Тестовые задания в формате ЕГЭ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Упражнения

1. Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите распространенные и нераспространенные обращения.

1. Не шуми сосна не пыли дорога! (С. Есенин) 2. Люблю тебя Петра творенье люблю твой строгий стройный вид Невы державное теченье береговой ее гранит (А. Пушкин). 3. Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной… (А. Пушкин). 4. Привет тебе мой бедный клен прости что я тебя обидел (С. Есенин).   5. Я весь перед тобою Россия судьба моя совесть моя (Н. Рыленков).

6. Итак опять увиделся я с вами места немилые хоть и родные (Ф. Тютчев). 7. Ты знавшая житейское страданье / Постигшая все таинства утрат и ты спешишь с надеждой на свиданье. (В. Жуковский). 8. Опять я ваш о юные друзья! (А. Пушкин) 9. Не ты горька любимая подруга ночных трудов и одиноких дум мой жребий горек (Н. Некрасов). 10. Синие горы Кавказа приветствую вас (М. Лермонтов). 11. Спасибо моя родная земля спасибо мой отчий дом за все что от жизни знаю я что в сердце ношу своем (А. Твардовский). 12. Ветер пой ветер вой на просторе / Я дорогою сказочной мчусь / Всю от моря тебя и до моря вижу я узнаю тебя Русь (А. Твардовский). 13. Храни меня мой талисман храни меня во дни гоненья во дни раскаянья волненья; ты в день печали был мне дан (А. Пушкин). 14. Прекрасны вы поля

земли родной еще прекрасней ваши непогоды (М. Лермонтов). 15. О деньги деньги! Для чего вы не всегда в моем кармане? (Н. Языков).

2. Прочитайте предложения. Подчеркните однородные члены предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Нет сравнений чтобы передать эту упоительную волшебную игру красок. Как будто бы миллионный рой бабочек голубых белых синих лиловых красных желтых черных коричневых фиолетовых зеленых малиновых оранжевых и розовых спустился вдруг на высокую гору покрыл ее всю и услажденный солнцем радостно бьется в воздухе и дрожит своими легкими полупрозрачными крылышками.

(А. Куприн)

3. Составьте схемы однородных членов предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку.

1. Глупость человека сказывается или из его действий или из его слов. 2. Тропинка то поднималась вверх то спускалась вниз. 3. И больно мне и весело и тяжело и сладко. 4. В природе ни лист ни соломинка не повторяются. 5. У меня не выяснены счеты с пламенем и ветром и водой. 6. Я видел лишь белое платье да чей-то привздернутый нос. 7. Птицелов должен знать не только повадки и голоса птиц но и обладать еще мастерством декоратора. 8. Он жил настоящим мгновением зато уж жил вполне. 9. Шагает полдень деловито по гребням ржи по цвету льна. 10. Язык Бунина прост почти скуп чист и живописен. 11. Он походил на заводского мастера или на управляющего. 12. Ее подбородок дрожит не то от смеха не то от слез. 13. Как жить так и читать вприпрыжку не следует. 14. Сосулька растет утром в толщину а вечером в длину.

4. Расставьте пропущенные знаки препинания при однородных членах предложения. Объясните постановку запятых или их отсутствие в предложениях.

1. Тоня запела украинскую веселую девичью песню (В. Кетлинская). 2. Это были дюжие рослые парни, на стройке они творили чудеса (В. Кетлинская). 3. Толпы ребятишек в синих красных и белых рубашках стоят на берегу (М. Горький). 4. Это был мой первый дельный поступок в новой жизни (Ф. Вигдорова). 5. Нюша повязала голову платком накинула широкий клеенчатый фартук и убежала (В. Кетлинская). 6. Голоса неслись из-за реки нестройные дикие разудалые (В. Короленко). 7. Берега ручьи скаты горы все потонуло в зелени (И. Гончаров). 8. Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли (М. Пришвин). 9. Сема уважал ее и называл хорошим сердечным человеком (В. Кетлинская). 10. Нам дан во владение самый богатый меткий могучий и поистине волшебный русский язык (К. Паустовский).

6. Прочитайте предложения. Графически выделите грамматические основы, определяемые слова, обособленные и необособленные определения и объясните наличие/отсутствие знаков препинания. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет. 2. Снова ведет со мною прерванный разговор вереском и травою прочно поросший двор. 3. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок. 4. Море шумело сожженное лунным огнем. 5. Земля пахла прибитой дождем пылью. 6. Шел корабль своим названьем гордый. 7. Ветка была покрыта большими листьями похожими на перья страуса. 8. Свежий морской день сотканный из легкого холода и легкой синевы был прекрасным. 9. На мост поднимались изнемогающие от жары люди. 10. За кормой развевался просвеченный солнцем бело-сине-красный торговый флаг.

7. Прочитайте предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания.

(1)Приходилось ли вам видеть это сказочное еще без листьев маленькое деревце сплошь покрытое цветами?

(2)Идешь ранней весною на глухариный ток и вдруг остановишься. (3)У самой канавы наполненной вешней водою пышно цветет крошечное деревце. (4)Еще не распустился лес не все прилетели певчие птицы прошлогодней опавшей листвою покрыта едва пробудившаяся земля.

(5)Лишь кое-где появляются подснежники. (6)А это чудесное деревце все в цвету!

(7)Долго любуешься на сказочное деревце покрытое розовато-лиловыми как бы из воска вылепленными крохотными цветами. (8)Сорвешь несколько веток осторожно положишь в охотничью сумку чтобы принести домой.

(9)Увидеть это цветущее деревце можно только в глухом лесу где-нибудь возле лесного болота в котором обычно водятся мошники-глухари. (10)Называется деревце волчье лыко. (11)Кора его очень ядовита. (12)Летом когда кустарники и деревья покрыты густой листвою его трудно заметить.

(И. Соколов-Микитов)

8. В упражнении 7 найдите все предложения с необособленным согласованным распространенным определением. Выделите необособленные определения графически.

9. Проанализируйте предложения с обособленными/необособ- ленными определениями. Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните постановку или отсутствие знаков препинания.

1. Раздраженные базарным гамом лошади лягались (К. Паустовский). 2. Была самая ранняя весна сухая и серая (К. Паустовский). 3. Галя написала крупными печатными буквами еще несколько слов (Ф. Вигдорова).

4. Открывающаяся из-за деревьев река блестящей лентой вьется в зеленых берегах (И. Тургенев). 5. Ты присела молодая под горячею копной (А. Твардовский). 6. Весенней негой утомлен я впал в невольное забвенье (Ф. Тютчев).

7. Как бедной мне не горевать? (И. Крылов). 8. Отставшие льдины стукались о борт парохода (В. Кетлинская).

9. Белела освещенная месяцем дорога (К. Паустовский).

10. Пахучая по-тепличному безжизненная ветка склонилась надо мной (В. Кетлинская). 11. Испытанная мною тревога разогнала сон (И. Тургенев). 12. Вся собранная острая живая ты много где успела побывать (С. Щипачев). 13. Гористая даль неопределенная смутная сумрачная (В. Короленко). 14. В лунный осенний вечер сырой и холодный Стрешнев приказал оседлать лошадь (И. Бунин). 15. Помню воздух насыщенный праздником света слышу туш оркестрантов уставших играть (Я. Смеляков). 16. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгоралось со стонами и свистом (Б. Полевой). 17. Марья Дмитриевна приняла вид достойный и несколько обиженный (Ф. Достоевский).

10. Прочитайте предложения. Графически выделите грамматические основы, определяемые слова, обособленные приложения и объясните наличие/отсутствие знаков препинания. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного украшения (М. Шолохов). 2. Старик Авдей Забота зажиточный мужик собирался в город (И. Бунин). 3. Хозяйка молодая женщина лет двадцати пяти разливала чай (В. Короленко). 4. И колокольчик дар Валдая звенит уныло над рекой (нар. песня). 5. Курсаната медицинского училища в одном из городов Средней Азии Михайлова первое время так же как и всех одолевали воспоминания (К. Паустовский). 6. Уж какая бывало веселая и все надо мной проказница подшучивала (М. Лермонтов). 7. Сыны любимые победы сквозь огнь окопов рвутся шведы (А. Пушкин). 8. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов открытое выступление молодых дворян находившихся на военной службе против самодержавия и крепостного права (Э. Павлюченко). 9. В 1827 году в Чите Александра Григорьевна Муравьева пишет что желает разделить участь мужа государственного преступника и готова жить среди арестантов там где они будут содержаться (Э. Павлюченко). 10. Уникально же это поколение потому что оно дитя ХХ века века Технологий века массового производства века внедрения в жизнь изобретений сделанных в XIX веке

осуществления мечтаний европейского человечества лелеемых со времен Реформации (Г. Смирнов).

11. Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания при приложениях, где это необходимо.

1. Красавица зорька в небе разгорелась. 2. Между тем наступило 12-е октября день храмового праздника в селе Троекурово (А. Пушкин). 3. Старичок кавалерист тоже был несколько взволнован приездом графа (Л. Толстой). 4. Иноземные офицеры к примеру полковник Патрик Гордон обижаются медные деньги кидают наземь просят заплатить серебром (А. Толстой). 5. Вдали показывалась пристань маленький красный домик выстроенный на барке (А. Куприн). 6. Здесь в тенечке обедали женщины пахари (Ю. Нагибин). 7. Капитан артиллерии Максимов кладет телефонную трубку (А. Гайдар). 8. Над нашей вольной стороной горит заря красавица (А. Фатьянов). 9. Радищев рабства враг цензуры избежал (А. Пушкин).

12. Прочитайте предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Обособленные приложения выделите графически.

Образец: В придорожных кустах, / деловито попискивая, / шныряют бойкие птахи (В. Шукшин).

(1)Небольшое сельцо Колотовка принадлежавшее некогда помещице за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой настоящее имя ее осталось неизвестным а ныне состоящее за каким-то петербургским немцем лежит на скате голого холма сверху донизу рассеченного страшным оврагом который зияя как бездна вьется разрытый и размытый по самой середине улицы и пуще реки через реку можно по крайней мере навести мост разделяет обе стороны бедной деревушки. (2)Несколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его бокам на самом дне сухом и желтом как медь лежат огромные плиты глинистого камня. (З)Невеселый вид нечего сказать между тем всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку они ездят туда охотно и часто.

(4)У самой головы оврага в нескольких шагах от той точки где он начинается узкой трещиной стоит небольшая четвероугольная избушка стоит одна отдельно от других.  (5) Она крыта соломой с трубой одно окно словно зоркий глаз обращено к оврагу и в зимние вечера освещенное изнутри далеко виднеется в тусклом тумане мороза и не одному проезжему мужичку мерцает путеводной звездою.

(6) Над дверью избушки прибита голубая дощечка эта избушка кабак прозванный «Притынным». (7)В этом кабаке вино продается вероятно не дешевле положенной цены но посещается он гораздо прилежнее чем все окрестные заведения такого же рода. (8)Причиной этому целовальник Николай Иваныч.

(9)Николай Иваныч некогда стройный кудрявый и румяный парень теперь же необычайно толстый уже поседевший мужчина с заплывшим лицом хитро-добродушными глазками и жирным лбом перетянутым морщинами словно нитками уже более двадцати лет проживает в Колотовке.

(10)Николай Иваныч человек расторопный и сметливый как большая часть целовальников.

(И. Тургенев)

13. Прочитайте предложения. Графически выделите грамматические основы, обособленные обстоятельства и объясните наличие/отсутствие знаков препинания. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Щедрин путаясь в рукавах шинели натягивая ее на ходу выбежал на палубу (К. Паустовский). 2. За лесными вершинами кроясь тлеет солнца слепой уголек (Вс. Рождественский). 3. Я надел тулуп и сел верхом посадив за собою Савельича (А. Пушкин). 4. Он быстро оделся и позевывая и вздрагивая от утреннего холодка вышел на палубу (А. Куприн). 5. Вера Львовна слушала его не прерывая ни одним словом и в то же время испытывала нехорошее похожее на ревность чувство (А. Куприн). 6. Но сущий вздор что я живу грустя и что меня воспоминанье точит (А. Ахматова). 7. Возвратясь он велел подавать карету и несмотря на усиленные просьбы остаться уехал после чаю (А. Пушкин). 8. Акакий Акакиевич хотя было отчасти и сконфузился но будучи человеком чистосердечным не мог не порадоваться видя как все похвалили шинель (Н. Гоголь). 9. Лицо и все сложение его несмотря на угловатость молодости выражали большую физическую и нравственную силу (Л. Толстой). 10. Глафира вбежала в кабинет Лаврецкого и швырнув связку ключей на стол объявила что не в силах больше заниматься хозяйством и не хочет оставаться в деревне (И. Тургенев). 11. На тебя смотрю я не дыша (А. Фатьянов). 12. Неистовствуя мучаясь бушуя из-за заборов ломится сирень (К. Ваншенкин). 13. Я несмотря на боль в ноге рискнул съехать на берег (И. Гончаров). 14. Голос у него несмотря на хрипоту был зычный и звонкий (К. Паустовский). 15. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).

14. Прочитайте предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Номера предложений с обособленными обстоятельствами выпишите в порядке возрастания.

(1)Дворовые мужчины в сюртуках кафтанах рубашках без шапок женщины в полосатых платках с детьми на руках и босоногие ребятишки стояли около крыльца посматривали на экипажи и разговаривали между собой.

(2)Один из ямщиков сгорбленный старик в зимней шапке и армяке держал в руке дышло коляски трогал его и глубокомысленно посматривал на ход другой видный молодой парень в одной белой рубахе с красными кумачовыми ластовицами в черной поярковой шляпе черепе- ником которую он почесывая свои белокурые кудри сбивал то на одно то на другое ухо положил свой армяк на козлы закинул туда же вожжи и постегивая плетеным кнутиком посматривал то на свои сапоги то на кучеров которые мазали бричку. (3)Один из них натужившись держал подъем другой нагнувшись над колесом тщательно мазал ось и втулку даже чтобы не пропадал остальной на помазке деготь мазнул им снизу по кругу. (4)Почтовые разномастные разбитые лошади стояли у решетки и отмахивались от мух хвостами. (5)Одни из них выставляя свои косматые оплывшие ноги жмурили глаза и дремали другие от скуки чесали друг друга или щипали листья и стебли жесткого темно-зеленого папоротника который рос подле крыльца. (6)Несколько борзых собак одни тяжело дышали лежа на солнце другие в тени ходили под коляской и бричкой и вылизывали сало около осей. (7)Во всем воздухе была какая-то пыльная мгла горизонт был серо-лилового цвета но ни одной тучки не было на небе.

(8)Сильный западный ветер поднимал столбами пыль с дорог и полей гнул макушки высоких лип и берез сада и далеко относил падавшие желтые листья. (9)Я сидел у окна и с нетерпением ожидал окончания всех приготовлений.

(Л. Толстой)

15. Прочитайте предложения. Объясните, почему перед союзом как стоит или отсутствует запятая.

1. Книги входят в нашу жизнь как великое чудо.

2. Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. 3. Левин, как гостеприимный хозяин, остался у экипажей. 4. Деду, как старшему штурманскому капитану, предстояло наблюдать за курсом корабля.

5. Ночное небо как барабан, пробитый картечью. 6. Все дерево как большой зеленый шатер. 7. Глаза твои, как море, голубым колышутся огнем. 8. Андрей знал Степанова как одного из лучших специалистов по анатомии. 9. Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения. 10. Прежде всего Костя занялся изучением лесов как заграждений против пыли. 11. Алеша, как самый высокий, правофланговый, должен был первым войти в воду. 12. Ее, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области.

16. Прочитайте предложения. Графически выделите обособленные и необособленные дополнения и объясните наличие/от- сутствие знаков препинания. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Солнце пронизывало в лесу все насквозь кроме сосняка. 2. Дом кроме этой комнаты стоял заколоченный необитаемый. 3. У многих из нас помимо книжных шкафов есть еще заветная полка. 4. Он был коренной крестьянин Тверской губернии занимавшийся кроме земледелия еще торговлей. 5. Все на земле было описано за исключением таких редких мест как Кара-Бугаз. 6. В науке кроме созидания важно уметь разрушать. 7. С детства я был равнодушен ко всякой одежде кроме морской. 8. При обыске на квартире у него кроме книг ничего компрометирующего не оказалось. 9. Садик кроме дубов, елей и кедров был наполнен фруктовыми деревьями и цветочными кустами. 10. Я ничего не видел тогда на свете кроме кулис и декораций.

17. Прочитайте предложения. Выделите уточняющие члены предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.

1. Через четверть часа внизу в глубокой лощине блеснула синяя широкая лента реки (А. Куприн). 2. В вышине в черно-синем небе белеют пухлые облака снизу освещенные городом (И. Бунин). 3. Можно сказать решительно что в это время то есть в 12 часов Невский проспект не составляет ни для кого цели он служит только средством (Н. Гоголь). 4. Острог наш стоял на краю крепости у самого крепостного вала (Ф. Достоевский). 5. В аллее в сырой листве лип догорали разноцветные фонарики (А. Толстой).

6. Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы на самом верху была отворена (Ф. Достоевский). 7. Там за седыми горами темный нахмурился лес (В. Саянов). 8. Это было шесть-семь лет назад когда я жил в одном из уездов Тульской губернии в имении помещика Белокурова (А. Чехов). 9. Вблизи в огромном пространстве долины в прохладной и влажной свежести тумана лежало голубое прозрачное и глубокое озеро (И. Бунин). 10. Дальние гулкие раскаты орудийных залпов даже здесь в низине у речки отдававшиеся мелким дрожанием листвы беспокойной тенью отражались на лицах девушек (А. Фадеев).

18. Составьте предложения с данными вводными словами, имеющими различные значения.

Без сомнения, вероятно, пожалуй, к счастью, по словам (кого-либо), следовательно, значит, итак, например, так, одним словом, иначе говоря, по-моему, помнится, конечно.

19. Составьте и запишите предложения с данными словами, которые никогда не выступают в роли вводных слов и не выделяются запятыми.

Ведь, как будто, словно, якобы, едва ли, примерно, исключительно, даже, притом, буквально, как бы, только.

20. Составьте с данными словами по два предложения: в первом предложении они должны быть вводными, во втором — членами предложения.

Кстати, правда, вероятно, наконец, может быть, таким образом, однако.

21. Осложните предложения вводными словами. Обратите внимание на то, как будет меняться смысл высказывания.

1. Мы не увидимся более. 2. Вы дали неточный ответ.

3. Ты скучаешь? 4. Не все знают о том, что муравьи разбираются в геометрических фигурах. 5. Письма от Вас я так и не получил. 6. Книга очень интересная! 7. На берегу никого не было. 8. Вой ветра не предвещал ничего хорошего.

9. Я никогда бы не смог этого сделать без твоей помощи!

10. Путешествие становилось однообразным и скучным.

11. Она должна была ехать. 12. Ты не прав. 13. Профессия эта — самая главная на земле. 14. Ты сделал уроки?

15. Некрасивых цветов не бывает.

22. Прочитайте предложения. Отметьте в них вводные и вставные конструкции и объясните их значение. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. По свидетельству всех исторических записок ничто не могло сравниться с вольным легкомыслием безумством и роскошью французов того времени (А. Пушкин).

2. К великому моему удивлению пролетка свернула на нашу дорогу и пролетела мимо меня в ворота (А. Чехов).

3. Однажды было это в конце мая мы сидели на крыльце и ожидали ужина (А. Чехов). 4. Он странно сказать не помнил когда именно увидел ее в первый раз (Ю. Набоков). 5. Солдаты их было трое ели не обращая внимания на Пьера (Л. Толстой). 6. Вы верно переведены сюда из России? (М. Лермонтов) 7. Оба старичка по старинному обычаю старосветских помещиков очень любили покушать (Н. Гоголь). 8. Стало быть по-вашему физическим трудом должны заниматься все без исключения? (А. Чехов) 9. Проехав какие-то австрийские войска Ростов заметил что следующая за тем часть линии это была гвардия уже вступила в дело (Л. Толстой). 10. Грибоедова комедия или драма я не совсем хорошо понимаю различие между этими двумя словами значения же слова «трагедия» совсем не понимаю давно ходила в рукописи (В. Белинский). 11. В моей руке какое чудо! Твоя рука и на траве два изумруда два светляка (А. Фет). 12. Кстати он был замечательно хорош собой (Ф. Достоевский). 13. Теперь по всей вероятности вихри кружась и увлекая с земли пыль сухую траву и перья поднимались под самое небо (А. Чехов). 14. Возвратясь в свою комнату она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками Гаврила сперва выслал вон свою жену а потом подсел к окну и задумался (И. Тургенев). 15. Становилось однако жарко (И. Гончаров).

16. И в береженый глаз бывает подчас пылинка попадает (посл.). 17. Разговор опять принял как будто бы самый мирный оборот (С. Маршак). 18. По семейному преданию род наш шел от какого-то миргородского казачьего полковника (В. Короленко). 19. Сомнений значит быть не могло (В. Короленко). 20. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования к чему особенно был склонен Пьер то и в этом он видел не недостаток а силу (Л. Толстой).

23. Вспомните и самостоятельно запишите известные вам афоризмы, пословицы и поговорки, осложненные обращениями, однородными и обособленными членами, вводными конструкциями. Объясните постановку/отсутствие знаков препинания.

24. Прочитайте текст. Проанализируйте предложения и определите виды всех осложнителей в них. Расставьте знаки препинания и объясните постановку или отсутствие знаков препинания в предложениях.

Мне пришлось заночевать почти на самом горном перевале на правом берегу бойкой горной речонки. Ночлег был выбран проводником с расчетом именно чтобы иметь защиту от холодного северного ветра. Охотник Артемий провел меня лишнюю версту пока мы добрались до заветного уголка.

— Уютное место — повторял он утешая меня так как я сильно устал и едва передвигал ноги. — Там значит промысловая избушка стояла. По осени или зимой охотники ночевали… Ну теперь-то избушки нет а место все-таки осталось.

Подъем по горному ущелью труден вообще а уставшему человеку кажется бесконечным. Неизвестно кем протоптанная тропинка постоянно теряется в камнях. Ноги ступают неверно дышать трудно в висках стучит кровь. А тут еще почти над самой головой несутся низкие осенние облака кругом серо и быстро надвигается длинная осенняя ночь. Безымянная горная речка пробила себе дорогу по каменистому дну ущелья и несется вниз с глухим ропотом точно сердится на те камни которые загораживают ей путь. Растительности на этой высоте уже совсем мало. По скалам лепится только ель искривленная низкая точно сгорбившийся человек который с трудом карабкается на эти каменистые кручи. Самые камни покрыты разноцветными лишайниками между камнями кое-где желтеет мох и только изредка попадаются небольшие полянки покрытые травой. Настоящий лес остался далеко внизу и густая трава и цветы. Между камнями топорщатся только мохнатые каменки да изредка покажется фиолетовый колокольчик трава же сухая и жесткая как в некоторых болотах.

— Ну вот мы и дома! — проговорил Артемий когда мы вышли на небольшую поляну.

Ночевать в горах под открытым небом не особенно приятно но делать нечего приходилось мириться. Хорошо и то что хоть не будет донимать холодный горный ветер. Я присел на большой камень и смотрел как Артемий разводил огонь. Что может быть лучше огня когда он горит в таком ущелье? Это сама жизнь! Сидя у себя дома не оценишь в достаточной мере всех благодеяний которые дает человеку огонь. Недаром сложилась греческая легенда что огонь был похищен с неба. В данном случае костер не только согревал нас но и освещал. Я любовался всполохами красного пламени расходившимися полосами света то исчезавшими то появлявшимися очертаниями ближайших скал камней и деревьев. Картина принимала фантастический характер точно в какой-нибудь сказке.

— Вот мы и самовар на палочке поставим — говорил Артемий устраивая походный медный чайник над огнем. — Хорошо теперь чайку горяченького напиться… нет этого лучше: усталость как рукой снимет.

Я до того устал что не мог даже отвечать Артемию. Кажется взял бы лег протянул натруженные ноги да так больше и не вставал бы. Даже горячий чай не соблазнял…

(Д. Мамин-Сибиряк)

 

Предложения интернет-магазинов