — русский, советский геолог, географ и писатель, автор знаменитого романа «Земля Санникова». Академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда.

Чтобы рассказать обо всём этом, ему потребовалось написать около сорока тысяч страниц убористым почерком, то есть почти семьдесят — восемьдесят полноформатных томов. Знаменательно, что эта цифра совпадает с окружностью нашей планеты, выраженной в километрах.

(По статье В. Щербакова* «Путешествие в неведомые страны»)

*Щербаков Владимир Иванович (род. в 1938 г.) — современный прозаик и журналист.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Знаменитый учёный и писатель Обручев никогда не путешествовал пешком.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

13. Когда-то временные периоды называли в России именами правителей: эпоха Ивана, эпоха Петра, эпоха Екатерины. Этот порядок сам собой отменился с возникновением великой литературы. Так ли существенно, кто принимал военные парады при Пушкине?

Историки привычно ведут века от цифры к цифре. Но чем первый год столетия лучше пятого или пятнадцатого? Прошлый век, если говорить без учёта календарных рамок, открылся Пушкиным. А завершился Толстым. Наш начался трагическими предчувствиями Блока и закончился последней песней Булата Окуджавы.

Начавшемуся двадцать первому веку понадобится свой пророк. Хочется верить, что он уже родился.

(По книге эссе Л. Жуховицкого* «Как стать писателем за 10 часов»)

*Жуховицкий Леонид Аронович (род. в 1932 г.) — российский писатель, публицист, драматург, педагог.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в первом абзаце используется повествование.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Когда-то исторические эпохи называли в России именами правителей: эпоха Ивана Грозного, эпоха Петра Первого, эпоха Елизаветы Петровны.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

14. Моя новая повесть была написана на три четверти, когда мне понадобилось съездить в Москву. Я показал матери на стопу исписанной бумаги, то есть на рукопись, и попросил, чтобы в случае пожара она спасла прежде всего эту бумагу, а не остальные вещи. У матери сначала не могло уложиться в голове, как это стопа бумаги может быть дороже всего добра: одеялишек, подушек, перины, рубашек, пальто и даже самого дома.

Потом она поняла, завернула бумагу в шаль и бережно, как если бы это было живое или стеклянное, понесла к себе под подушку.

(По книге В. Солоухина* «Камешки на ладони»)

*Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) — русский советский писатель, видный представитель «деревенской прозы».

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Мать рассказчика сразу убрала рукопись, потому что поняла, как сын дорожит ею.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

15. Однажды, находясь в деловой поездке в Токио, я проснулся рано утром и долго смотрел на мокрый утренний город, покрытый разноцветными кружками зонтов. Зонты бежали в разных направлениях, пути их пересекались, они кружили, исчезали, но появлялись новые. Мне неожиданно стало грустно. Страна эта показалась мне близкой, но в то же время далёкой и туманной. Интересно, что узнал бы я о ней за три года, за десять лет? Ведь можно досконально изучить язык и историю и располагать самыми точными статистическими данными, но раствориться в чужом народе нельзя. У души нет резервов, вся она отдана своей стране.

(По книге В. Аксёнова* «Японские заметки»)

*Аксёнов Василий Павлович (1932—2009) — русский писатель.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в первом предложении используется описание.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Любую страну можно полюбить так же, как свою родину.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Когда пишется стихотворение, на одно вакантное место просится двадцать или тридцать слов. Все они как будто хороши и годятся. В меру своего таланта поэт выбирает лучшее, похуже, совсем плохое, совсем хорошее или единственное. У Пушкина были варианты:

На берегу варяжских волн…

На берегу свинцовых волн…

На берегу холодных волн…

На берегу безбрежных волн…

И наконец, появилось:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн.

Можно научить поэта тому, что нужно искать слова, но найти своё, единственное слово может лишь сам поэт. Этому научить нельзя. А между тем степень единственности найденного слова есть единственная мера таланта.

(По книге В. Солоухина* «Камешки на ладони»)

*Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) — русский советский писатель, видный представитель «деревенской прозы».

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется рассуждение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Поэта можно научить подбирать единственное, самое точное слово для создания образа.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

17. Летом я больше всего любил лежать в траве, на лугу, под ветвистой ветлой. Звуки, звуки, звуки. И сверчков, и кузнечиков, и оводов, и мух, и комаров, ну уж о птицах и речь не идёт: треск, свист, чириканье. Эти звуки приносили ощущение: какой ты счастливый, что родился на свет, что слышишь ты весь этот звенящий благовест. А какой огромный, неизвестный и прекрасный вокруг тебя мир! Можно ли его познать? И нужно ли? Может, и нужно-то всего человеку, чтобы он слушал и слушал, смотрел и смотрел, думал и думал о прекрасном и большом мире звуков, света и цветов.

(По рассказу С. Кротова «И вечный золотой венец…»)

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в четвёртом предложении используется описание.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Человек должен постоянно стремиться к познанию окружающего мира.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

18. Сколько я ни перечитываю роман, меня не оставляет чувство тревоги, оно даже усиливается. Кажется, всё-всё у Достоевского написано — только прочитай. Но читаешь и нет-нет что-то важное пропустишь, что-то незаметно для себя присочинишь. А в конце концов плохо понимаешь именно потому, что плохо читал, плохо слушал. И здесь не просто утешением, а стимулом является признание Гёте, сделанное им незадолго до своей смерти: «Добрые люди <…> не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет жизни и всё ещё не могу сказать, что достиг цели». А мы над этим даже и не задумываемся…

(По книге Ю. Карякина* «Достоевский и Апокалипсис»)

*Карякин Юрий Фёдорович (1930-2011) — российский литературовед, писатель, публицист, общественный деятель.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется описание.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Гёте вспоминал, что он рано научился читать.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Из всей поездки по Скандинавии нам особенно полюбилась и запомнилась Норвегия, сохранившая свою исключительную самобытность, природу, своё достоинство. Как не поклониться стране, народу, который наказал своего классика Кнута Гамсуна за то, что в интервью, напечатанном в газете, он позволил себе сказать, что с некоторыми идеями Гитлера он согласен! Все библиотеки, книжные магазины, частные лица возвращали классику его книги.

Когда мы были в доме Гамсуна на берегу фиорда, гид сказал, что весь участок был завален бандеролями. «Что же стало с книгами?» — спросили мы. — «Когда умер Гамсун и кончилась война, книги вернулись на полки читателей. Его простили, но не забыли его вину».

(По книге Г. Аграновской* «Фрагменты прошлого века. Воспоминания»)

*Аграновская Галина Фёдоровна (1928-2015) — российская журналистка и писательница.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: во втором предложении используется повествование.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

После войны норвежцы стали читать книги Гамсуна, потому что простили его и забыли его вину.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Почему Покров на Нерли стоит на отшибе от богомолов, на лугу, на пустынном берегу реки? У меня есть такая версия.

На этом месте (точно установлено) разгружали белый камень, который привозили на стругах «из булгар». Здесь камень перегружали на лошадей. Здесь был склад белого камня. А камень был нужен для строительства владимирских соборов.

Церковь Покрова на Нерли построена из остатков этого камня (или излишков), построена шутя, между прочим, потому что всё равно — склад, а оказалась она лучше тех основных соборов, ради которых камень везли.

Не знает и художник, что у него окажется самым лучшим. Может быть, что-нибудь сделанное между прочим, «из отходов».

(По книге В. Солоухина* «Камешки на ладони»)

*Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) — русский советский писатель, видный представитель «деревенской прозы».

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Точно установлено, что церковь Покрова на Нерли построили из остатков белого камня.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

21. Мы говорим порою, что читатель у нас замечательный, ждёт от нас достойных себя произведений и что мы у него в долгу. Это, может быть, и верно, но лишь отчасти.

Какова литература, таков и читатель. Это взаимосвязано. И очень крепко. Я совершенно убеждён, что количественно читатель — тонкий, или посредственный, или никудышный (а есть и такой) — находится в прямой пропорциональной зависимости от уровня, точнее, от различных уровней нашей литературы.

Замечательный читатель читает замечательные книги, средний — средние, а никудышный — обязательно плохие. Это закон. Прямая зависимость. Каждый безошибочно находит своё.

Разумеется, происходит переход из одной группы в другую, но это процесс, этот «путь наверх» не так прост и требует немалых усилий.

(По книге К. Ваншенкина* «Поиски тебя»)

*Ваншенкин Константин Яковлевич (1925-2012) — советский и российский поэт.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется повествование.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Плохой читатель никогда не будет читать хорошие книги.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Быть может, кому-нибудь подобная точка зрения и представится порочной, — кажется, она даже имеет специальное научное наименование — антропоморфистская, но мне решительно безразлично, к какой графе отнесёт наука мою любовь и уважение к собакам. Я не оговорился, употребив слово «уважение». Ленинградский биолог профессор В. Я. Александров сказал мне как-то, что, слишком легко и просто рассуждая о поведении животных, мы зачастую проявляем некое homo-чванство: нам чудится, что поскольку человек — высшее, сложно мыслящее существо, то психика собаки уже совершенно элементарна, ограничена считанным количеством условных рефлексов, лишена какой бы то ни было загадочности и доподлинно нам понятна.

Лично же мне многое непонятно в поведении животных, а к явлениям сложным и неясным для меня я привык относиться с уважением.

(По очерку И. Меттера* «Собаки»)

*Меттер Израиль Моисеевич (1909—1996) — советский писатель, сценарист. Автор популярной повести «Мухтар».

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется повествование.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Ленинградский биолог профессор В. Я. Александров сказал, что психика собаки ограничена считанным количеством условных рефлексов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

23. Мне было около года, когда врачи сказали, что болезнь отца приняла неизлечимую форму, что он обречён.

— Посмотрим, — ответила мать и увезла отца в Златоуст, который славился своим целебным климатом.

Не говоря уж об их пылкой любви, сострадание и отвага в помощи являлись основой материнской натуры.

Каждый день в 6 часов утра, укутав отца в тулуп, мать заставляла его прогуливаться час на морозе. Два года были всецело посвящены стряпне. Это было тем более трудно, что мать ненавидела кухню и без своей работы (она была скульптором) приходила в угнетённое состояние духа.

Отец вернулся из Златоуста здоровым. Доктор, прослушав его, развёл руками и сказал матери:

— Вы сотворили чудо! Преклоняюсь. А вы, мой друг, обязаны жизнью вашей жене.

(По книге воспоминаний Н. Морозовой* «Моё пристрастие к Диккенсу»)

* Морозова Нелли Александровна (род. в 1924 г.) — российский киносценарист, редактор, мемуарист.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Врачи посоветовали отвезти отца автора в Златоуст, потому что там был хороший климат.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

24. Как-то раз (я был тогда подростком) я лежал на траве, вытянувшись на спине, и смотрел вверх. Огромные облака, словно высеченные из белого камня, плавно передвигались надо мной, порой заслоняя лазурь неба. Порой они сталкивались бесшумно, потом расходились в стороны, и тогда открывалась бездонная синева.

И вдруг на этом великолепном фоне я увидел очертания двух чудесных птиц, ко мне донеслись издалека трубные звуки их голосов. Это были белые журавли — самые изящные создания из всего пернатого царства.

Торжественные, волнующие звуки их трубных голосов до сих пор отдаются эхом в моём сердце. Чего бы я не отдал, чтобы услышать их сейчас так, как я слышал тогда, и увидеть их теми юными глазами!

Но увы, я теперь стар, и волшебная птица исчезла, исчезла навсегда.

(По книге воспоминаний Э. Сетон-Томпсона* «Моя жизнь»)

*Сетон-Тдмпсон Эрнест (1860-1946) — канадский и американский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в первом абзаце текста используется описание.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

В мире птиц самыми изящными являются белые журавли.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

25. Стены гимназии и университета, товарищи — вот что составляло в юности целый мир для меня. Там разрешались многие вопросы, там царствовало полное презрение ко всему низкому и подлому, ко всем своекорыстным расчётам и выгодам и было глубокое уважение ко всему честному и высокому, пусть даже безрассудному. Память об этих годах неразлучно живёт с человеком и неприметно для него освещает и направляет его шаги в продолжение всей жизни. Куда бы его ни завели обстоятельства, эта память выводит его на честную, прямую дорогу. Я за всё, что есть во мне доброго, считаю себя обязанным гимназии, университету, тому живому началу, которое вынес я оттуда. Я убеждён, что у того, кто не воспитывался в общественном учебном заведении, остаётся пробел в жизни, что жизнь его не полна…

(По книге С. Аксакова* «Воспоминания»)

*Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) — русский писатель и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

В общественных учебных заведениях формируются нравственные качества человека.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

26. В книге «Хозяйка таёжной речки» писатель А. Пришвин вспоминает слова своего дяди, знаменитого писателя М. Пришвина: «Как хорошо: по холоду — Сибирь, по небу — Италия… (сказано о Дальнем Востоке). Счастливый ты человек! Живёшь в таком крае. Впрочем, каждый край по-своему очень хорош. Дальний Восток, Сибирь, Карелия. Подмосковье… Все места хороши, если относиться к ним с любовью, а не равнодушно. Придёт иной человек в лес, смотрит — сучья валяются под ногами. Он пройдёт мимо, ещё отшвырнет сучок ногой, чтобы не мешал ему, не задумываясь о том, что под этим сучком целый мир. Остановиться бы ему, посмотреть, подумать… Нет, проходит мимо. Так не всегда, но нередко случается, а надо к каждой мелочи относиться с родственным вниманием. Смотришь — мелочь, а приглядишься внимательнее — Боже мой, целый неоткрытый мир!»

(По книге воспоминаний А. Пришвина* «Хозяйка таёжной речки»)

*Пришвин Андрей Сергеевич (1907-1978) — советский писатель, племянник М. М. Пришвина.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в двух последних предложениях используется описание.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

М. Пришвин считает племянника счастливым, потому что тот живёт в Карелии.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

27. Московский период, в течение которого я нашёл наконец свой настоящий путь в искусстве и окончательно оформил мои прежние бессознательные тяготения, отмечен благотворным влиянием замечательных русских художников. После великой и правдивой русской драматургии влияние живописи занимает в моей артистической биографии первое место. Я думаю, что с моим наивным и примитивным вкусом в живописи я не сумел бы создать те сценические образы, которые дали мне славу. Для полного осуществления сценической правды и сценической красоты, к которым я стремился, мне было необходимо постигнуть правду и поэзию подлинной живописи.

В Москве я нашёл исключительно талантливых людей, которые в то время обновляли русскую живопись и у которых мне выпало счастье многому научиться.

Это были Серов, Левитан, братья Васнецовы, Коровин, Поленов, Остроухое, Нестеров и Врубель.

Почти с каждым из этих художников была впоследствии связана та или другая из моих московских постановок.

(По книге воспоминаний Ф. Шаляпина* «Маска и душа»)

*Шаляпин Фёдор Иванович (1873-1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Автор многому научился у Серова, Нестерова, Врубеля, Репина, Левитана.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

28. Никогда не забуду один майский день из своего детства.

Я бродил по холмам, сказочно красивым еловым рощам. Цвела ветреница, и прерия была так чудесна в этом прелестном наряде! Весенние песни птиц звенели над её просторами и доносились из лесу со всех сторон. Чувство непередаваемой радости переполняло моё сердце. Меня радовало всё кругом, но, кажется, больше всего то, что теперь я знал голос почти каждой птички, знал, как её зовут, и понимал её песнь.

Был восхитительный закат солнца, когда я пробирался через болото по брёвнам — переправе, которую я сам здесь устроил.

Вдруг до меня донеслись звуки чудесной песни. Я узнал своего старого друга — королевскую птицу. Она пела знакомую, любимую мою песнь, но пела так, как никогда, и я весь превратился в слух.

Звуки песни лились, нарастали и крепли, потом зазвучали тише и рассыпались в трель.

Я был взволнован и под впечатлением волшебной песни незаметно прошёл свой дальний путь домой.

(По книге воспоминаний Э. Сетон-Томпсона* «Моя жизнь»)

*Сётон-Т6мпсон Эрнест (1860-1946) — канадский и американский писатель, художник- анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в тексте используется повествование с описанием.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Автор долго слушал пение незнакомой ему птицы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

29. Возможно, Брему1 мешала его художественная натура, и он не очень стремился проникнуть в глубь предмета или исследовать досконально малоизвестную страну, а лишь стремился создать художественно-научный образ животного мира вообще и отдельных его представителей, а также страны, которую он посещал, и того, что он видел там. Если это так, то он добился того, чего хотел. И заслуга его перед наукой, перед человечеством не меньшая, а возможно, и большая, чем даже очень крупных учёных и путешественников. Он был страстным пропагандистом и горячим энтузиастом науки, он открыл для огромной массы людей величие и красоту природы вообще и животного мира в частности, благодаря Брему во многом изменилось отношение к животным, благодаря Брему сотни людей выбрали себе жизненный путь: они стали натуралистами, зоологами, исследователями и путешественниками. И кто знает, что важнее: сделать открытие в науке или открыть перед людьми дверь в эту науку? Трудно ответить на этот вопрос. Но можно сказать иначе: замечательных учёных было много, Брем был единственным!

(По книге Ю. Дмитриева* «Необыкновенный охотник») *Дмитриев Юрий Дмитриевич (1926-1989) — советский писатель-натуралист.

1 Брем (также Брэм) Альфред Эдмунд (1829-1884) — немецкий учёный-зоолог и путешественник, автор знаменитой научно-популярной работы «Жизнь животных*.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Уникальность Брема была в том, что он подолгу жил в каждой стране, животных которой он изучал.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

30. Нам задали классное сочинение на тему: «Самый счастливый день в моей жизни».

Я раскрыла тетрадь и стала думать, какой у меня был в жизни самый счастливый день. Я выбрала воскресенье — четыре месяца назад, когда мы с папой утром пошли в кино, а после этого сразу поехали к бабушке. Получилось двойное развлечение. Я написала, что кинокомедия была ужасно смешная, с Дефюнесом в главной роли, и мы так хохотали, что на нас даже оборачивались, и кто-то постучал в мою спину согнутым пальцем, как в дверь. А у бабушки было как всегда. Мы сидели на кухне и ели очень вкусную рыбу. Но дело ведь не в еде, а в обстановке. Меня все любили и откровенно мною восхищались. И я тоже всех любила на сто процентов. У меня глаза папины, у папы — бабушкины, карие, бровки домиком. Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и то же. И были как дерево: бабушка — корни, папа — ствол, а я — ветки, которые тянутся к солнцу.

И это было невыразимо прекрасно.

Конечно, это был не самый счастливый день в моей жизни. Просто счастливый. А самого счастливого дня у меня ещё не было. Он у меня — впереди.

(По рассказу В. Токаревой* «Самый счастливый день»)

*Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) — современный русский прозаик и сценарист.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в тексте используется повествование с описанием.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Рассказчица вспоминает, как они с папой ходили днём в кино, потом поехали к бабушке.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

31. А вот и наша комната! Высокие (почти пять метров) потолки, тёмно-красные обои, наборный паркет и два узких длинных окна, выходивших в тихий Дегтярный переулок.

Больше всего меня поразил камин, в котором отец, ожидая нас, уже развёл огонь. Сложенный из тёмно-розового кафеля, он был украшен тончайшей лепниной — позже мне рассказали, что на нём изображена сцена из «Фауста»: весёлая пирушка. Фауст в шляпе с пером и ниспадающем складками плаще, с пенящимся бокалом в руке, был сказочно красив. Стол, уставленный бутылками, фруктами и другими яствами, — всё это было из какой-то другой, неведомой жизни. Под этой лепной картиной протекали мои детство и отрочество, пока в 1937 году очередной домоуправ не явился к нам с комиссией и не заявил, что, возможно, бывший владелец особняка, богач купец Ляпин, зарыл в камине клад, и потому его необходимо разбить, а вместо него сложить белёную кирпичную печку-голландку. И, несмотря на мамины мольбы, камин варварски разрушили тяжеленными молотками. Долго ещё потом валялись по двору розовые осколки, и следующее поколение дворовых ребятишек играло ими в классики или просто гоняло по асфальту, которым к тому времени залили наш когда-то мощённый булыжником двор, с пробивающейся сквозь камни жёсткой короткой травой. А у меня так и не хватило духа подобрать хоть один из них — ведь это были вещественные осколки счастливых детских воспоминаний. А воспоминания должны быть бесплотны — так как-то надёжнее…

(По книге воспоминаний Л. Либединской* «Зелёная лампа»)

*Либединская Лидия Борисовна (1921—2006) — советская писательница.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о ______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в тексте используется повествование с описанием.

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста. Камин разбили, потому что надеялись найти в нём клад.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________

32. Этот поэт появился в моей жизни незвано, не через школьный учебник, не на уроке, к которому надо было вызубрить «стишки».

Шла война, сорок второй год, я учился в первом классе. После школы, поев жидкого супчика с редкими ядрышками перловки и выучив уроки, я рисовал кораблики на газетной бумаге, а бабушка шила и чинила бельё для раненых, лежавших в госпитале. Было тихо, только размеренно постукивали ходики. И часто в этой тишине бабушка вдруг начинала читать старинные стихи. Больше других мне нравилось про Ивана Сусанина, и я заставлял бабушку повторять их вновь и вновь.

— Куда ты ведёшь нас?, не видно ни зги! —

Сусанину с сердцем вскричали враги:

— Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Сусанина я видел на картинке, висевшей в школе. Это был старик в высокой шапке и с бородой, подпоясанный кушаком, в тулупе. Вокруг него стояли враги с обнажёнными кривыми саблями, а старик не боялся их, смотрел открыто и решительно.

…Бабушка приглушала голос, как бы соединяя его с тем, что виделось ей в стихах, и я следовал за нею.

Склонившись угрюмо до самой земли,

Дебристую стену из сучьев сплели.

Вотще настороже тревожное ухо:

Всё в том захолустье и мёртво и глухо…

«Куда ты завёл нас?» — лях старый вскричал.

Голос бабушки становился жёстче и громче, а потом звенел, как звенели обнажённые сабли ляхов, а я сжимался в комок, трепеща, страшась и превозмогая свой страх.

Я не понимал некоторых слов, не знал, кто такие ляхи и что такое вотще, но не спрашивал об этом бабушку. Таинственные слова и выражения придавали стихам торжественность и глубину. Кто написал эти стихи, я тоже не спрашивал: это меня не интересовало, я даже думал тогда, что их выдумала бабушка. Меня заинтересовало другое: как спасти Сусанина, как сделать, чтобы он не погиб.

История и время путались в голове, но стихи рождали чувства, продиктованные именно тем временем, — зимой сорок второго и тревожными сводками по утрам.

Намного позже узнал я, что стихи эти написаны Кондратием Фёдоровичем Рылеевым.

(По рассказу А. Лиханова* из сборника очерков и рассказов о писателях «Силуэты»)

*Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — советский, затем российский детский писатель, общественный деятель.

1. Перескажите текст устно.

2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).

В тексте говорится о _____________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется повествование.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.

Рассказчик видел изображение Ивана Сусанина на картинке в книжке.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите проблему, поставленную автором текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. Докажите свою позицию, используя данный текст в качестве аргумента. В качестве вывода после аргумента используйте позицию автора данного текста по найденной проблеме.

Предложения интернет-магазинов