ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3 — Орфография. ЕГЭ Русский язык.

Упражнения

1. Вставьте пропущенные буквы. Запишите проверочные слова.

Вопл…тить в жизнь — …, развевается флаг — …, непримиримые враги — …, пол.скать белье — …, ум.лять заслуги — …, скр.пя сердце — …, пос.дел от горя — …, нащ.пать травы — …, проживать хлеб — …, разр…- дить ружье — …, обв. вает ветром — …, посв. тить поэму — …, оплатить проезд — …, развевается ребенок — …, прим.ряемое платье — …, пол.скать щенка — …, ум.лять о пощаде — …, скр.пя зубами — …, пос.дел на скамейке — …, нащ.пать лучины — …, прож.вать в городе — …, разр. дить посадки — …, обв. вать руками ствол — …, посв. тить фонарем — … .

2. Вставьте пропущенные безударные гласные в корне слова, устно подбирая проверочные слова.

Осв…щать события, погл…щать пищу, теоретический вопрос, новая г…стиница, райская д…лина, на сов…ща- нии, точное зам…чание, нужная ост…новка, нас…ление Земли, инсц…нировка рассказа, ф…рмирование группы, личное оскорбление, у…звленный отец, к…чаться на волнах, вызвать уд…вление, получить уведомление, позднее ут…шение, л…тать дыры, сп…шить на экзамен, народное просв…щение, тяжелое заболевание, т…инственный посетитель, ув…дание природы, наша гр…ница, осл…питель- ный свет. 3 4 3 4

3. Вставьте пропущенные гласные в корне слова. Спишите, распределяя слова на три группы в зависимости от лексического значения.

Выч…стить, зач…стую, уч…стившиеся, радиоч…стоты, ч…стейший, ч…стовик, благочестивый, ч…стично, честолюбие, нач…стоту, ч…стокол, ч…стилище, ч…стоплотный, неч…стивец.

4. Вставьте пропущенные гласные в корне слова. Составляя с этими словами словосочетания, докажите, что они могут писаться по-разному (в зависимости от лексического значения).

Гр…бной, кр…евой, осв…щу, н…гой, б…чок, ув…дать, прив…дение.

5. Вставьте пропущенные непроверяемые безударные гласные в корне слова, в случае затруднения обратитесь к словарю.

Абс…лютный, арх…тектор, компл…мент девушке, в…трина, инж…нер, реп…тировать, р…веранс, диаг…наль, б…рет, банд…роль, ф…стиваль, д…кламировать, ген…рал, арх…олог, г…потеза, агр…гат, инв…нтарь, апл…дисменты, пр…вокатор, г…пербола, пр…паганда, конт…нент, дем…нстрировать, г…нератор, р…месло.

6. Используя словарь иностранных слов, объясните различие в написании следующих слов: компания — кампания, комплимент — комплемент, синьор — сеньор. Составьте с ними предложения или словосочетания.

7. Графически выделите корень в словах и объясните правописание гласной в нем.

Касательная, слагаемые, заперший, пробирался, сжигавший, неприкосновенный, причитающаяся, отмирающие, расположение, не сочетается, неукоснительный, предположение, разложение, избирательный, безотлагательно.

8. Вставьте пропущенные гласные в корне слова, устно объясняя свой выбор.

Бл…стеть, бл…стательный, вн…мательный, выж…гание, подст…лить, расст…лать, сочетать, зан…маться, отп…раться, отп…реть, соч…тание, выч…тание, предпол…гать, предл…жение, сосл…гательное, прин…мать.

9. Графически выделите корень в словах и объясните правописание гласной в нем.

Загорелось, поклонился, пригореть, творение, выгарки, склонять, обгореть, раствориться, перегорела, утварь, на заре, зарянка, зоревать, зарница.

10. Вставьте пропущенные гласные в корне слова, устно объясняя свой выбор.

Прекл…няться пред авторитетом, заг…рать на солнце, заг…релый юноша, заг…релась крыша, накл…ниться к воде, летний заг…р, раств…риться в тумане, отв…рить калитку, яркие з…рницы, укл…няться от работы, претв…рить в жизнь, передай покл…н бабушке.

11. Графически выделите корень в словах и объясните правописание гласной в нем.

Вырастали, заросли, выращенный, подрасти, недоросль, ростовский, отрасль, водоросли, вскочить, доскакать, скачу, ускакал.

12. Вставьте пропущенные гласные в корне слова, устно объясняя свой выбор.

Подр…сли, подр…сти, р…стут, р…стовщик, ср…стись, выр…сший, р…стет, р…стениеводческий, заск…чить на минуту, его обск…кали, отск…чить в сторону, подск…чить от удара, вовремя соск…чить, быстро уск…кать.

13. Определите лексическое значение слов и вставьте пропущенные буквы.

Вым…кнуть под дождем, вым…кать все до капли, непром…каемый материал, подм…чивший брюки, брошенная пром…кашка, обм…кнутый в краску, отм…кать в ванне, зар…внять швы, подлинное р…вноправие, прир…внять к госслужащим, неср…вненная красота, пор…вняться с кем-то, р…внинный пейзаж, поделить пор…вну.

14. Вставьте пропущенные гласные в корне слова, определяя тип орфограммы: 1) проверяемая безударная гласная, 2) непроверяемая безударная гласная, 3) гласная в чередующемся корне.

К…леблется на ветру, отвечать тем же, не сожалеющий ни о чем, мое пок…ление, м…ченые яблоки, притв…рился б…льным, капустный к…чан, подр…стковый врач, к…лышется под дугой, юный н…гилист, пестрым пл…тком, воспитать недор…сля, какое-то нав…ждение, полный д…летант, тертый к…лач, ск…чу домой, др…матический т…атр, медных пл…стинок, чем-то экз…тическим, оставшиеся к…нфеты, переб…рал монеты, акулий пл.вник, нест.рпимое солнце, к.зался простым, наши пл…вцы.

15. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные. Подберите проверочные слова.

Опас…ный ход, ужас…ный взгляд, уча…ствовать в игре, безмол…ствовать в ночи, словес…ный портрет, ус…ный ответ, рекламное аген…ство, облас…ной город, пос…ная пища, прелес…ная зарисовка, эти окрес…ности, горес…ное событие, ярос…ный отпор, громоз.кий шкаф, несчас…ный случай, доблес…ный воин, умес…ное замечание, чес…ный малый.

Предложения интернет-магазинов