Словосочетание. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ЕГЭ Русский язык.

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании.

Упражнения

1. Выпишите словосочетания.

У каждого человека, сидел и молчал, этого лета, мимо меня, сквозь иней, в течение года, грядка под огурцы, сидя в темноте, дом на набережной, дочитал рукопись, речка блестит, через поток, обещал помочь, лежал туман, сначала тянулись, за поворотом, эту дорогу, вследствие непогоды, закончил впоследствии, слово без суффикса, краски и холсты, сквозь щели, кто-то незнакомый, пахло сеном, подошли и остановились, вокруг дома, наступила осень, добрые и талантливые.

2. Составьте по 3 словосочетания на каждую схему.

3. Распределите в группы именные, глагольные и наречные словосочетания.

Говорить по-немецки, низкий голос, запах фиалки, очень нежно, свернули с дороги, топот ног, был около дома, спрятал между страницами, небольшой рассказ, слова поэта, не оборачиваясь на нее, чувство родственности, никому не верят, слишком громко, сделать лучше, многих слов, принять гостей, букеты цветов, пахнет сеном, отвечая на вопросы, костюм пирата, белесый туман, почти всегда, период дождей, так сильно, гигантский город, уставшие путники, снова увидел, тех дней, возродиться из пепла, все лето, шутили всюду, отчаянно влюбиться, холод ночи, все это, предчувствие солнца, расти во сне, живые образы, очень волнуясь, смотреть искоса, поздно ночью.

4. Прочитайте предложения. Выпишите все словосочетания со связью согласование. Выделите графически главное слово.

(1)Ночью пассажирский пароход вышел из последнего шлюза на Волго-Донском канале и дал протяжный гудок.

(2) Начиналось Цимлянское море. (З)Берегов нового моря не было видно. (4)Только огни бакенов раскачивались на взволнованной ветром воде, а на западе мигали далекие зарницы. (5)В их беглом блеске появлялись и гасли тяжелые громады низких облаков.

(К. Паустовский)

5. Прочитайте предложения. Выпишите все словосочетания со связью управление. Выделите графически главное слово.

(1)Командир полка, в который получил назначение сотник Листницкий, стоял в Березнягах на квартире у священника. (2)Сотник распрощался на площади с врачом, гостеприимно предоставившим ему место на санитарной двуколке, и пошел, на ходу отряхивая мундир от пыли, расспрашивая встречных о местопребывании штаба полка.

(М. Шолохов)

6. Прочитайте предложения. Выпишите все словосочетания со связью примыкание. Выделите графически главное слово.

(1) Мне оставалась только одна охота. (2)Но в конце января наступила такая погода, что и охотиться стало невозможно. (3)Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов. (4)Сидя взаперти и прислушиваясь к вою ветра, я тосковал страшно.

(5)Понятно, я ухватился жадно за такое невинное развлечение, как обучение грамоте полесовщика Ярмолы.

(А. Куприн)

7. Подчеркните грамматические основы. Найдите словосочетания и определите тип подчинительной связи.

(1)Маленький ручеек. (2)Вода немного коричневатая.

(3) Она не течет, а сочится из мхов, от подножия невысоких березок, ив, ольхи и болотной травы. (4)Летают стрекозы, снуют по воде жуки-водомерки, окунек размером с мизинец полосатым тельцем жмется к тонкому стеблю водяной травки. (5)Вода прозрачная и кажется неподвижной. (6)Но вот ты кинул ольховый листок, и вода медленно потянула его в проход между стенками таволги и осоки. (7)Течение есть. (8)И течет это Волга. (9)Хотя странно называть Вол

гой ключик, который можно перешагнуть, над которым челноком, охотясь на комаров, порхает резвая трясогузка, в который издалека, снизу заплывают шальные щурята и обнаруживают: пути дальше нет, тут начало реки.

(В. Песков)

8. Отметьте случаи неверной характеристики словосочетаний. Объясните почему?

9. Выпишите из текста все словосочетания, разделяя их на три группы по типу подчинительной связи.

(1)Симбирск оказался тем городом, где начался закат славы Стеньки Разина. (2)Отряды повстанцев никак не могли взять город, затем подоспели войска иноземного строя и в октябре 1670 года разгромили мятежников.

(3) Сам атаман был ранен, и его отправили вниз по Волге.

(4) В царицынские ворота повстанцам пришлось стучаться долго, хотя здесь и оставался на управлении верный Разину казачий атаман. (5)Из Царицына Степан Разин отправился на Дон, пытался оттуда снова рассылать свои грамоты, но прежней поддержки не нашел. (6)Вскоре он был схвачен домовитыми казаками и отправлен в Москву.

(Г. Самойлов, В. Супрун)

10. Прочитайте предложение. Выполните задания А—В.

Устало все кругом: устал и цвет небес,

И ветер, и река, и месяц, что родился,

И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

И желтый тот листок, что наконец свалился.

(А. Фет)

A. Выпишите из предложения все подчинительные словосочетания со связью согласование.

Б. Выпишите из предложения все подчинительные словосочетания со связью примыкание.

B. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании тот листок.

11. Прочитайте предложение. Подчеркните грамматическую основу. Выполните задания А—Б.

Все в жертву памяти твоей:

И слезы девы воспаленной,

И трепет ревности моей,

И славы блеск, и мрак изгнанья,

И светлых мыслей красота,

И мщенье, бурная мечта

Ожесточенного страданья.

(А. Пушкин)

А. Выпишите из предложения все подчинительные словосочетания со связью управление.

Б. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании памяти твоей.

Предложения интернет-магазинов