ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Речь. Языковые средства выразительности. ЕГЭ Русский язык.

Упражнения

1. Прочитайте текст. Выпишите предложения, в которых используются средства выразительности. Назовите эти средства выразительности.

(1)На рассвете я просыпаюсь. (2)Туман шуршит в саду. (3)В тумане опадают листья. (4)Я вытаскиваю из колодца ведро воды. (5)Из ведра выскакивает лягушка. (6)Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.

(К. Паустовский)

2. Прочитайте словосочетания. Найдите эпитеты и подчеркните их. Объясните смысловое и эмоциональное содержание эпитетов, их роль в тексте.

Чистое сердце, на обнаженной ветке, по бархатным лугам, парус одинокий, небесные черты, сияньем тощим, горестные пни зимней порубки, бурые листья, синяя краска, бездонные синие очи, солнечный луч, светлый луч жизни, ежегодная премия, на седых уральских кручах, сухая трава, рассвет торопливый, парковые дорожки, внутренние метания, дерзко презирал земли чужой язык и нравы, принимать лиловые тона, счастливый край, буйный ветер, солнце красное, красные чернила, надежды сладкие, слепой мрак, технический прогресс, тревожные мысли, безумное волненье, ветрила гордых кораблей, сверкающие волны.

3. Прочитайте предложения. Назовите средство выразительности (троп), на основе которого построены предложения. Запишите определение этого тропа. Какие разновидности этого тропа вы знаете?

1. Никнет гроздь рябины желто-красной. 2. Пушкин, как он сам признавался, расцветал каждую осень. 3. Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало. 4. Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился. 5. Чистая совесть — самая лучшая подушка. 6. В сонном городе ночью холодно. 7. Нахмурилась елка, и стало темно. 8. Сырой ветер дул по полу и шуршал соломой. 9. Я говорю словами, которые рождаются в моей душе. 10. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба.

4. Определите, какое средство использует автор для усиления выразительности. Запишите свой ответ.

Над синевою подмосковных рощ

Накрапывает колокольный дождь.

(М. Цветаева)

Вспомните другие стихотворения этого или других авторов и запишите примеры использования найденного тропа.

Придумайте и запишите метафоры (олицетворения) с приведенными ниже словами.

6. Найдите в четверостишии эпитеты и метафоры, подчеркните их, обоснуйте свой ответ.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

(А. Ахматова)

7. Определите виды тропов, на основе которых построено предложение. Запишите их.

Туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали по морщинам скал.

8. Придумайте и запишите примеры употребления такого тропа, как сравнение. Трансформируйте сравнения в сравнительные обороты.

9. Придумайте и запишите несколько сравнений / сравнительных оборотов.

1. Твои глаза подобны …

2. Песня лилась словно… (как, будто)

3. Слова твои легли на сердце… (сущ. в творительном падеже)

10. Прочитайте предложения. Объясните, на каком основании

название одного предмета переносится на другой предмет.

Запишите определение этого тропа.

1. На сцене ставили Шекспира. 2. Аудитория внимательно слушала лектора. 3. На столе стояло много вкусных блюд. 4. Съел три тарелки супа. 5. Весь зал оглушительно захлопал. 6. Бранил Гомера, Феокрита, / Зато читал Адама Смита. (А. Пушкин) 7. Янтарь на трубках Цареграда, / Фарфор и бронза на столе, / И, чувств изнеженных отрада, / Духи в граненом хрустале. (А. Пушкин) 8. И едва ли кто в городе спал: / Ночью пушечный гром грохотал. / Не до сна! Вся столица молилась, / Чтоб Нева в берега воротилась. (Н. Некрасов)

11. Прочитайте текст.

(1)Погода стояла самая неблагоприятная: по временам шел мелкий, осенний дождь, и постоянно дул страшный, словно безумный, ветер. (2)Волга… (З)Страшно вообразить, что такое была Волга в такую непогоду! (4)Река

вся превратилась в водяные бугры, которые ходили взад и вперед, желтые и бурые около песчаных отмелей и черные посередине реки. (5)Она билась, кипела, металась во все стороны и точно стонала; волны беспрестанно хлестали в берег, взбегая на него более чем на сажень. (6)По всему водному пространству, особенно посреди Волги, играли «беляки» — так называются всплески воды, когда гребни валов, достигнув крайней высоты, вдруг обрушиваются и рассыпаются в брызги и белую пену. ^Невыразимый ужас объял мою душу, и одна мысль плыть по страшному пути леденила мою кровь и почти лишила меня сознания.

(С. Аксаков)

Выпишите из текста примеры использования:

12. Выделите группы слов разной стилистической окраски:

1) стилистически нейтральные слова; 2) разговорная и просторечная лексика; 3) книжные слова.

Ниспровергать, выпендреж, глупышка, шествовать, по гроб жизни, глаза, задубеть, лоб, вишь, денница, картошка, родительница, корзина, вранье, жухлый, заартачиться, ложь, длань, одиозный, одухотворенный, одобрить, отужинать, одр, плакса, идти, очи, гляделки, разверзнуться, стихотворец, подыграть, преемник, продолжатель, подвижник, болтать, алкать, воплотиться, вопль, родимый, смириться, травинка, хлопец, брань, ветрило.

Подберите (придумайте) к словам разных стилистических групп соответствующие стилистические варианты. Запишите ряды слов. Составьте и запишите словосочетания с этими словами. Приведите свои примеры слов разной стилистической окраски.

Например: глаза (нейтр.) — очи (книжн.) — … гляделки (прост.)

13. Прочитайте текст. Определите, какое лексическое средство выразительности используется автором для характеристики героя повествования. Запишите примеры употребления этого средства. Подберите к найденным словам соответствующие им слова нейтральной стилистической окраски.

«Здравствуйте, — писал Вася. — Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам переслать. Как вы уехали, я их искал две недели, все обшарил, пока нашел, только сильно простыл, потому уже были дожди, заболел и не мог вам раньше отписать. Я чуть не помер, но теперь хожу, хотя еще очень слабый. Так что не сердитесь. Папаня говорил, что было у меня воспаление в легких. Пришлите мне, если есть у вас какая возможность, книжку про всякие деревья и цветных карандашей — охота мне рисовать. У нас уже падал снег, но только стаял, а в лесу под елочкой — смотришь — и сидит заяц! Остаюсь Вася Зотов». (К. Паустовский)

14. Прочитайте и запомните фразеологизмы. Определите значение этих фразеологизмов. Подберите (придумайте) к приведенным фразеологизмам синонимы и антонимы (там, где это возможно). Запишите ряды слов. Приведите свои примеры фразеологизмов.

Образец: стреляный воробей — тертый калач (синонимы.), кот наплакал — … (куры, не клюют — антонимы).

Ничего себе, в новинку, тертый калач, белый свет, на орехи досталось, домашний очаг, на худой конец, падающая звезда, стреляный воробей, петь дифирамбы, в преддверии, пролить свет, на всякий случай, во что бы то ни стало, кот наплакал, не перечесть, под конец, Сизифов труд, предста

вить себе, водой не разольешь, взять себя в руки, закон бутерброда, как ни в чем не бывало, раскинуть умом, сонное царство, земной шар, притча во языцех, вдобавок (к чему?), вести себя (как?), бросать слова на ветер, затаить дыхание, за компанию (с кем?), в конце концов, насиженное место, в конечном счете, обратить внимание (на что?), за плечами, собаку съел, столбовой путь, пошло-поехало!

15. Придумайте и запишите

1) синонимы к словам: бежать, смеяться, странный, тяжелый, красивый, восхищаться, огорчаться, мастер, просто, маленький, серьезный, торопиться, рассказать;

2) поразмышляйте о быстротечности времени, запишите свои рассуждения в виде текста, используйте контекстные синонимы «развлекаться, убивать время», «не ценим, тратим впустую», «полезный, нужный»;

3) антонимы к словам: медленно, исключительный, грустить, беречь, поражение, закат, разочарование, широкий, прогрессивный, успех, правда;

4) поразмышляйте о роли искусства в жизни человека, запишите свои рассуждения в виде текста, используйте контекстные антонимы «поэзия — мирская суета», «ликующие крики — горький плач», «исчезнуть — остаться».

16. Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Как соотносятся понятия, о которых рассуждает автор? Найдите в тексте примеры употребления контекстных синонимов и контекстных антонимов. С каким синтаксическим средством выразительности тесно связаны антонимы? Приведите примеры этих средств выразительности из известных вам произведений.

Работа и творчество отличаются друг от друга. Недаром говорится, что «дело мастера боится». Если работник — функция работы, ее следствие, то творение мастера есть функция, отпечаток его души. Творец торжествует над делом рук своих, тогда как работа формирует человека по образу и подобию своему.

(Г. Гачев)

17. Прочитайте текст. Выпишите из текста примеры использования: 1) разговорных и просторечных слов; 2) стилистически нейтральных слов; 3) диалектизмов; 4) фразеологизмов; 5) синонимов.

(1)В лугах — в землянках и шалашах — живут болтливые старики. (2)Это или сторожа на колхозных огородах, или паромщики, или корзинщики. (З)Корзинщики ставят шалаши около прибрежных зарослей ивняка.

(4) Знакомство с этими стариками всегда происходит по раз и навсегда установленному обычаю. (5) Сначала мы закуриваем, потом идет вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него — несколько неопределенных слов о погоде («заладили дожжи» или, наоборот, «наконец-то обмоет траву, а то все сушь да сушь»). (6) И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему.

(7) Больше всего старики любят поговорить о вещах необыкновенных, необычайных: о новом Московском море, «водяных еропланах» (глиссерах) на Оке, французской пище («из лягушек уху варят и хлебают серебряными ложками»), барсучьих бегах и колхознике из-под Прон- ска, который, говорят, заработал столько трудодней, что купил на них автомобиль с музыкой.

(К. Паустовский)

18. Прочитайте текст. Выпишите из текста средства выразительности, запишите номера предложений, в которых они употребляются: 1) устаревшее слово; 2) олицетворение; 3) однородные члены. Объясните, какую роль играют эти средства выразительности в тексте.

(1)Свежая струя пробежала по моему лицу. (2)Я открыл глаза: утро зачиналось. (3)Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. (4)Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. (5)Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. (6)Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью.

(И.С. Тургенев)

19. Прочитайте текст.

A. Выпишите из текста примеры использования лексических средств выразительности (тропов; слов разных тематических и стилистических групп). Объясните, какую роль эти средства играют в тексте.

Б. Выпишите из текста примеры использования синтаксических средств выразительности (инверсии, градации, синтаксического параллелизма, парцелляции и др.). Какова роль этих средств в тексте?

B. Выпишите из текста примеры использования стилистических приемов (лексического повтора, цитирования, вопросно-ответной формы изложения). Объясните, какую роль эти приемы играют в тексте.

(1)Времена жизни существуют точно так же, как времена года. (2)Детство сродни светоносной, солнечной весне, молодость — лету, зрелость — весне, а старость — зиме.

(З)Впрочем, можно оспаривать эти сравнения, и я не претендую на завершенность суждения. (4)Одно бесспорно: если времена года повторимы и можно много раз порадоваться весне, лету, осени и зиме, то времена жизни даются каждому всего один раз.

(5) Только раз…

(6) Не новая мысль: значит, прожить их надо, чтобы.

(7)Все это верно, все так, но можно прожить полную, насыщенную, полезную жизнь, так и не заметив жизни — ее времен, прелести ее всего лишь четырех перемен. (8)Не правда ли, как часто, отмахав детство, человек спохватывается, что оно минуло, кануло в безвозвратность, дает себе слово хотя бы молодость провести с толком, радуясь ей, непременно загадав высокие цели, а в зрелости, перебирая дни, казня себя за прожитое впустую — ну не впустую, так иначе, чем загадывал, — клянется в сегодняшнем, в зрелости своей, «не гнать лошадей», видеть мир окрест, жить для людей и для себя — полной мерой, замирая от счастья исполненного слова и возвращенного долга.

(9)Что ж, счастье это в руке, голове и сердце. (10)Не избранного — каждого. (11)Только не каждому оно дается. (12)Ускользает. (13)Исчезает. (14)Манит недосягаемой доступностью.

(15) А время всходит ростками зеленой травы, зреет густой зеленью, жухнет желтыми стебельками, рассыпается в прах, чтобы не повториться — истаять раз и навсегда.

(16) Прожить жизнь — это просто и невозможно трудно, доступно и невероятно. (17)Как неповторимо. (18)Как ужасно неповторимо — с победами, с ошибками и потерями — не-по-вто-ри-мо.

(19) Я часто размышляю о всяком — о чужих жизнях, обогативших меня и других, о духовных ценностях, самом главном богатстве человека, о судьбах трудных, но от этого не менее прекрасных.

(20) Все это такое разное сложено в одно, в жизнь.

(21)А жизнь состоит из времен. (22)Детства. (23)Юности. (24)Зрелости. (25)Старости.

(26) Каждое из времен жизни коротко.

(27) Летит!

(28) Не спохватиться бы в конце, что так ничего и не заметил.

(А. Лиханов)

20. Вспомните и запишите пословицы, поговорки, крылатые выражения о родине, природе, книгах, любви и дружбе, искусстве, о родном языке, труде и т.д.

 

Предложения интернет-магазинов