ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4 — Правописание приставок. ЕГЭ Русский язык.

Упражнения

  1. Используя приставки, не изменяющиеся на письме: ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, В(ВО)-, НАД(НАДО)-, ОБ(ОБО)-, ОТ(ОТО)-, ПРЕД(ПРЕДО)-, ПОД(ПОДО)-, С(СО)-, образуйте формы совершенного вида глаголов говорить, брать и рвать. Приставки графически выделите.
  2. Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки.

Н…брасывать мяч, п…служить народу, легкая з…н…веска, пр…рочить будущее, с…хранить чувство, об…греть каждого, п…р…дать по наследству, пре…ставить себе, неожиданное …торжение, о…тесать камень, по…строчный перевод, стертая на…пись, о…бить атаку, секретное пре…писание.

  1. Запишите все известные вам слова с приставкой ПРА-. В случае затруднений обратитесь к словарю.
  2. Запишите новые слова, используя соответствующую приставку.

5. Вставьте пропущенные З или С.

6. Запишите новые слова, используя указанные приставки.

7. Объясните написание слов, выделяя приставку и корень.

Объемный, съябедничать, грузоподъемник, фельетон, панъяпонский, изъявительное, въезжать, пьедестал, подъехать, изъять, отэкзаменовать, инъекция.

8. Вставьте, где необходимо, пропущенные Ъ или Ь.

9. Запишите новые слова, используя указанные приставки.

10. Объясните написание слов, выделяя приставку и корень.

Предыстория, межимпульсный, обыск, сверхизысканный, подытожить, обындеветь, пединститут, взимать, фининспектор, обыграть, предынфарктный, дезинтеграция.

11. Вставьте пропущенные Ы или И.

А. пост…мпрессионистский период

под…тожить результаты

получить дез…нформацию

раз…грать друга

об…грать противника

меж…нститутская лаборатория

без…менный герой

состоявшаяся контр…гра

транс…ранский маршрут

провести дез…нфекцию

Б. из…скать средства

без…скусный ответ

с…грать партию

пред…дущая остановка

сверх…зобретательный инженер

без…сходное горе

раз…скать свидетелей

как ведется с…здавна

сверх…ндустриальный пейзаж

пред…юльские события

12. Определите значение приставки ПРЕ-.

Превозмочь боль, преобразовать министерство, преследовать врага, презабавный малыш, препротивный человек, пребывать в городе, превозносить заслуги, претворить в жизнь, предел мечтаний, пресветлый образ.

13. Определите значение приставки ПРИ-.

Вчера приземлились, привлекательная девушка, приоткрыть окно, причудливая ограда, приручить лося, приближенный к царю, привокзальный ресторан, приберечь на черный день, прицепить к поезду, пристегнуть капюшон, приглушить звук, не придавать значения, приволжские степи, прибывать в город, неприступная крепость, призреть сироту, притерпеться к неудобствам, неприхотливый человек.

14. Выберите приставку (ПРЕ- или ПРИ-), используя указанное лексическое значение.

15. Вставьте пропущенные Е или И.

Пр…мчаться на лошади, пр…шить пуговицу, по пр…битой траве, нож пр…тупился, непр…ступная девушка, пр.забавный щенок, пр…градить путь, пр…скучный рас

сказ, пр…вратить в змею, пр…морский парк, пр…чудливая решетка, пр…дирчивый дед, пр…вередливый, беспр…рывно работает, пр…окские леса, пр…стижная работа, пр…дать гласности, пр…ходящая няня, пр…глушить звук, пр…кратить трансляцию, пр…сытиться фруктами, непр…ходящие ценности, пр…богатый дедушка, пр…сыпаны снегом, пр…дать блеск стеклу, пр…купить продукты, надуманный пр…оритет, пр…мьер-министр, пр…обрести значение, пр.- зреть опасность, пр…следовать врага.

16. Выделите в словах все приставки и объясните их правописание.

Соприкосновение, предрасположение, безвозвратный, приоткрыть (дверь), воспроизводить, беспризорничать, превозносить, перевоплотить, бесприданница, исподтишка, соизмерять, низвергнуть, переподготовить, беззаботный, ниспосланный, взваливать, вразвалку, изукрасить, перераспределение, приподнять.

17. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, устно объясняя свой выбор.

И…рядно уставший человек бе…цельно слонялся по улицам. П…давив в…дох и прикрыв шарфом рот, он и..-по…лобья в…глянул в небо, надеясь в этой дали найти решение своей бе…перспективной задачи. Он уже окончательно и…черпал свои душевные ресурсы, давно п…терял репутацию .держанного человека, и его бе…форменная фигура, и…ношенные ботинки, и…порченные нервы, ненужная вспыльчивость и бе…конечное нытье раздражали соседей. Когда-то он был здоров, вел бе…заботную жизнь и пользовался доверием бе…церемонных начальников. Все и…менилось: он и…тратил деньги, …горел дотла его офис, навсегда …гинул бухгалтер, бе…толковые помощники не могли восполнить источник финансирования. Все кануло как в бе…донную бочку.

Он вернулся домой, с…брал р…збросанные вещи, по…писал письма родственникам, з…крыл фотографию пр…дедушки и задремал. Сон при…бодрил его. Да, можно найти решение проблемы и восполнить утраченное благополучение.

18. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, устно объясняя свой выбор.

Правосудие свершилось. Беспр…страстный судья вынес пр…говор. Пр…горюнившийся пр…ступник еще прокручивал в памяти все события…

Два месяца тому назад он пр.бывал в тяжелом материальном положении. С утра он гулял по пр…вокзальной площади, на которую постоянно пр…бывали люди, и рассматривал пр…клеенные на столбах объявления. Здесь было много листовок, сообщающих о пр…скорбном факте — болезни пр…тендента на царский пр…стол. Потом он присел на скамейку и пр…задумался. К нему подошли два непр…зентабельного вида мужичка и предложили работу. Надо было пр…пугнуть пр…зидента одной компании: похитить у него ребенка. Они показали фотографию пр…забавного малыша. Ему пришлось согласиться: через два дня он мог бы оказаться в долговой тюрьме.

…На следующий день была пр…скверная погода: беспр…станно лил дождь. Он быстро встал, оделся и пр…готовился…

Чем ближе подходил он к дому пр…зидента, тем больше его пр…следовали сомнения. Он должен был пр…твориться новым домашним учителем, проникнуть в дом, вывести ребенка в сад, где в машине, пр…глушив мотор, его ожидали бы сообщники.

Непр…ступный швейцар лишь пр…открыл дверь, но не впустил его, сказав, что ничего не знает. «Лжеучитель» не стал пр…рекаться, а только показал пр…вратнику диплом пр…стижного педагогического вуза и рекомендательное письмо. После этого дверь открылась. Его пр…проводили в кабинет хозяина. В помещении был полумрак, и поэтому он задевал многочисленные пр…митивные безделушки, стоящие в разных местах. Иногда он останавливался, касаясь руками пр…чудливых полочек, шкафчиков и тумбочек. На одной он заметил пр…красный старинный пистолет. Он взял его в руки, чтобы получше разглядеть, … и увидел труп пр…зидента. В одно мгновение он понял все, а на улице уже завывала полицейская сирена…