Основная часть сочинения. ЕГЭ Русский язык.

Содержание основной части — это развёрнутый и доказательный ответ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно на них отвечаете. По объёму эта часть самая большая.

Чтобы правильно написать сочинение, вполне можно воспользоваться приёмом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать своё отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения.

В основной части следует избегать:

— пересказа литературного произведения;

— изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать мысли.

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.

Рекомендации при работе над основной частью сочинения

1. Этап подбора и отбора материала

Когда вы выбираете аргументы, то важно понять, откуда их необходимо брать. Всё зависит от того, как сформулирована тема: по конкретному произведению или произведения надо подобрать самим для доказательства вашего тезиса.

На этом этапе следует рассмотреть три случая:

• в формулировке темы даётся произведение или произведения;

• в формулировке темы называется автор (авторы) и выбор произведений остаётся за вами;

• формулировка темы оставляет за вами право выбрать и автора, и произведение.

Если произведение темой задано, определено, то подбор материала будет направлен на выбор отдельных эпизодов, фрагментов произведения, содержание которых вы должны активизировать в своей памяти.

Строгий выбор поможет глубже раскрыть тему, не перегружая сочинение лишним материалом. Если выбор зависит от вас, то вы должны знать, что для раскрытия темы, для убедительного доказательства идеи сочинения необходимо проанализировать 2-3 стихотворения или 2-3 небольших эпических, драматургических произведения.

К моменту написания экзаменационного сочинения постарайтесь знать содержание и уметь анализировать как можно больше небольших по объёму произведений: рассказов, повестей, романов. Выбирайте произведения, которые «работают» на несколько тем. Можно составить своеобразные блоки на разные темы: экологическая, нравственная, историческая, военная и т.д. В каждом блоке должно быть 3-4 произведения. Эти блоки должны быть подвижными: одно и то же произведение может входить в состав разных блоков. Не секрет, что почти на всех экзаменах нельзя пользоваться художественными текстами, как, впрочем, и всякой другой литературой, поэтому запоминайте наизусть отдельные фрагменты. Это тоже входит в этап подбора и отбора материала.

2. Логика изложения

Во время работы над основной частью не отклоняйтесь от темы: план желательно держать перед глазами в течение всего процесса написания сочинения. Это даст вам возможность контролировать себя. В процессе работы над сочинением вас могут посетить мысли, которые не совсем верно подходят к теме; они правильные, но не совсем точно передают основную мысль сочинения, поэтому ими можно пожертвовать, чтобы не уклониться от темы. В то же время, если в процессе работы логика сочинения потребует перестановки аргументов, то это необходимо сделать: не стоит следовать плану слепо, но придерживаться логики изложения нужно. Однако такая корректировка должна быть проведена ещё в черновике: старайтесь, чтобы сочинение соответствовало плану.

Старайтесь сделать всю работу по выстраиванию логических частей, системы доказательств (подбору аргументов) на черновике. Это нужно сделать для того, чтобы вам не пришлось тратить на это время тогда, когда вы будете переписывать сочинение в бланк и проверять его.

3. Соразмерность частей.

Соблюдайте соразмерность частей сочинения. Если для доказательства идеи вы используете два, три, четыре, пять аргументов, то главная часть вашего сочинения должна состоять, соответственно, из трёх, четырёх, пяти абзацев, примерно равных между собой. Если части неравны, постарайтесь сделать их соразмерными. Если вы в тезисе заявляете мысль, которая содержит несколько подразделов или противоположных утверждений, то для аргументов необходимо приводить такие, которые отражают эти подразделы.

Например, вы пишете сочинение на тему: «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». В качестве тезиса вы приводите утверждение: «Нет, не всегда. Одним людям она действительно приносит благо, счастье, а другим — минуты огорчений, а иногда даже делает жизнь трагичной». В этом случае в качестве аргументов обязательно нужно привести не менее двух аргументов. Причём один должен доказывать, что любовь — это счастье, а другой — что любовь может быть трагедией. Соответственно, подбирать надо эпизоды из произведений, демонстрирующие оба ваши утверждения. Не нужно переходить на пересказ, так как тем самым вы демонстрируете, что не умеете анализировать нужный эпизод, а значит, не владеете навыками текстуального анализа.

Избегайте прямого пересказа: пересказ должен быть комментированный, направленный на раскрытие темы, доказательство идеи сочинения. Выразите своё отношение к теме, желательно, чтобы этим отношением было пронизано всё ваше сочинение.

4. Цитирование.

Цитата — дословное воспроизведение отрывка из какого-либо текста.

Цитирование необходимо:

• для подтверждения своей собственной мысли;

• для опровержения чужого, неверного, на ваш взгляд, мнения в целях аргументированного наглядного доказательства верной мысли;

• для ознакомления с чьим-либо авторитетным мнением;

• для демонстрации дискуссионных точек зрения на проблему, осмысляемую вами в сочинении;

• для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении.

При цитировании необходимо соблюдать ряд условий:

• не цитируйте общеизвестные и банальные истины, вводите в сочинения оригинальные и парадоксальные мысли и суждения;

• не искажайте смысл цитаты в угоду собственной идее: смысл цитаты, даже после значительного её сокращения, должен быть сохранён;

• не перегружайте сочинение цитатами, особенно большими, используйте фрагментарное цитирование.

 Помните, что цитата не повторяет, а доказывает мысль

Цитата становится лишней, если она дублирует мысль, выраженную своими словами (чаще всего это встречается в сочинениях, связанных с анализом лирического текста).

В сочинении можно использовать различные приёмы цитирования:

1) полное цитирование (используется при небольшой по объёму цитате, грамматически оформляется как прямая или косвенная речь);

2) частичное (фрагментарное) цитирование (используется при больших цитатах, в текст включаются отдельные слова и выражения из цитаты);

3) ссылка на цитату (содержание цитаты достаточно известно, что исключает необходимость её приведения);

4) если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может стоять:

— перед цитатой, если она приводится не с начала фразы (после многоточия цитата начинается со строчной буквы);

— в середине цитаты, если пропускается какая-то её часть;

— в конце цитаты, если она обрывается и не исчерпывает всего высказывания автора.

При введении цитаты можно использовать такие глаголы, как думает, полагает, утверждает, считает, пишет, отмечает, поясняет; такие вводные конструкции, как по мнению, по словам, по мысли, с точки зрения, на взгляд и т.д.

Употребляйте в экзаменационном сочинении только те слова и выражения, которые вам хорошо известны и в написании которых вы уверены. Не употребляйте слов, в написании которых вы хоть в малой мере сомневаетесь! Поверьте, когда в работе проверяющий, наряду с речью «школьника», встречает «заумные выражения» или термины, в толковании которых в сочинении допущены ошибки, то это производит не очень благоприятное впечатление на экзаменатора.

5. Проверка написанного

Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их. Обязательно проверяйте то, как ваши микровыводы к каждой части доказательства соответствуют тому тезису, который вы заявили в первой части-вступлении, перекликаются ли они, являются ли они ответами на вопрос (если тезис сформулирован в виде вопроса).

6. И напоследок прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме. Прочитайте ещё раз формулировку темы, тезис, микровыводы и вывод (о том, каким он должен быть, рассказывается в следующем разделе). Все ли они соответствуют друг другу? Проверьте грамотность. И только после этой проверки переписывайте сочинение в специальный бланк, чтобы избежать в нём исправлений.

Предложения интернет-магазинов