ПОВТОРЯЕМ ПУНКТУАЦИЮ. ЕГЭ Русский язык.

Вставьте пропущенные знаки препинания

1. Трудно назвать время когда книга играла бы такую роль как в конце XVIII — начале XIX века. Ворвавшись в жизнь ребёнка в 1780-х годах книга стала к началу следующего столетия обязательным спутником детства. У ребёнка были очень интересные книги конечно прежде всего романы ведь дети читали то что читали женщины. Женская библиотека женский книжный шкаф формировали круг чтения и вкусы ребёнка. Романы кружили голову в них героические рыцари которые спасают красавиц служат добродетели и никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко соединялись со сказкой которую ребёнок слышал от няни. Роман и сказка не противоречили друг другу.

В эту же пору входит в детское чтение и другая книга «Плутарх для детей». Плутарх известный античный прозаик автор «Сравнительных жизнеописаний» великих людей Древней Греции и Рима. Самым обаятельным в глазах детей и подростков становится образ римского республиканца.

В этом отношении показателен эпизод из биографии известного декабриста Никиты Муравьёва. Время действия начало XIX века. Герою рассказа шесть лет.

Маленький Никитушка будущий декабрист на детском вечере стоит и не танцует и когда мать спрашивает у него о причине мальчик осведомляется (по-французски) Матушка разве Аристид и Катон танцевали? Мать на это ему отвечает также по-французски Надо полагать что танцевали будучи в твоём возрасте. И только после этого Никитушка идёт танцевать. Он ещё не научился многому но он уже знает что будет героем как древний римлянин.

2. Убить хорошую книгу значит почти то же самое что убить человека кто убивает человека убивает разумное существо тот же кто уничтожает хорошую книгу убивает самый разум… Хорошая книга драгоценный жизненный сок творческого духа набальзамированный и сохранённый как сокровище для грядущих поколений.

3. «Даже в самом малышовом возрасте я это видела люди ценят силу сначала физическую взрослея силу ума таланта понимания старея силу внимания добра… Они любят тех кто весел они тянутся к тем кто излучает бодрость с кем надёжнее интереснее кто их поймёт.

И чтобы вырваться из плена одиночества мне надо стать такой. И люди придут ко мне…»

4. Любителями и знатоками музыки не рождаются а становятся… Чтобы полюбить музыку надо прежде всего её слушать… Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств страстей мыслей. Оно сделает вас духовно богаче чище совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

5. Человек атавистически боится за свою спину нет ничего страшнее нападения сзади. Недаром же и путники на дорогах и прохожие на городских улицах часто без нужды оборачиваются. Когда мои школьные друзья рядом мне не надо озираться бояться за свою спину. Чувство безопасности защищённости которое мы дарим друг другу возвращает нас к детству когда мы и впрямь были так чудесно защищены всемогуществом взрослых…

6. Мечта всегда реальный факт действительность для того кто мечтает. Вымысел художника становится действительностью входя в сознание читателей зрителей слушателей. «Дон Кихот» оказал реальное влияние на жизнь одних увлекая благородством своего образа других остерегая от карикатурности своих подвигов. Пройдя через сознание миллионов Дон Кихот реален не менее чем Наполеон. Поэтому правы усердные гиды показывая туристам на острове Иф темницу где был заключён граф Монте-Кристо…

7. Родная природа для нас не только то что невольно видит и невольно воспринимает взгляд. Дело в том что мы постепенно прошли хорошую школу понимания и восприятия родной природы. Воспринимая и любя её мы приводим в движение эмоциональные резервы накопленные нами при чтении русских прозаиков и поэтов при слушании русской музыки и при созерцании картин живописцев.

Другими словами чувство родной природы в нас организованно и культурно.

8. В энциклопедии про корсака сказано так Похож на обыкновенную лисицу но меньше по размерам (длина тела — 50-60 сантиметров хвоста — 25-35 сантиметров). Распространён в пустынях и полупустынях Азии и Юго-Восточной Европы. В нашей стране от Северного Кавказа на восток до Забайкалья на север до 50° северной широты. Приносит большую пользу истреблением грызунов…»

В благодарность за эту «большую пользу» человечество нещадно уничтожает корсаков к несчастью они как поясняет энциклопедия «имеют промысловое значение используется их шкурка».

9. Перечитывать то что с первого раза нас оттолкнуло перечитывать ничего не пропуская перечитывать под другим углом зрения перечитывать проверяя свои впечатления… Да всё это мы считаем своим правом.

Но по большей части мы перечитываем просто так чтобы повторить удовольствие порадоваться встрече со знакомым проверить сохранилась ли прежняя близость.

Еще про Мальчика с пальчик! говорил ребёнок которым когда-то были мы…

И взрослыми мы перечитываем из этого же самого желания наслаждаться постоянством и находить в нём каждый раз новое очарование.

10. Предупреждающий огонь «Красной книги» видят ещё далеко не все. И список животных «кандидатов в ископаемые» кандидатов на полное истребление к сожалению продолжает увеличиваться.

Причин тому много. И одна из них ещё не преодолённое равнодушие к животным непонимание их значения для жизни нашей планеты.

Сейчас многие люди всё яснее начинают понимать что надо принимать срочные меры для спасения животных. А это нелегко. Надо преодолеть равнодушие и косность биологическую неграмотность и потребительское отношение к природе надо воспитать любовь и уважение к окружающему нас миру.

11. Высокие произведения искусства должны трогать и оригинальностью и музыкальностью ритмичностью но что в них особенно кажется удивительным что восхищает и поражает это «точность». Точность в передаче правды природы точность рисунка и цветовых отношений и особенно поражает точность музыкальная точность ритмическая.

Можно много привести этому примеров. Например «Троица» Рублёва. Как переданы отношения этих трёх фигур друг к другу и к пространству какие точнейшие линии передают всё это и каким ритмом какой музыкой всё это проникнуто как всё собрано причём очень простыми средствами в совершенную цельность!

12. Художественная литература живой процесс отражающий живую жизнь и живую речь и если писателю запретить выход за пределы языковой нормы всё тут же засохнет и остановится. Борис Слуцкий сказал как-то что новые события рождают новые слова. Понадобилось проникновение человека в воздушное пространство чтобы Блок изобрёл слово летун а Хлебников лётчик. Первое впоследствии приобрело ироническую окраску человек слишком часто меняющий место работы но второе-то! Разумеется опыт использования писателем новых слов не обязательно связан с глобальными переменами в жизни общества. Русские классики немало в этом преуспели хотя и подвергались частым нападкам тогдашней критики.

13. Моё отношение к современности носило в известной мере полемический характер. Я остро не люблю людей которые хотели бы жить в иные эпохи минувшие или будущие подобный выбор кажется мне немужественным и неблагородным. Смущённые сложностью и остротой современной жизни эти люди охотно рассуждают о том что «ушло» и о том что «ещё не вошло». Создаётся впечатление что человек тянется к иным временам потому что в чём-то он выше чище лучше современности. На самом же деле наоборот современность выше его хотя бы потому что для деятельного участия в ней нужны волевые качества которыми он увы не располагает.

14. Павел Г. Павел Павлик самый серьёзный из нас молчаливый задумчивый он был полон доброты и доброжелательности. Он обладал редким даром сопереживания всегдашней готовности разделить и принять на себя тяжесть чужих огорчений. Он был другом в трудный час. Его серьёзность взрослое чувство ответственности делали его нечастую весёлость и органическое умение радоваться чужой радости ещё более пленительными.

Он был нашей совестью. Он не знал компромиссов столкнувшись с тем что считал недостойным. Его порядочность в таких случаях проявлялась не доказательствами и спорами он смешно надувшись что-то бормоча под нос не желая разговаривать уходил и это было сильнее всяких объяснений.

15. Если я как писатель скажу Я шёл и увидел разрушенную церковь этим я ещё ничего не скажу. Может быть её надо было разрушить может быть хорошо что она разрушена. Или напротив может быть разрушение её есть проявление варварства уничтожение истоков культуры целого народа… Ничего нельзя понять из фразы Я шёл и увидел разрушенную церковь.

Непозволительно и кричать Ах как хорошо что церковь разрушена! или Ах как плохо что её не стало!

Задача художника написать такую фразу или ряд фраз чтобы читатель сам воскликнул Вот хорошо! или Вот безобразие! или просто побежал бы на площадь бить в рельс.

16. Знаменитая смоленская стена… В последнее время о ней много говорят. Теперь можно надеяться что сооружение царя Бориса не будет уничтожено хотя конечно о восстановлении стен и башен в первоначальном виде нельзя и мечтать. Если сейчас нельзя трогать самих стен то не запрещено к сожалению вывозить песок из древних рвов и валов. Когда постепенно вынут из-под стен почву они естественно начнут разрушаться. Остальное само время доделает. И тогда может получиться так что вместо чудесного исторического пейзажа разоренье а рядом масса песчаных косогоров. Пора уже подумать о том чтобы не только не губить сам памятник но и относиться бережно к территории вокруг него.

17. Пуще всего не запугивайте себя сами не говорите Один в поле не воин и прочее. Всякий кто искренно захотел истины тот уже страшно силён. Не подражайте тоже некоторым фразёрам которые говорят поминутно чтобы их слышали Не дают ничего делать связывают руки вселяют в душу отчаяние и разочарование! и прочее и прочее. Всё это фразёры и герои поэм дурного тона

рисующиеся лентяи. Кто хочет приносить пользу тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра. Истинный делатель вступив на путь сразу увидит перед собою столько дела что не станет жаловаться что ему не дают делать а непременно отыщет и успеет хоть что-нибудь сделать. Все настоящие делатели про это знают.

18. Как успокаивает бульвар в тихие послеполуденные часы! На нём играют дети а на солнечной стороне сидят старики бульвар страна стариков и детей. Лет пятнадцать назад стариков было меньше чем детей потом стало одинаково много и детей и стариков теперь детей чуть меньше.

Бульвары постарели… Это особенно ощутимо ранней осенью когда уже слегка прохладно и тихо опадают липы и тополя. Я люблю бульвары они успокаивают в них есть что-то от вечности.

В мире могут создавать нового Адама из полуфабрикатов заказывать гороскопы кибернетическим машинам испытывать под землёй фантастической мощности водородные бомбы на бульварах будут играть дети и сидеть на солнечной стороне старики. И наверное естественно и хорошо что бульвары чуть постарели четверть века нет большой войны…

19. Патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу к своей местности и это не исключает любви ко всей нашей необъятной стране. Как не исключает любовь к своей школе скажем любви прежде всего к своему учителю.

Я придерживаюсь того взгляда что любовь к Родине начинается с любви к своей семье к своему дому к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу к своему селу к родной природе к своим землякам а созрев становится сознательной и крепкой до самой смерти любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь когда что-нибудь в ней выпало или больше того отсутствовало с самого начала.

20. В первый же год приезда в Мелихово весной Левитан увлёк Чехова на ружейную охоту. Они вдвоём пошли вечером на тягу. Левитан подстрелил вальдшнепа в крыло и тот упал в лужу.

«Я поднял его пишет Антон Павлович в одном из писем в 1892 г. Длинный нос большие чёрные глаза и прекрасная одежда. Смотрит с удивлением. Что с ним делать? Левитан морщится закрывает глаза и просит с дрожью в голосе Голубчик ударь его головкой о ложу. Я говорю Не могу. Он продолжает нервно пожимать плечами вздрагивать головой и просить. А вальдшнеп продолжает смотреть с удивлением. Пришлось послушаться Левитана и убить его. Одним красивым влюблённым созданием стало меньше а два дурака вернулись домой и сели ужинать».

Этот случай сильно охладил Чехова к охоте.

21. Книга это духовное завещание одного поколения другому совет умирающего старца юноше начинающему жить приказ передаваемый часовым отправляющимся на отдых часовому заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге племена люди государства исчезали а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством в неё кристаллизовались все учения потрясавшие умы и все страсти потрясавшие сердца в неё записана огромная исповедь бурной жизни человечества. Но в книге не одно прошедшее она составляет документ по которому мы вводимся во владение настоящего во владение всей суммы истин и усилий найденных страданиями облитых иногда кровавым потом она программа будущего. Итак будем уважать книгу! Это мысль человека получившая относительную самобытность это след который он оставил при переходе в другую жизнь.

22. Последние годы жизни великого режиссёра Станиславского были наполнены несмотря на тяжёлую болезнь напряжённой работой. Его день был расписан буквально по минутам. Деятельность Станиславского хотя он почти не выходил из квартиры была многосторонней. Он занимался с артистами Художественного театра с артистами оперного театра его имени с учениками созданной им оперно-драматической студии встречался с самыми разнообразными театральными деятелями продолжал писать книги и совершенствовать свою изумительную актёрскую технику. Вся его многообразная работа была пронизана одним стремлением направлена к одной цели передать современникам те знания и те принципы театрального творчества которые были разработаны им в течение более чем полувековой деятельности в театре. Он хотел оставить будущим поколениям артистов те основы учения о театре. Эти основы по убеждению великого режиссёра и театрального педагога могли бы помочь актёрам в работе над ролью.

23. Понять новое бывает трудно и в науке и в искусстве. Как издевались современники над «Тристрамом Шенди» Стерна как пожимали плечами над «Шумом и яростью» Фолкнера! Новое рождается в борьбе со старым старое сопротивляется новому а поскольку талантливое в литературе это всегда нечто новое то естественно если оно поначалу встречает противодействие отрицание замалчивание насмешки. Писатель всегда должен быть готов к непониманию и хуле. Должен исполниться стойкости веры в себя терпения.

Оценка же окончательно выносится обычно лишь историей. И «Повести Белкина» Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова и «Красное и чёрное» Стендаля и «Гамлет» Шекспира весьма низко расцененные при появлении обрели признание гораздо позднее. Такова судьба всего что опережает своё время определяя пути развития культуры.

Хотя заслуженная и скорая прижизненная слава тоже нередка.

Что же остаётся писателю? Только писать — так как он считает верным.

24. Вот она Ладога. Единственная дорога связывающая Ленинград со страной. По воде а зимой по льду под огнём в темноте с распахнутой дверцей кабинки чтобы попытаться выскочить если попадут или машина пойдёт под лед. А весной воды по ось лёд прогибается вот-вот уйдёшь с головой. Но впереди Ленинград и этим всё сказано!

Ладога… Дорога жизни… Ленинград и вся страна низко кланяются тебе твоим постам твоим шофёрам!

Сейчас на 103-м километре дороги Ленинград — Петрозаводск стоит памятник. На гранитном валуне высечено Неизвестному шофёру отдавшему жизнь за Родину в Великой Отечественной войне.

И самый памятник каменная полуторка над краем прервавшейся дороги. Остановится она или упадёт? Светлые бетонные плиты дороги смонтированы на разных уровнях под разным наклоном не понять шоссе ли это или ломающийся лёд Ладоги.

Памятник сооружён на средства трудящихся Волховского района Ленинградской области.

25. Конечно восприятие искусства всегда есть дело в известной мере субъективное. Но в какой именно мере? Ведь главное-то в искусстве всё-таки нечто объективное.

Разные музыканты по-разному слышат и исполняют Бетховена но если бы они исполняли его не «по нотам» разве знали бы мы его?

Есть свои «ноты» и в произведениях художественной литературы. Есть и немалое сходство между её читателями и слушателями музыки. Но читателю ещё труднее чем слушателю. Его «консерватория» — в нём самом. Он сам себе «исполнитель» сам себе всё и «оркестр» и «дирижёр» и «зал». И это неизбежно разумеется. Беда только в том что нередко он сам себе ещё и «композитор» не замечая уже когда исполняет и слушает не чью-то музыку а сочиняет свою собственную будучи искренне убеждён что раз он «так слышит» значит так оно и есть.

И это уже не сотворчество а произвол не «интерпретация» а просто непонимание.

26. В 1829 году Пушкин начал «Роман в письмах»: сочинение осталось незаконченным. Герой пишет приятелю …я без прискорбия никогда не мог видеть уничижения наших исторических родов никто у нас ими не дорожит начиная с тех которые им принадлежат… Прошедшее для нас не существует. Жалкий народ!»

Для самого Пушкина родовые предания дело нешуточное. «Любовь к отеческим гробам» не просто семейное чувство это ещё и черта исторического сознания и важнейший признак культуры. Пушкин хорошо знал свою родословную гордился ею и тесно сопрягал своё собственное существование с долгой уходящей к истокам национальной жизни цепью родственников и предтечей.

Толстой Лермонтов Тургенев в меньшей степени Гоголь прекрасно помнили своих ближайших и отдалённейших предков. И хотя в отличие от Пушкина им редко доводилось прибегать к генеалогическим аргументам они тем не менее не только ощущали за собой авторитет глубоко укоренённой культурной традиции но и над собой надёжную сень старого родового древа.

27. Когда умер мой муж театральный режиссёр Н. П. Акимов мне долгое время не хотелось никого видеть. Однажды позвонил известный кинорежиссёр Г. М. Козинцев. Попросил разрешения зайти. Сказал что ему очень нужно посмотреть последние эскизы Акимова к шекспировскому спектаклю. Пришёл. Посмотрел. И совсем они были ему не нужны. Посидел около часа. Мы почти ни о чём не разговаривали. Но я почувствовала в его визите такое искреннее участие такое горячее желание поддержать что не могла остаться равнодушной. Его удивительная тактичность обезоружила меня.

Когда я узнала что Григорий Михайлович заболел я много думала о нём. Вспоминала всё что он сделал для меня. Сокрушалась что-недостаточно выразила ему свою благодарность. Из-за дурацкой застенчивости не высказала всего. Как я дорожила его вниманием какое значение имело для меня общение с ним несмотря на наши редкие встречи. Меня мучило это. Человек должен знать что принесённое им добро не пропало.

Я написала ему письмо. Он уже не мог его прочитать.

28. За все свои пятьдесят лет службы театру великий актёр Щепкин не только не пропустил ни одной репетиции но даже ни разу не опоздал. Никогда никакой роли даже если это было в сотый раз он не играл не прочитав её накануне вечером перед сном и не отрепетировав её утром в день представления. Это не мелочная точность не педантство а весьма важное условие в деле искусства.

Вся жизнь Щепкина и вне театра была постоянно для него школой искусства везде он находил что-то такое что можно перенести на сцену. Нередко посреди шумных речей и споров мы его друзья замечали что актёр о чём-то задумывался словно что-то вспоминал. Впоследствии его заставляли признаться что он думал в то время о каком-нибудь трудном месте своей роли которая вследствие сказанного кем-то из присутствующих меткого слова вдруг освещалась новым светом.

В эпоху блистательного торжества когда театр переполненный восхищёнными зрителями дрожал от восторженных рукоплесканий был в театре один человек постоянно недовольный Щепкиным. Этот человек был сам Щепкин. Никогда не был доволен собою этот взыскательный художник!

29. Ощущение кровной причастности к общему делу всеобщая пристальная любовь к армии дерущейся с врагом это было характерно для людей тыла. А как же могло быть иначе?

Растили и убирали урожай возводили стены корпусов пускали поточные линии в тяжелейших условиях эвакуации с колёс в дожди в лютую стужу. В рекордные сроки осваивали выпуск техники и вооружения новых типов и марок. Наша армия получила боевые машины по основным параметрам превосходящие соответственные системы врага.

Многие тысячи посылок направлялись на фронт из восточных районов страны. Чего только не было в них и сибирские пельмени и кедровые орешки и тёплое бельё и расшитые кисеты и платочки. А сверху под крышкой обязательно тёплое душевное письмецо. Всё бодее входила в обычай распространялась оживлённая переписка между фронтом и тылом между прежде незнакомыми людьми между девушками и солдатами достигшая особенно большого размаха к концу войны. Жаль что нередко вдруг приходили с фронта письма начертанные незнакомой рукой и сообщавшие что адресат выбыл бессрочно. А другие продолжали переписываться вполне благополучно до конца войны и некоторые встречались потом и даже всерьёз связали свои судьбы.

30. Александр Иванович часто дежурит на вечерах в техникуме. И не было ещё такого вечера с танцами на который не пробралась бы Оля с причёской из последнего фильма и в сногсшибательном наряде. Студенты знают что она «с приветом» однако Оле никогда не приходится подпирать стенку. Среди парней Оля слывёт хорошей партнёршей она «клёво» пляшет и с ней можно здорово «побалдеть». Александр Иванович от вечера к вечеру с беспокойством следит за Олиным успехом ему известно какие ухари есть среди студентов…

Вернувшись домой он делится своими тревогами с Еленой Петровной. Начинается их обычный печальный разговор. Очень жалко Олю но что сталось бы с ними самими если бы она жила в их доме как близкий человек как приёмная дочь? Нет нет они правильно сделали что отказались тогда взять Олю из детского дома.

Но как бы Козловы ни убеждали друг друга обоих неотступно преследует мысль что если бы они тогда когда Оля была совсем маленькая взяли её к себе окружили лаской она бы выросла другой.

Где-то живёт себе беспечно родная мать не знающая даже что её дочь нарекли Олей а Козловы без вины виноватые не находят покоя.

31. Сидя у сестры и читая исторический роман Лаптев вспоминал всё и ему было обидно что на его великолепное чистое широкое чувство ответили так мелко его не любили но предложение его приняли вероятно только потому что он богат то есть предпочли в нём то что сам он ценил в себе меньше всего. Можно допустить что Юлия чистая и верующая в Бога ни разу не подумала о деньгах но ведь она не любила его не любила и очевидно у неё был расчёт хотя быть может и не вполне осмысленный смутный но всё же расчёт. Дом доктора был ему противен своею мещанскою обстановкой сам доктор представлялся жалким жирным скрягой самое имя Юлия звучало уже вульгарно. Он воображал как он и его Юлия пойдут под венец в сущности совершенно незнакомые друг другу без капли чувства с её стороны точно их сваха сосватала и для него теперь оставалось только одно утешение такое же банальное как и самый этот брак утешение что он не первый и не последний что так женятся и выходят замуж тысячи людей и что Юлия со временем когда покороче узнает его то быть может полюбит.

32. Прочитал статью в которой моральный облик нескольких молодых людей поставлен в зависимость от материальной обеспеченности богатые папа с мамой папина машина лишние карманные деньги.

Но мне кажется что материальная обеспеченность не связана с уровнем морали никоим образом.

Моральный облик человека зависит от его воспитания. Тургенев был очень богат. Толстой был граф Бальзак и Диккенс не бедствовали. С другой стороны Бетховен и Рембрандт умерли в бедности. Купца Третьякова и богача Савву Мамонтова я не упрекнул бы в аморальном поведении так же как нищих писателей А. Грина или Велимира Хлебникова. Бывают бедные жулики и обеспеченные люди образцового поведения так же как богатые подлецы и бедняки исполненные благородства.

Итак моральный облик человека зависит от его воспитания качество воспитания зависит от культуры умения и моральных принципов воспитателей. К воспитателям относятся как отдельные люди родители учителя друзья так и общество в целом с его орудиями воспитания искусство всех видов печать радио церковь.

Моральный уровень общества или времени (века) зависит от господствующих в данное время моральных принципов. Например одним из моральных (а если быть точным — аморальных) принципов XX века во многих странах стал подмеченный предсказанный и разоблачённый ещё Достоевским принцип Всё дозволено. Его воздействию подвергаются люди самого различного материального положения.

33. У меня такой жёсткий график откуда взять час на чтение? У кого отнять? У друзей? Телека? Разъездов? Вечеров в кругу семьи? Уроков?

Где найти время читать?

Серьёзная проблема.

Которая и не проблема вовсе.

Коль скоро встаёт вопрос есть ли время читать стало быть нет на то желания. Потому что если разобраться времени читать ни у кого никогда нет. Нет у мелких нет у подростков нет у взрослых. Жизнь постоянная помеха чтению.

— Читать? Я бы с радостью но работа но дети но хозяйство времени нет…

— Как я вам завидую что у вас есть время читать!

А почему же вон та которая работает бегает по магазинам растит детей водит автомобиль посещает дантиста через неделю переезжает почему она находит время читать а вот этот благонравный холостяк-рантье не находит?

Время читать это всегда украденное время.

У кого украденное?

Скажем у обязанности жить.

В этом несомненно причина того что метро устойчивый символ упомянутой обязанности являет собой величайший в мире читальный зал.

У меня никогда не было времени читать но ничто никогда не могло помешать мне дочитать полюбившийся роман.

Чтение никак не связано с регламентом жизни общества оно просто образ жизни.

Вопрос не в том есть ли у меня время читать время которого кстати никто мне не даст но в том подарю я себе или нет счастье быть читателем.

Предложения интернет-магазинов