ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 23 — Средства связи предложений в тексте. ЕГЭ Русский язык.

Упражнения

1. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился связный текст.

А. «Большой человек!» — по-детски серьезно сказал о нем поэт.

Б. Кто бы помнил сегодня о нем, если бы «зависть» Байрона не обессмертила его.

В. А он завидовал лондонскому боксеру Криббу, завидовал тому, что Крибб участвовал в морских сражениях.

Г. О Байроне говорили и писали в европейских столицах и даже — в тот «медлительный» век — на острове Ява.

1 —

2 —

3 —

4 —

2. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился связный текст.

A. Однако радушие Чехова нельзя объяснить только традиционным русским гостеприимством.

Б. К.И. Чуковский в своей книге писал, что ни одна усадьба и за десять лет не видала под своими древними липами такого нашествия гостей, как скромное чеховское Мелихово.

B. Семья Чеховых отличалась исключительным гостеприимством.

Г. Это было совершенно особое, чисто чеховское тяготение к людям: общение было для писателя творческой необходимостью.

1 —

2 —

3 —

4 —

3. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился связный текст.

A. Изобретателем этой игры считают чудаковатого французского поэта Дюло, жившего в XVII веке.

Б. Стихотворцы соревновались в написании буриме, стараясь превзойти друг друга.

B. Литературная игра, в которой участники сочиняют стихи, чаще шуточного характера, на заданные, неожиданные и несвязанные по смыслу рифмы, называется буриме.

Г. Вскоре новая игра быстро начала распространяться и вошла в моду.

1 —

2 —

3 —

4 —

4. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился связный текст.

A. Басни Эзопа казались ему воплощением здравого смысла, были образцом лаконизма и народной мудрости.

Б. Писатель считал, что по басням Эзопа можно учиться читать, говорить, а главное, думать.

B. Толстой включил их в книгу для детей — «Азбуку».

Г. Лев Толстой читал по-гречески и восхищался античной литературой.

1 —

2 —

3 —

4 —

5. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился связный текст.

A. Сюда на поклонение святым мощам стекались бесчисленные толпы богомольцев со всей России.

Б. В 1831 году Ольге Михайловне пришлось везти своих сыновей Михаила и Дмитрия в Москву.

B. В те времена лавра была крупнейшим центром русского православия.

Г. По дороге в «первопрестольную» Салтыковы побывали в Троице-Сергиевой лавре, которая находилась в семидесяти верстах от Спасской усадьбы.

1 —

2 —

3 —

4 —

6. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился связный текст.

A. Вместо того чтобы расти и богатеть, этот город, который уже чаще называют Брянском, стал быстро приходить в упадок и терять свое прежнее значение.

Б. Дебрянск имел прекрасные предпосылки к тому, чтобы успешно развиваться и вырасти в одну из крупнейших столиц удельной Руси, как Москва или Рязань.

B. Беспрерывными их войнами и междоусобицами вся Брянская область была опустошена, а городская торговля парализована.

Г. Однако собственные князья оказались для него хуже татар.

1 —

2 —

3 —

4 —

7. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился связный текст.

A. Вследствие этого нередко расчеты автора оказываются вовсе не обоснованны: герои действуют так, как это соответствует их характеру.

Б. Но как только в новой вещи появляются люди и как только они оживают по воле автора, сюжет начинает развиваться по внутренней логике.

B. В начале работы над произведением автор может как угодно рассчитывать ход событий, судьбы героев.

Г. Труд писателя, невидимый до выхода книги, затем превращается в общечеловеческое дело.

1 —

2 —

3 —

4 —

8. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился связный текст.

А. Атмосфера, царившая в Лицее, весьма тому благоприятствовала.

Б. Ни семья, ни тем более светское общество, в котором вынужден был проводить большую часть жизни поэт, не сделали столько для воспитания личности Пушкина.

В. Лицей был колыбелью пушкинской музы, да, в сущности, и самого Пушкина.

Г. Лицеисты жили дружно, слитно, без муштры и жандармского нажима, а кроме того, вместе с воспитанниками Лицея в нем жила и Поэзия.

1 —

2 —

3 —

4 —

9. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился связный текст.

A. В жизнь нужно входить не веселым гулякой, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайны.

Б. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно.

B. Мы ударим топором, ждем — побежит бесцветный холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь.

Г. Мне представляется: наша жизнь — это такой священный лес, мы входим в него, чтобы развлечься, позабавиться.

1 —

2 —

3 —

4 —

10. Прочитайте предложения. Определите средство(-а) связи между предложениями.

(1)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (2)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

11. Прочитайте предложения. Определите средство(-а) связи между предложениями.

(1)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (2)Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

12. Прочитайте предложения. Определите средство(-а) связи между предложениями.

(1)«Вы поймете, — говорил я, — делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. (2)Приятно вручать подарки».

13. Прочитайте предложения. Определите средство(-а) связи между предложениями.

(1)Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (2)Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству.

14. Прочитайте предложения. Определите средство(-а) связи между предложениями.

(1)И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (2)Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного.

15. Прочитайте предложения. Определите средство(-а) связи между предложениями.

(1) Сто лет назад непревзойденными считались памятники искусства Древней Греции и Древнего Рима.

(2) Ныне искусствоведы гораздо выше ставят шедевры более ранних эпох.

16. Прочитайте предложения. Определите средство(-а) связи между предложениями.

(1)Экология — это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2)Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия.

17. Прочитайте предложения. Определите средство(-а) связи между предложениями.

(1)«Она гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия», — сказал о ней ее великий современник, композитор Сергей Прокофьев. (2)И действительно, что бы ни танцевала Уланова, она всегда была русской: в ней именно русское очарование, русская застенчивость, русская духовная сила, «русская меланхолия».

18. Прочитайте предложения. Определите средство(-а) связи между предложениями.

(1) Человеческие фамилии — вещь хитрая и тонкая.

(2) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение.

19. Прочитайте предложения. Определите средство(-а) связи между предложениями.

(1)Она одевалась очень долго. (2)Надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

20. Прочитайте предложения. Определите средство(-а) связи между предложениями.

(1)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (2)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовем их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье».

21. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился связный текст.

(A) В таком платье трудно было пройти в одностворчатую дверь, сесть в тесный экипаж.

(Б)Делали фижмы из китового уса, вшитого в ткань.

(B) Кавалер, ведя даму, вынужден был идти не рядом с ней, а несколько впереди.

(Г)В XVIII веке женский костюм состоял из двух юбок — нижней, глухой, и верхней, распашной.

(Д)Порой юбка с фижмами была настолько широка, что дама едва могла достать ее края кончиками пальцев вытянутой руки.

(Е)Под нижнюю юбку к поясу привязывали фижмы — каркас, который сильно расширял платье в юбках.

1 —

2 —

3 —

4 —

5 —

6 —

22. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился связный текст.

(A) Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке ХХ в.

(Б)Научные разработки в области психологии, особенно в теории психоанализа (эта наука изучает подсознание, т. е. те стороны психики, которые не поддаются контролю разума), вызвали стремление проникнуть в потаенные глубины внутреннего мира человека.

(B) Трагические повороты истории — войны, революции, тоталитарные режимы, появление ядерного оружия — не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения.

(Г)В музыку вошел таинственный и странный мир снов, неосознанных желаний и инстинктов.

(Д)Не менее важной оказалась для искусства и проблема самопознания личности.

(Е)По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека в ХХ веке ускорился, ее ритм стал более жестким и напряженным.

1 —

2 —

3 —

4 —

5 —

6 —

23. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился связный текст. Укажите, для соединения каких предложений используются лексические средства связи.

(A) Гипноз проводится посредством концентрации внимания на блестящем предмете.

(Б)Затем сознание больного отключается и он погружается в крепкий сон, продолжительность которого зависит от силы гипноза.

(B) Именно в этот момент врач начинает произносить вслух «слова-приказы», заранее подготовленные.

(Г)Сам по себе гипноз не является универсальным средством от любых психических расстройств, но, когда необходимо, к нему обращаются.

(Д)Очень важно, чтобы глаза оставались неподвижными: от этого зависит, насколько быстро разовьется гипнотическое состояние.

(Е)Обычно пациент, удобно расположившись в кресле или на диване, фокусирует взгляд на одной точке (обязательно блестящей), находящейся от него на расстоянии 3—5 м.

(Ж)Промежуток между впадением в гипноз и пробуждением продолжается от нескольких минут до десятков часов.

(З)Гипнотизируемый должен понимать суть происходящего, иначе лечение может принести вред.

(И)Оно, как правило, наступает через 15-20 мин: веки пациента наливаются свинцом, его клонит ко сну.

24. Придумайте второе предложение, соединяя его с предыдущим указанным средством связи. Запишите придуманное предложение.

1. Пришедшие из глубины веков загадки, оставленные древними цивилизациями, не перестают волновать нас. — (однокоренное слово) …

2. На этого человека нельзя было смотреть без смеха. — (антоним, в том числе контекстуальный) …

3. Вот мелькнуло передо мной мое детство, шумливое и тихое, задорное и доброе. — (синоним, в том числе контекстуальный) .

25. Придумайте второе предложение, соединяя его с предыдущим указанным средством связи. Запишите придуманное предложение.

1. Дуэль обычно назначалась за городом, подальше от посторонних глаз. — (наречие) …

2. У человека можно отнять жизнь, но его невозможно лишить чести. — (указательное местоимение) …

3. Все безопаснее становится мореплавание. — (степень сравнения прилагательного) …

4. Люди, беззаветно преданные своему делу, заслуживают уважения. — (союз) …

5. Вызвав к жизни новые, светлые силы, красота гор облагородила человека. — (частица) …

26. Прочитайте текст. Выделите морфологические средства связи между предложениями, в том числе если они комбинируются с другими средствами связи.

(1)Одно из самых важных свойств золота — его исключительно высокая химическая стойкость. (2)На него не действуют ни кислоты, ни щелочи. (3)Лишь грозная царская водка (смесь азотной и соляной кислот) способна растворить золото. (4)Этим обстоятельством воспользовался однажды известный датский физик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор. (5)В 1943 году, спасаясь от гитлеровских оккупантов, он вынужден был покинуть Копенгаген. (6)Но у него хранились две золотые Нобелевские медали его коллег — немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (медаль самого

Бора была вывезена из Дании раньше). (7)Не рискуя взять медали с собой, ученый растворил их в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же бутылок и пузырьков с различными жидкостями. (8)Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашел драгоценную бутылку. (9)По его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.

(По С. Венецкому)

27. Прочитайте текст. Выделите синтаксические средства связи между предложениями, в том числе если они использованы совместно с другими средствами связи.

(1)Существуют такие границы, за которыми бедность становится неприличной и невыносимой для глаз благовоспитанного и состоятельного человека. (2)Кто имел несчастие или неосторожность перешагнуть через эти роковые границы, тот теряет право искать себе работу и являться серьезным претендентом на какое бы то ни было вакантное место. (З)Оборванец, которому с часа на час грозит голодная смерть под открытым небом, может в случае удачи получить двугривенный от сострадательного прохожего, так точно, как он получает тарелку вчерашних щей от добродушной Настасьи. (4)Но ему до крайности мудрено надеяться на то, что какой-нибудь отец семейства доверит ему обучение своих детей. (5)Он оборван и голоден, следовательно, он чем-нибудь и как-нибудь виноват. (6)Он оборван и голоден, следовательно, он опасен. (7)И всякий порядочный человек при встрече с ним должен тщательно наблюдать за его руками, чтобы эти грязные и дрожащие руки не посягнули каким-нибудь образом на благосостояние порядочного человека. (8)Так рассуждают обыкновенно обеспеченные люди, когда их спокойный и добродушный взор падает на особу, перешагнувшую через известные границы и унизившуюся до неимения крепкого платья и постоянного обеда. (9)Обеспеченным людям приятно и необходимо рассуждать таким образом, потому что, при таком способе рассуждения, обеспеченность оказывается сама по себе достоинством и положительной заслугой перед обществом. (10)Взглянув сострадательно на оборванца

и снабдив его двугривенным, обеспеченный человек обращает свои взоры на самого себя и самодовольно размышляет о том, что он ни от кого не возьмет двугривенного.

(11) Что он, следовательно, велик и прекрасен сравнительно с жалким парией, получившим от него благодеяние.

(12) И что, вследствие этого величия и этой красоты, он обязан по возможности уклоняться от всяких сношений с такими подонками общества и протягивать руку помощи, то есть давать работу только тому, кто еще кое-как соблюдает правила благопристойности.

(По Д. Писареву)

28. Определите средство(-а) связи между предложениями.

1. На Западе очень популярно посещение психолога в связи с любыми проблемами: семейными, личными и др. Российские специалисты считают, что если нарушение душевного равновесия незначительно, то можно и нужно прибегать к способам, которые помогают справиться с трудностями самостоятельно.

2. В жестокие доисторические времена между представителями человеческой расы непрерывно шла ожесточенная борьба и за право на жизнь, и за право на воспроизведение себе подобных. Таким образом, родителями нового поколения могли стать лишь те, кто прошел двойной строгий отбор: на этапах выживания и размножения.

3. Вместе с американскими «новыми левыми» хиппи пытались выстроить новую культуру. Ее основой должна была стать новая, «освобожденная», музыка — рок.

4. В принципе, можно знать обычаи народа, его предпочтения и табу, можно даже перенять его религию, изучить философию. Но только изучение языка позволяет воспринимать мир так же, как ваш собеседник — представитель иной культуры.

5. Звезда — раскаленный газовый шар, а основным свойством газа является стремление расшириться и занять любой пред оставленный ему объем. Это стремление вызвано давлением газа и определяется его температурой и плотностью.

6. Другой важнейший элемент языка животных — запахи. Многие млекопитающие с помощью запаховых меток обозначают границы своей территории.

7. Как поэт Д. Пригов сложился в брежневские времена. В те годы его любимым героем был символ Власти и Порядка — «Милицанер».

8. В своем творчестве Эль Греко все дальше отходил от традиций современного ему искусства. Поэтому у мастера практически не было последователей.

29. Определите средство(-а) связи между предложениями.

1. Любознательность, желание увидеть новое, открыть никому не известное, необычное зовут нас путешествовать. Руководимые этим чувством, этой страстью, путешественники открывали новые земли, знакомились с неведомыми народами и описывали невиданных животных и чудесные растения.

2. В двоичной системе счисления числа записываются с помощью только двух цифр — 0 и 1. Эти цифры можно использовать для интерпретации двух противоположных состояний (например, да-нет, истина-ложь, включено-выключено).

3. Победная эстафета болгарских штангистов началась в 1969 г. Тогда титулов чемпионов Европы добились Атанас Киров и Младен Кучев.

4. По данным ООН, в сфере военного производства работают свыше 100 миллионов человек. Как минимум половина научных работников мира занимается исследованиями, так или иначе связанными с решением военных проблем.

5. Нет ничего удивительного в том, что Раскольников, утомленный мелкой и неудачной борьбой за существование, впал в изнурительную апатию. Нет также ничего удивительного в том, что во время этой апатии в его уме родилась и созрела мысль совершить преступление.

6. В глубокой древности человек не отделял себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Видимо, один из первых способов постижения мира был связан с перенесением человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир.

7. Мир нелинейных функций, как и стоящий за ним мир нелинейных явлений, страшит, покоряет и неотразимо манит своим неисчерпаемым многообразием. Здесь нет места чинному стандарту, здесь безраздельно властвуют изменчивость и буйство форм.

30. Прочитайте текст. Определите, в каких предложениях верно выделены средства связи между предложениями.

(1)Я знаю одного человека, который всю жизнь только и делает, что совершает ошибки. (2)Любой другой на его месте лез бы вон из кожи, чтобы свалить их на плечи товарища по работе, но мой знакомый не таков. (3)На каждый свой промах он набрасывается с таким негодованием, так беспощадно себя бичует, что все приходят в умиление. (4)И никого не удивляет, что после очередного провала его справедливо повышают в должности, потому что на такого человека можно положиться. (5)Он провалит — но он и признает. (б)Последний раз я видел этого славного парня после особенно крупной ошибки, совершенной под его руководством. (7)Он был в приподнятом настроении: на новом посту ему полагается персональная машина.

(В. Санин)

31. Прочитайте текст. Определите, в каких предложениях верно выделены средства связи между предложениями.

(1)Одним из способов защиты чести была дуэль.

(2)В России дуэли вошли в обычай довольно поздно — в XVIII в.

(З)Оскорбленный дворянин вызывал обидчика на дуэль. (4)Тяжелое оскорбление могло быть смыто только кровью. (5)Причем оскорбленный получал право выбора оружия и рода дуэли. (б)Остальное решал жребий и секунданты.

(7)Согласно дуэльным правилам, женщина не могла участвовать в поединке. (8)Ее честь должен был защищать мужчина. (9)Однако история сохранила свидетельство участия женщины в дуэли, правда, в качестве секунданта. (10)Это была знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова. (11)Дочь гусарского офицера, она, переодевшись мужчиной, поступила на военную службу. (12)Участвовала в войнах с Францией и за проявленную храбрость была даже произведена в офицеры. (13)Однажды Дуровой предложили стать секундантом в дуэли, где противники рубились на саблях. (14)Одному из них она даже предложила свое личное оружие. (15)К счастью, дуэлянты были настроены не очень решительно, и все закончилось легкими царапинами.

(По Ю. Рябцеву)

32. Прочитайте текст. Определите средства связи между предложениями и заполните таблицу.

(1)Мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. (2)Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не умели, а значит, и не берегли. (3)А прогресс ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. (4) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолет. (5)Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров — телевизоры, вместо гусиного пера — шариковую ручку. (б)Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы — все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. (7)Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает.

(8)Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, ежедневно шлет десятки писем по электронной почте, а дефицит времени увеличивается. (9)Не только у него — цейтнот становится всеобщим. (10)Недостает времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. (11)Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. (12) Время куда-то исчезает, его становится все меньше.

(По Д. Гранину)

33. Прочитайте текст. Определите средства связи между предложениями.

(1)Уже при выезде из Тагила я имел удовольствие почувствовать все прелести путешествия в телеге по испорченной ненастьем грунтовой дороге. (2)Сначала мне показалось очень удобным лежать в телеге. (3)Но когда она начала нырять по заторам и рытвинам, делать жестокие толчки о камни, я переменил свое мнение. (4)Нужно сказать, что сибирская ямщичья телега в своем роде — идеальное сооружение, начиная с того, что, за исключением железной оковки колес и железного курка, она вся деревянная до последнего гвоздя. (5)Затем она вся слажена неизвестным механиком необыкновенно остроумно: ее можно починить и поправить где угодно. (6)В ней рассчитан каждый гвоздь, каждый вершок, каждый оборот колеса, и только на ней можно было ломать путины по сибирским трактам тысячами верст. (7)Она необыкновенно легка на ходу, потому что переднее и заднее колеса почти сходятся. (8)Легка и на повороте, потому что передние колеса, несмотря на свою величину, свободно подвертываются под кузов. (9)И, наконец, кузов поставлен так, что возовая тяжесть распределяется наивыгоднейшим образом для лошади. (10)Воз не мотается на ходу, легко добывается из зажор, и в такой телеге везде можно проехать. (11)Российская телега ничего общего с сибирской не имеет, — длинна, высока, неповоротлива и вообще тяжела.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

34. Прочитайте текст. Определите средства связи между предложениями.

(1)У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства, деятельности без обдуманных намерений. (2)Люди в такое время скитаются по свету, и дух их блуждает. (3)Это пора великих побуждений, великих свершений, великих страстей у народов. (4)Они тогда неистовствуют без ясного повода, но не без пользы для грядущих поколений. (5)Все общества прошли через такие периоды, когда вырабатываются самые яркие воспоминания, свои чудеса, своя поэзия, свои самые сильные и плодотворные идеи. (6)В этом и состоят необходимые общественные устои. (7)Без этого они не сохранили бы в своей памяти ничего, что можно было бы полюбить, к чему пристраститься, они были бы привязаны лишь к праху земли своей. (8)Это увлекательная эпоха в истории народов, это их юность; это время, когда всего сильнее развиваются их дарования, и память о нем составляет отраду и поучение их зрелого возраста. (9)Мы, напротив, не имели ничего подобного. (10)Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, — вот печальная история нашей юности. (11)Поры бьющей через край деятельности, кипучей игры нравственных сил народа — ничего подобного у нас не было. (12)Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была наполнена тусклым и мрачным существованием без силы, без энергии, одушевляемым только злодеяниями и смягчаемым только рабством. (13)Никаких чарующих воспоминаний, никаких пленительных образов в памяти, никаких действенных наставлений в национальной традиции. (14)Окиньте взором все прожитые века, все занятые нами пространства, и вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания, ни одного почтенного памятника, который бы властно говорил о прошедшем и рисовал его живо и картинно. (15)Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя. (16)И если мы иногда волнуемся, то не в ожидании или не с пожеланием какого-нибудь общего блага, а в ребяческом легкомыслии младенца, когда он тянется и протягивает руки к погремушке, которую ему показывает кормилица.

(П. Чаадаев)

35. Прочитайте текст. Определите средства связи между предложениями.

(1)Положение русской сцены незавидно. (2)Это обстоятельство давно уже серьезно беспокоит людей, интересующихся родным искусством. (3)С одной стороны, в нашей, еще молодой, публике, вкус которой еще не испорчен и не пресыщен, естественная жажда дельных народных представлений остается неудовлетворенною. (4)С другой стороны, несмотря на таланты известных наших артистов, несмотря на роскошь помещения и расходы, которыми может располагать театральная дирекция, сборы, доставляемые представлениями, не покрывают издержек. (5)Кому не приходилось испытывать грустного чувства, видя красивые, даже роскошные залы наших театров далеко не полными во время русских спектаклей! (6)Чем объяснить это обстоятельство? (7)Неужели у нас нет публики? (8)Или наша публика еще не развилась до потребности театра?

(9)Такое заключение будет несправедливо: на представлениях итальянской оперной труппы и Ольриджа полон московский Большой театр, один из самых огромных во всей Европе. (10)Отчего же смотрят и слушают итальянское и английское, а не смотрят русского? (11)Должны быть причины холодности публики к родной сцене. (12)Они действительно существуют, но искать их нужно не в зрителях: было бы что смотреть, а зрители будут. (13)Первая причина, по моему мнению, есть бедность и пустота репертуара. (14) Отчего наш репертуар беден? (15)Или у нас драматических писателей мало? (16)Или они мало пишут для сцены? (17)Все это справедливо: и мало писателей для сцены, и мало пишут. (18)По-видимому, вопрос разрешается просто: нет писателей — нет произведений. (19)Значит, нет в нас драматических и комических элементов, или, по крайней мере, очень мало. (20)Но такое решение будет слишком скоро и едва ли справедливо. (21)Как отказать народу в драматической и тем более в комической производительности, когда на каждом шагу мы видим опровержение этому и в сатирическом складе русского ума, и в богатом, метком языке. (22)Когда нет почти ни одного явления в народной жизни, которое не было бы схвачено народным сознанием и очерчено бойким, живым словом. (23)Сословия, местности, народные типы — все это ярко обозначено в языке и запечатлено навеки. (24)Такой народ должен производить комиков, и писателей, и исполнителей. (25)Смело можно сказать, что наша печатная изящная литература, принимая в уважение наше позднее историческое развитие, стоит довольно высоко и в ней нет пробелов ни по одной отрасли, тем менее по драматической. (26)Нам могут возразить, что у нас мало вполне законченных художественных драматических произведений. (27)А где же их много? (28)Укажем только на возникающее у нас бытовое направление в драме, выражающееся в очерках, картинах и сценах из народного быта. (29)Направление свежее, совершенно лишенное рутины и ходульности и в высшей степени дельное. (30)Значит, наша печатная драматическая литература не бедна, а бедна только сценическая.

(По А. Островскому)

Предложения интернет-магазинов