ПИШЕМ КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ. ЕГЭ Русский язык.

Умение комментировать проблему — одно из наиболее важных умений, которые нужно продемонстрировать в экзаменационном сочинении (недаром оно может быть оценено от 0 до 3 баллов). Для его формирования требуется много времени.

В этом разделе пособие представлен сборник текстов с определённой системой заданий к каждому из них. Эти задания направлены на то, чтобы в первую очередь помочь ученику понять содержание текста. Так, задание 1 связано с пересказом текста, задание 2 — с определением темы текста, задание 3 — с определением типа речи, а задание 4 — с умением соотносить по смыслу данное ученику предложение с содержанием текста.

Следующая группа заданий связана с обучением находить проблему (задание 5), писать к ней комментарий (задание 6) и формулировать позицию автора по найденной проблеме (задание 7).

При обучении написанию комментария важно объяснить ученикам, что они должны отметить действия автора, которые он совершает, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме (размышляет, обращает внимание, отмечает, выделяет и т.п.). Перед созданием комментария полезно определить, художественный это текст или публицистический. Если текст публицистический, нужно перефразировать основные мысли автора по найденной проблеме (возможно использование цитат). Если текст художественный или в публицистическом тексте рассказана какая-либо история, необходим краткий пересказ текста/эпизода с параллельным анализом действий автора. В качестве примеров в Ответах помещены комментарии к проблемам, найденным в 1, 2 и 4 текстах данного раздела пособия (действия автора выделены в комментариях жирным шрифтом).

Заканчивается комментарий естественным переходом к формулировке авторской позиции, поэтому первая часть сочинения (проблема + комментарий + позиция автора) является, с точки зрения логики, единым целым.

В некоторых текстах возможно выделение нескольких проблем. Ученик может писать комментарий к любой из найденных проблем, но в этом случае во избежание ошибки необходим контроль учителя.

Во II части пособия представленные ранее тексты даны с пропусками знаков препинания. В этом случае учебный материал можно использовать для повторения пунктуации. Наиболее часто встречающиеся ошибки в работах учащихся старших классов — это ошибки пунктуационные, поэтому работа по расстановке знаков препинания в знакомых текстах очень полезна.

В Ответах даны примерные формулировки проблем и позиций авторов. В работах учащихся, естественно, формулировки могут быть иными.

В общей схеме экзаменационного сочинения (созданной с опорой на задание 25 и на Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом) данная часть пособия помогает научиться писать следующую часть работы (выделено жирным):

Схема сочинения1

1 Приведённая схема сочинения является примерной.

I. Вступление.

II. 1. Формулировка проблемы.

2. Комментарий к проблеме.

3. Позиция автора по проблеме.

4. Позиция ученика по проблеме.

5. 1-й аргумент.

6. 2-й аргумент.

III. Заключение.

Предложенные нами тексты содержат проблемы, которые часто встречаются в экзаменационных текстах, поэтому их можно использовать и в качестве текстов-аргументов для подтверждения своей позиции по подобным проблемам. Для того чтобы систематизировать тексты по проблемам, можно воспользоваться таблицей, данной в приложении.

Мы надеемся, что наше пособие поможет и учащимся, и их преподавателям в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Предложения интернет-магазинов