ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5 — Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н- / -НН). ЕГЭ Русский язык.

Упражнения

1. Заполните таблицу глаголами в указанных формах.

2. Определите начальную форму глагола и вставьте пропущенные буквы.

3. Вставьте пропущенные буквы.

Ве…т прохладой, она шепч…т на ухо, он кол…т дрова, он бре…тся по утрам, он кле…т конверты, он сия…т от радости, щенок верт…тся, трепещ…т листья, они провер…т билеты, он ответ…т за это, узла не завяж…шь, в глаза скаж…шь, он бор…тся, ветер зыбл…т травы, ла…т собаки, она дыш…т, они спор…т, отец гон…т из дома, стел…тся дым, рокоч…т машины, отвеча…шь головой, люди вер…т, собака чу…т дичь, она дума…т о маме.

4. От данных глаголов образуйте формы 2-го лица мн. ч. изъявительного и повелительного наклонения. Составьте с ними словосочетания (предложения), объясните различия в написании.

Выносить, выйти, выписать, прыгнуть, высохнуть.

5. Заполните таблицу словами в указанных формах.

6. Вставьте пропущенные буквы.

Они езд…т — езд…щий верхом, они ла…т — ла…щий щенок, они вид…т — слабо вид…щий, они кол…т — кол…щая в боку, они движ…тся — еле движ…щийся, они пиш…т — пиш…щий стихи, они трепещ…т — трепещ…щая на ветру, они лепеч…т — лепеч…щий сын, они меч…тся — меч…щийся зверек, они дыш…т — дыш…щий на ладан, они паш…т — паш…щий трактор, они бре…тся — бре…щийся по утрам.

7. Заполните таблицу примерами в указанных формах.

8. Вставьте пропущенные буквы.

Еле слыш…мый, всеми обсужда…мый, немину…мая гибель, неопису…мая радость, неприемл…мые условия, несклоня…мое существительное, воспева…мый всеми, вид…мый издалека, значимый для нас, реша…мая проблема, независ…мая газета, предполага…мый результат.

9. Заполните таблицу примерами в указанных формах. В формах прошедшего времени выделите все суффиксы.

10. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте вывод об особенностях правописания данных форм глагола.

Услыш…ли стук, увид…л друга, обид…л друга, ненавидел ложь, вытерпел обиду, услыш…шь стук, увид…шь друга, обид…шь друга, ненавид…шь ложь, вытерп…шь обиду.

11. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте вывод об особенностях правописания глаголов с данными приставками.

город обезлюд…л

обезвред…ть мину

к старости обеззуб…л

обезглав…л дракона

война обезлюд…ла страну

и тут он обеспамят…л

обесслав..л слугу

обезобраз..л квартиру

12. Вставьте пропущенные буквы.

Дети игра…т в песке, тороп…шься на встречу, смотр…шь фильм, стел…шь постель, он бор…тся с волнами, они преодолевает трудности, он улыба…тся другу, солдаты бре…тся, мама тревож…тся о ребенке, он леч…тся в клинике, он рассматривает картинки, она люб…т читать, он хлопочет о сыне, пове…т свежестью, ветка колебл…тся на ветру, самолеты рокоч…т, нам дыш…тся легко, догон…шь соперника.

13. Вставьте пропущенные буквы.

Хлопоч…щая хозяйка, трепещ…щий листок, дремл…щий старик, хлещ…щие брызги, стел…щийся туман, ре…щие знамена, кол…щий дрова, бор…щийся народ, волну…щая новость, плещ…щиеся ребятишки, пряч…щийся ребенок, слыш…щийся издали голос, тяжело дыш…щий бегун, спе.щие яблоки, ничего не знач…щий ответ, кле…щие игрушку дети, терп…щий бедствие корабль, ро…щие траншею рабочие, встречаемый друзьями, нарушаемый всеми, мысл…мый отвлеченно, вид…мый издалека, слыш…мый редко, охраня…мый сторожем, подозреваемый в преступлении, непромока…мый плащ, непередава…мые ощущения, никем не управляемый, закле…вший конверт, не вид…л нас, намыл…в воротник, обессил…л от борьбы, обид…вший соседа, выгор…вший на солнце, потер…вший доверие, наруш…в закон.

14. Образуйте от глаголов страдательные причастия и выделите в них суффиксы. Составьте с причастиями словосочетания.

Замесить, замешать, выкатить, выкачать, увенчать, подстрелить, увешать, рассеять, постелить, задержать, настрелять, разрядить, обвесить, скосить, замаслить, перетащить, обещать, закончить, завещать, обидеть.

15. По форме 1-го лица ед. ч. определите начальную форму глагола и образуйте действительное причастие.

16. Вставьте пропущенные буквы.

выздоравл..вать

перебрас..вать

команд…вать

отвоев…вать

исповед…вать

разрисов..вать

перекап…вать

перекле…вать

планир…вать

17. Устно просклоняйте существительные и выберите суффикс -ИК- или -ЕК-.

19. Образуйте новые существительные.

Образец: царапина — царапинка, вишня — вишенка.

Ссадина, ставня, спальня, завалина, часовня, перекладина, черешня, виноградина.

20. Вставьте пропущенные Е или И.

25. Образуйте от существительных прилагательные с помощью суффиксов -ЕВ-, -ИВ-.

Плакса, броня, игра, боль, пуля, ткань, питье, дождь, нуль, стиль, стержень.

26. Вставьте пропущенные Е или И, расставляя ударение и выделяя суффиксы.

Предложения интернет-магазинов