АРГУМЕНТИРУЕМ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ПО ПРОБЛЕМЕ. ЕГЭ Русский язык.

Основная цель этого раздела пособия— обучение написанию аргумента. Как известно, эта часть экзаменационного сочинения традиционно представляет большие трудности для выпускников. Связано это с тем, что учащиеся не всегда могут подобрать литературные, так называемые читательские аргументы, чтобы доказать свою точку зрения по поводу найденной проблемы. Даже если книжные аргументы находятся, ученики не всегда могут правильно ими воспользоваться, ведь надо не только написать фамилию автора и название книги, нужно ещё правильно оформить аргумент, т.е. объяснить, почему тот или иной герой (его характер, поступки и т.п.) или тот или иной эпизод в приведённой книге подтверждает мысль ученика. Для того чтобы научить выпускников писать эту часть сочинения на ЕГЭ, и предназначен этот раздел пособия.

Он состоит из небольших текстов (мини-текстов), проблемы которых аналогичны проблемам, поднимаемым авторами в экзаменационных текстах. Поэтому эти мини-тексты можно использовать в качестве аргументов к текстам с подобными проблемами. К каждому тексту предлагается система заданий, направленная на то, чтобы ученик правильно понял смысл текста, проблему, поставленную в нём автором, и авторскую позицию по данной проблеме. Это необходимо для того, чтобы такой текст впоследствии использовался правильно в сходной ситуации. Чтобы содержание текста было понято учащимися адекватно, мы предлагаем им вначале пересказать текст и определить его тему (задания 1 и 2), определить тип речи (задание 3) и соотнести данное им предложение с содержанием текста (задание 4). В задании 5 им предлагается определить проблему, поставленную в тексте, поскольку аргументировать они будут свою позицию именно по этой проблеме. В задании 6 они и должны эту позицию сформулировать. Естественно, что эта позиция в данном случае должна совпадать с позицией автора этого текста, иначе текст невозможно использовать в качестве аргумента. Чтобы ученики могли научиться правильно формулировать свою позицию, в разделе «Ответы» даются примерные формулировки позиции автора по каждому тексту. Задание 7 является основным в этой части комплекса. Именно здесь учащиеся должны написать часть сочинения, которая является аргументацией их позиции.

Структура аргумента нам представляется следующей:

1. Переход от формулировки своей позиции к аргументу с указанием автора и названия произведения, о котором пойдёт речь (напр.: «Подобную точку зрения мы встречаем в…», «В подтверждение этой точки зрения можно привести следующий пример» и т. п.).

2. Обращение к тексту (собственно аргумент).

3. Вывод (позиция автора использованного текста-аргумента).

Основной частью этого фрагмента сочинения является собственно аргумент, который представляет собой краткий пересказ содержания текста с элементами его анализа. Чтобы выполнить работу качественно, важно понимать, публицистический это текст или художественный. Если текст публицистический, необходимо воспроизвести размышления его автора по предложенной проблеме, добавив свои оценочные суждения (автор негодует, сопереживает, восхищается и т.п.). Если текст художественный, необходимо кратко пересказать сюжет/эпизод, сопроводив его элементами анализа текста (прежде всего это проявляется в оценках действий или размышлений героя).

В Ответах даны примерные формулировки проблем и позиции авторов. В работах учащихся,

естественно, формулировки могут быть иными. В качестве образца подробно разобраны 1, 8 и 9 тексты.

В разделе «Повторяем орфографию и пунктуацию» представленные ранее тексты даны с пропусками букв и знаков препинания. В этом случае тексты можно использовать для повторения орфографии и пунктуации.

В общей схеме экзаменационного сочинения (созданной с опорой на задание 25 и Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом) эта часть пособия помогает писать следующие части работы (выделено жирным):

Схема сочинения1

I. Вступление.

II. 1. Формулировка проблемы.

2. Комментарий к проблеме.

3. Позиция автора по проблеме.

4. Позиция ученика по проблеме.

5.1-й аргумент.

6. 2-й аргумент.

III. Заключение.

1 Приведённая схема сочинения является примерной.

Предложенные нами тексты содержат проблемы, которые часто встречаются в экзаменационных текстах, поэтому их можно использовать и в качестве текстов-аргументов для подтверждения своей позиции по подобным проблемам во время написания сочинения на ЕГЭ. Для того чтобы систематизировать тексты по проблемам, можно воспользоваться таблицей, данной в приложении.

Мы надеемся, что наше пособие поможет и учащимся, и их преподавателям в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Предложения интернет-магазинов