ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 23 — Средства связи предложений в тексте. ЕГЭ Русский язык.

Средства связи предложений в тексте2:

— лексические;

— морфологические;

— синтаксические.

2 В теоретической части обобщены материалы школьных учебников, рекомендованных Минобрнауки России.

Лексические средства связи

К основным лексическим средствам связи предложений в тексте относятся: лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, антонимы, слова одной тематической группы.

1. Лексический повтор:

Любовь к языку, как и любовь к природе, — составная часть патриотизма, любви к Родине. Языку свойственна нравственность.

2. Однокоренные слова:

Отец с удовольствием читал эту книгу. Прочитанное будило в нем воспоминания.

3. Синонимы, в том числе контекстуальные:

Полярный ветер — дерзкий пареньНахал проникает сквозь самую теплую одежду. В данном контексте выделенные слова являются синонимами.

4. Антонимы, в том числе контекстуальные:

Сто лет назад непревзойденными считались памятники искусства Древней Греции и Древнего Рима. Ныне искусствоведы гораздо выше ставят шедевры более ранних эпох.

5. Слова одной тематической группы:

Археология, раскопки, древность, исторические памятники.

Морфологические средства связи

К основным морфологическим средствам связи предложений в тексте относятся: союзы, местоимения, наречия, частицы, единство временных форм глагола, степени сравнения прилагательных и наречий.

1. Союзы, чаще всего сочинительные:

Все шло своим чередом: учился в институте, обзаводился семьей, обрастал заботами, публиковался, вступал в творческий союз. Но однажды обещанное себе слово тревожило, не давало покоя.

2. Местоимения, чаще всего личные, указательные и притяжательные:

Любой человек обладает правом жить и иметь детей. Оно гарантировано ему обществом и предоставляется безвозмездно, независимо от его умственных и физических способностей.

3. Наречия, в том числе местоименные:

Около 1577 г. Эль Греко покинул Рим и уехал в Испанию. Официального признания здесь художник не получил: представленная ко двору картина «Мученичество святого Маврикия» не понравилась королю Филиппу II.

4. Частицы:

Все семиклассники с радостными возгласами высыпали в школьный двор. Лишь Ирочка осталась в классе.

5. Единство временных форм глагола:

Началась взрослая жизнь. Проблемы возникли недетские. Появилась ответственность за принятые решения. Предложения соединены формой глагола в прошедшем времени.

6. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Решение было найдено необычное, интересное. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства связи

К основным синтаксическим средствам связи предложений в тексте относятся: синтаксический параллелизм, парцелляция, вводные слова и предложения, порядок слов.

1. Синтаксический параллелизм:

Ты обязан действоватьТы должен активно добывать из книги информацию.

2. Парцелляция:

Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво, основательно, надо иметь высокую душу. Хороший характер.

3. Вводные слова и предложения:

Самое грустное, что дети не понимают значений слов «благородный», «самоотверженный», а также «тщеславный», «корыстный», «коварный». Конечно, можно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему.

4. Порядок слов (прямой — обратный):

Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.

Достаточно часто для соединения предложений используется комбинация средств связи:

Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (Предложения связаны с помощью лексических повторов и указательного местоимения.)

Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью. (Предложения связаны с помощью союза и личного местоимения.)

Среди формулировок задания 23 есть и такие, в которых требуется найти в тексте предложения, связанные не с предыдущим, а с предыдущими.

Среди предложений 24—28 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи личного местоимения.

Напишите номер этого предложения1.

1 См. www.fipi.ru.

(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки желтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал легкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.

Такие задания требуют от экзаменуемых особого внимания и более тщательного анализа средств связи в тексте.

Предложения интернет-магазинов