Тестовые задания в формате ЕГЭ. Русский язык.

Прочитайте текст и выполните задания 1—4.

(1)Не только я, но и все наши папы на полярной станции сильно скучают по детям. (2)Как человек ни занят, а время скучать всегда найдется, даже в самой напряженной работе есть просветы, особенно в полярную ночь. (3)Вот еще неисчерпаемая тема для исследований. (4)Уходит солнце — и вместе с ним частица тебя самого.

  (5)  И без этой неведомой частицы нарушаются психические процессы: люди становятся замкнутыми, более раздражительными, ухудшается аппетит. (6)Фантасты полагают, что, когда через миллионы лет погаснет солнце, люди уйдут в подземные дворцы. (7)Не знаю, какие блага их там ожидают, быть может, нам и не снится такой комфорт, которым они будут пользоваться, но я предпочитаю наши скромные удобства и солнце. (8)Мне жаль людей, которые никогда его не увидят, наверное, подсознательно они будут ощущать свою неполноценность…

(9)У нас в полярную ночь общий тонус понизился, но взрывов не было: работали много, а свободное от вахт время старались проводить вместе. (10)В такие дни лучшее лекарство от хандры — юмор, а за этим лекарством никто не ходил в медпункт. (11)Одна лишь моя научная работа вызвала столько шуток, что их бы хватило на всю жизнь целому поколению конферансье. (12)Как вы знаете, человек в процессе жизнедеятельности затрачивает определенные количества белков, углеводов, воды. (13)Меня интересовало, как протекает водный обмен в организме в условиях полярной ночи.

(14)Когда я сказал ребятам, что собираюсь заняться таким исследованием, они дружно пожелали мне успеха. (15)Но когда выяснилось, что в интересах науки каждый из них должен восемь раз вставать в пять утра, выпивать около литра воды и каждые двадцать минут — восемь раз за утро — отчитываться перед наукой, они взвыли. (16)Те, кого я будил для определенной процедуры, особо не веселились, зато, отдав науке все, что от них требовалось, всласть потешались над очередными жертвами. (17)Впрочем, главной жертвой был я, поскольку мне-то пришлось вставать в пять утра сто раз.

(По В. Санину)

1. Среди предложений 12—17 найдите сложное, в состав которого входит придаточное причины. Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 2—8 найдите сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

3. Среди предложений 8—16 найдите сложное с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 2—7 найдите сложное с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте текст и выполните задание 5.

(1)Человек должен быть интеллигентен! (2)А если у него профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

(9)Это очень, очень важно прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! (10)Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго не только физически, но и умственно. (11)В Библии сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». (12)Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (13)Это мудро.

(Д. Лихачев)

5. Среди предложений 9—13 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте текст и выполните задания 6—8.

(1)Бывает в душе как будто метель, мысли летят, летят, и никак ни одну не поймаешь, и в то же время нет ни малейшей тоски, и вся эта метель мыслей в душе совершается как бы при солнечном свете. (2)Из этого внутреннего мира, где никак невозможно поймать мысль, чтобы ею заняться, я выглядываю наконец в мир внешний и вижу, что там тоже при полном солнечном свете по серебряному насту тоже перебегают струйки поземки-метелицы. (3)Необычно прекрасным кажется мир, когда он соответственно продолжает и бесконечно расширяет и усиливает мир внутренний. (4)Я узнаю сейчас весну света по теням: дорога моя примята санями, правая сторона ее — голубая тень, левая — яркосеребряная. (5)Сам же идешь по санному углублению, и кажется тебе, что так можешь идти бесконечно.

(М. Пришвин)

6. Среди предложений 1—5 найдите сложное предложение, в котором есть последовательное подчинение придаточных. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 1—5 найдите предложение(-я) с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

8. Среди предложений 1—5 найдите предложение(-я) с придаточным условия. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения^).

Прочитайте текст и выполните задания 9—10.

(1)Можно было подумать, что у Хионии Алексеевны во всех частях света бесконечная родня. (2)Чему учили в этом пансионе и кто учил — едва ли ответила бы на это и сама Хиония Алексеевна. (3)Пансион имел сношение с внешним миром только при посредстве Матрешки.

(4)Чтобы довершить характеристику той жизни, какая шла в домике Заплатиных, нужно сказать, что французский язык был его душой, альфой и омегой. (5)Француз- ские фразы постоянно висели в воздухе, ими встречали и провожали гостей, ими высказывали то, что было совестно выговорить по-русски, ими пускали пыль в глаза людям непосвященным, ими щеголяли и задавали тон. (6)В жизни Хионии Алексеевны французский язык был неисчерпаемым источником всевозможных комбинаций, а главное — благодаря ему Хиония Алексеевна пользовалась громкой репутацией очень серьезной, очень образованной и вообще передовой женщины.

(Д. Мамин-Сибиряк)

9. Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение, состоящее из трех частей. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте текст и выполните задания 11—12.

(1)Наша история о временах, предшествовавших принятию христианства, темна и наполнена сказаниями, за которыми нельзя признать несомненной достоверности. (2)Этому причиною то, что наши первые летописцы писали не ранее второй половины Х! в. и о событиях, происходивших в их отечестве в IX и Х веках, за исключением немногих письменных греческих известий, не имели других источников, кроме изустных народных преданий, которые, по своему свойству, подвергались вымыслам и изменениям. (3)С достоверностью можно сказать, что, подобно всем северным европейским народам, и русский только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни, — основы, без которых, собственно, для народа нет истории. (4)С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жили славяне под разными местными названиями, держась берегов рек: Западной Двины, Волхова, Днепра, Припяти, Сожи, Горы- ни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сулы, Десны, Оки с их притоками. (5)Они жили небольшими общинами, которые имели свое средоточие в городах — укрепленных пунктах защиты, народных собраний и управления. (6)Никаких установлений, связующих между собой племена, не было. (7)Признаков государственной жизни мы не замечаем.

(Н. Костомаров)

11. Среди предложений 1—7 найдите сложносочиненное предложение. Напишите номер этого предложения.

12. Среди предложений 3—7 найдите сложное(-ые) предложение(-я), в которых есть определительное придаточное. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Прочитайте текст и выполните задания 13—15.

(1)Снег выпадал постепенно почти каждую ночь, и каждое утро была отличная пороша. (2)Отец очень любил сходить с ружьем по следу русаков и охотился иногда за ними; но, к сожалению, он не брал меня с собою, говоря, что для меня это будет утомительно и что я буду ему мешать. (3)Зато, чтоб утешить меня, он приказал Танай- ченку верхом объехать русака и взял меня с собою, чтоб при мне поймать зайца тенетами. (4)Часа за два до обеда мы с отцом в санках приехали к верховью пруда. (5)«Вот где лежит русак, Сережа!» — сказал мой отец и указал на гриву желтого камыша, проросшую кустами и примыкавшую к крутцу. (6)«Русак побежит в гору, и потому все это место обметано тенетами. (7)Видишь, как они висят на кустиках? (8)Ну, смотри же, что будут делать». (9)Народу было с нами человек двадцать; одни зашли сзади, а другие с боков и, таким образом подвигаясь вперед полукругом, принялись шуметь, кричать и хлестать холу- динами по камышу. (10)В одну минуту вылетел русак, как стрела, покатил в гору, ударился в тенета, вынес их вперед на себе с сажень, увязил голову и лапки, запутался и завертелся в сетке. (11)Люди кричали и бежали со всех ног к попавшему зайцу, я также кричал во всю мочь и бежал изо всех сил.

(С. Аксаков)

13. Среди предложений 1—7 найдите предложение(-я) с однородными придаточными. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

14. Среди предложений 1—7 найдите предложение(-я) с придаточным(-ыми) изъяснительным(-ыми) (дополнительным(-ыми)). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

15. Среди предложений 6—11 найдите сложное бессоюзное предложение, состоящее из двух частей. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте текст и выполните задания 16—17.

(1)Село Суслон, одно из богатейших зауральских сел, красиво разлеглось на высоком правом берегу реки Ключевой. (2)Ряды изб, по сибирскому обычаю, выходили к реке не лицом, а огородами, что имело хозяйственное значение: скотину поить ближе, а бабам за водой ходить. (3)На самом берегу красовалась одна белая каменная церковь, лучшая во всей округе. (4)От церкви открывался вид и на все село, и на красавицу реку, и на неоглядные поля, занявшие весь горизонт, и на соседние деревни, лепившиеся по обоим берегам Ключевой почти сплошь: Роньжа, Заево, Баклани- ха. (5)Вдали, вниз по течению Ключевой, грязным пятном засела на Жулановском плесе мельница-раструска Ерми- лыча, а за ней свечой белела колокольня села Чуракова. (6)Вверх по течению Ключевой владения суслонских мужиков от смежных деревень отделяла Шеинская курья, в которой поймали вчера мудреного бродягу. (7)Повыше этой курьи река была точно сжата крутыми берегами — это был Прорыв. (8)Летом можно было залюбоваться окрестностями Суслона.

(9)В сороковых годах Суслон сделался центром странного — «картофельного бунта». (10)Дело вышло из-за министерского указа об обязательном посеве картофеля. (11)Запольский уезд населен исключительно государственными крестьянами, объяснившими обязательный посев картофеля как меру обращения в крепостную зависимость. (12)Темная крестьянская масса всколыхнулась почти на расстоянии всего уезда, и волнение особенно сильно отразилось в Суслоне, где толпа мужиков поймала молодого еще тогда писаря Замараева и на веревке повела топить к Ключевой как главного виновника всей

беды, потому что писаря и попы скрыли настоящий царский указ.

(Д. Мамин-Сибиряк)

16. Среди предложений 1—7 найдите сложносочиненное предложение. Напишите номер этого предложения.

17. Среди предложений 1—12 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте текст и выполните задание 18.

(1)Персидский поэт Саади считал, что человек должен жить не менее девяноста лет. (2)Первые тридцать лет приобретать знания, вторые тридцать лет — странствовать, а последние отдать творчеству. (3)В глубине души я думаю, что тридцать лет для странствий по земле все же мало.

(4)Скитания насыщают нас познаниями, открывают нам красоту земли и своеобразие многих стран и дают толчок нашему воображению. (5)Странствуя, нужно жить, хотя бы недолгое время, в тех местах, куда вас забросила судьба. (6)Познание и странствие неотделимы друг от друга. (7)В этом заключается смысл любого путешествия.

(По К. Паустовскому)

18. Среди предложений 1—7 найдите сложноподчиненное с определительным придаточным. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте текст и выполните задания 19—20.

(1)Бывают счастливые дети, которые с пеленок ощущают на себе прикосновение тех бесконечно разнообразных сокровищ, которые мать-природа на всяком месте расточает перед каждым, имеющим очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать. (2)M^ было уже за тридцать лет, когда я прочитал «Детские годы Багрова-внука», и, признаюсь откровенно, прочитал почти с завистью. (3)Правда, что природа, лелеявшая детство Багрова, была богаче и светом, и теплом, и разнообразием содержания, нежели бедная природа нашего серого захолустья, но ведь для того, чтобы и богатая природа осияла душу ребенка своим светом, необходимо, чтоб с самых ранних лет создалось то стихийное общение, которое, захватив человека в колыбели, наполняет все его существо и проходит потом через всю его жизнь. (4)Если этого общения не существует, если между ребенком и природой нет никакой непосредственной и живой связи, которая помогла бы первому заинтересоваться великою тайною вселенской жизни, то и самые яркие и разнообразные картины не разбудят его равнодушия. (5)Напротив того, при наличности общения, ежели дети не закупорены наглухо от вторжения воздуха и света, то и скудная природа может пролить радость и умиление в детские сердца.

(М. Салтыков-Щедрин)

19. Среди предложений 1—5 найдите предложение(-я) с придаточным(-ыми) обстоятельственным(-ыми) условия. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

20. Среди предложений 1—5 найдите сложные предложения с последовательным подчинением и неоднородным соподчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

Прочитайте текст и выполните задание 21.

(1)В самом центре Москвы есть глухие, сохранившие душок старины уголки, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шоферы такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. (2)А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.

(3)Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей, теперь уже тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе. (4)И обслуживает он главным образом энергетиков, помогает им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с ее тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими и типовыми станциями, с ее разноликим потребителем в виде промышленных городов и периферийных деревенек с животноводческими комбинатами.

(В. Тендряков)

21. Среди предложений 1—4 найдите сложное предложение с обстоятельственным придаточным причины. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте текст и выполните задание 22.

(1)Через три дня Привалов на гнедом киргизе ехал по дороге в Красный Луг. (2)Он нарочно ехал тихо, чтобы полюбоваться развертывавшимися кругом красотами. (3)Овсы нынче взялись необыкновенно дружно; пшеница уже трубилась, выгоняя свою матовую зелень, на которой отдыхал глаз. (4)День был горячий; накаленный воздух переливался прозрачными волнами; над бесконечными нивами нависла кружившая голову испарина. (5)В траве

звонко ковали кузнечики; где-то тянул свою скрипучую песню коростель. (6)Из придорожной травы, покрытой мелкой пылью, то и дело взлетали, как ракеты, маленькие птички и быстро исчезали в воздушном пространстве. (7)На горизонте со стороны Лалетинских вод медленно ползло грозовое облачко и можно было рассмотреть косую полосу дождя, которая орошала нивы; другая сторона неба была залита ослепительным солнечным светом, — глазам было больно смотреть.

(Д. Мамин-Сибиряк)

22. Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте текст и выполните задание 23.

(1)Еще с раннего утра все небо обложили дождевые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждешь дождя, а его нет. (2)Ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин уже утомились идти, и поле представлялось им бесконечным. (3)Далеко впереди еле были видны ветряные мельницы села Мироносицко- го, справа тянулся и потом исчезал далеко за селом ряд холмов, и оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если стать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползущую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. (4)Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна.

(5) — В прошлый раз, когда мы были в сарае у старосты Прокофия, — сказал Буркин, — вы собирались рассказать какую-то историю.

(6) — Да, я хотел тогда рассказать про своего брата.

(7)Иван Иваныч протяжно вздохнул и закурил трубочку, чтобы начать рассказывать, но как раз в это время пошел дождь.

(А. Чехов)

23. Среди предложений 1—7 найдите предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Предложения интернет-магазинов