ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10 — пунктуация. ЕГЭ Русский язык.

I. Упражнения

1. Составьте схему однородных членов предложения и объясните расстановку знаков препинания.

1. Я хорошо знаю математику и физику. 2. Я хорошо знаю и математику, и физику. 3. Я хорошо знаю и математику, и физику, и химию. 4. Я хорошо знаю математику, и физику, и химию. 5. Он купил молоко и хлеб и пошел домой. 6. Он любил музыку и живопись, литературу и скульптуру. 7. Он был высокий, стройный и опрятный. 8. Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью. 9. Он читал Пушкина, Лермонтова, и Достоевского, и Толстого. 10. Он купил фрукты и овощи на дачу и хлеб домой.

2. Расставьте пропущенные знаки препинания, где это необходимо.

1. Он стал лауреатом какой-то не очень известной и странной премии и получил приглашение от одной киностудии написать сценарий по этой повести. 2. Когда-нибудь он освободит себя от пояснений к киножурналам и сочинениям дикторских текстов для коротких документальных фильмов и снова сможет писать. 3. По дороге он несколько раз вспоминал и лицо этого начальника и его голос и каждый раз Виталия Петровича передергивало от омерзения и униженности. 4. В эфире он блистательно играл и непринужденность и оживление и непосредственность. 5. В полетную норму курсантов входили сгущенка и белый хлеб и масло коровье… 6. Начальник училища рассмеялся перекинул шлемофон и планшет с картой через плечо и вышел из барака. 7. Процесс вставания занимает у верблюда много времени и поэтому он делает это редко и неохотно. 8. И автоматы и пистолеты и рации и пояса со взрывчаткой наглухо приторочены к мальчишечьим телам.

(По В. Кунину)

3. Добавьте однородные члены так, чтобы в предложении ставилась одна запятая.

Образец: Всю неделю она либо спала…. — Всю неделю она либо спала, либо часами сидела в саду.

1. Не только учителя и преподаватели  * 1

2. Персонаж итальянской комедии масок Арлекин и весел

3. Искусство народов Средиземноморья влияло на развитие как западных

4. Странствующие актеры-одиночки либо присоединялись к сложившимся труппам

5. В поэзии Некрасова есть ненависть и сарказм

6. Облака быстро меняли форму и казались то стайкой рыб

7. На небе звезды то вспыхивали

8. Селевые потоки не смогли остановить ни специальные укрепления

4. Расставьте пропущенные знаки препинания, где это необходимо.

1. О многом мечтал да ничего не сделал. 2. Горожане медленно прохаживались по аллеям или сидели на лавочках в тени. 3. Любовные раны если не убивают то никогда не заживают. 4. Сестра безмолвно смотрела в окно или тихо плакала. 5. В его рассказах отразились как факты реальной жизни так и бытовавшие среди селян полусказочные истории. 6. Одноклассник либо не расслышал либо не понял моего намека. 7. Ярмарки в Нижнем Новгороде проводились если не каждый год то через год обязательно. 8. Впереди виднелись одинокие хаты да повалившийся забор. 9. Все умеют читать однако не все читают хорошие

книги.

5. Объясните расстановку знаков препинания при выделенных определениях.

1. В окна льется

6. Расставьте пропущенные знаки препинания при однородных определениях.

1. Лес был разукрашен в желтые красные золотистые краски осени. 2. Молодая сосна с розоватой мякотью древесины казалась ему здоровой молодой красивой девушкой. 3. Наши приятели стояли у шоссе и тоже смотрели на запыленных усталых солдат. 4. Иванов молча посмотрел снизу вверх и сделал короткое слабое движение лежавшими на шинели белыми пальцами. 5. Вдруг по вершинам деревьев прошелся сильный свежий ветер. 6. Бурая лохматая неопрятная туша валялась рядом на голубом снегу. 7. Поверх шинели лежала белая слабая неживая рука. 8. На девственном снегу пустынной лесной дороги вился за ним вялый извилистый нечеткий след. 9. Большая темная туча растет за рекой. 10. Твердый немигающий взгляд несколько смутил Павку.

7. Графически выделите согласованное определение и объясните наличие/отсутствие знаков препинания.

1. Причиной тому был абажур, висевший низко над столом. 2. Собака урчала сквозь тесно сдвинутые зубы. 3. Влекомый любознательностью, он опросил по-дружески знакомых и даже встретился с воспользовавшейся помощью старухи женщиной. 4. Фанера на крыше, седая от старости, поблескивала под луной. 5. Забор из неровных кольев казался рядом копий, оставленных улегшимися спать богатырями. 6. На скамейках сидели люди, обернувшиеся при виде вновь вошедшего. 7. Хозяйка села за старый канцелярский стол, измазанный чернилами, с нацарапанными на крышке разными словами и узорами.

8. Почти до самого дома Мишу провожал Удалов, боявшийся в одиночестве идти по ночному городу. 9. Удалов был одержим болтливостью человека, нежданно избавившегося от неприятностей. 10. Миша отыскал очищенную от голубиных «следов» лавочку и уселся на ней.

(По К. Булычеву)

8. Графически выделите причастный оборот (по образцу упр. 7) и расставьте запятые, где это необходимо.

1. Рабочие теснились около пышущей жаром печки- буржуйки. 2. В пустынном доме с башней засиженной птицами наступило долгое и безнадежное безделье. 3. Они выбрались на поляну местами поросшую камышом и местами залитую водой. 4. Сброшенный тремя людьми с моста в полынью сверток был плотно набит картошкой. 5. Даша тоже восхищалась этими старыми картинами развешанными в гостиной. 6. За прикрытым розовой промокательной бумагой сосновым столом сидело трое приехавших австрийских обер-офицеров. 7. Но эта буря раздирающих душу звуков продолжалась недолго. 8. Потерявший по глупости лошадь офицер был готов на любой подвиг. 9. С годами уставшие от бесконечных войн они давно мечтали о покое.

10. Скромно одетый он стеснялся подойти к барышне.

(По А.Н. Толстому)

9. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Чувства лежащие в основе лирических произведений Пушкина человечны и гуманны. 2. Это почти всегда любовь и дружба бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жизни. 3. В поэзии Пушкина всегда присутствует внутренняя красота человека и гуманность лелеющая душу. 4. Все чувства лежащие в основании его стихотворений изящны, грациозны и виртуозны сами по себе. 5. Поэзия Пушкина чуждая всего фантастического, ложного и призрачного вся насквозь проникнута действительностью. 6. Не искажающая мира она показывает жизнь в ее собственной истинной красоте. 7. Проникнутая гуманизмом муза Пушкина умеет глубоко страдать. 8. Пушкин удивительно верный в своей поэзии русской действительности общим мнением наречен русским национальным народным поэтом. 9. С Пушкиным русская поэзия считавшаяся понятливой ученицей европейской музы и не отличавшаяся самобытностью из робкой ученицы явилась опытным мастером талантливым и даровитым.

(По В.Г. Белинскому)

10. Добавьте к причастиям пояснительные слова. Перестройте получившиеся предложения так, чтобы согласованное распространенное определение было обособлено.

Образец: Тишина прерывалась звуками долетавшей песни. — Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки.

1. Растущий юноша обычно идеализирует жизнь.

2. Прочитанная книга может иногда решить судьбу человека. 3. Мчавшиеся рысаки — верный признак праздника.

4. Это обескураживающее открытие долго не давало мне покоя. 5. В купе дама поправила заделанную простыню и победно посмотрела на меня.

11. Исправьте ошибки в употреблении причастного оборота и расставьте запятые там, где это необходимо.

1. Мальчик заслуживает наказания стесняющийся своих родителей. 2. К перрону на котором стояли люди и покрытому легкой дымкой приближался товарный поезд. 3. Разные женщины по своему социальному и материальному положению едут в Сибирь за своими мужьями.

4. Герой рассказа был в командировке и поскользнулся на обледеневшей лестнице сильно повредившей руку. 5. Они плыли от берегов Исландии к Норвегии на теплоходе который освещенный мощными огнями.

12. Графически выделите приложение (по образцу упр. 7) и расставьте запятые, где это необходимо.

1. С первого же дня княжение Даниила Романовича в Галиче было омрачено восстанием галицких бояр богатых земельных магнатов. 2. После смерти князя Романа боярам противостояла лишь вдова грозного государя Анна. 3. В своей борьбе княгиня опиралась на дружину мужа тяжеловооруженную рыцарскую конницу. 4. Опытный политик она не стала бороться за обреченную столицу княжества. 5. Польский князь Лешек и венгерский король Андрей использовали сложившуюся ситуацию для расчленения Галицко-Волынского княжества. 6. Грозный вояка князь Мстислав Мстиславович в мирное время оказался слабым и нерешительным правителем. 7. Угроза со стороны невиданного до сих пор на Руси врага монгольских полчищ на время невольно сплотила тестя и зятя. 8. После битвы на реке Калке Мстислав Удатный пообещал Андрею сыну венгерского короля выдать за него дочь и завещать Галицкое княжество. 9. Многочисленное и хорошо оснащенное войско галицкая пехота была способна решить исход едва ли не любого сражения. 10. Знаток военного дела Древней Руси А.Н. Кирпичников подчеркивает резкое усиление роли пехоты с 40-х годов XIII в.

(По Н. Котляру)

13. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Половина пожарной команды дежурные никогда не раздевалась и спала тут же в одежде и сапогах. (В. Гиляровский) 2. Нам русским почему-то всегда кажется, что мы должны отыскать Белую Медведицу. (Тэффи) 3. Поручик царской армии Василий Данилович Дибич пробирался из немецкого плена на родину. (К. Федин) 4. В городе Вознесенске на Онежском озере мы пассажиры пересели на совсем маленький пароход. (К. Паустовский) 5. Три раза в неделю в классах проходила уборка, обычно ее проводили двое дежурных, мальчик и девочка, сидящие за одной партой. (О. Левицкая) 6. Бывший беспризорник Коровин тащил на спине тяжелый мешок с книгами. (А. Рыбаков) 7. Среди этих птиц не хватало любимого мною щегла изумительной по красоте своего оперения птички. (М. Пришвин) 8. Взыскательный художник Крылов кропотливо работал над каждой строкой. (Е. Осетров) 9. И надо было всему случиться именно тогда, когда он Славка остался в лагере за старшего! (А. Рыбаков) 10. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же выпустил его. (Л. Толстой)

14. Графически выделите деепричастный оборот (одиночные деепричастия) и расставьте запятые, где это необходимо.

1. Расставив ноги отец сердито зачиркал зажигалкой. 2. Она села на диван и спрятав носовой платочек в сумку щелкнула замком. 3. Иван Ильич медленно дошел до угла и заложив за спину руки долго стоял перед афишами. 4. Облокотясь о бархат ложи и другою рукою обняв сестру за талию Катя глядела в партер иногда с улыбкой кивая знакомым. 5. Даша молча слушала сестру и открывала крышечки на хрустальных флаконах. 6. Даша переодевшись в своей чистенькой комнате присоединилась к студенческой компании. 7. Николай Иванович выслушал ее до конца поглаживая холеную бороду и с удивлением взглядывая на миндальные от негодования Дашины щеки. 8. Не слушая их Бессонов следил потемневшими глазами за Екатериной Дмитриевной. 9. Екатерина Дмитриевна побежала по мосту очертя голову. 10. Он поднялся с кресла и шагая по ковру останавливаясь и разрезая воздух взмахами костяного ножа заговорил о падении морали и вечных ценностей. (По А.Н. Толстому)

15. Графически выделите деепричастный оборот или одиночные деепричастия (по образцу упр. 14) и расставьте запятые, где это необходимо.

1. Дедушка загонял коня в воду и плыл рядом с ним ухватившись за гриву. 2. Километров через пять машины свернули с проселка и приминая мелкий кустарник въехали в молодой березняк. 3. На эстраде небритый поэт завывая читал стихи. 4. Засучив рукава мать стирала белье

в деревянном корыте. 5. Мальчики стояли не шевелясь. 6. Потом один мотоцикл отделился и переваливаясь на ухабах полевой дороги и разбрызгивая грязь медленно поехал в сторону МТС. 7. Опустив автомат немец возвращался обратно. 8. Генка остановился возле ребят и изобразив на лице любопытство стал смотреть на их игру. 9. В небе пронесся реактивный самолет оставив за собой длинный голубой хвост. 10. Две собачонки отчаянно залаяли на ребят но подбежав к ним подхалимски завиляли хвостами.

11. Продираясь сквозь кусты они дошли до центральной аллеи и отогнули ветви деревьев.

(По А. Рыбакову)

16. Измените предложения, чтобы получилось предложение с деепричастным оборотом.

Образец: Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью. — Ощущая свое начало и свое продолжение, человек щедрей и правильней располагает своей жизнью.

1. Когда дымка тумана тяжелела, она затягивала плесы на Оке и отдаленные леса. 2. Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. 3. Брат вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями» 4. Партизаны растворились в лесу, как только увидели, что последняя лодка с ранеными причалила к нашему берегу. 5. Когда молодой помещик вырвался из круга крестьян, он поднял с земли здоровую палку.

17. Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1. Честно потрудившись летом, крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год. 2. Соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, у читателя как бы вырастают крылья. 3. Даже делая самую черновую работу на эксперименте, удовольствие переполняет настоящего ученого. 4. Выбравшись из воды на берег, чьи-то пальцы стиснули мой нос. 5. Раскрывая данную тему, в статье ощущается грустное настроение.

18. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Атлет сидел с ничего не выражающим лицом и небрежно отвечал на приветствия игнорируя протянутые руки. (О. Левицкая). 2. Мальчик наморщил лоб улыбаясь застенчиво и рассеянно и заковылял к другому цветку ставшему новым пристанищем бабочки… (Ю. Нагибин) 3. Усмехнувшись он посмотрел на низко висящую электрическую лампочку. (В. Липатов) 4. Охая и корчась от боли Генка слез с подводы и поддерживаемый Мишей поплелся к больнице. (А. Рыбаков) 5. Глядя в землю и жалко поводя шеей Виталька приближался к Анискину на манер кролика замордованного глазищами удава. (В. Липатов)

6. Вволю посмеявшись Катя повернулась к ничего не понимающему спутнику. (О. Левицкая) 7. К дому пересекая сад вела широкая аллея вначале ровная земляная затем в виде отлогих каменных ступеней постепенно образующих каменную лестницу двумя крыльями огибающую веранду. (А. Рыбаков) 8. Пламя фитилька еще билось в моих закрытых глазах озаряя какие-то странные миры уже не яви принадлежащие… (Ю. Нагибин) 9. Уже успевшая переодеться Майя осторожно присев на краешек парты отдыхала и приходила в себя после невероятного успеха. (О. Левицкая) 10. На покатости горы свободной от людей сидели подняв морду к небу собаки брошенные хозяевами. (В. Липатов)

19. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Уже взошла луна и беззвучно кралась над Великим Гусляром ныряя в полупрозрачные облака отбрасывая их назад словно шлейф и представая перед миром в серебряной наготе. 2. Глядя на силуэт Алены Миша связывал себя с ней крепкими нитями горячего чувства. 3. Толстяк занял место напротив усевшись на стул. 4. И тогда Миша сжимая в руке банку мангового сока пошел куда глаза глядят. 5. Миша читал письмо покрываясь мурашками и даже вздрагивая от счастья и стыда. 6. Алена смотрела на него добрыми карими глазами забыв как тяжела сумка в ее руке. 7. Из люка вывалилась раскручиваясь веревочная лестница. 8. Уходя к колдунье Миша презирал себя и клял Алену заставившую его опуститься до отчаянных действий. 9. Огромная летучая тварь зловещая и изящная в легкости движений изогнувшись бросилась на меня сверху.

(По К. Булычеву)

20. Подчеркните грамматическую основу предложения и расставьте пропущенные знаки препинания при вводных словах (словосочетаниях).

1. Он вернулся очень кстати. 2. Кстати где мои кроссовки? 3. Он может вернуться. 4. Ты может вернешься. 5. Вероятно это был новый директор школы. 6. Такое решение вполне вероятно. 7. На поле было видно стадо коров. 8. Видно ты слишком умен. 9. С одной стороны такие занятия быстро дают положительный результат с другой стороны ребенок быстро утомляется. 10. Вид с перевала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка оканчивалась лесом, с другой стороны бежала маленькая речка.

21. С данными словами составьте по два предложения: в первом они должны быть вводными, во втором — членами предложения.

Кажется, правда, верно, к счастью, значит, очевидно.

22. Подчеркните грамматическую основу предложения и расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Положим он честный человек. 2. Было здесь признаюсь скучновато. 3. Мне по его мнению следовало отдохнуть. 4. Он любил читать и случалось зачитывался допоздна. 5. По преданию прадед был отважным человеком. 6. В этом пруду по слухам водились караси. 7. За мостом наверное стоял бронепоезд противника. 8. Пароход наш чего греха таить был старой развалиной. 9. Несомненно впереди что-то случилось. 10. Человек он видимо упорный.

23. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Он сидел с опущенной головой ошеломленный видимо этим разоблачением. 2. Очень она была на мою беду хороша. 3. Причиной неудачи они ясное дело считалиников, чего впрочем они не замечают. Не отдавая Никите шинели он вошел с нею в студию большую но низенькую уставленную всяким художественным хламом: кусками гипсовых рук эскизами начатыми и брошенными драпировкой развешанной по стульям. Он устал сильно скинул шинель поставил рассеянно принесенный портрет между двух небольших холстов и бросился на узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожей, потому что ряд медных гвоздиков когда-то прикреплявших ее давно уже остался сам по себе а кожа осталась тоже сверху сама по себе.

(По Н.В. Гоголю)

24. Расставьте, где необходимо, пропущенные знаки препинания.

Наступает длинный зимний вечер.

Мать сидит на диване поджав ноги под себя и зевая и почесывая временами спицей голову лениво вяжет детский чулок.

Возле нее сидят Настасья Ивановна да Пелагея Игнатьевна и уткнув носы в работу прилежно шьют что-нибудь к празднику для Илюши или для отца его или для самих себя.

Отец заложив руки назад ходит по комнате взад и вперед или присядет в кресло и посидев немного начинает опять ходить внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов. Потом понюхает табаку высморкается и опять понюхает.

(По И.А. Гончарову)

25. Расставьте, где необходимо, пропущенные знаки препинания.

К моему рождению дедушка и бабушка построили дачу. На участке которого из конца в конец не было видно воздвигли большой двухэтажный деревянный дом. Его обогревали три печки в них же готовилась пища которая была почему-то гораздо вкуснее московской приготовленной на газовой плите. А толстая темно-коричневая пенка на топленом молоке по-моему вообще может родиться только в печке. Мне нравилось все кроме комаров и туалета в саду. Нравились майские жуки па пионах тритоны водившиеся в пруду неподалеку нравились бесконечные гости чай с медом от соседа-пасечника на террасе. Мне казалось что и вся наша семья существует благостно только на даче. Я там росла с удовольствием которое никогда после не было таким чистым и полным потому что горчило возможно это неизбежная примесь городской гари.

Я купалась в озере и бродила в лесу. Лес был редкостным: именно там остановили нацистов под Москвой и спустя 15—30 лет после окончания войны он был изрыт окопами и траншеями усеян патронами и касками. От этого у меня в детстве создалось впечатление что я знаю войну и от этого мне страшно было засыпать в городской квартире. Каждый ночной звук казался мне началом войны которую я представляла себе чем-то вроде конца света последней битвы при Армагеддоне. Однако на даче война была почему-то невозможна. меня. 4. Захотелось мне знаете ли подышать горным воздухом. 5. Рядом с ним сидел должно быть командир батальона. 6. Мне это впрочем безразлично. 7. По-видимому она слушала меня рассеянно. 8. По его словам эта дорога приведет нас в город. 9. Я вам расскажу пожалуй другую историю. 10. Он еще раз прицелился но видно раздумал стрелять. 11. К его удивлению нас быстро нашли.

Предложения интернет-магазинов