ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Части речи. ЕГЭ Русский язык.

Упражнения

1. Найдите в тексте нарицательные существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, и подчеркните их как члены предложения.

В искусстве итальянского Возрождения настенная живопись занимала господствующее место. Она выполнялась в технике фрески — красками, приготовленными на воде, писали по сырой или по сухой штукатурке. Основное связующее вещество штукатурки — известь.

Фресковая роспись выполняется быстро и нередко по частям, между которыми остаются соединительные швы. Со второй половины XV столетия технику фрески стали дополнять живописью «по сухому», которая позволяла работать несколько медленнее и допускала отделку деталей.

Работе над росписями предшествовало изготовление синопий — вспомогательных рисунков, нанесенных под фреску на первый слой штукатурки. Они выполнялись красной охрой, которая добывалась из глины близ города Синоп на южном берегу Черного моря и называлась синопской краской, или синопией, затем и сами рисунки стали именоваться синопиями.

(По Т. Каптеревой)

2. Найдите в предложениях существительные, образованные неморфологическим способом (переход из одной части речи в другую). Определите их синтаксическую функцию.

1. Главное часто кроется именно в мелочах. 2. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему (Д. Лихачев). 3. Многие задавались вопросом, почему братья Райты смогли добиться успеха там, где другие терпели неудачу. 4. На субботнике студенты из нашей группы выполняли разную работу: двое красили забор, четверо ремонтировали скамейки в аудиториях, остальные мыли окна. 5. Вечное

всегда носит одежду времени, и одежда эта так срастается с людьми, что порой под историческим мы не узнаем нашего, то есть в каком-то смысле мы не узнаем и не понимаем самих себя (Ю. Лотман). 6. Читателя с первых страниц подкупает достоверность происходящего. 7. Любовь к ближнему, простосердечие — вот сила, которая подвигла Андрея Рублева на сотворение немеркнущих шедевров (И. Долгополов). 8. Этот старый, тенистый сад скрывался за академическим зданием с круглым куполом и колоннами и был закрыт для посторонних (М. Добужинский).

3. Сделайте устно морфологический разбор всех существительных.

Путники уже различали станцию «Лазаревая», кровли окружающих ее саклей, и перед нами мелькали приветные огоньки, когда пахнул сырой, холодный ветер, ущелье загудело и пошел мелкий дождь.

4. Определите разряд прилагательных.

Австралийское побережье, заманчивое предложение, папин пиджак, курортный город, флегматичный юноша, туманное утро, резкий тон, белый лист, старинный кинжал, нужное решение, павлиний хвост, вкусный обед, вредное качество, рыбачьи сети, малотиражная газета, юный художник, зрелые рассуждения, равнобедренный треугольник, поросячий визг, стальной взгляд, осеннее настроение, собачий холод.

5. Найдите в предложениях краткие прилагательные и подчеркните их как члены предложения.

1. По словам дедушки, улицу должен заасфальтировать сам город, а у города нет средств. 2. И хотя Миша ни секунды не сомневался, что Николай невиновен и его оправдают, он понимал, как тяжело теперь Марии Ивановне и Жердяю. 3. Бульвары Садового кольца были пустынны, редкие фонари тускло светили на углах центральных улиц. 4. Безусловно, нэп нужен для восстановления страны, здесь его оборотная сторона, приходится с этим мириться, но люди эти отвратительны. 5. Вы довольны сегодняшним вечером? 6. «Все это верно, — сказал Николай Львович, — но, понимаешь, этот молодой человек не внушает мне доверия». 7. Жили они на первом этаже, крики были слышны во дворе, но и во дворе никто не отозвался. 8. Судьба русских эмигрантов его не устраивала: они не предвидели будущего России, они близоруки, а он прозорлив. 9. Но инженер при всей своей барской внешности, по-видимому, не так уж неприступен. 10. «Возможно, в родителях как раз все дело, — ответил Юра. — Они несовременны».

(По А. Рыбакову)

6. Образуйте от данных прилагательных все возможные формы сравнительной и превосходной степени. Отдельно выпишите те прилагательные, которые не образуют формы степеней сравнения.

Новый, жидкий, кроткий, добрый, терпеливый, светлый, близкий, низкий, сладкий, ветхий, глубокий, кроткий, редкий, жалкий, ловкий, вялый, хриплый, усталый, дружеский, боевой, сиреневый, кремовый. 7

7. Найдите в тексте субстантивированные прилагательные (перешедшие в разряд существительных) и подчеркните их как члены предложения.

В отличие от художественного рационализма Баратынского метод Тютчева основывается на тождестве внешнего и внутреннего в природе и человеке. Тютчев воспринимает природу целостно, как организм, как универсальность бытия, как нечто живое, пребывающее в постоянном движении. Природа равна индивидуальности, она есть личность, человеческое существо. Поэтому каждый ее миг проявляется конкретно, необычно, словно только что происшедшее и никогда ранее не бывшее событие. Но это касается одухотворяемой поэтом природы в целом, а не объективных ее проявлений. Тютчеву абсолютно чужда та предметная конкретность, которая столь свойственна лирике Пушкина 1830-х годов. Его привлекает природа в своих катастрофических или «игровых» состояниях, в борьбе и игре стихийных, светлых и темных сил. И это не случайно. Философская основа тютчевского романтизма покоится на признании жизни как нестихающего борения противоположных начал, на утверждении таинственности и загадочности этой битвы. Лирика Тютчева в своеобразной форме отразила кризис целого этапа европейской культуры, кризис сознания дворянского интеллигента, ощутившего исчерпанность вековой цивилизации, ее неумолимую гибель. Катаклизм природы соотнесен с роковыми минутами истории. Тютчев услышал грозное смещение стихийных сил, управляющих бытием, и прикосновение к его тайнам придало его лирике величественно-трагический пафос. Высокое и дорогое для романтика оборачивается смертью, возвышенное и живое таит низкое, косное. Катастрофичность несет смерть, но она же заставляет ощутить жизнь на отлете от обыденного и уносит в недосягаемые духовные сферы.

(По В. Коровину)

8. Сделайте устно морфологический разбор всех прилагательных.

Причудливо в лунной мути лежат срубленные ветви сваленных сосен, как гигантские ежи, щетинятся сумрачно ветвями (Б. Пильняк).

Дедушка словно хотел передать нам свою силу и свое глубочайшее убеждение, что жизнь превосходна и смерть бессильна ее унизить и даже просто омрачить неизбежностью прихода (Ю. Нагибин).

9. Среди приведенных слов найдите числительные.

1. Удесятерить, десяток, десятый, десятка, десятитонный, две десятых.

2. Двое, дважды, двуязычный, двойственный, двойка, двадцать, два, двойной, двести.

3. Шесть, шестой, шестерить, шестеро, шестьдесят, шесть седьмых, шестерка.

10. Подчеркните количественные числительные как члены предложения, определите, простые они или составные.

1. В бой за красавца-брюнета вступили лихачи из четырех гостиниц, что считались в первопрестольной самыми шикарными — «Метрополя», «Лоскутной», «Дрездена» и «Дюссо». 2. Извольте передать генералу, что я в нумере двадцатом — он непременно захочет меня видеть. 3. Полтора десятка лет правил князь первопрестольной, правил мягко, но хватко. 4. Что ж, господа секретные агенты, было вас двое, теперь будет трое. 5. Тут допотопные, с измаильским барельефом, часы гулко пробили одиннадцать раз, и, неожиданно лопнув, третье звено с грохотом упало вниз. 6. Эраст Петрович подождал, пока Эрдели, перекрестившись, возьмет оружие, и небрежно, двумя пальцами, подцепил второй пистолет. 7. Как известно, генерал Соболев обе эти страны не жаловал и секрета из своих воззрений не делал. 8. В напутственном слове судья Вик- сен порекомендовал присяжным не поддаваться давлению извне и напомнил, что, когда речь идет о смертной казни, вердикт «виновен» считается действительным, если за него проголосовали по меньшей мере две трети заседателей. 9. К сорока годам у человека должен быть свой дом — семьи, если человек особого склада, может и не быть, а дом нужен. 10. Револьвер назывался «велодог» и был изобретен для велосипедистов, которым докучают бродячие собаки, — четыре круглоголовые пульки двадцать второго калибра.

(По Б. Акунину)

11. Составьте словосочетания из данных существительных и собирательных числительных. В числительных выделите суффиксы, с помощью которых они были образованы.

Студенты, юноши, сани, родители, учительницы, котята, ножницы, сотрудники, девушки, чемоданы, школьницы.

12. Сделайте устно морфологический разбор всех числительных.

В Юго-Восточных Каракумах дует ветер, который называют «афганец», так как он всегда приходит со стороны Афганистана.

Каждый год от 40 до 70 раз на город Термез обрушивается страшный афганец. Он дует день, два, а иногда четверо суток подряд. Воздух бывает настолько пропитан песком и пылью, переносимыми через широкую Амударью, что солнце становится невидимым, как при ненастье.

На некоторых окраинных улицах оконные стекла от частой «бомбардировки» песком за 2-3 года становятся матовыми.

Плохо, если афганец подует весной. Неокрепшие листья хлопчатника и овощей за полтора часа от раскаленного воздуха сворачиваются, иссушаются, как в печи, и развеиваются вместе с тучами песка. Приходится засевать поля и огороды второй раз.

(По А. Безрукову и Г. Пивоваровой)

13. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.

(По И. Тургеневу)

14. Найдите в предложениях личные местоимения, подчеркните их как члены предложения. Определите их лицо, число и падеж.

1. Что такое любовь и почему она не вечна? 2. Сколько раз казалось, что ты нашел именно то, что искал, что так было тебе необходимо! 3. Поражение может казаться катастрофой, а через два года вспоминаешь о нем как о великом счастье. 4. Икона была в черном кожаном чехольчике, мама сшила его своими руками — любила все делать сама. 5. Эти вещи тоже всегда были со мной: кладя их на ночь у изголовья, я чувствовал себя дома. 6. Моей вере они, естественно, не мешают, но и не то чтобы ей способствуют.

(По А. Кончаловскому)

15. Найдите в предложениях возвратное местоимение, подчеркните его как член предложения. Определите его падеж.

1. После вечернего чая отец встал и ушел читать к себе в кабинет. 2. Я всегда считал себя очень образованным и хитрым. 3. После операции бабушка не сопротивлялась: она без споров дала себя раздеть и уложить под одеяло.

4. Иногда сосед разговаривал сам с собой. 5. Сторож поднялся, стряхнул с себя соломинки и закурил.

16. Составьте предложения с неопределенными местоимениями (некто, нечто, некоторый, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь).

17. Используя форму местоимений ее, его, их, составьте по два предложения, чтобы в первом это было личное местоимение, а во втором — притяжательное.

18. Составьте сложноподчиненные предложения по предложенным схемам. Определите разряды используемых местоимений. Назовите тип придаточного предложения.

1. [Все, (кто ) ].

2. [….такого + существительное], (какого ).

3. [… тот], (кто ).

4. [  существительное], (которых….).

5. [. .того], (что..).

19. Найдите в предложениях определительные местоимения, подчеркните их как члены предложения. Определите их число и падеж.

1. При этом любому поступку своему она находила достойное объяснение. 2. Поздно спорить: ты же сама выбрала Риву и рассказала нам, что она сделает. 3. Но о ней знает весь двор! 4. И хотя каждый поднимавшийся с места произносил слово «тост», рюмки и бокалы не осушались, — просто беседовали о бабушке, о ее «человеческом подвиге». 5. Это была та самая папка. 6. Но она сама, без всякой моей подсказки, перекинула мост от конкретных событий к логическим выводам.

(По А. Алексину)

20. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в неопределенной форме (инфинитиве), определите их функцию в предложении. 1

1._________ друзей — предавать себя. 2. Утром брат вновь стал ________ на гитаре. 3. Мечта __________ на племяннице богатого соседа не оставляла поручика ни днем ни ночью. 4. Читать книги — __________ новое. 5. Отец уехал в город __________ новую сенокосилку.

21. Определите вид глагола.

Печь, хлынуть, обманываться, решить, кликнуть, познать, считать, соскучиться, терпеть, провести, вредить, заставлять, рассмотреть, сфальшивить, разгадать, наступить, тонуть, подчинить, взять, перебирать, образовать, заулыбаться, выноситься, слушать, отпить, съездить, просить, загадывать, шуметь, сниться, спланировать, восхищаться.

22. Подчеркните в предложениях сказуемые, определите наклонение глаголов. У глаголов в изъявительном наклонении определите спряжение.

1. Теперь бы я пересек Корюковку одним толчком от берега. 2. Стручков поднял трубку и, не ответив, положил ее обратно на рычаг. 3. Он некоторое время молчал, потом, видно, по другому телефону сказал: «Выпишите ему пропуск». 4. Под навесами и в цехах валялись негодные части, старые рамы, ржавое железо, промасленные тряпки. 5. А получи они образование, как хотела бабушка, их судьба, вероятно, сложилась бы по-другому. 6. Пусть я опять буду жить в вагончике. 7. Таким же тоном он мог бы рассказать о пропавшей телеге. 8. Я действительно где-то читал, что легкомысленные особы становятся верными супругами. 9. Село стояло на горе, огороды тянулись по ее склону до самого берега, где сушились на подпорках сети, покачивались на воде лодки, привязанные к врытым в землю столбикам. 10. Если что насчет остальных солдат узнаете, уж сообщите нам.

(По А. Рыбакову)

23. Выпишите глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определите лицо и число глаголов в наст. и буд. вр., а у глаголов в прош. вр. — род и число.

1. Валентин Катаев в повести «Уже написан Вертер» пишет о своей юности в Одессе. 2. Читать Бунина я начал с юности, но это было чтение Бунина дореволюционного. 3. За соседним столом сидит одинокий человек и потягивает красненькое слабенькое винцо. 4. Меня поразила геометрическая четкость планировки кладбища. 5. Мелькнувшее имя не давало покоя: знаете, как, когда разгадываешь кроссворд, вертится слово, а на поверхность не выплывает. 6. Бунин дал себя уговорить и пошел в советское посольство на прием в честь Победы над Германией.

7. Кстати сказать, это слово — «Россия» — применительно к государству после 1945 года стало звучать все чаще и чаще. 8. Это было время, когда на земном шаре люди искали себе вождей.

(По В. Солоухину)

24. Выполните устно морфологический разбор всех глаголов.

Вертинский пришел в искусство не похожим ни на кого. Во всей позднейшей эстраде, которая потом захлестнула весь мир, со всеми ее бардами, менестрелями, со всеми ее Высоцкими, Розенбаумами, не говоря уже о «роке», мы не найдем похожего на Александра Вертинского. И заметьте: он ни разу не пел с микрофоном, а тем более не пользовался жульнически фонограммами, когда певец или певица мечется по сцене с микрофоном около рта и открывает рот, делая вид, что поет, а на самом деле поет за него или нее фонограмма. Без преувеличения можно сказать, что Вертинский к этому времени стал уже легендой, дошедшей из давнего-давнего времени.

(По В. Солоухину)

25. Расставьте пропущенные знаки препинания, определите разряд причастий. В каком предложении есть причастие, употребленное в роли существительного?

1. Причиной тому был абажур висевший низко над столом. 2. Собака урчала сквозь тесно сдвинутые зубы. 3. Зараженный любознательностью он опросил по-дружески знакомых и даже встретился с воспользовавшейся помощью старухи женщиной. 4. Забор из неровных кольев казался рядом копий оставленных улегшимися спать богатырями. 5. На скамейках сидели люди обернувшиеся при виде вновь вошедшего. 6. Хозяйка села за старый канцелярский стол измазанный чернилами, с нацарапанными на крышке разными словами и узорами. 7. Почти до самого дома Мишу провожал Удалов боявшийся в одиночестве идти по ночному городу. 8. Удалов был одержим болтливостью человека нежданно избавившегося от неприятностей. 9. Миша отыскал очищенную от голубиных «следов» лавочку и уселся на ней.

(По К. Булычеву)

26. Найдите в предложениях краткие причастия и подчеркните их как члены предложения. Объясните, как различать краткие причастия и краткие прилагательные.

1. Солдаты были выбриты, все на них было выстирано, выглажено, подворотнички блестели (А. Рыбаков).

2. Молодежь всегда более активна, более нетерпелива, более склонна к экстремизму (В. Солоухин). 3. Когда ребенок в доме хронически болен, все подчинено этому горю (А. Алексин). 4. В моей характеристике после дрейфа на Льдине было написано: «Инженер-локаторщик и магнитолог высокой квалификации. В коллективе уживается трудно, не всегда дисциплинирован» (В. Санин).

5. Под громкие звуки марша из «Фауста» были поспешно зажжены свечи на елке (А. Куприн). 6. Поля на холмах были дымно-зелены издали и будто пересыпаны мукой, стога почернели, лес сквозил, был черен и гол, только резко проступал березовый белый частокол… (Ю. Казаков) 7. Когда все вернулись, в зале был уже накрыт длинный стол для ужина (П. Романов). 8. Зеленела трава, зеленели посадки в оголенных еще огородах, и все было так углублено в себя, так занято собою, так глубоко погружено в молчаливую творческую думу, что, если бы у травы и у деревьев было лицо, все лица были бы задумчивы и чужды, все уста были бы скованы огромным бездонным молчанием (Л. Андреев). 9. Когда она протягивала руку к косе, я знала, что сейчас будет сказано что-то важное и поучительное (А. Алексин). 10. Как раз у меня накопилось несколько стихотворений, которые соответствовали настроению собравшихся, и сами мои стихи способны были возбудить и создать соответствующее настроение (В. Солоухин). 11. Как хороши, по-особому возвышенны лунные ночи Алтая! (В. Шишков) 12. Слегка пригревало бледное солнце, земля была густо устлана мягкими, странно пахнущими иглами (Н. Гумилев).

27. Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида, выделите в них формообразующие суффиксы. От каких глаголов не удалось образовать деепричастие? Объясните почему.

Шить, шалить, пачкать, разгонять, задевать, хохотать, прибивать, молчать, кинуть, плыть, прятать, сидеть.

28. Образуйте от данных глаголов деепричастия совершенного вида, выделите в них формообразующие суффиксы.

Пройти, помолодеть, оказаться, сунуть, проститься, убежать, замерзнуть, скорчиться, рассердиться, услышать.

29. Расставьте, где это необходимо, запятые, подчеркните деепричастия как члены предложения и выделите в них формообразующие суффиксы. В каком предложении деепричастие перешло в разряд наречий?

1. Дедушка загонял коня в воду и плыл рядом с ним ухватившись за гриву. 2. Километров через пять машины свернули с проселка и приминая мелкий кустарник въехали в молодой березняк. 3. На эстраде небритый поэт завывая читал стихи. 4. Засучив рукава мать стирала белье в деревянном корыте. 5. Мальчики стояли не шевелясь.

6. Потом один мотоцикл отделился и переваливаясь на ухабах полевой дороги и разбрызгивая грязь медленно поехал в сторону МТС. 7. Опустив автомат немец возвращался обратно. 8. Генка остановился возле ребят и изобразив на лице любопытство стал смотреть на их игру. 9. В небе пронесся реактивный самолет оставив за собой длинный голубой хвост. 10. Две собачонки отчаянно залаяли на ребят но подбежав к ним подхалимски завиляли хвостами.

11. Продираясь сквозь кусты они дошли до центральной аллеи и отогнули ветви деревьев.

(По А. Рыбакову)

30. Определите, от каких слов и какими способами образованы наречия.

Умно, по-немецки, добела, в охотку, вдвое, чуточку, навстречу, вниз, во-вторых, слева, сатирически, зимой, быстренько, побольше, певуче, назло, бешено.

31. Определите разряд наречий.

Пассивно, втрое, вверх, вскоре, весело, близко, летом, холодно, издалека, дружелюбно, исстари, капельку, совершенно, местами, назло, по-дружески, сначала, почти, поневоле, абсолютно, на скаку, с размаху, сослепу, нарочно, сгоряча, направо, дословно, замуж, в упор, неслыханно, точь-в-точь.

32. Найдите в предложениях формы степеней сравнения прилагательных и наречий, подчеркните их как члены предложения.

1. Я еще раз поняла, что мое выздоровление было для них важнее всего. 2. Твоя судьба была для меня дороже личного счастья! 3. Она не просто научилась выговаривать слова и лучше ходить — она вникает в психологию человеческих отношений! 4. Папа радовался тому, что случилось, меньше мамы. 5. Но именно вспоминать маме меньше всего хотелось. 6. «Как раз это опасней всего», — включился в разговор папа. 7. И последовала к окну уже более твердым шагом. 8. Когда мне исполнилось тринадцать лет, в меня влюбился самый перспективный из начинающих хулиганов нашего двора — Федька След. 9. Приглашены были и ближайшие родственники. 10. В отличие от нормальных детей я не ползала и вообще не проявляла ни малейшей склонности «к перемене мест». 11. Появлялся же Антон Александрович чаще всего по субботам и воскресеньям, когда папа у себя в музее приобщал людей к искусству минувших веков.

(По А. Алексину)

33. Выполните устно морфологический разбор всех наречий.

Затем Аркадий Николаевич собственноручно распахнул настежь двери столовой, где толпа детишек, ошеломленная внезапным ярким светом и ворвавшейся к ним музыкой, точно окаменела в наивно изумленных позах. Сначала робко входили они в залу с почтительным любопытством, ходили вокруг елки, задирая вверх свои милые мордочки. Но через несколько минут, когда подарки уже были розданы, зала наполнилась невообразимым гамом, писком и счастливым детским смехом.

(По А. Куприну)

34. Найдите в предложениях производные предлоги. Определите, от какой части речи они образовались.

1. После бушевавшей вьюги сразу выглянуло солнце.

2. В конце поселка увидишь трехэтажный дом наподобие замка. 3. Сначала соседи пытались действовать посредством уговоров. 4. Словом, невзирая ни на какие трудности, надо помогать брату: один он с двумя детьми не справится. 5. Мы два часа вас прождали напротив поста ГИБДД.

6. Мимо новобранцев с ухмылочками пробегали штабные писаря. 7. Вследствие приближающихся заморозков необходимо утеплить крышу фермы и подсобных помещений.

8. Ребята дважды обошли вокруг школы — дворника нигде не застали. 9. Сегодня твой поезд прибыл согласно расписанию.

35. Выполните устно морфологический разбор всех предлогов.

1. Впрочем, в этом есть и свой плюс, ведь наша память вроде решета: труха проваливается, а существенное остается. 2. На мой взгляд, принципы должны оставаться неизменными в течение всей зимовки. 3. Насчет незапланированного ремонта и перерасходов уже намекали за обедом в кают-компании. 4. Когда год спустя нас спросят, что мы делали на станции Лазарев, каждый из нас может ответить словами аббата Сийеса: «Я оставался жив». 5. Я мог выгрузить самолеты: поле вокруг меня простиралось приличное, до двух километров в поперечнике. 6. Вся жизнь идет мимо тебя, а ты беспомощно наблюдаешь за ней со стороны, гадая, что за жребий тебе достанется.

(По В. Санину)

36. Выделите в предложениях сочинительные союзы и определите их разряд.

1. Иногда старшина шел прямо в опустевшую казарму и с освобожденными от полетов или отдыхающим нарядом занимался починкой коек. 2. «А им воевать пришлось, от голода пухнуть…» — то ли согласился генерал, то ли упрек нул шофера. 3. Перед ним была только одна огромная железная «птичка», выкрашенная желтой масляной краской, да небольшая красная звездочка наверху. 4. Же

лания у него нет, зато есть прекрасно ухоженные усы. 5. Мы снимаем с фронтов не только семнадцатилетних мальчишек, но и вас — опытных и обстрелянных взрослых людей… 6. Моторные чехлы пованивают бензином и маслом, зато стеганые. 7. Как по нашей стороне, так и со стороны ущелья Чимбулак все подходы к нашей школе перекрыты специальным батальоном охраны. 8. Один дежурит у коммутатора и поглядывает на стенд: не замигает ли лампочка, не прозвучит ли тревожный сигнал. 9. Второй мгновенно вскочил в арбу и сильно хлестнул ишака кнутом, надеясь умчаться на арбе от милиции, но ишак даже ухом не повел.

(По В. Кунину)

37. Составьте сложноподчиненные предложения по предложенным схемам. Определите разряды используемых союзов и укажите тип придаточного предложения.

38. Раскройте скобки и объясните правописание выделенных слов.

1. ЧТО(БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) вам помочь. 2. Я только консул, но (ЗА)ТО у меня дипломатический стаж больше, чем у Грибоедова (Б. Акунин). 3. Он хороший спортсмен и ПРИ(ТОМ) не последний студент. 4. ПРИ(ТОМ) вопросе нельзя было не рассмеяться, и хозяин захохотал. 5. ОТ(ТОГО), что он сделает сейчас, зависит наше будущее. 6. Мужчина очнулся ОТ(ТОГО), что кто-то держал его за руку. 7. Взрослые люди ТО(ЖЕ) любят пощекотать себе нервы «ужастиками», но только психика у них устойчивей. 8. ЧТО(БЫ) идти дальше, нужно было поправить тюки и переложить груз.

9. Пистолет князя сухо щелкнул курком, (ЗА)ТО оружие Фандорина изрыгнуло злой язык пламени (Б. Акунин).

10. Она увидела его в ТО(ЖЕ) мгновение, как он вошел в комнату.

39. Вставьте подходящие по смыслу союзы и союзные слова.

Определите разряд союзов.

Я всегда так хорошо себя чувствую в майские холода: весна в ожидании меня задерживается, позволяя мне поближе к ней подойти. Есть у меня для молодежи своя собственная мысль, _______ я знаю, не без пользы для себя они меня поджидают.

Мне хочется им сказать, _________ здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве _______ в спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, ______ у него все это тоже здорово, _______ у быков. _________ самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, _________ это даже закон:_______мне — _______ должно быть и всем хорошо!

_________ поблизости нет человека, чтобы вместе порадоваться, _______ один пишет другому письмо _______ поет ему песенку. Так здоровый человек встречает весну, ________ пусть он на костылях _________ ему много лет — за молодым бежать он не может.

Это нужно понять молодым, ________ при утрате чего-нибудь внешнего в человеческом здоровье образуется внутри его какая-то замена, _________ часто замена эта ведет его к такому лучшему, ________ о старом он не горюет _________ молодым не завидует.

(По М. Пришвину)

40. Выполните устно морфологический разбор всех союзов.

Когда я отдал приказ взрывать лед, запустил дизеля и начал выбираться из капкана, Коля и обозвал меня трусом. Не беспокойся, он уже извинился, но эта пощечина до сих пор жжет мое лицо, потому что шансов десять из ста все-таки было. Но я моряк, друг мой, а не игрок, — поверь, потерять «Обь» значит для меня куда больше, чем потерять жизнь. Началось сжатие, корпус «Оби» трещал; полсуток я затратил только на то, чтобы развернуться на 180 градусов, еще восемнадцать часов пробивался на чистую воду и лишь час назад окончательно поверил, что выбрался.

(По В. Санину)

41. Выделите в предложениях формообразующие частицы, определите, для образования каких форм они служат.

1. Пусть посмотрит лейтенант на работу своего снайпера, полюбуется. 2. Была бы соль, а дичь найдется. 3. На пути отступления встречались и более гиблые, чем эта долина, места. 4. А давайте все-таки отвечать по-военному. 5. Кто в этом голом месте устроился бы на вершине? 6. Поплутин вынул из чехла лопатку и, пригнувшись, более собранной, но еще неровной походкой пошел за бугор.

(По С. Зарубину)

42. Преобразуйте предложения, добавляя в них частицы. Как меняется при этом смысл предложения? Есть ли изменения в интонации?

1. Молодежь не сомневается (неужели, даже, лишь).

2. Реформы удалось провести (не, якобы, вот, почти).

3. Поэт А. Блок создал художественный образ Незнакомки (разве, вот, же, только, ведь).

43. Найдите в предложениях смысловые частицы и определите их разряд.

1. Спать не хочется и даже не дремлется… 2. Ну, такому старику едва ли поможет перцовка. 3. Все бывает, ну и всякие перемены бывают. 4. Палаша, которой я отдавал на чай почти все свои дивиденды, подумала и сказала, что я, вероятно, богат. 5. А вот этот кусочек гуано я чуть было не проглотил, уписывая в одном трактире расстегай. 6. Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступление? 7. Через неделю я служил уж на другой дороге. 8. Быстро прикрыв правой рукой орден, он тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза. 9. Прелесть что за люди! 10. Даже отцом посаженым могу быть. 11. Теща тут же сидит и кофий внакладку пьет. 12. Ночью не хлопали калиткой, а все-таки спал плохо. 13. Но ведь ты же сама постоянно выступала против безделья! 14. Как жаль, что я не художник!

(По А. Чехову)

Предложения интернет-магазинов