Вступление. Формулировка проблем исходного текста (критерий 1). ЕГЭ Русский язык.

Формулировка проблемы текста

Прежде чем ответить на вопросы том, как сформулировать проблему текста, обратимся к толковым словарям и определим, что же такое «проблема».

Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.

• Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

• Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.

• Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

• Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

• Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Обращаю сразу же внимание на то, что проблема должна быть поставлена автором текста. Заметьте, не затронута, её не просто касается автор, а именно ставит в тексте, по которому вы дальше будете работать. Но для многих школьников существует трудность именно в выявлении и формулировке проблемы.

Как же научиться выявлять проблему в тексте?

На самом деле это не так уж и трудно. Самый простой способ постановки проблемы: найти в тексте главную мысль (или в виде тезиса, готовой формулировки, или сформулировать самостоятельно) и превратить её в вопрос — так и получится формулировка проблемы.

Есть ещё один способ. Иногда помогает в этом случае «волшебное слово», например «действительно ли…», «нужно ли…», «важно ли…», «можно ли…» и т.д. У нас ведь сочинение-рассуждение, а значит, не может быть чёткого однозначного ответа, поэтому такая конструкция с частицей ли и оставляет нам возможность сомневаться и искать среди разных мнений (автора, вашего) истинное.

Например:

• Действительно ли в экстремальной ситуации человек собирает свою волю в кулак и может совершить невероятные по силе мужества поступки?

Или

• Действительно ли умению «слушать природу», понимать её красоту надо учить с детства?

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, человечества в целом. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Варианты формулировки проблем

Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека

Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека. Проблема предназначения (чего-то или кого-то).

Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.

Проблема вытеснения (чего-то, чём-то).

Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»). Проблема памяти (о ком-то или о чём-либо).

Проблема нравственного выбора.

Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи. Проблема нравственного долга.

Проблема защиты и сохранения природы.

Проблема сохранения и развития русского языка.

Проблема чинопочитания и угодливости.

Проблема семейных (родственных) отношений.

Проблема исторической памяти.

Проблема коммерциализации.

Человек и природа

Проблема восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека).

Проблема постижения прекрасного в природе.

Проблема бережного отношения к природе.

Проблемы семьи

Роль детства в жизни человека.

Роль семьи в формировании личности.

Проблема материнства (роли матери в воспитании).

Проблема материнства как подвига.

Проблема взаимоотношения отцов и детей.

Проблема взаимоотношений в семье.

Проблема взросления (роли взрослых, школы в становлении личности).

Проблема преемственности поколений.

Проблема роли учителя в жизни человека.

Проблема равнодушия мира взрослых (детской незащищённости; безвинного детского страдания).

Проблема развития и сохранения русского языка

Проблема развития и сохранения русского языка.

Проблема соотнесённости имени человека и его внутренней сущности.

Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности.

Проблема бессердечия, душевной чёрствости.

Проблема утраты духовных ценностей.

Проблема утраты связи с отчим домом.

Проблема утраты связи поколений.

Проблема бесчеловечности, жестокости.

Проблема предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих.

Проблема подлости, бесчестия.

Проблема вседозволенности.

Проблема тупости и агрессивности.

Проблема бюрократизма.

Проблема чинопочитания (человеческого ничтожества).

Проблема взяточничества, казнокрадства.

Проблема духовной убогости (ложного понимания счастья).

Проблема хамства.

Проблема нравственного падения.

Проблема разрушающего влияния денег.

Проблема пьянства.

Проблема ущемления прав человека в современном обществе.

Проблема искажения понятия «патриотизм».

Проблема эгоизма.

Проблема варварства, жестокости.

Проблема вандализма.

Проблема рабской любви (безропотного, униженного подчинения любимому человеку).

Проблема любви по расчёту.

Проблема карьеризма, лжеучёности.

Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности

Проблема патриотизма.

Проблема ностальгии (тоски по родине; любви к родине). Проблема веры в могущество России.

Проблема неразрывной связи с родиной, родной землёй. Проблема верности данному слову.

Проблема душевной молодости.

Проблема стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни).

Проблема бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека).

Проблема нравственной прочности человека.

Проблема верности своим убеждениям.

Проблема самовоспитания.

Проблема дружбы, товарищества.

Проблема интернационализма (межнациональных отношений). Проблема любви и милосердия.

Проблема мужества, героизма, нравственного долга.

Проблема интеллигентности.

Проблема гуманизма.

Проблема веры в будущее, любви к жизни.

Проблема веры в человека.

Проблема сострадания, милосердия.

Проблема добра (любви) как воскрешающей силы.

Проблема соотношения внутренней и внешней красоты. Проблема возвышающей силы любви.

Проблема талантливости, природной одарённости.

Проблема ответственности (за близких, окружающих; за свои действия).

Проблема нравственного выбора.

Проблема смысла жизни.

Проблема поиска счастья в жизни.

Проблема человеческих возможностей.

Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека

Роль музыки в жизни человека.

Роль художественной литературы в становлении личности. Роль чтения в жизни человека.

Проблема нравственной ценности художественной литературы. Роль живописи в жизни человека.

Роль искусства в жизни человека.

Проблема сохранения культуры.

Проблема взаимоотношений власти и личности, власти и художника.

Проблема влияния искусства, музыки… на человека.

Прочие проблемы

Проблема личности и власти.

Проблема господства зла в мире (справедливого возмездия). Проблема добра и зла.

Проблема недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов).

Проблема бесчеловечности и бессмысленности войны. Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории).

НТР и будущее.

Проблема социальной ответственности учёных за их изобретения.

Проблема роли научной фантастики в техническом прогрессе человечества.

Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей.

Проблема одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих).

Проблема истинных и ложных ценностей в жизни.

Приведём ещё несколько вариантов проблем по материалам реальных экзаменационных текстов.

Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки? В чём заключаются особенности восприятия человеком своей фамилии?

Как научиться мыслить?

Является ли подвигом выполнение своего нравственного долга? Не исчезнет ли алфавит?

Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших в годы войны?

Какие книги вызывают наибольший интерес у читателей?

Как помочь равнодушным и тем, кто страдает от их равнодушия? Что такое ревность?

В чём заключается нравственная сущность человека?

Какую роль играет «малая» родина в труде писателя?

Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?

В чём сила музыки?

Есть ли в человеке силы, чтобы противостоять судьбе? Должны ли мы чувствовать ответственность за жизнь на Земле? Ответственность за мир, в котором мы живём.

Почему детство называют «золотой порой»?

Должны ли родители помогать детям в трудный период?

Что влияет на выбор человеком жизненного пути? Предательство друга.

В чём источники истинной красоты человека?

Что мешает ребёнку познать подлинную ценность родительской любви?

В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?

Может ли ТВ стать альтернативой книге?

В чём духовные истоки героизма?

Какова роль книги в развитии личности?

Почему несчастны одинокие люди?

Нужно ли заботиться о животных, которые утратили возможность помогать людям?

Тексты, их виды

Тексты, которые предлагаются на экзамене по русскому языку, в основном делятся на несколько видов. Перечислим самые популярные.

1. Тексты, в которых в публицистической, научно-популярной форте рассказывается о каких-то нравственных, философских или других категориях.

В таких текстах, как правило, даются определения этих понятий, раскрывается их суть, авторами приводятся примеры, на которых эти понятия раскрываются. В таких текстах выявить проблему достаточно просто. Иногда она лежит просто на поверхности — в первых предложениях.

Например:

Какие поступки мы считаем героическими? Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма? Кто в общественном и индивидуальном сознании предстаёт как герой — творец подвига?

Об этом давно задумываются люди. Давно задают вопросы и пытаются на них отвечать. Для каждой эпохи эти ответы были своими, соответствующими мировоззрению, которое в ту пору господствовало. Ведь люди привязаны к галере своего времени. Взгляды на мир, общество, мышление и, естественно, на человеческие поступки отражают доминирующие в обществе социальные и моральные установки и характер отношения ко злу, добру, справедливости, благородству, мужеству.

У древних греков, например, героем считался тот, кто обладал огромной физической силой, благородством и был способен одерживать верх в сражениях, битвах, войнах. А вот средневековое общество поэтизировало представителей военного сословия — рыцарей, состоявших на службе у феодалов. Для защиты владений, споров с соседями, удержания в повиновении нужна была военная сила. Значительно позднее Ф. Ницше утверждал, что героем может быть тот, кто ближе к идеалу «сверхчеловека» —

человеческому уникуму, способному властвовать над «рабской моралью», «предрассудками», «дряблыми идеалами». «Слабые и неудачные, — писал Ницше, — должны погибнуть. Такова альфа нашего человеколюбия». Герой для Ницше — это «полубог, полузверь, получеловек с крыльями ангела, злое демоническое существо».

Каковы же сегодня критерии героического? Некоторое время назад на Западе был широко разрекламирован безрассудно смелый поступок двух молодых парашютистов-американцев, напоминающий игру в кошки-мышки со смертью. Один из молодых парней выпрыгнул из люка самолёта без парашюта, а через точно рассчитанное время — другой, с двумя парашютами. В воздухе второй парашютист «догнал» первого, передал ему парашют, который тот пристегнул во время продолжающегося падения. В итоге оба благополучно приземлились. Исключительный случай? Да. Необычный поступок? Конечно. Но во имя чего был нужен этот бессмысленный риск? Отдавая должное личной смелости парашютистов, следует сказать, что их поступок нельзя назвать героическим. Действия, не несущие прогрессивной социальной нагрузки, даже будучи совершёнными в экстремальной ситуации, отношения к героическому не имеют. В противном случае пришлось бы считать (что нередко и делается), что героями могут быть дерзкие преступники, авантюристы, грабители и т. д. «Голая» исключительность не может являться критерием принадлежности поступка, действия, явления к героическому свершению. Герой — не сверхъестественный феномен, а обыкновенная личность, которая исключительна лишь в одном: она способна к совершению в нужный момент такого поступка, который жизненно необходим людям.

(По Д.А. Волкогонову)

 

В этом случае вы просто в виде назывного или вопросительного предложения формулируете проблему. Но не надо забывать о следующем: когда вы формулируете проблему, обязательно проверьте, действительно ли она существует в данном тексте, или о ней упомянул автор вскользь, поверхностно? Для этого вашу проблему

перефразируйте в вопросительное предложение и найдите в тексте ответ на него. В текстах первого типа это, как правило, делается легко. Нашли? Это и будет авторская позиция по проблеме. Если же вы не смогли этого сделать, то попробуйте проблему переформулировать или просто поменять.

Если вы не можете найти ответ — авторскую позицию на вопрос-проблему в тексте, скорее всего, вашей проблемы в нём нет или она поверхностная. В таком случае замените проблему.

2. Тексты, в которых, как правило, рассказывается о каком-то случае, о поступках людей, о том, как кто-то проявил определённые качества характера.

Например:

Ранее утро… 8 марта. Будильник зазвенел и, даже не успев как следует начать свою песню, умолк под натиском моего пальца. Почти в темноте оделся, тихо прикрыв входную дверь, направился к базару. Стало чуть светать. Я бы не сказал, что погода была весенней. Ледяной ветер так и норовил забраться под куртку. Подняв воротник и опустив в него как можно ниже голову, я приближался к базару. Я ещё за неделю до этого решил: никаких роз, только весенние цветы… праздник же весенний. Я подошёл к базару.

Перед входом стояла огромная корзина с очень красивыми весенними цветами.

Это были мимозы. Я подошёл. Да, цветы действительно красивы.

— А кто продавец? — спросил я, пряча руки в карманы. Только сейчас я почувствовал, какой ледяной ветер.

— А ты, сынок, подожди, она отошла ненадолго, сейчас вернётся, — сказала тётка, торговавшая по соседству солёными огурцами. Я встал в сторонке, закурил и даже начал чуть улыбаться, когда представил, как обрадуются мои женщины, дочка и жена. Напротив меня стоял старик. Сейчас я не могу сказать, что именно, но в его облике меня что-то привлекло. Старотипный плащ, фасона 1965 года, на нём не было места, которое было бы не зашито. Но этот заштопанный и перештопанный плащ был чистым. Брюки, такие же старые, но до безумия наутюженные.

Ботинки начищены до зеркального блеска, но это не могло скрыть их возраста. Один ботинок был перевязан проволокой. Я так понял, что подошва на нём просто отвалилась. Из-под плаща была видна старая, почти ветхая рубашка, но и она была чистой и наутюженной. Его лицо было обычным лицом старого человека, вот только во взгляде было что-то непреклонное и гордое несмотря ни на что.

Сегодня был праздник, и я уже понял, что дед не мог быть небритым в такой день. На его лице было с десяток порезов, некоторые из них были заклеены кусочками газеты. Деда трусило от холода, его руки были синего цвета… Его очень трусило, но он стоял на ветру и ждал. Какой-то нехороший комок подкатил к моему горлу. Я начал замерзать, а продавщицы всё не было. Я продолжал рассматривать деда. По многим мелочам я догадался, что дед не алкаш, он просто старый измученный бедностью и старостью человек. И ещё я просто явно почувствовал, что дед стесняется теперешнего своего положения за чертой бедности.

К корзине подошла продавщица. Дед робким шагом двинулся к ней. Я тоже подошёл к ней. Дед подошёл к продавщице, я остался чуть позади него.

— Хозяюшка… милая, а сколько стоит одна веточка мимозы? — дрожащими от холода губами спросил дед.

— Так, а ну вали отсюдава, алкаш, попрошайничать надумал, давай вали, а то… — прорычала продавщица на деда.

— Хозяюшка, я не алкаш, да и не пью я вообще, мне бы одну веточку… Сколько она стоит? — тихо спросил дед.

Я стоял позади него и чуть сбоку. Я увидел, что у деда в глазах стояли слёзы…

— Одна? Да, буду с тобой возиться, алкашня… Давай, вали отсюдава, — рыкнула продавщица.

— Хозяюшка, ты просто скажи, сколько стоит, а не кричи на меня, — так же тихо сказал дед.

— Ладно, для тебя, алкаш, 5 рублей ветка, — с какой-то ухмылкой сказала продавщица.

На её лице проступила ехидная улыбка. Дед вытащил дрожащую руку из кармана, на его ладони лежали три бумажки по рублю.

— Хозяюшка, у меня есть три рубля, может, найдёшь для меня веточку на три рубля? — как-то очень тихо спросил дед.

Я видел его глаза. До сих пор я никогда не видел столько тоски и боли в глазах мужчины. Деда трусило от холода как лист бумаги на ветру.

— На три тебе найти, алкаш, га, га, га, щас я тебе найду, — уже прогорлопанила продавщица.

Она нагнулась к корзине, долго в ней ковырялась…

— На, держи, алкаш, беги к своей алкашке, дари, га, га, га, га, — дико захохотала эта дура.

В синей от холода руке деда я увидел ветку мимозы, она была сломана посередине.

Дед пытался второй рукой придать этой ветке божеский вид, но она, не желая слушать его, ломалась пополам, и цветы смотрели в землю… На руку деда упала слеза…

Дед стоял и держал в руке поломанный цветок и плакал.

— Слышишь ты, что же ты делаешь? — начал я, пытаясь сохранить остатки спокойствия и не заехать продавщице в голову кулаком.

Видимо, в моих глазах было что-то такое, что продавщица как- то побледнела и даже уменьшилась в росте. Она просто смотрела на меня как мышь на удава и молчала.

— Дед, а ну, подожди, — сказал я, взяв деда за руку.

— Ты, курица тупая, сколько стоит твоё ведро, отвечай быстро и внятно, чтобы я не напрягал слух, — еле слышно, но очень понятно прошипел я.

— Э… а… ну… я не знаю, — промямлила продавщица.

— Я последний раз у тебя спрашиваю, сколько стоит ведро?!

— Наверное, 500 рублей, — сказала продавщица.

Все это время дед непонимающе смотрел то на меня, то на продавщицу. Я кинул под ноги продавщице купюру, вытащил цветы и протянул их деду.

— На, отец, бери, и иди поздравляй свою жену, — сказал я.

Слёзы, одна за другой, покатились по морщинистым щекам деда.

Он мотал головой и плакал, просто молча плакал…

У меня у самого слёзы стояли в глазах.

Дед мотал головой в знак отказа и второй рукой прикрывал свою поломанную ветку.

— Хорошо, отец, пошли вместе, — сказал я и взял деда под Руку.

Я нёс цветы, дед свою поломанную ветку, мы шли молча. По дороге я потянул деда в гастроном. Я купил торт и бутылку красного вина. И тут я вспомнил, что я не купил себе цветы.

— Отец, послушай меня внимательно. У меня есть деньги, для меня не сыграют роль эти 500 рублей, а тебе с поломанной веткой идти к жене негоже, сегодня же Восьмое марта, бери цветы, вино и торт и иди к ней, поздравляй.

У деда хлынули слёзы… Они текли по его щекам и падали на плащ, у него задрожали губы.

Больше я на это смотреть не мог, у меня у самого слёзы стояли в глазах. Я буквально силой впихнул деду в руки цветы, торт и вино, развернулся, и, вытирая глаза, сделал шаг к выходу.

— Мы… мы… 45 лет вместе… Она заболела… Я не мог её оставить сегодня без подарка, — тихо сказал дед. — Спасибо тебе…

Я бежал, даже не понимая, куда бегу. Слёзы сами текли из моих глаз…

(По А.А. Иванову)

 

В этом случае нужно рассмотреть в тексте поведение тех или иных героев, обратить внимание на душевные качества, чувства, черты характера, которые в определённом поступке проявляются у героев. И тогда именно эти качества, проблема их существования, наличия у человека, нужность их, необходимость, желательность, причём иногда в определённой ситуации (в мирное, военное время, просто в экстремальной ситуации) и должны будут вами упомянуты в формулировке проблемы к данному тексту.

3. Тексты, в которых выражается отношение к чему-либо: к природе, к музыке, к любви и т.д.

Например:

Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? Кто портит телефоны-автоматы? Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство? Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? Кто…

Но пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много. Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…»

Пакость чаще всего творится скрытно. Если бы её «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается. Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для неё почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

Пакость многообразна, границы её бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами. Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать». И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился? Тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!»

И силу, добавлю я, всеобщую, народную!

(В.П. Астафьев)

 

В тексте, подобном этому, очень хорошо видна авторская позиция, она прямо или опосредованно выражается автором текста. В этом случае, конечно же, не надо именно его мнение формулировать в качестве проблемы, надо посмотреть чуть шире. А как, например, к этому явлению, сфере нашей жизни нужно относиться, может ли она (эта сфера или эта область жизни, искусства) влиять на нас, какое именно влияние это на нас оказывает? Важно ли это в нашей жизни? Нужно ли развивать, например, это чувство в людях (ребёнке)? Или с этим нужно бороться? И так далее.

В любом случае, прежде чем формулировать проблему, нужно сначала внимательно перечитать текст (именно перечитать, так как вы с ним уже знакомы, выполняя предыдущие задания).

Во время чтения старайтесь подчёркивать ключевые слова, словосочетания, предложения (пусть их будет несколько), которые вам кажутся наиболее общими в рассуждениях и в которых автор делает какие-то выводы по тексту.

Именно вдумчивое чтение текста, выделение ключевых слов, предложений и поможет сформулировать проблему. И не забывайте об авторской позиции. Найдите её в тексте. Это мнение автора, его ответ на вопрос-проблему. Если же не получается это сделать, то постарайтесь сформулировать авторскую позицию: самостоятельно подумайте, как автор относится к поднятой проблеме.

Вступление

Вступление должно представлять собой примерно 2-3 предложения.

Вариант из двух предложений:

1. Сформулированный вами вопрос-проблема.

2. «Именно над этим вопросом, проблемой предлагает задуматься автор предложенного текста». (Указать ФИО автора.)

Вариант из трёх предложений:

1. Ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста. (Например: «Доброта, сострадание, милосердие…».)

2. Сформулированный вами вопрос. (Например, «Насколько нужны (важны) эти нравственные категории для современного человека?».)

3. «Именно над этим вопросом, проблемой предлагает задуматься автор предложенного текста». (Указать ФИО автора.)

Вариант из пяти предложений:

1. «Автор предложенного текста ставит перед читателем ряд актуальных (злободневных, острых, важных и т.п.) проблем».

2. 2-3-4 проблемы, поднятые в тексте в форме вопроса (желательно, чтобы эти проблемы перекликались между собой). Проблема, которая в дальнейшем будет рассматриваться, должна стоять первой.

3. «Именно над этим вопросом, проблемой предлагает задуматься автор предложенного текста». (Указать ФИО автора.)

В любом случае, вариантов вступлений в данном сочинении не так уж и много. Давайте их перечислим.

Варианты вступлений

1. Лирическое.

2. Ряд риторических вопросов.

3. Рассуждение о заглавии, которое дано или которое бы вы дали тексту.

4. Ряд назывных предложений по ассоциации с тематикой текста.

5. Цитата, пословица, поговорка, содержащая основную мысль текста или выводящая его проблематику и т.д.

Примеры вступлений для задания 25

Постановка проблемы — это первый абзац вашего сочинения. В нём вам необходимо заявить проблему (критерий 1), о которой говорит автор текста, и, конечно же, назвать его имя. В этом случае можно обратиться к той информации, которая обычно даётся после текста в экзаменационной работе.

Например,

Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) — русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.

И тогда часть этой информации можно включить в первый абзац.

Например:

Именно над этой проблемой предлагает задуматься нам русский писатель, автор многочисленных произведений о войне, … .

1. Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.

Что такое страх? Словарь даёт ответ, что это… . Почему же люди испытывают эти эмоции? Об этом и размышляет автор предложенного текста.. .

2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

Что такое милосердие? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста… .

3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.

Чёрная обугленная земля до самого горизонта. Мёртвая тишина. Жизнь остановилась. Всё это ждёт человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет… в своей статье.

4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.

Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте… .

5. Цитата.

«Любовь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин. Об этом и пытается рассуждать… .

6. Лирическое вступление.

Ивушка… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе нежность, красоту девушки и одновременно привлекательность и скромность ветвей, пригнувшихся к водной глади и тихонько гладящих водное зеркало или, наоборот, играющих с рекой. Любование красотой природы. Нужно ли оно в современном мире? Об этом рассуждает… .

7. Краткая справка о писателе.

… — современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.

8. Определение темы текста.

Мы утверждаем, что память — творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память — тесно взаимосвязанные вещи. Именно об этом говорит в своём тексте… .

9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.

В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти и не забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжёлые. У каждого ли есть такие воспоминания, приносящие ему разные, давно забытые эмоции? Именно над этим вопросом размышляет автор предложенного текста… .

10. Заглавие, которое можно дать тексту.

Заклятые друзья природы — вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чём пишет…, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.

11. Связь с современностью.

В человеке существуют два начала — рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живёт душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живёт чувство прекрасного. Так ли это? Об этом рассуждает… .

12. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

Я очень люблю слушать музыку. Музыка — это часть нашей культуры. Об этом рассуждает… в своей статье.

13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.

В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на её существование. Действительно ли всё новое сначала подвергается критике? Об этой проблеме говорит… в своей статье.

!!! Подведём итог. Как же может выглядеть ваш первый абзац сочинения?

1-й абзац. В 1 или 2-3 предложениях в форме риторического вопроса или утверждения формулируем основную проблему текста. (Внимание! Проблема, которую вы дальше будете рассматривать, должна стоять первой.) Как правило, проблема актуальна на сегодняшний день. Неактуальных текстов на экзамене не дают: поэтому проблема может быть «актуальной всегда, именно в наше время, во все века» (эту фразу можно включить и в последний абзац) и т.д.

«Действительно ли (проблема чего? какая?)…». («Важно ли?…»), («Можно ли…»), («Нужно ли…»).

«Именно над этой проблемой (вопросом) предлагает задуматься нам автор текста. (Имя, кто он — писатель, критик, философ и т.д.)»

Конечно же, вы можете самостоятельно сформулировать проблему. Но, поверьте, это сначала кажется сложным, а потом, после тренировки, всё становится проще. Ничего невозможного нет!

Предложения интернет-магазинов