Сложное предложение. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ЕГЭ Русский язык.

Упражнения

1. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Определите типы предложений (простые, ССП, СПП, БСП, сложные предложения с различными видами связи, предложения с прямой речью).

(1)День был жаркий. (2)В трех верстах от станции*** стало накрапывать и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. (3)По приезде на станцию первая забота была поскорее переодеться вторая спросить себе чаю. (4)Эй Дуня закричал смотритель поставь самовар да сходи за сливками. (5)При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени.

(6)Красота ее меня поразила. (7)Это твоя дочка спросил я смотрителя. (8)Дочка-с, отвечал он с видом довольного самолюбия да такая разумная такая проворная вся в покойницу мать. (9)Тут он принялся переписывать мою подорожную а я занялся рассмотрением картинок украшавших его смиренную но опрятную обитель. (10)Они изображали историю блудного сына в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. (11)В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека он сидит за столом окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. (12)Далее промотавшийся юноша в рубище и в треугольной шляпе пасет свиней и разделяет с ними трапезу в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние.

(13)Наконец представлено возвращение его к отцу добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу блудный сын стоит на коленах в перспективе повар убивает упитанного тельца и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. (14)Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. (15)Все это доныне сохранилось в моей памяти так же как и горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавескою и прочие предметы меня в то время окружавшие. (16)Вижу как теперь самого хозяина человека лет пятидесяти свежего и бодрого и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.

(17)Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком как Дуня возвратилась с самоваром. (18)Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление произведенное ею на меня она потупила большие голубые глаза я стал с нею разговаривать она отвечала мне безо всякой робости как девушка видевшая свет. (19)Я предложил отцу ее стакан пуншу Дуне подал я чашку чаю и мы втроем начали беседовать как будто век были знакомы.

(20)Лошади были давно готовы а мне все не хотелось расстаться с смотрителем и его дочкой.

(А. Пушкин)

2. Составьте схемы сложносочиненных и простых предложений с однородными членами. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните расстановку знаков препинания.

1. Прикрыв глаза Тибул посмотрел вверх и через несколько секунд в ослепительной синеве неба смог увидеть старшего повара на шаре. 2. Девочка была смертельно больна и ее лукавые серые глаза погасли. 3. Голова у него была маленькая и большой соломенный башмак в самом

лучшем виде пришелся на нее как шляпа. 4. Любой лавочник был толст и богат и это был главный аргумент их привязанности к Трем Толстякам. 5. Теперь платье куклы было изорвано и на груди чернели следы от сабельных ударов.

(По Ю. Олеше)

3. Составьте и запишите сложносочиненные предложения, которые соответствовали бы данным схемам.

1) [ ], или [ ]. 2) [ ], однако [ ]. 3) [ ], зато [ ]. 4) То ли [ ], то ли [ ].

4. Подчеркните грамматические основы. Укажите сложноподчиненные предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Вода хранит тепло что за день накопила. 2. Ночь как будто сегодня бледней. 3. Сколько бы ветром тебя ни качало прямо держись и листвою шуми. 4. Чем больше черпаешь из колодца воды тем свежее она и обильнее. 5. Березки словно девочки босые стоят в снегу. 6. Поздний месяц как светлый ковшик закачался в окне. 7. Птица зашевелилась в сырых ветвях и осторожно крикнула будто кого-то позвала. 8. Не умею высказать как тебя люблю.

9. Работа кипела несмотря на то что уже наступила ночь.

10. Едва заметно будто капли серебряной воды блестели первые звезды. 11. О Чехове сказано как будто все. 12. Без хороших отцов нет хорошего воспитания несмотря на все школы. 13. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду. 14. Ты раскрой мне природа объятия чтоб я слился с красою твоей! 15. Миша чувствовал себя первый раз в жизни как победитель.

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Проанализируйте сложноподчиненные предложения: выделите грамматические основы, определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.

1. Где горе, тут и слезы. 2. Чем больше кошку глад…шь, тем больше она горб подымает. 3. На то и щука, чтоб к…рась (н..)др…мал. 4. Что(бы) сохранить тайну от вр…гов, сохрани ее от друзей. 5. Если за день (н..)че- му (н..)науч…шься, значит, весь день шел (на)зад. 6. (Н..) стыдно молчать, коли (не)чего сказать. 7. Как аукнется, так и откликнется. 8. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. 9. Рыба ищ…т, где глубже, а человек, где лучше. 10. Ветры дуют (н..)так, как хотят к…рабли.

(Пословицы)

6. Определите вид придаточных в сложноподчиненных предложениях. Укажите, как связаны части сложноподчиненных предложений. Союзы обведите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения. Проведите синтаксический разбор предложений.

1. Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают (А. Чехов). 2. Глаза ее сияли, несмотря на то что ей смертельно хотелось спать (К. Паустовский). 3. Есть горы, что остались до сих пор как крепости невзятой высоты (Л. Мартынов). 4. Я вырос там, где мой отец и дед бродили робко у чужих поместий (М. Исаковский). 5. Между тем луна вошла в такую силу, что свет ее лился на дно оврага, как бы рассеивая туман (В. Солоухин).

6. Если вихрем тебя закружило, на затишье не надейся.

7. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека (М. Горький). 8. Мне довольно одного желтого листика, чтобы струна моей души попросила настройки на осень (М. Пришвин). 9. Все сады, сады, так что домов не видно (И. Гончаров). 10. Звезды бились и сверкали серебряной чешуей, как бьется в сетях пойманная камса (К. Паустовский). 11. Свет остается светом, хотя слепой и не видит его (Л. Толстой). 12. Как ни дробите жизнь, она всегда едина. 13. Петя никогда не предполагал, что город такой большой (В. Катаев). 14. Плачь свободно, моя ненаглядная, пока песня звучит соловьиная (А. Толстой). 15. Дело так затянулось, что, кажется, и совсем заглохнет.

7. Составьте и запишите сложноподчиненные предложения, используя данные схемы. Определите вид придаточного в каждом случае.

8. Составьте и запишите сложноподчиненные предложения, которые соответствовали бы данным схемам.

1) [ ], (который ). 2) [ ], дабы ( ). 3) Коли (),[]. 4) [ ], так что ( ). 5) [ ], ибо ( ). 6) [ ], пока ( ). 7) (Кто бы ни.), [ ]. 8) Хотя ( ), [ ]. 9) [ ], словно ( ). 10) Несмотря на то что ( ), [ ]. 11) По мере того как ( ), [ ]. 12) Едва ( ), [ ].

9. Расставьте пропущенные знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Подчеркните грамматические основы. Определите, какой вид подчинительной связи используется в каждом случае.

1. Я заметил что куда ни приедешь найдешь что-нибудь замечательное (И. Гончаров). 2. Мне казалось что если бы Кузьму Ивановича вызвать на откровенность то он мог бы рассказать что-то глубоко печальное и значительное (В. Короленко). 3. Держалась она с таким достоинством что когда подавала мне налитый стакан я чувствовал потребность привстать (В. Короленко). 4. Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы (А. Пушкин). 5. Недаром Салтыков-Щедрин говорил что если хоть на минуту замолкнет литература то это будет равносильно смерти народа (К. Паустовский). 6. Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела? (М. Лермонтов). 7. Когда люди молоды и весна на дворе все кажется веселым и радостным (К. Станиславский). 8. Дальнейший разговор их я не передаю потому что он был бессвязен и пуст как разговоры всех молодых людей которым нечего делать (М. Лермонтов). 9. Нефора любила слушать как он всех жалел и всем завещал чтобы никто не делал зла другому (Н. Лесков). 10. Я давно заметил что если происходит какая-то большая неприятность то мелкие неприятности расступаются перед ней и добровольно уступают дорогу (В. Шефнер). 11. Если я тебя придумала стань таким как я хочу (Р. Рождественский). 12. Что ни делаю постоянно думаю что служу этим прежде всего моему отечеству (И. Павлов). 13. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби (М. Пришвин). 14. Тому кто когда-либо был влюблен предлагаю вспомнить что опустивши в почтовый ящик письмо обыкновенно спешишь домой быстро ложишься в постель и укрываешься одеялом в полной уверенности что не успеешь завтра проснуться как тебя охватит воспоминание о вчерашнем и ты с восторгом будешь глядеть на окно в котором сквозь складки занавесок жадно пробивается дневной свет… (А. Чехов) 15. Он доволен потому что покончил до завтра с досадными для него делами и рад как школьник которого выпустили с классной скамьи к любимым играм и шалостям (Ф. Достоевский). 16. Егор Иванович Молотов думал о том как хорошо жить помещику Аркадию Ивановичу на белом свете жить в той деревне где он помещик родился при той речке в том доме под теми же липами где протекало его детство (Н. Помяловский). 17. Так укомплектовались что папаша мой тайком расстегнул пуговки на животе и чтобы кто не заметил сего либерализма закрылся салфеткой (А. Чехов). 18. Когда он обращался за ответом к отцу тот говорил что его исходные точки нелепы и так рассуждать нельзя но не предлагал взамен ничего такого что привлекло бы Мишу глубиною смысла и обязало бы его молча склониться перед неотменимым (Б. Пастернак). 19. Если человек хорошо поет можно считать что у него есть ключ ко всем сердцам (Ф. Вигдорова).

10. Проанализируйте предложения. Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Основной принцип классического реализма заключается в следующем личность одновременно дается как производная от окружающего ее общества и в то же время как противопоставление породившей ее среде. 2. Обо мне все люди скажут сердцем чист и не спесив. 3. Нигде не нашел князь сочувствия пришлось возвращаться на покоренную родину. 4. Конфликт между братьями Кирсановыми и Базаровым включает два аспекта мы имеем противостояние одновременно двух сословий и двух поколений внутри каждого сословия. 5. Истерзал ися сосен мохнатые ветви от бури / Изрыдала осенняя ночь ледяными слезами (А. Фет). 6. Непостижимая истома овладела всеми его чувствами хотел рисовать кисти выпадали из рук пробовал читать взоры его скользили над строками и читали совсем не то что было написано.

Предложения интернет-магазинов