ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ И ПОЗИЦИЮ АВТОРА. ЕГЭ Русский язык.

Данное пособие является первой частью трёхчастного комплекса пособий, предназначенных для обучения написанию сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку. В этой части собраны тексты и задания, которые помогут учащимся научиться выделять и формулировать проблему, поставленную в предложенном тексте, и определять и формулировать позицию автора по данной проблеме.

Чтобы сформировать устойчивые навыки по определению проблемы и позиции автора, необходимо йроанализировать большое количество текстов. Поэтому мы предлагаем начинать эту работу в 10 классе и проводить её на материале небольших текстов (мини-текстов). Небольшой объём таких текстов позволяет проанализировать достаточно много материала, затратив на это не очень большое количество времени.

Наше пособие содержит материал для такой работы. Оно представляет собой мини-тексты и набор стандартных заданий к ним, помогающих учащимся прежде всего научиться определять и формулировать проблему, поставленную автором в тексте. Как известно, это умение — одно из самых важных на экзамене.

Задания, которые мы предлагаем, способствуют выработке устойчивых умений у учащихся. Прежде всего мы советуем, прочитав текст, пересказать его. В процессе пересказа становится ясно, насколько верно ученик понял содержание, а что прошло мимо его внимания. В качестве вывода рекомендуется после пересказа сформулировать тему текста, т.е. определить, о чём говорится в тексте. Оформить это удобнее в виде конструкции «В тексте говорится о…».

Затем можно выполнить несколько заданий, которые помогут точнее сформулировать проблему.

Рекомендуется выполнить задание на различение публицистического и художественного текстов, т. к. это связано со способом постановки проблемы и способом выражения авторской позиции. Если в публицистических текстах проблема и позиция автора выражаются, как правило, однозначно, незавуалированно, то в художественных текстах нужно учитывать наличие героя-рассказчика или героя-резонёра в прозе и лирического героя в стихотворениях. Однако это задание мы считаем факультативным, так как иногда бывает трудно определить стиль текста (если это, например, художественная публицистика, как в книге В. Солоухина «Камешки на ладони»). Поэтому данное задание можно выполнять там, где это существенно влияет на понимание текста.

Заданиями, связанными с пониманием и точной формулировкой проблемы, являются также задание по определению типа речи (это важно и для формирования умения выполнять задание 21 в первой части ЕГЭ) и задание по оценке предлагаемого предложения с точки зрения соответствия его содержанию текста (аналогично заданию 20 в первой части ЕГЭ).

Таким образом, выполнив все эти задания, ученик должен разобраться в содержании текста для того, чтобы сформулировать главное — поставленную в тексте проблему.

Мы рекомендуем начинать работу по нахождению проблемы с определения главной мысли текста, т.е. авторской позиции. Затем ученик формулирует проблему в виде вопроса к этой главной мысли, ведь авторская позиция и есть ответ на вопрос, поставленный автором. Такая пара «ответ — вопрос»/«вопрос — ответ» делает рассуждения ученика логичными и не позволяет подменить существующую проблему сходными. Конечно, формулировать проблему можно и с помощью конструкции «Проблема + сущ. в форме р.п.», однако в этом случае формулировки получаются более широкими по смыслу, и ученик в процессе работы над сочинением может изменить заявленный вначале аспект проблемы. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем начинать всё-таки с вопроса к позиции автора (это более конкретная формулировка проблемы), а затем при желании переходить к более широкой формулировке.

В некоторых текстах возможно выделение нескольких проблем. Ученик имеет право сформулировать любую из них.

В Ответах (III часть пособия) даны примерные формулировки проблем и позиции авторов. В работах учащихся, естественно, формулировки могут быть иными.

Во II части пособия представленные ранее тексты даны с пропусками букв и знаков препинания. В этом случае тексты можно использовать для повторения орфографии и пунктуации.

В общей схеме экзаменационного сочинения (созданной с опорой на задание 25 и на Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом) данная часть комплекса помогает учащимся научиться писать следующие части работы (выделено жирным):

Схема сочинения1

I. Вступление.

II. 1. Формулировка проблемы.

2. Комментарий к проблеме.

3. Позиция автора по проблеме.

4. Позиция ученика по проблеме.

5. 1-й аргумент.

6. 2-й аргумент.

III. Заключение.

Предложенные нами тексты содержат проблемы, которые часто встречаются в экзаменационных текстах, поэтому их можно использовать и в качестве текстов-аргументов для подтверждения своей позиции по подобным проблемам. Для того чтобы систематизировать тексты по проблемам, можно воспользоваться таблицей, данной в приложении.

Мы надеемся, что наше пособие поможет и учащимся, и их преподавателям в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

1 Приведённая схема сочинения является примерной.

Предложения интернет-магазинов