Литературные аргументы из художественной, публицистической литературы и из жизненного опыта. ЕГЭ Русский язык.

Аргументация собственного мнения не будет составлять особой трудности, если научиться составлять тезис, выражающий собственное мнение, и от него переходить к иллюстрации примеров из художественной литературы. В данном разделе приводится большое количество наиболее веских аргументов — примеров из художественной литературы.

Человек и искусство (проблемы)

1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества.

2. Воздействие искусства на духовное становление человека.

3. Воспитательная функция искусства.

Возможные тезисы

1. Подлинное искусство облагораживает человека.

2. Искусство учит человека любить жизнь.

3. Нести людям свет высоких истин, добро и правду — в этом заключается смысл подлинного искусства.

4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.

1. Искусство способно творить настоящие чудеса.

Об этом рассказ О. Генри «Последний лист». В маленьком квартале живут две молодые художницы Сью и Джонси. Джонси заболела воспалением лёгких и находится на грани смерти. За окном её комнаты с плюща облетают листья. Джонси твёрдо уверена, что когда с дерева упадёт последний лист, она умрёт.

В том же доме в нижнем этаже живёт старый неудачливый художник по имени Берман. Сью приходит к старику Берману с просьбой позировать ей для своей картины и рассказывает о болезни подруги и её глупом предубеждении, что вызывает у старого художника лишь насмешку.

По окончании беседы молодая художница и её новоиспечённый натурщик отправляются вверх по лестнице в студию Сью и Джонси.

Ночь выдалась ветреной и дождливой. На другое утро больная потребовала открыть занавеску, чтобы увидеть, сколько листьев осталось на плюще. После ненастной погоды на фоне кирпичной стены виднелся последний лист. Джонси была уверена, что скоро он опадёт и тогда она погибнет. Однако в течение наступившего дня и ночи лист всё ещё продолжал висеть на ветке. К удивлению молодых женщин, лист оставался на месте и на следующее утро. Это убедило Джонси в том, что она согрешила, желая себе смерти, и вернуло ей волю к жизни.

Днём пришёл доктор и сказал, что шансы Джонси на выздоровление высоки. Он же сообщает о воспалении лёгких у Бермана — старик очень слаб, а форма болезни тяжёлая. На следующий день доктор констатировал полное выздоровление Джонси. Берман умирает. «Утром первого дня швейцар нашёл бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лёд. <…> «Потом нашли фонарь, который всё ещё горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с жёлтой и зелёной красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана — он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист».

Рассказ О. Генри «Последний лист» посвящён тому, как главный герой, художник, спасает жизнь смертельно больной девушке ценой собственной жизни. Делает он это благодаря своему творчеству, и последняя его работа оказывается своего рода прощальным подарком ей.

О. Генри в этом рассказе размышляет о том, каково же на самом деле предназначение художника и искусства. Описывая историю этой несчастной больной и потерявшей надежду девушки, он приходит к выводу, что талантливые люди приходят в этот мир, чтобы помогать людям более простым и спасать их.

Поскольку ни у кого, кроме как у человека, наделённого творческим воображением, не могло бы возникнуть столь абсурдной и одновременно столь прекрасной идеи — заменить настоящие листы бумажными, нарисовав их так искусно, что никто даже не отличил. Но за это спасение художнику пришлось заплатить собственной жизнью, это творческое решение оказалось своего рода его лебединой песней.

Также автор рассуждает и о воле к жизни. Ведь, как сказал доктор, у Джонси был шанс выжить, только если она сама поверит в такую возможность. Но девушка готова была малодушно опустить руки, пока не увидела так и не упавший последний лист.

О. Генри даёт понять читателям, что всё в их жизни зависит лишь от них самих, что силой воли и жаждой жизни можно победить даже смерть.

2. Искусство может стать спасительным в ситуациях, когда, казалось бы, уже ничто не может помочь.

Когда обнаружилось, что с тонущего «Титаника» спасти удастся не всех, пассажиров охватила паника. И тут произошло невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты и заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь была постоянной борьбой с горем, нуждой, унижениями, болезнью.

Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённых вместе с ним на гибель, слушали музыку Бетховена, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия.

Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни…

3. Об огромной врачующей силе искусства говорит следующий факт.

Восемнадцатилетний А. Оленин, который послужил прообразом Митрофанушки в «Недоросле» Фонвизина, увидев себя в пьесе, был потрясён. Он засел за учёбу и стал образованнейшим человеком — президентом Академии художеств, директором Публичной библиотеки в Петербурге.

4. Искусство исцеляет наши души, если в них поселились чёрствость и жестокость, эгоизм и равнодушие.

Попадая в мир Достоевского, осознаёшь вдруг, что боль незнакомых тебе людей становится и твоей болью, что в сердце твоём нет покоя, что тебя волнуют и тревожат судьбы «униженных и оскорблённых». Бедный студент Раскольников, вечная Сонечка Мармеладова, загнанная нуждою Катерина Ивановна, голодные дети — все они бередят душу, заставляют пристальнее всматриваться в людей.

5. Поэзия. О чём заставило задуматься то или иное стихотворение?

1. Например, строки есенинской лирики, проникнутые затаённой грустью, заставляют задуматься о быстротечности и бренности жизни, о неповторимости чувства, о любви к родной земле, открывают наши души для нежности, мягкости и очарования

скромной красотой, окружающей нас. Как откровение звучат слова признания, в которых — любовь ко всему:

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

2. Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли табак и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

6. Роль музыки в жизни человека.

1. Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

2. Петрусь — главный герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» — родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.

3. Своим пением Наташа Ростова, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир», спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.

7. Роль нравственной ценности художественной литературы.

В романе Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» изображён утопический мир будущего, в котором нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг — ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.

Историческая память.

Отношение к культурному наследию. Роль культурных традиций в нравственном становлении человека

1. Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он — живое воплощение беспамятства.

2. Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. Манкурты — это люди, насильно лишённые памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит её отчаянный крик: «Вспомни имя своё!».

3. Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.

4. Выдающийся физик М. Кюри отказалась патентовать своё открытие, объявив, что оно принадлежит всему человечеству. Она утверждала, что не смогла бы открыть радиоактивность без великих предшественников.

5. Поэма А. Ахматовой «Реквием» напоминает о годах репрессий в России. Лирическая героиня говорит от имени всех матерей, которые пытаются узнать о судьбе своих арестованных близких. Даже памятник себе она просила поставить там, «где стояла я триста часов», чтобы не забыть обо всём и после смерти. Нельзя забывать страшные страницы истории — они способны развернуться снова. Но чтобы не забывать, надо знать об их существовании.

6. «Прощание с Матёрой» В. Распутина — своеобразная драма из жизни народа. Здесь речь идёт о человеческой памяти и верности роду своему. Старая Дарья всю жизнь стремилась хранить доверенное ей предками богатство. Для неё очень остро стоит проблема исторической памяти. Она осознаёт себя наследником прошлого и чувствует свою ответственность перед будущим. «Правда — в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», — убеждена Дарья. Жителей Матёры навсегда лишают памяти об их родном доме. Молодёжь Матёры со временем обязательно будет стараться найти дорогу к нему.

7. А.Т. Твардовский в поэме «По праву памяти» призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. Та же тема раскрывается и в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

8. В основе рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» — эпизод из жизни деревенского мальчика. Став взрослым человеком, он вспоминает историю из своего детства, при этом описывая и деревенский уклад жизни тех лет, порядки, обычаи. Событийная линия перекрещивается с авторскими размышлениями и воспоминаниями. Писатель акцентирует внимание на душевных качествах людей — образы школьного учителя и бабушки героя являются воплощением любви к людям, душевного богатства. Отталкиваясь от, казалось бы, незначительного эпизода, автор приходит к мысли, что такие события также имеют место в истории народа. Язык произведения простой, разговорный, что делает рассказ легко читаемым и понятным.

9. В романе-антиутопии Оруэлла «1984» тоталитарное государство постоянно переписывает историю, лишая человека исторической памяти. Этим, в частности, занимается главный герой, занимающий место в одной из государственных служб. Такая политика позволяет подчинить себе граждан, манипулировать ими в своих целях.

10. В Хиросиме стоит памятник жертвам ядерной бомбы, на котором написано: «Спите спокойно, ошибка не повторится». Он напоминает людям об одном из самых страшных преступлений человечества.

Проблема развития и сохранения русского языка

1. Культурная речь — визитная карточка современного человека. Владение ею требуется в любой профессии. А.П. Чехов утверждал: «Цветами красноречия устлан путь к любой карьере».

2. Произведение русской классики — образцы культуры речи. А.С. Пушкина можно считать родоначальником современного русского литературного языка, но при этом следует учитывать целый ряд факторов:

• Пушкин завершил длительную эволюцию литературного языка, используя все достижения русских писателей XVIII — начала XIX века в области литературного языка и стилистики, совершенствуя всё то, что сделали до него Ломоносов, Карамзин, Крылов, Грибоедов.

• Пушкин дал наиболее совершенные образцы русского литературного языка XIX века (20-30-х гг.), нормы которого остаются действующими, живыми для нашего времени.

• Отбор и употребление всех языковых единиц Пушкиным были подчинены «чувству соразмерности и сообразности».

• В период деятельности А.С. Пушкина завершился процесс разрушения жанровой обособленности содержания и формы художественного произведения.

3. А.С. Пушкин — основоположник новой стилистической системы русского языка.

• Произведения А.С. Пушкина мы можем рассматривать как образцы языка художественной литературы в современном понимании этого термина, так как Пушкин выходит за пределы литературного языка, если этого требует жанр, тема и назначение произведения.

• В сочинениях А.С. Пушкина за славянизмами окончательно закрепляются стилистические функции: создание исторического колорита («Полтава», «Песнь о вещем Олеге»); поэтических текстов патетического слога («Вольность», «Деревня»), воссоздание библейского («Пророк»), античного («Арион»), восточного колорита («Анчар»); создание комического эффекта, создание профессиональной характеристики героя («Борис Годунов», Варлаам).

• А.С. Пушкин отстаивал права иноязычной лексики в русском литературном языке, в научной прозе, публицистике и в языке художественной литературы. Но при этом в своих текстах он допускает лексические заимствования только в том случае, если в русском языке им не было соответствий.

• Карамзинские преобразования в области синтаксиса во многом подготовили пушкинскую реформу языка: простота синтаксических конструкций, сближение синтаксиса книжного и синтаксиса живой разговорной речи.

4. Д.С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном», рассуждая о проблеме языкового бескультурия, писал: «Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе».

Цитаты

• «По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну». (А.М. Жемчужников).

• «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев)

• «…Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире» (В. Распутин).

• «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В.Г. Белинский).

• «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой).

Соотнесённость имени человека и его внутренней сущности

1. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как глупая и наглая невежда. Скотинин Тарас — дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.

2. Иван Флягин — главный герой повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». В переводе с немецкого языка flasche — сосуд. А сама жизнь Ивана сложилась таким образом, что он, как сосуд, впитывает в себя всё, с чем сталкивается в жизни. Происходит духовное наполнение.

Умение радоваться каждому дню, научиться находить радость в малом и обыденном

1. Наташа Ростова, героиня романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», обладает глубоким внутренним миром и духовной чистотой. Она искренне радуется лунной ночи и чувствует её загадочность и красоту. Именно Наташа Ростова, девушка с тонким пониманием окружающего мира, способна удивляться различным мелочам и наслаждаться каждым мгновение жизни.

2. Олег Костоглотов, герой романа Александра Исаевича Солженицына «Раковый корпус», ощущает подлинную любовь к жизни после того, как выходит из больницы. Он столько лет находился в ссылке на целине, лежал в различных лечебницах, борясь со страшной болезнью, что в тот день ему удаётся почувствовать настоящее счастье. На его лице появилась настоящая улыбка, когда он увидел на прилавке ларька шашлык, о котором не раз слышал ещё в тюрьме, но никогда его не пробовал. Этот день Олег Костоглотов назвал «Днём творенья».

3. Лирическая героиня стихотворения Анны Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…» постигла сложную философию жизни и научилась радоваться мелочам, несмотря на трудности в прошлом. Она говорит: «Я научилась просто, мудро жить, / Смотреть на небо и молиться Богу, / И долго перед вечером бродить, / Чтоб утолить ненужную тревогу». Те образы природы и движения жизни вокруг неё олицетворяют её новое мироощущение. В строчке «Слагаю я весёлые стихи / О жизни тленной, тленной и прекрасной» отражена точка зрения поэтессы, которая уверена, что возможно по-настоящему ценить каждый прожитый день независимо от каких-либо обстоятельств.

4. В стихотворении И.А. Бунина «Вечер» поднимается тема радости каждому мгновению жизни. Поэт убеждён, что счастьем может стать всё что угодно. Для этого нужно только научиться замечать и тонко чувствовать окружающий мир. Строчка «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне» тому подтверждение.

5. А.А. Фет удивительно изображает образ весны в стихотворении «Это утро, радость эта». По его мнению, весной являются все процессы движения природы, происходящие вокруг. Он уверен, что весна состоит из множества компонентов. Так и жизнь человека состоит из мелочей, которые могут радовать снова и снова.

Предложения интернет-магазинов